Программа кружка "Веселый крендель"
методическая разработка по теме

Никитина Малика Нематовна

Материал содержит пояснительную записку и содержание кружковой работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_vesyolyy_krendel.docx30.56 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В системе воспитания школьников важное место занимает трудовое, нравственное, эстетическое, экологическое воспитание подрастающего поколения. Учитывая особый образ жизни учащихся с отклонениями в развитии, который культивирует в детях такие качества, как беспомощность, потребительство, приспособленчество, возникла необходимость подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, сформировать у них определенные социальные знания, умения, навыки. По статистическим данным на вопрос о трудностях, возникающих перед выпускниками  специальной (коррекционной школы), 25% детей ответили, что это неумение готовить, самостоятельно распределять имеющиеся средства для проживания, устраивать быт. Поэтому, организация кружка кулинарии, его работа поможет подготовить детей к преодолению трудностей социализации.

Программа кружка «Веселый крендель» рассчитана на тех, кто делает первые шаги к  знакомству с кухней, хозяйством вообще, позволяет научиться быть экономным, хорошо ориентироваться в многообразии продуктов.
В жизни каждого ребенка бывает много праздников, хочется, чтобы и эти дети умели правильно организовать его, составить программу, подготовить праздничный стол, хорошо сервировать его. Ведь каждый ребенок, девочка или мальчик, становятся взрослыми, если они в детстве будут знать, уметь и проводить торжества, то и в дальнейшей своей взрослой жизни смогут подготовиться к любому семейному мероприятию, традиционному празднику, стать гостеприимными хозяевами. 

Актуальность программы заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к приготовлению пищи, развивать художественно-эстетический вкус. В школьной программе по СБО отводится определенное количество времени для приобщения учащихся к кулинарии предусматривает занятия  для девочек, а приобретение навыков самообслуживания, приготовление пищи необходимо и мальчикам. Практика показала, что мальчики 10-14 лет успешно и с интересом занимаются в кружках кулинарии. Приобретенные на занятиях знания и навыки очень помогают им в повседневной жизни, а некоторым дают ориентацию в выборе профессии.

Кружок кулинарии, опираясь в своей работе на знания и навыки по приготовлению пищи, полученные учащимися на уроках СБО, должен расширить и углубить эти знания и навыки, способствовать профориентации школьников.

Отличительные особенности программы

У школьников с ограниченными возможностями здоровья в процессе работы в кружке формируются практические трудовые навыки, творческая активность, развивается фантазия. Занятия не только сочетают различные виды практической деятельности, но и способствуют приобщению учащихся к прекрасному, многообразному миру народного искусства, к миру гармонии и красоты, развивают мелкую моторику. Самостоятельно приготовленная выпечка может не просто украсить праздничный стол, она способствуют развитию самых добрых, теплых чувств.

Возраст обучающихся. Срок реализации данной программы

В кружке занимаются девочки и мальчики в возрасте от 11 до 13 лет, так как именно в этом возрасте воспитанники психологически готовы к накоплению социального опыта. Программа кружка "Веселый крендель" имеет художественную направленность. Срок реализации программы – 1 год. Программа кружка содержит 17 учебных часов в год, занятия проходят 2 раза в месяц по 1 часу. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности:  изготовлению изделий, выполнению практических работ.

Формы и режим занятий

Программа совмещает в себе две формы реализации: групповую и индивидуальную Программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ.

Тематическое планирование и содержание программы

Тема

Всего часов

Теоретических

Практических

1

Правила безопасности труда.

1

1

-

2

Сервировка стола. Правила поведения за столом

2

1

1

3

Санитарно-гигиенические требования

1

1

4

Горячие напитки. Приготовление чая, кофе, какао

1

-

1

5

Мука – основа теста. Рецепты теста

2

1

1

6

Выпечка

10

10

Итого

17

4

13

 

Содержание программы

Тема 1 Работа с пищевыми продуктами. Понятие о пищи. Правила безопасности труда. Значение питания в жизни человека. Состав пищи (белки, жиры, углеводы, минеральные соли, вода). Режим питания ребенка. Меню.

      Тема 2.  Сервировка стола. Правила поведения за столом. Сервировка стола к завтраку, обеду, ужину, чаю. Праздничная сервировка стола. Правила поведения за столом. Практические работы: сервировка стола и выполнение правил поведения за столом. 

 Тема 3.  Кулинарная обработка продуктов. Санитарно-гигиенические требования при выпечке.  Содержание в чистоте кухни и инвентаря. Личная гигиена во время приготовления пищи. Специальная одежда (передник, косынка, колпак, сменная обувь). Хранение и обработка продуктов. Аптечка. Выполнение правил гигиены во время приготовления пищи.

 Тема 4. Инструменты, посуда и приспособления, используемые для приготовления теста. Правила пользования нагревательными приборами. Правила обращения с режущими инструментами. Правила обращения с горячей посудой и продуктами. Выполнение правил техники безопасности во время приготовления пищи. Просмотр видеоролика

 Тема 5. Мука – основа теста. Пищевые разрыхлители. Просмотр видеоролика. Дрожжи, питьевая сода.

Тема 6. Тесто. Дрожжевое тесто. Песочное тесто. Основные рецепты. Оформление кондитерских изделий.

Тема 7. Выпечка.

7.1 «День матери». Выпечка пирогов, булок.

7.2 «Новогодняя сказка» Выпечка пирогов, булок, кренделей, ватрушек.

7.3 «Пирог для папы».  Выпечка праздничного пирога.

7.4 «Пирог для мамы, бабушки, сестры». Выпечка праздничного пирога.

7.5 Выпечка песочного печенья с корицей.

7.6 «День смеха». Выпечка песочного печенья в виде смешных рожиц.

7.7 «День космонавтики» Выпечка песочного печенья

7.8 «Весенняя фантазия» Выпечка булок (в виде цветов), кренделей, ватрушек.

7.9 Праздничное чаепитие.

Методическое обеспечение программы

В основе организации работы в кружке лежат субъектные взаимоотношения руководителя кружка и детей, где они равноправные партнеры, что обеспечивает комфортный психологический климат, способствующий созданию благоприятных условий для раскрытия и развития способностей каждого ребенка с ориентацией на общечеловеческие ценности.
        Основным условием образовательного процесса является систематизация нравственного отношения к труду, к теоретической и практической созидательной деятельности.

Кружок «Веселый крендель» проводит занятие в кабинете СБО (социально-бытового обслуживания), при оборудовании которого предусмотрено все необходимое для занятий, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям. Помещение светлое, сухое, с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией.
Для учебной кухни целесообразно современное оборудование, подвесные шкафы, разделочный стол. Для работы кружка необходим инвентарь: разделочные доски размером 20+25 см в комплектах (комплект состоит из трех досок с обязательной маркировкой с двух сторон – для сырых и вареных овощей, для мяса и рыбы и т.д.), кухонные ножи: маленькие и средние, ложки из нержавеющей стали и деревянные, разливные ложки, дуршлаг, скалка, чайник, подносы, подставки под горячую посуду, миски трех-четырех размеров емкостью от 0,5 до 2 л, кастрюли трех размеров емкостью от 1 до 3 л, сковороды (диаметром 25-30 см), разделочные доски для теста.

Электрооборудование: электроплита, кухонный комбайн; столовая и чайная посуда, в том числе столовый и чайные сервизы – с учетом количества кружковцев.

Обязательное условие занятий – соблюдение санитарно-гигиенических требований. Одно из правил гигиены приготовления пищи – наличие спецодежды: передника и косынки для девочек, передника и колпака для мальчиков, а так же сменной обуви.

Руководитель кружка должен строго следить за соблюдением детьми правил гигиены. Только при соблюдении правил личной гигиены, гигиены помещения, рабочих мест, посуды и продуктов можно приготовить доброкачественную, полезную, вкусную пищу.

Работа кружка связана с пользованием нагревательными приборами, с варкой, жареньем и выпечкой продуктов. Это обязывает педагога особое внимание обращать на технику безопасности.

Для обеспечения образовательного процесса используются: планы, конспекты.
Для эффективности усвоения теоретического материала проводятся краткие записи в рабочие тетради, а так же используются инновационные компьютерные технологии,  наглядный материал: схемы, плакаты, рисунки, муляжи и натуральные образцы продуктов.

Для организации контроля и определения результативности обучения применяется тестирования, анкетирование, вопросники, творческие отчеты в виде утренников.

Основные формы проведения занятий:  лекции, беседы, теоретическая работа и
практическая работа.


Дети учатся самостоятельно готовить блюда с учетом различных меню, правильно сервировать стол, содержать в чистоте кухонные принадлежности и т.д.

В каникулы с детьми проводятся экскурсии на предприятия пищевой и легкой промышленности, в музеи, на выставки. Это расширяет кругозор и развивает эстетический вкус, способствует ориентации в выборе профессии.
Занятия в кружке завершаются итоговым утренником-чаепитием, на котором воспитанники демонстрируют умение приготовлять кулинарные изделия, сервировать праздничный стол и правильно вести себя за столом. На утреннике отмечают лучших кружковцев.

Перед началом работы кружка проводится анкетирование на выявление уровня подготовленности детей. По окончании курса программы тестирование должно определить прогресс развития кулинарных способностей.
Это позволяет определить обучение по программе, обсудить результаты, внести изменения в учебный процесс. Контроль так же дает возможность детям и педагогу увидеть результаты своего труда.


Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации, ст. 43
  2. Конвенция о правах ребенка
  3. Б.М. Бим-Бад, Э.Д. Днепров, Г.Б. Корнетов. Мудрость воспитания
  4. Организация и планирование воспитательной работы в школе интернате, детском доме. Е.Д.Худенко, Г.Ф. Гаврилычева, Е.Ю.Селиванова, В.В.Титова, 2006г.
  5. Иванова Н.П., Бобылева И.А., Заводилкина О.В., Рыбинский Г.М. возрастные стандарты социализации детей-сирот, Москва, 1991
  6. Иконников Г.Г.Социальная адаптация. Программа подготовки детей-сирот к самостоятельной жизни и преодолению трудностей социализации. Нижегородский гуманитарный центр, 1998
  7. Головков А. Кухня без секретов, Москва, 1991
  8. Кучук Н.П. 3000 советов, Краснодар, 1991
  9. Бондаренко Э.О., Яровская Н.И. Советы молодой семье, Калининград, 1993


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для 6 класса (по программе В. Коровиной) Рабочая программа по литературе для 10 класса (по программе ]В. Коровиной)

Рабочая программа содержит пояснительную записку, тематическое планирование., описание планируемых результатов, форм и методов, которые использую на уроках. Даётся необходимый список литературы...

рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Просвещение, 2011).

Рабочие программы по физической культуре на основе Примерной программы и авторской программы «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11 классов» В. И. Ляха, А. А. Зданевича. (М.: Прос...

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта и авторской программы. Программа по лит

Рабочая программа по литературе для 11 класса разработана на основе Примерной программы основного общего образования по литературе, соответствующей Федеральному компоненту государственного образовател...

Рабочая учебная программа по химии 8 – 9 класс третья ступень образования срок реализации программы: 2 года Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министерства образования. Издательство Дрофа,М.2001г. программы под р

Рабочая учебная программапо химии 8 – 9 класстретья ступень образованиясрок реализации программы: 2 года  Составлена на основе примерной программы для общеобразовательных учреждений Министер...

Программа кружка школьного лагеря «Веселый крендель» 4 часа

Программа кружка «Веселый крендель» рассчитана на тех, кто делает первые шаги к знакомству с кухней, хозяйством вообще. ...

Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв

Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...