Зачем они воруют?
статья по теме

Аширова Альфира Накиповна

Каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь крадет.

Обычно события разворачиваются следующим образом. Ребенку очень нравится какая-то вещь, и он не может побороть соблазн. Он берет эту вещь и уже в следующий момент испытывает целую гамму чувств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachem_oni_voruyut.docx20.51 КБ

Предварительный просмотр:

Зачем они воруют?

Каждый ребенок хотя бы раз в жизни что-нибудь крадет.

Обычно события разворачиваются следующим образом. Ребенку очень нравится какая-то вещь, и он не может побороть соблазн. Он берет эту вещь и уже в следующий момент испытывает целую гамму чувств.

Радость обладания данной или желанной вещью – только одно из них. Одновременно ребенок испытывает страх  быть застигнутым на месте преступления, стыд, боязнь разоблачения. Несколько позже ребенок обнаруживает, что он не может свободно пользоваться присвоенной вещью, если не объяснит факт ее появлении. Когда родители бдительны, это может быть совсем не просто и очень неприятно. Еще через некоторое время ребенок может стать свидетелем горя бывшего хозяина украденной вещи. Горя, которое причинил лично  он, в этом у ребенка нет сомнения. Он слышит, как единодушно осуждают вора окружающие люди, и его еще сильнее охватывают стыд и страх разоблачения. Этого бывает  достаточно, чтобы ребенок больше никогда не захотел присвоить чужую вещь, даже если его не поймали. Если же воришку уличают и он проходит все стадии разоблачения и прилюдных извинений, это, как правило, становится уроком на всю жизнь. Важно только правильно выбрать меру наказания. С одной стороны, не подорвать у ребенка веру в то, что он все-таки любим, что он может быть прогуен и сможет  вновь добиться уважении окружающих и доверия друзей. С другой стороны, ребенок должен почувствовать насколько его проступок серьезен.

Некоторые дети воруют много раз.

Среди них есть те, кто не чувствует ни любви, ни даже симпатии со стороны окружающих людей и уже не надеется их когда-либо ощутить. Они полагают, что в глазах людей им нечего терять. В этом случае неразоблаченная кража – чистый выигрыш. Такие воруют обдуманно и осторожно, принимают меры, чтобы не быть застигнутыми на месте преступления, придумывают правдоподобие легенды, оправдывающие появление у них вещей. Из-за пустяков стараются не рисковать.

Особенно обидно бывает встречать сред детей этой категории тех, кто на самом деле любим, но кого взрослые «из теоретических соображений» решили воспитывать «в строгости», «чтобы не избаловать».

В этом случае, необходимо повысить самооценку ребенка, дать ему понять, что есть люди, которые его любят, которым не безразлична его судьба и что все плохое еще может быть исправлено и забыто.

Некоторые дети воруют, чтобы «отомстить» родителям, заставить их изменить отношение к себе. Это может происходить в тех случаях, когда взрослые, демонстрируя на людях свои родительские чувства, на самом деле игнорируют ребенка, отдавая все свои силы и время карьере, «светской» жизни, другим детям в семье и т.п.. Кражами ребенок сигнализирует окружающим: у нас все совсем не так хорошо, как они говорят, они «все врут», помогите мне.

Одновременно это сигнал и для родителей: если вы не измените свое поведение, я «выведу вас на чистую воду», я не позволю вам притворяться перед окружающими, что вы хорошие родители.

Чтобы прекратить кражи в этом случае, необходимо наладить отношения ребенка с родителями.

Кража может быть способом мести не только родителям, но и другим людям. Например, ребенок может украсть вещь, которую он просил на время, но получил отказ: «Я у тебя просил, и ты не дал. Так вот тебе!» Такая месть может закрепиться и стать патологической привычкой. Чаще это происходит с детьми, которые не выражают открыто свои обиды, негодование, оскорбленное самолюбия. Отрицательные эмоции требуют выхода и находят его в кражах и других подобных поступках (например, подача вещей обидчика). Если научить ребенка открыто выражать свои чувства приемлемыми способами, потребность красть вещи постепенно уменьшится.

Подросток может красть по требованию своей группы. В этом случае прекратить кражи можно только оторвав ребенка от асоциальной компании.

В психиатрии описаны случаи, когда люди крадут для того, чтобы испытать сильные чувства, даже несмотря на то, что эти чувства – тревога и страх. Если вдуматься, это и так уж и удивительна. Ведь известно, что по меньшей мере некоторым из тех, кто воевал, трудно приспособиться к мирной жизни именно потому, что она лишена такого острого ощущения опасности и необходимости борьбы за жизнь. Кража может быть интересным приключенном для скучающего, ничем не занятого ребенка, и свидетельствовать, что обычной жизни он не находит применения своим силам (о таких случаях принято говорить «с жиру бесится»). «Лечение» в таком случае сводится к тому, чтобы освободить ребенка от излишней опеки, дать ему возможность вкладывать собственные силы в борьбу за свои жизнь и благополучие. Но постоянная необходимость испытывать острые эмоции, чтобы доказать себе, что ты еще жив, может свидетельствовать и о начале психического заболевания, так что требуется обращение к психиатру.

Некоторые дети могут «просто забывать» вернуть вещь хозяину или заплатить за нее. Поскольку ссылки на забывчивость являются обычным детским оправданием, взрослые не склонные им доверять. Однако если на забывчивость ссылается не умница и лукавый хитрец, а всегда простодушный и откровенный ребенок, который к тому же действительно иногда отличается рассеянность, стоит повременить с обвинениями и задуматься о том, не нуждается ли ребенок в помощи врача.

 

Некоторые дети воруют совершенно особым, «нелепым» образом.

Они берут вещи вовсе им не нужные, иногда сущую ерунду, которую гораздо проще попросить или которая у них уже есть. Ребенок периодически может приносить домой чужие ручки, часто самые дешевые, ластики, хотя и того и другого у него было более чем достаточно.

Часто украденными вещами совсем или почти совсем не пользуются. Их могут прятать, могут выбрасывать, могут, набравшись смелости, пытаться вернуть хозяину.

Воровство не планируется и часто совершается «глупо» – почти на виду или в тех случаях, когда вора легко вычислить. Например, ребенок просит разрешения вернуться в группу во время прогулки, чтобы сходить в туалет, и в это время крадет. Естественно, вора легко определяют. Примечательно то, что подобные глупости могут делать вполне интеллектуально развитые дети в возрасте старше пяти лет. То есть тогда, когда они вполне могли бы отдавать себе отчет что будут уличены.

Будучи пойманы, дети переживают за случившееся. Они действительно выглядят очень расстроенными переживают свой позор и преисполнены отчаяния  от того, что их родители и друзья могут отвернуться от них. В своем горе они ничем не отличаются от детей, которые крадут единственный раз в жизни, поэтому окружающие обычно прощают их и впоследствии бывают совершенно вне себя оттого, что ребенок совершает следующую кражу буквально через пять минут.

 Описывая свои чувства в момент совершения кражи, дети говорят, что не могли не украсть, их «как будто что-то потянуло».

Подобные кражи ставят родителей в тупик и приводят их в отчаяние, поскольку обычные воспитательные меры оказываются в этих случаях малоэффективными. Именно такое воровство называют клептоманией. Клептомания – психиатрический термин. Одно время о клептомании говорили и писали очень много. Сейчас это слово чаще употребляется в обиходе, чем в медицине. Возможно, потому, что психиатры так и не смогли договориться о природе этого нарушения. Нелепое, странное, необъяснимое воровство, накатывающее периодически на вполне, казалось бы, благополучных детей, продолжает существовать. Родители, да и сами дети, приходят в отчаяние от невозможности справиться с ситуацией. Можно ли им чем-то помочь.

Прежде всего, необходимо проанализировать все известные случаи воровства, которое совершал ребенок.

– Можно ли найти кражам какое-то разумное обоснование, хотя бы некоторые признаки целесообразности?

Например, стремление наказать обидчика, привлечь к себе внимание родителей, заставить родителей объединиться для решения проблемы ребенка и, тем самым, отвлечь их от мыслей о разводе.

Все факторы, которые могут провоцировать ребенка на воровство, должны быть устранены как можно быстрее.

– Обратите внимание на все обстоятельства краж; возможно, удастся выявить какие-то закономерности. Как распределяются кражи во времени, всегда ли интервалы между ними приблизительно равны, или они осуществляются как бы «запоями»? Не совпадают ли кражи с какими-то событиями в жизни ребенка, например, периодами обострения отношений в семье, конфликтами в школе, ссорами с друзьями? Не совпадают ли периоды, когда ребенок совершает кражи, с периодами пониженного настроения, плохого сна? Не жалуется ли ребенок в это время на головные боли чаще, чем обычно? Не крадет ли ребенок чаще к концу учебной четверти или после болезней? Факторы, перечисленные выше, могут провоцировать самые разные нарушения поведения у детей с ослаблено нервной системой или остаточными явлениями травм головного мозга. Возможно, наладив режим, проведя общеукрепляющие мероприятия, удастся прекратить кражи.

Если прекратить кражи с помощью обычных воспитательных мероприятий и всех вспомогательных мер, описанных выше, не удастся, есть смысл обратиться за помощью к врачу.

Какие выводы можно сделать из вышесказанного?

Родителям необходимо внимательно относится к появлению у детей вещей неизвестного происхождения. Предметы, которые ребенок «находит», лучше не оставлять в его собственности. В зависимости от места, где они найдены, их надо отдать вахтеру, учителю, сторожу. Тем не менее, нельзя обвинять ребенка в краже без серьезных на то оснований. Примите версию находки.

Если ребенок уличен в краже, он должен быть наказан. Наказание должно быть достаточно серьезным, чтобы ребенок раз и навсегда уяснил себе недопустимость серьезных поступков, однако не должно ломать ребенка. После того как ребенок понес наказание, инцидент следует считать исчерпанным.

Если ребенок крадет повторно, нужно очень внимательно проанализировать ситуацию, чтобы  верно определить причины,  побудившие  ребенка красть. Чтобы кражи прекратились, необходимо не просто наказывать ребенка, но и устранить причины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зачем людям украшения

Зачем людям украшения. Алмазный фонд...

Разработка урока в 9 классе "Подготовка к лингвистическому сочинению «Зачем нужна пунктуация?»"

Одним из заданий Государственной итоговой аттестации в 9 классе является сочинение на лингвистическую тему. Этот вид работы позволяет проверить не только знание основных правил и терминов лингви...

Презентация "Зачем нужно тире?"

подготовка к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему...

Урок по Основам православной культуры:Зачем творить добро?

Урок создан на основе методических рекомендаций к учебнику А.В. Кураева "Основы Православной культуры", 4-5.Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы отказа от ...

Дидактический театр "Зачем биологу математика"

Цель мероприятия: зачем биологу математика, зачем математику медицина, зачем биологу физика, зачем физику лирика, зачем лирику биология? На эти и другие вопросы отвечает содружество биологии с математ...

Тематическое мероприятие "Зачем планету губит СПИД?"

Тематическое мероприятие посвещается  Всемирному Дню борьбы со СПИДом. В разработке находятся: мероприятие, памятка и интерактивная игра "Зачем планету губит СПИД"....

Статья "Зачем нам английский?" Автор: Бычкова Ю.С.

Работая в детском саду и начальной школе, сталкиваешься с рядом проблем  недопонимания необходимости изучения иностранного языка  с пятилетнего возраста. Логопеды, психологи, воспитатели в о...