Заседание клуба "Юный химик"
методическая разработка по теме

Миронова Алла Семёновна

В рамках  школьной недели химии  для учащихся 2 - 4 классов было проведено заседание клуба "Юный химик".  Школьникам были предложены вопросы из области геологии, медицины, кулинарии, экологии, где ребята выступали в роли исследователей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zasedanie_kluba_yunyy_khimik.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное  автономное учреждение    Новопетровская СОШ            Константиновский район                                                     Амурская область

     

(заседание клуба)

                                                                                   

Автор разработки:

                                                                              Миронова А.С.,

                                                                              учитель химии

                                       

с. Новопетровка

2014 г.

                                       - 1 -

  • Форма проведения – заседание клуба «Юный химик»

Цели:

  1. Расширить кругозор учащихся о веществах и науке химии.
  2. Использовать межпредметные связи  (литературы, биологии).
  3. Повысить  культуру поведения, отношений в коллективе.
  4. Развивать   артистические способности учащихся.

  • Оборудование:   реквизиты к игре «Дартс»,  3 простоквашницы, химические стаканы,  свечи,  опилки, вата, салфетки, губка, пенопласт,  сено, бинт или марля).    Реактивы – гидроксид натрия,  серная кислота,  карбонат натрия, метиловый  оранжевый,  фенолфталеин, спиртовый  раствор  йода, нефть.  Таблица «Применение малахита».

     Учитель.    Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня у нас  необыкновенный   день!  Ответьте  почему? (Выслушиваются ответы  учеников).  Вы правы, в  нашей школе проходит неделя  химии.

Ученик 1.  А вы,  знаете, что наука химия  - волшебница?   Не верите?   Кто верит  -   поднимите руки. А кто не верит -   поднимите руки! Вы поставили меня  в  неудобное положение  -  как  бы  не  оплошать.

Ученик 2.   Истинный химик должен быть практиком, поэтому  я  утверждаю, что  разгадка находится  на этом белом листе.  Вы  что-нибудь  видите?   Минуточку  терпения,   и  всё  тайное станет явным!  (Демонстрация опыта)

      Сейчас я смочу лист «водой» из этого волшебного сосуда – смотрите,  что это?  Наверное,    наука химия признаётся вам всем в любви!  

    (Ученик брызгает  на лист,  где заранее с помощью фенолфталеина нанесён рисунок сердца,  пронзённого стрелой,  и написано слово   «химия»,  щелочью из пульверизатора). 

     Постарайтесь запомнить  это послание – через несколько секунд я его уничтожу -  у меня такой наказ!   Смотрите   я снова  смочу  «водой»  из волшебного сосуда – и  что происходит?   (Текст исчезает.  Ученик  наносит  

                                                      - 2 -

на  лист   кислоту из пульверизатора).                                                                     Учитель.  Я хочу сказать своё веское слов, проработав в школе 27 лет, я

просто уверена, что химия – наука волшебница!   Кто со мной согласен? Единогласно! Молодцы!

Учитель.  А сейчас  мы проведём заседание  клуба юных химиков.                    В данном мероприятии участвуют команды 2,  3 и 4 классов. Давайте поприветствуем наших участников.

(Организация  команд  составом  из  7 человек.  Психологическая поддержка).

Учитель.  Ребята,  предлагаю вам взяться  за руки   и  повторить   хором  слова, которые я произнесу.

Мы  - умные!

Мы – дружные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится!

Учитель.  Первый вопрос на повестке дня, который нам предстоит обсудить из области геологии.

      Хочу заметить. Что количество  полученных баллов  в этом конкурсе будет неодинаковым, всё зависит от удачи.  Прошу  выйти  самых  метких стрелков.   В данном  секторе ваше задание  будет  оцениваться  в  3 балла,  в соседнем 2 балла,  и  наконец,  1 балл.  То  есть  цена вопроса зависит от  меткости  стрелка и правильности вашего ответа.

  • (4 класс)   Ребята, обратите внимание на таблицу.  Все эти  прекрасные изделия сделаны из одного и того же  минерала.    Недаром  у известного  писателя  Петра Павловича  Бажова   есть  сказка,  в названии  которой  указан   этот   минерал.   Назовите его.  (Используется таблица «Применение  малахита», либо изделие из малахита).

                                              - 3 -

  • (2 класс)  Перед вами необходимый  предмет  школьных принадлежностей.   (Демонстрация коробки с пластилином).                                            

     Из чего состоит пластилин?   Не забывайте, что его  самое главное свойство  пластичность. (Глина)

  • (3 класс)  Если верить сказкам, то берега рек  кисельные, а на самом деле?   Как вы  считаете,  о   каком веществе идёт речь?   (Песок)

Учитель. Я думаю,  что  не сделаю открытие, если скажу, что наука химия очень тесно связана с медициной.  И я предлагаю обсудить вопрос из области медицины.  Ученики 7 класса приготовили для  вас  небольшую импровизацию.                                                                                          (Инсценировка  как  человека приводят в чувство).

  • Задание.  Вам  необходимо с химической точки зрения объяснить  действие,   происходящее в настоящий момент.  Прошу дать краткий письменный ответ.

Учитель.  Слово жюри.   (Жюри озвучивают ответы и  называют баллы за первые 2 конкурса).

Учитель.   Настало время испытать себя в роли исследователей.  Напоминаю,  что  цена  вашего  ответа  также     зависит  от меткости  стрелка.  (Используются  реквизиты  к  игре «Дартс»  и   ассистенты учителя  демонстрируют  опыты).)

  • (2 класс).  Опыт 1. В стакан  с водой  опускаем  лёд.  Ответьте на вопрос:  Что есть такое  лёд?  Почему он не тонет?  (Вода,  потому  что есть воздух).
  • (4 класс).  Опыт 2.  Зажигаем 2 свечи и  накрываем их стаканами различного объёма.  Объясните наблюдаемые явления.   От  какого вещества зависит  длительность горения свечи?   (Кислорода).
  • (3 класс) Опыт 3.  Перед вами пищевые продукты:  картофель,  хлеб, макароны.   На них я капаю раствором йода. Что вы наблюдаете? Назовите вещество, которое окрашивается.   (Крахмал)

Учитель.  Уважаемые заседатели!   На данный  момент  Вас ожидают   приятные минуты отдыха. Расслабляйтесь! Наслаждайтесь!

                                                      - 4 -

Входят четверо учащихся  7 класса

 (На стульях стоят стаканы,   в которых на донышке помещены растворы необходимых веществ:  вода,  раствор карбоната натрия,  раствор карбоната натрия + метиловый оранжевый,  раствор хлорида бария).

  1. й        ученик.   Жарко здесь. Хочу я пить. У кого б воды спросить?
  2. й        ученик.   Я бы выпил очень  много газировки без сиропа.
  3. й        ученик.   Ой,  а я люблю с сиропом, только чтоб чуть-чуть, немного.
  4. й        ученик.   Братцы, мне нужна корова - молочка хочу парного!               (Входит 5-й  ученик.  В руках у него большая колба серной кислотой).
  5. й        ученик.  Вы, ребята, пить хотите? Чудеса мне по плечу, я ведь химию учу!

В колбе сказочная жидкость. Подставляйте-ка стаканы! Опыт точно проведем, все у нас пойдет по плану.

5-й ученик из колбы, в которой - раствор серной кислоты, наливает каждому то, что он просил:   « Вот тебе -  водичка, а тебе  - «газировка без сиропа», а

 вот и   «газировка  с  сиропом».  А вот тебе и «молоко».   Получилось очень ловко, а секрет узнать легко.

(Ребята делают вид, что хотят выпить содержимое стаканов).

5-й ученик.  Стоп, ребята, погодите, чтобы не было беды, вы, пожалуйста, не пейте ни сиропа, ни воды.  Химия – строгий предмет, есть серьезный в ней  запрет. Все запомните, друзья: здесь ни пить, ни есть нельзя.

Учитель.  Итак, мы продолжаем работу нашего  клуба. И на повестке нашего заседания стоит вопрос  из области кулинарии.

(Инсценировка.  2 ученицы-хозяюшки   в  фартуках  и  платочках (№1 и №2) готовят суп.  Одна из них, забросила овощи,  посолила, закрыла  кастрюлю  крышкой.    А  вторая  выполнила  все  те  же операции, но при этом поминутно открывает  крышку и проверяет суп на готовность).

                                                         - 5 -

  • Уважаемые  эрудиты!  У какой хозяйки быстрее сварится суп и  почему?  Прошу дать краткий письменный ответ.

Учитель.  Слово жюри.   (Жюри озвучивают ответы и  называют баллы).

Учитель.  Юные химики – это моё твёрдое убеждение!  Не только исследователи, но и ещё творческие личности! А другими словами – художники.  Итак, следующий вопрос, который вам предстоит выполнить из области   искусства.

Но сначала небольшое предисловие.   Ребята,  каждый из вас  время от времени занимается выдавливанием из тюбика зубной пасты или крема.  Как  правило,  то,  что выдавливается из  тюбика, образует кучку или полоску. А между тем как показали исследования одной  полунаучной лаборатории,  это неправильно. Чтобы,  например, крем оказал более благоприятное воздействие на кожу человека,   его  надо выдавить  в виде иероглифа, соответствующего зодиакальному   знаку человека.  Прошу выбрать  из каждой команды по 2 человека.

  • Задание.  Попробуйте  поупражняться в  художественном  выдавливании  и нарисуйте кремом на руке   иероглиф, соответствующий   знаку.

Учитель.  А мы продолжаем наше заседание и на повестке дня последний вопрос  из   области экологии.

(Раздаётся стук в дверь и входит почтальон с телеграммой.  Почтальон обращается к учителю:  «Скажите здесь проходит  заседание клуба юных химиков.  Вам телеграмма»).

(Учитель зачитывает текст телеграммы).

Учитель.   Внимание! Внимание! Объявлена чрезвычайная ситуация.  В  акватории  Тихого  океана  потерпел   крушение танкер.  Обращаемся ко всем людям планеты.  Помогите очистить океан!

Ребята,  только  подумайте,     десятки  тонн   нефти вылилось в океан и если не утилизировать её,  то   тысячи  животных  и  растений погибнут.  Нам немедленно необходимо принять меры!   Я предлагаю  вам   «океан» в

                                                            - 6 -

миниатюре.  (Ассистенты выставляют ящики с  простоквашницами, наполовину заполненные водой).

Учитель.  Сейчас я воспроизведу ту же ситуацию, что и в океане. Посмотрите,  нефть  моментально  покрывает тонкой  плёнкой  всю

поверхность воды.  (Учитель с  помощью бюретки  тонкой струйкой выливает нефть  в «океан»).                   

  • Задание.  Предложите всевозможные  материалы  с помощью которых   возможно  очистить  воду  от нефтяного пятна.  Обратите внимание у моих ассистентов  в руках «чёрный» ящик.  Вы должны на «ушко»  назвать  им  материал.    И они   предоставят  вам  все необходимые подручные средства.   Не забывайте, что вы должны обязательно провести эксперимент.  (Опилки, вата, салфетки, губка, пенопласт, сено, бинт или марля).

Учитель.  Ребята, вы молодцы!   Я считаю, что  старшему поколению  лет  эдак,   через 10,    не стоит беспокоиться за будущее нашей  планеты,  поскольку именно вы спасёте мир!

     Наши  «художники» уже справились со своей  работой,  давайте,  вместе с  жюри  оценим  их старания.   Ребята, прокомментируйте, пожалуйста, свои зодиакальные знаки.  Прошу поддержать  их  аплодисментами.

(В заключение турнира жюри объявляет победителей и награждает  участников игры).

Учитель.  Благодарю всех за активное участие. До новых встреч!

Литература

  1. Казакова О.В., Сбоева Н.А., Гаврилкина Н.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир».  Универсальное планирование. 2класс. М.: «Вако», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики"

Внеклассное мероприятие по химии "Посвящение в химики" для 8 класса...

разработка урока "Спички - глазами химика"

Тема урока «Спички – глазами химика». Это нестандартный урок, который служит логическим продолжением большой темы «Неметаллы». Урок строится, опираясь на знания учащихся, полученные на уроках хим...

Урок в 11 классе "Химико-экологические проблемы биосферы"

Урок в 11 классе на тему "Химико-экологические проблемы биосферы" по УМК Н.Е. Кузнецовой. Урок с использованием межпредметных связей и практической работой по группам....

КВН "Посвящение в химики"

Внеклассная работа по химии – важнейшее звено учебно-воспитательной работы в нашей школе. Её содержание всегда связано с изучаемым курсом химии Особенностью этой формы работы является проведение мероп...

Протокол № 10 от 16.10.2019 г Заседание городского методического объединения педагогов по инклюзивному образованию и заседаний городской опорной площадки

На заседание городского методического объединения педагогов по инклюзивному образованию и заседаний городской опорной площадки выступала с темой : "Речевое развитие детей от 0 до 3 лет"....

Заседание РУМО Заседание РУМО по общеобразовательным дисциплинам 30.11.2021г.

Заседание РУМО по  общеобразовательным дисциплинам30  ноября  2021 г. на базе ОГБПОУ «Смоленская областная технологическая академия» состоялось заседание секции преподавател...