Главные вкладки

    Программа по внеурочной деятельности 5-6 класс
    рабочая программа (5 класс) на тему

    Жукова Надежда Николаевна

    Программа  внеурочной деятельности «Занимательная математика» 5-6 класс.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon vneurochnaya_deyatelnost_5-6kl.doc78.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Утверждаю.

    Директор школы:

    _____ /Ю.В. Сорокина/

    Программа  внеурочной деятельности «Занимательная математика».

    (  5-6 класс, 1 час в неделю)

                                                Составила:

    учитель математики

    Жукова Надежда Николаевна                                            

                     

    г. Пестово  2013г.

                             

    Пояснительная  записка.

              Программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» относится к научно-познавательному направлению реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС.

      Актуальность программы определена тем, что пятиклассники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности.

      Данная программа позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

        Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у обучающихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.
      Содержание программы соответствует познавательным возможностям пятиклассников и шестиклассников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
     Содержание занятий внеурочной деятельности представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  внеурочной деятельности должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д.
     Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы внеурочной деятельности должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.     Данная практика поможет  успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.
       Все вопросы и задания рассчитаны на работу обучающихся на занятии. Для эффективности работы внеурочной деятельности желательно, чтобы работа проводилась в малых группах с опорой на индивидуальную деятельность, с последующим общим обсуждением полученных результатов.
     Специфическая  форма  организации позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к

    познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию.

         Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам  дополнительного образования  в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).

    Отличительными особенностями являются:

    1.Определение видов    организации деятельности обучающихся, направленных  на достижение  личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

    2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

    3.Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов

     4.Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки.

    Основными целями проведения занятий  являются:

    • привитие интереса обучающимся к математике;
    • углубление и расширение знаний по математике;
    • развитие математического кругозора, мышления,   исследовательских умений          обучающихся;                                
    • воспитание настойчивости, инициативы.

                  Задачи внеурочной деятельности:

     -  воспитать творческую активность обучающихся в процессе изучения математики;

     - оказать конкретную помощь обучающимся  в решении  текстовых задач, олимпиадных  задач;

     - способствовать повышению интереса к математике, развитию логического мышления.

         Для  успешного  освоения  программы  обучения  ребенку  необходимо  не  только  много  знать,  но  и  последовательно  мыслить,  догадываться,  проявлять  умственное  напряжение.  Интеллектуальная  деятельность,  основанная  на  активном  поиске  способов  действий,  при  соответствующих  условиях  может  стать  привычной  для  детей.

       Так,  головоломки  целесообразны  при  закреплении  представлений  ребят  о  геометрических  фигурах.  Загадки,  задачи-шутки  уместны  в  ходе  обучения  решения  арифметических  задач,  действий  над  числами,  формирование  временных  представлений  и  т.д.  формы  организации  обучающихся разнообразны:  игры  проводятся  со  всеми,  с  подгруппами  и  индивидуально.  Педагогическое  руководство  состоит  в  создании  условий  проведения  занятий, в поощрении  самостоятельных  поисков  решений  задач,  стимулировании  творческой  инициативы.  В  данную программу

    внеурочной деятельности включены  игры,  смекалки,  головоломки,  которые  вызывают  у  ребят  большой  интерес.  Дети  могут,  не  отвлекаясь,  подолгу  упражняться  в  преобразовании  фигур,  перекладывании  палочек  или  других  предметов  по  заданному  образцу,  по  собственному  замыслу.  На  данных занятиях  формируются  важные  качества  личности  ребенка:  самостоятельность,  наблюдательность,  находчивость,  сообразительность,  вырабатывается  усидчивость,  развиваются  конструктивные  умения.

          В  «Основных  направлениях  реформы  общеобразовательной  и  профессиональной  школы»  намечена  программа  дальнейшего  улучшения  воспитания  и  обучения  детей:  «Необходимо  улучшать  организацию  воспитания  и  образования  детей.  С  ранних  лет  воспитывать  у  них  любовь  к  Родине,  уважение  к  старшим,  товарищество  и  коллективизм,  культуру  поведения,  чувство  красоты,  развивать  у  каждого  ребенка  познавательные  интересы  и  способности,  самостоятельность,  организованность  и  дисциплину»  в  решении  этих  задач  окажет  помощь  и  данное творческое объединение.

        Характер  материала  определяет  назначение  внеурочной деятельности.

        Развивать  у  детей  общие  умственные  и  математические  способности,  заинтересовать  их  предметом  математики,  развлекать,  что  не  является ,  безусловно,  основным.

        Любая  математическая  задача  на  смекалку,  для  какого  возраста  она  не  предназначалась,  несет  в  себе  умственную  нагрузку,  которая  чаще  всего  замаскирована  занимательным  сюжетом,  внешними  данными,  условием  задачи  и  т.д.

       Умственная  задача:  составить  фигуру,  видоизменить,  найти  путь  решения,  отгадать  число  -  реализуется  средствами  игры,  в  игровых  действиях.  Развитие  смекалки,  находчивости,  инициативы  осуществляется  в  активной   умственной   деятельности,  основанной  на  непосредственном  интересе.

       Занимательность  математическому  материалу  придают  игровые  элементы,  содержащиеся  в  каждой  задаче,  логическом  упражнении,  развлечении,  будь  то  шашки  или  самая  элементарная  головоломка.  Например,  в   вопросе:  «Как  из  двух  палочек  сложить  на  столе  квадрат?»  -  необычность  его  постановки  заставляет  ребенка  задуматься  в  поисках  ответа,  втянуться  в  игру  воображений.

       В  ходе  решения  задач  на  смекалку,  головоломок  дети  учатся  планировать  свои  действия,  обдумывать  их,  догадываться  в  поисках  результата,  проявляя  при  этом  творчество.  Эта  работа  активизирует  не  только  мыслительную  деятельность  ребенка,  но  и  развивает  у него  качества,  необходимые  для  профессионального  мастерства,  в  какой  бы  сфере  потом  он   не  трудился.  В конце полугодий проводятся викторины и КВН. Это помогает детям оценить свои успехи и достижения.

     

    Календарно-тематическое планирование

     

                              Тема

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    9

    10

    11

    12

    13

    14

    15

    16

    17

    18

    19

    20

    21

    22

    23

    24

    25

    26

    27

    28

    29

    30

    31

    32

    33

    34

    35

    36

    37

    38

    39

    40

    41

    42

    43

    44

    45

    46

    47

    48

    49

    50

    51

    52

    53

    54

    55

    56

    57

    58

    59

    60

    61

    62

    63

    64

    65

    66

    67

    68

    Математика царица наук.

    Значение математики в жизни человека.

    Удивительный мир чисел.

    Как люди научились считать.

    Страна цифр и знаков.

    Взаимное расположение предметов.

    Интересные приемы устного счета.

    Великие математики России.

    Задачи со сказочным сюжетом.

    Решение задач со сказочным сюжетом.

     Занимательные задачи в стихах.

    Решение занимательных задач в стихах.

    Коллективный счет.

    Веселый счет.

    Здесь загадки и шарады.

    За загадку две награды.

    Волшебные клеточки.

    Решение  логических  цепочек.

    Знакомство с магическими квадратами.

    Магические квадраты.

    Игры с математическими заданиями.

    Подвижные игры с математическими заданиями.

    Знакомство с математическим лото.

    Математическое лото.

    Арифметические ребусы.

    Решение арифметических ребусов.

    Логические лабиринты.

    Решение логических лабиринтов.

    Решение ребусов и логических задач.

    Задачи – шутки.

    Решение задач-шуток.

    Загадки –смекалки.

    Решение задач-смекалок.

    Обратные задачи.

    Решение обратных задач.

    Практикум «Подумай и реши».

    Задачи с неполными данными, лишними, нереальными данными.

    Решение задач с неполными данными.

    Задачи с изменением вопроса.

    Нестандартные задачи.

    Решение нестандартных задач.

    Путешествие в страну геометрических

    фигур.

    Нестандартные задачи.

    Решение нестандартных задач.

    Путешествие в страну геометрических фигур.

    Решение геометрических задач.

    Волшебная точка.

    Волшебные линии.

    Четырех угольники и их виды.

    Четырех угольники и их виды.

    Свойства квадрата.

    Прямоугольник и его свойства.

    Диагонали прямоугольника.

    Решение задач международной игры «Кенгуру».

    Математические горки.

    Игра «У кого какая цифра».

    Знакомьтесь: Архимед.

    Задачи с многовариантными решениями.

    Решение задач с многовариантными решениями.

    Игра «Знай свой разряд».

    Знакомьтесь: Пифагор.

    Проектная деятельность «Газета  любознательных».

    Газета любознательных.

    Подготовка к олимпиаде.

    Математическая олимпиада.

    Математическая олимпиада.

    Математическая эстафета.

    Подведение итогов работы .

    Знакомство с основными разделами математики. Первоначальное знакомство с изучаемым материалом.

    Знакомство с материалом из истории развития математики. Решение занимательных заданий, связанных со счётом предметов.

    Знакомство с интересными приёмами устного счёта, применение рациональных способов решения математических выражений.

    Решение занимательных задач в стихах по теме «Сложение и вычитание»

    Знакомство с математическими ребусами, решение логических. конструкций

    Решение математических ребусов. Знакомство с простейшими умозаключениями на математическом уровне.

    Решение математических загадок, требующих от обучающихся логических рассуждений

    Формирование числовых и пространственных представлений у детей.

    Решение обратных задач, используя круговую схему.

    Анализ и решение задач, самостоятельное изменение вопроса и решение составленных задач.

    Уяснение формальной сущности логических умозаключений при решении задач с неполными данными, лишними, нереальными данными.

    Решение логических задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения.

    Решение задач, требующих применения интуиции и умения проводить в уме несложные рассуждения

    Исторические сведения:

    - кто такой Архимед

    - открытия Архимеда, Пифагора

    - вклад в науку

    Создание проектов. Самостоятельный поиск информации для газеты

    Содержание курса

    1.  Из истории математики часа -8 ч

    Первоначальное знакомство с историей математики. Возникновение цифр и знаков.

    2.Занимательные  задачи-18 ч

    Решение задач в одно и два действия, задач шуток, задач со сказочным сюжетом с использование игрового материала. Сравнение предметов по размеру и форме. Пространственные представления, взаимное расположение предметов.

    3.Математические ребусы, лабиринты. -20ч

    Математические квадраты, головоломки,  математическое лото, арифметические ребусы. Направление движения: слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх. Сравнение групп предметов.

    4.Страна геометрических  фигур-15 ч

    Точка. Линии: кривая, прямая, отрезок, замкнутая, ломаная. Многоугольник. Длина отрезка,  сантиметр.

    5.Проектная деятельность, математические праздники -7ч.


    Используемая литература.

    1. Математика. 5 класс. Учебник в 2 ч.   Дорофеев Г.В., Петерсон Л.Г.     2-е изд., перераб. - М.: 2011.

    2. Гончарова Л. В. Предметные недели в школе. Математика.

    3. Глейзер Г.И.  История математики в школе. 4 – 6классы.

    4. Коваленко В. Г. Дидактические игры на уроках математики.

    5.Кочергина А. В., Гайдина Л. И. Учим математику с увлечением. М.: 5 за знание, 2007.

    6. Минковский В.Л.  За страницами учебника   математики.

    7.Г.И.Григорьева Подготовка школьников к олимпиадам по математике:5-6 классы. М.: Глобус, 2009.

    10. А.В.Спивак Тысяча и одна задача по математике 5-7 классы.М.: Просвещение 2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    программа по внеурочной деятельности в начальных классах

    программа "Оригами" по внеурочной деятельности в начальных классах...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности в 5 классе в рамках введения ФГОС "Творческая мастерская"

                     Рабочая программакурса внеурочной деятельности «Творческая мастерская»5 класс (1 час в неделю, всего 34 часа)Уровень базо...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 5 класса "Мое портфолио"

    В рамках внедрения новый ФГОС внеурочная деятельность является неотемлемой частью учебно-воспитательного професса. Программа "Мое портфолио" предназначена для учителей, классных руководителей, работаю...

    рабочая программа по внеурочной деятельности учащихся 5 класса "Наглядная геометрия"

    В  программе отражены актуальность курса, сроки реализации,ожидаемые результаты, тематическое планирование ( с УУД), список используемой литературы...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Природа и фантазия"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности 1класса (ФГОС НОО). Кружок "Природа и фантазия" разработан для учащихся 7-8 лет, срок реализации 1 год. Программа направлена для освоения учащимися культур...

    Программа по внеурочной деятельности в начальных классах по теме: "Планета загадок"

    Программа разработана для работы по внеурочной деятельности. Вней отражается природа нашей Земли. Ее рельеф, погода, растительный и животный мир ....

    программа по внеурочной деятельности в 5 классе

    Программа расчитана на 35 часов.Составлена в соответствии с ФГОС второго поколения.Программа включает пояснительную записку,планируемые образовательные результаты,а так же тематическое планирование....