Дебаты "Наше здоровье- в наших руках?"
план-конспект занятия (8 класс) по теме

Чернышева Светлана Владимировна

Данное мероприятие составлено с использованием  современной образовательной технологии "Дебаты".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorove_debaty.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час- дебаты

Тема: «Наше здоровье- в наших руках?»

Участники: учащиеся 7-8 классов.

Цель: формирование у учащихся основ здорового образа жизни, создание благоприятных условий для самореализации, самоутверждения каждого члена коллектива

Задачи:

воспитательная:

  • развивать творческую активность, желание экспериментировать;
  • развивать умение работать в группе;
  • воспитывать разумное, бережное отношение к своему здоровью;
  • продолжить борьбу с вредными привычками;
  • умение работать в команде;
  • Умение отделить важную информацию от неважной;

образовательная:

  • продолжить формирование знаний о здоровом и рациональном питании;
  • познакомить с понятием « пищевые добавки»
  • научить выбирать невредные для здоровья продукты питания;

развивающая:

  • расширение кругозора учащихся;
  • развитие внимания, памяти, сообразительности;
  • развивать умение выделять главное, обобщать имеющиеся факты, логически излагать мысли, отстаивать собственное мнение.
  • Развивать мыследеятельность детей, создав проблемную ситуацию  на основе принятия норм и правил здорового образа жизни
  • Продолжать формировать навыки ведения учебного диалога: очерёдность в высказываниях, умение удерживать внимание на обсуждаемой проблеме, высказывать свою точку зрения понятно для других детей.

  •   Продолжать работу над вырабатыванием критического отношения к тому, что звучало до тебя.
  • Умение делать выводы и заключения;
  • Умение оценивать доказательства.

В игре принимает участие весь классный коллектив. Предварительно все ребята знакомятся с правилами игры, договариваются о теме дебатов (она должна быть актуальной и интересной подросткам). Сообща команды выбирают или разрабатывают тезис, который будет лежать в основе спора. Смысл спора заключается в маленькой частице отрицания «не», которая и провоцирует школьников на поиск аргументов и контраргументов. При выборе темы « Наше здоровье- в наших руках» путем добавления частицы «не»получим тезис- « Наше здоровье- не в наших руках»

Во время встречи одна  команда представляет систему доказательств (кейс) в защиту выдвинутого тезиса и пытается убедить участников и Совет справедливых в правильности своей позиции – это команда «Утверждение» («У»). Вторая команда критикует позицию оппонентов и стремится обосновать аргументами свою позицию – антитезис. Соответственно, эта команда – «Отрицание» («О»). Окончательное решение принимает Совет справедливых, в который помимо организаторов акции входят приглашенные специалисты по теме дебатов, а также по одному представителю от играющих команд.

Игровые роли: в каждой команде выбирается по три спикера и по одному представителю направляется в состав Совета справедливых. Обязательно нужен секретарь, который бы на доске или листе ватмана фиксировал основные тезисы спикеров. Ведет игру председатель — это педагог..Спикеры выступают по очереди, каждый из них ведет только свою часть спора, командам выделяется время для вопросов в определенное время. За временем следит тайм-кипер ( хранитель времени) .Судейство в дебатах имеет важное значение, поэтому критерии оценок должны быть очень четкими.

Педагогические возможности. Дебаты берут свое начало из древней Греции, где они были важным элементом демократии. Сейчас дебаты используют для получения знаний и умений, необходимых для активной жизни в современном демократическом обществе.

Игра «Дебаты» помогает подросткам развить умения критически мыслить, рассуждать, продуктивно организовывать процесс дискуссии. «Дебаты» формируют готовность противостоять «информационному зомбированию» и умение самостоятельно, осознанно вырабатывать жизненную позицию. Игра позволяет тренировать навыки самостоятельной работы с литературой и источниками, отрабатывать умения ведения дискуссии и отстаивания собственной точки зрения, слышать и правильно воспринимать другого человека, помогает достичь понимания того, что другая позиция тоже имеет право на существование. Как командная, игра учит взаимодействию, работе в команде, развивает умение делиться с участниками команды своими идеями и соображениями, помогать и поддерживать друг друга.

Отличительными признаками дебатов являются: соблюдение строгого временного лимита, четкие ролевые предписания, разнообразие и объективность критериев оценки.

Игра требует серьезной информационной подготовки, поэтому состоит из нескольких этапов:

  1.  Объяснение правил игры «Дебаты», выбор актуальной темы, формирование команд.

  1. Самостоятельная работа команд: формирование кейса – системы аспектов, аргументов, поддержек, которые пригодятся команде для доказательства правильности и обоснованности своей позиции. Поиск и отбор необходимой информации, посещение консультационных пунктов. Подготовка демонстрационных материалов (таблиц, карт, схем).
  2. Представление найденных материалов, обсуждение, распределение ролей на игру.
  3. Дебаты.
  4. Подведение итогов игры. Рефлексия .Выступление Совета справедливых. Поощрение игроков .

Дело готовится и проводится в течение нескольких дней.  Важно, чтобы участники, с одной стороны, не перегорели, с другой – не чувствовали себя неподготовленными.

После того как команды сформировались, можно приступить к обсуждению и выбору темы-тезиса. Тема должна быть четкой по формулировке, перспективной для обсуждения, актуальной для участников и зрителей. Кроме того, тезис должен звучать так, чтобы простым прибавлением частицы «не» из него могло получиться противоположное утверждение.

Во время самостоятельной работы команды занимаются формированием кейса. Участники команд сначала обговаривают общую идею, обсуждают, как лучше представить выбранный тезис и его антипод, какими фактами, статистикой и цитатами можно его доказать. Вспоминают, что и где они видели и слышали, какую информацию можно включить, каким материалом можно воспользоваться, где его можно найти. Затем формируются три рабочие группы: первая готовит материал, определяет, как лучше объяснить тему дебатов, какой аспект из этой темы лучше вынести на обсуждение, подбирает необходимые ключевых понятия.

Вторая группа ищет аргументы для подтверждения своей позиции, т.е., если наше здоровье не в наших руках, то от чего же оно зависит на самом деле(  о роли наследственности, экологии, стрессах, месте проживания и т. д.)

Третья группа подбирает варианты контраргументов, которые могут выдвинуть соперники, и ищет на них ответы. Идет сбор информации, подыскивается необходимый реквизит.

Начинают свою работу консультационные пункты. В них могут работать как члены творческой группы, так и привлеченные ими «знатоки» – люди, хорошо разбирающиеся в тех или иных вопросах (ребята – представители класса, взрослые).

После самостоятельной работы команды собираются на своем рабочем месте, группы отчитываются, что удалось сделать, начинают разработку своего выступления. Можно использовать таблицы, графики, мультимедийный проектор. Выбираются спикеры и представитель команды в Совет справедливых (эксперты).

Наступает время дебатов. Ведущий приветствует собравшихся, говорит о важности той работы, которую провели команды, оглашает порядок выступления, договаривается о регламенте, представляет Совет справедливых.  Можно начать со слов: « Собрались не зря ребята, поиграем мы в дебаты!»

Команды могут приветствовать собравшихся словами:

- Мы команда «Утверждение»

  Ценим каждое сужденье

 Обоснуем и докажем,

 Истину мы вам покажем!

- Мы команда « Отрицание»

Вот наш дружный коллектив!

Мы не то чтоб сильно против-

Просто истину хотим!

Команда «Утверждение» готовит «кейс» примерно такого содержания:

1.Рациональное питание .

2.Значение физических упражнений и активной деятельности для здоровья.

3.Положительные эмоции как фактор сохранения здоровья.

4. «Антиреклама Кока-колы» ( театрализация)

5. Игра «Полезные и вредные продукты»

6. Презентация « Здоровый образ жизни»

«Кейс» команды « Отрицание»:

  1. Влияние наследственности на здоровье человека.
  2. Экологический фактор и место проживания человека- как они влияют на здоровье.
  3. Вредные привычки- болезнь, распущенность или выбор самого человека?
  4. Пищевые добавки и вредная еда- все ли делают осознанный выбор?
  5. Стресс в жизни современного человека- можно ли его избежать?

Начинает игру спикер команды «Утверждение». После обозначения позиций команды первыми спикерами никакие изменения и дополнения другими спикерами уже привнесены быть не могут!

Ниже в таблице приведено содержание всего процесса игры.

  1. Ход игры

Игровая роль

Команда «Утверждение»

Команда «Отрицание»

Время

Спикер-1

Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы считаем, что…) и те аспекты, которые предлагают вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…).

Предлагает ввести в игру ключевые понятия (Когда мы говорим…, то это значит…, мы имеем в виду…).

Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует).

Представляет участников своей команды, обозначает, как они понимают тему («Мы не согласны с позицией наших оппонентов, и считаем, что…), предлагает свои аспекты, которые хочет вынести на обсуждение (Нам кажется, что сегодня следует обсудить…).

Соглашается с ключевыми понятиями команды оппонентов или предлагает ввести новые.

Называет три важнейших аргумента в защиту своего тезиса (протоколист их фиксирует).

5 мин.

Ведущий-1

Уточняет ключевые понятия, названные каждой командой. Приводит команды к договоренности.

 

Ведущий-2

Уточняет основной аспект разговора: «Итак, на наших дебатах сегодня речь пойдет о…»

Спикер-2

Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды.

Дает развернутую аргументацию всех трех тезисов, названных первым спикером своей команды.

7 мин.

Ведущий-1

Предлагает раунд вопросов, которые задают вторым спикерам игроки противоположной команды. Вопросы должны быть вежливыми по форме, начинаться со слов «Правильно ли я вас понял…», «Как вы думаете…», «Не кажется ли вам, что…». Ответ на вопрос должен быть обоснованным.

Спикер-3

Опровергает доводы и аргументы команды соперников.

Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…»

Опровергает доводы и аргументы команды соперников.

Завершает свою речь повтором позиции своей команды: «Таким образом, что бы ни говорили наши соперники, мы считаем…»

7 мин.

Ведущий-2

Предлагает участникам команд выступить с новыми аргументами в защиту своего тезиса, если они у них есть. Каждый игрок имеет право высказать не более одного аргумента. Аргументы должны быть сформулированы в одно предложение.

6 мин.

Спикер-1

Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.

Делает резюме выступления своей команды и называет те аргументы своих спикеров, которые наиболее ярко подчеркивают преимущество позиции своей команды.

3 мин.

Ведущий-1

Делает резюме выступлений обеих команд. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, обращает внимание на те моменты, которые стали камнем преткновения.

 

Совет справедливых

Подводит итоги. Выделяет ключевые проблемы обсуждения, сравнивает аргументацию команд, отмечает сильные и слабые места выступлений обеих команд, объективность приведенных аргументов и поддержек.

Награждает как отдельных спикеров, так и команду-победительницу.

3 мин.

Итого
по времени

1,5 часа

Обсуждение, рефлексия.

Затем члены творческой группы проводят коллективное обсуждение игры: спрашивают участников:

1. Актуален ли тезис дебатов?

2. Готовились ли заранее все участники к предстоящим дебатам?

3. Оцените активность участников дебатов.

4. Чьи выступления вам понравились и запомнились? Почему?

5. Соблюдался ли регламент дебатов? Как справлялись со своими обязанностями председатель и секретарь?

6. Почему некоторые участники дебатов отмалчивались?

7. Были ли отходы от основной темы? Почему?

8. Оцените общую культуру участников. В чем она проявилась?

9. Что бы вы предложили по совершенствованию проведения дебатов?

 

После этого каждому участнику выдается по одному значку, который он должен вручить тому человеку из своей группы, который, по его мнению, внес наибольший вклад в работу команды.

Свое слово должны сказать и члены творческой группы, наблюдавшие за работой советов.

Всем спасибо за игру!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наше здоровье в наших руках

Как нужно правильно питаться?Человек чувствует себя по-настоящему счастливо, только когда он здоров....

Классный час по теме "Наше здоровье в наших руках"

В работе приводится разработка классного часа по здоровьесберегающим технологиям....

Веселые старты. "Наше здоровье, в наших руках"

Веселые старты "Наше здоровье, в наших руках" для учащихся 2- 4 классов. Эстафеты на смекалку, быстроту, точность....

Элективный курс по биологии "Наше здоровье в наших руках или как воспитать в себе здоровьесбергающую компетенцию

Актуальность предлагаемого элективного курса обусловлена тем, что здоровье является основным составляющим элементом благополучной жизни человека. Человек, как высшая ступень развития биолог...

классный час в 6 классе "Наше здоровье - в наших руках

классный час с презентацией и викториной в 6 классе...

классный час на тему "Наше здоровье- в наших руках"

Материал содержит разработку для учащихся 5-7 классов на тему " Наше здоровье - в наших руках!" в форме личностно-ориентированного классного часа....

классный час "Наше здоровье в наших руках"

Целью классного часа является  формирование у учащихся понимания необходимости вести здоровый образ жизни....