Внеклассное мероприятие игра путешествие "Великие математики"
план-конспект занятия (7 класс) по теме

Вотякова Светлана Владимировна

Может ли математика быть занимательной? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл привить интерес к математике300.98 КБ

Предварительный просмотр:

Может ли математика быть занимательной?

Игра путешествие - «Великие математики» (Слайд 1)

(Слайд  2)

Цель:Привить интерес к математике

1. Познакомить учащихся  с Великими  математиками и с историей разных стран

2. Научить школьников логически рассуждать и нестандартно мыслить.

3. Пробудить у школьников творческий подход к математике.

Обучающая: способствует формирования мировоззрения, теоретических знаний и практических умений, расширения кругозора, навыков самообразования, показать красоту математики, ее роль в нашей жизни т. д.,

Развивающая :происходит развитие мышления, активности, памяти, способности выражать свои мысли, а также развития познавательного интереса,  внимания, логического мышления, умения работать в заданном темпе, развитие навыка самостоятельной работы, развитие интереса к изучаемому предмету через подачу дополнительного материала, использования игровых форм;

Воспитывающая: воспитание коллективизма, доброжелательного и уважительного отношения к партнерам и оппонентам по игре;

Мотивационная :побуждение к применению полученных знаний, умений, проявление инициативы, самостоятельности, коллективного сотрудничества.

Форма урока:  урок-путешествие.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация,раздаточный материал

Эпиграф в нашем путешествии.(слайд  3)

«Предмет математики настолько серьезен,

 что полезно не упускать случаев

делать его немного занимательнее»

Блез Паскаль.

(слайд 4)

Сегодня ребята, мы отправляемся в необычное путешествие. Перед вами символическая карта нашего маршрута. Мы посетим некоторые страны, в которых жили великие математики и с интересными легендами этих стран. Итак, в путь, друзья! Наше путешествие мы начинаем с Востока

Китай

Китай - загадочная страна.                                   Сами китайцы считали ее поднебесной(цепью гор она соединяется с небом). Это – родина чая и красивых шелковых тканей. Здесь впервые появились порох и бумага, а одним из восьми чудес света является Великая Китайская стена.

Китай богат своими легендами.

В древнекитайской рукописи Же-Кимрассказано предание о том, как император Ию, живший примерно 4000 лет назад, увидел на берегу реки священную черепаху. На панцире черепахи был изображен рисунок из белых и черных кружков. В этом рисунке была найдена удивительная закономерность. Открытие ее произвело столь неизгладимое впечатление, что символ стали считать священным и употреблять при заклинаниях. Китайский император Юй Великий за 22 века до нашей эры разделил землю на Девять Областей, пригодных для добродетели и земледелия.
Эту идею ему подсказала мать всех черепах по имени Тан-Ки (Черепаха-Дух-Жизнь). На ее панцире был начертан космический трактат под названием Всеобщее Правило. 
В образе Тан-Ки древние китайцы видели модель Вселенной.

Не менее знаменита китайская головоломка “танграм” – квадрат, разрезанный на 7 частей, из которых составляют разнообразные силуэты, фигурки. Мы с вами знакомы с этой головоломкой.

А вот еще одна легенда.

Когда восемь скакунов царя Мувана мчались над Китаем, пересекая небо, один из них, которого звали Зеленое Ухо, споткнулся о священную гору Куньлунь и уронил левую заднюю подкову на землю. И оттуда, куда упала подкова, потекла великая река Хуанхэ. И столь многоводна была та река, что потоп пришел на землю Китая. Но вышел тогда Юй, сын Гуня и выкопал подкову Зеленого Уха, чем и усмирил реку, а чтобы не боялся и впредь народ Китая потопа, взял Юй свой удивительный меч Сам-о-Сек и рассек волшебную подкову двумя ударами на шесть частей, и отдал в разные страны, пока не придет засуха. А вы могли бы двумя прямыми разделить подкову на шесть частей.

У КАЖДОГО НА СТОЛЕ ЛЕЖИТ подкова. Выполнить за 1 мин.(слайд 7)

Жюри оценивают выполнение работы.  Теперь правильный ответ. ( слайд 7)

А мы отправляемся в следующую страну

Индия (слайд 9)

В древнем индийском племени сипаев из поколения в поколение передается легенда:                                                                       «Однажды великого охотника посетила невиданная удача. В один день он сумел одолеть могучего льва, догнать быстроногую лань и найти редкую и таинственную Траву Жизни. Стремительно помчался охотник в свое родное племя разделить радость, а на пути полноводная река. И хотя у берега охотника ждала его верная пирога, он задумался: в пироге, кроме охотника, мог поместиться лишь кто-то один или что-то одно. Нельзя было охотнику переправиться с одной только Травой Жизни, ибо в его отсутствии лев не пощадил бы лани, нельзя забрать и одного льва, ибо лань отведала бы Траву Жизни. Как же быть?» Помогите охотнику.

Решают задания 1 мин. Сдают жюри.

Читает ученица.

Арабские (индийские) цифры.Никакие гонения преследования не могут остановить стремление людей к знанию. Поэтому в средние века, когда церковники всеми силами боролись против науки в Европе, она не погибла и даже не остановилась в своем развитии. Просто она переменила «местожительство», и центром научной мысли стали страны Азии.Особенно много для развития математики в средние века сделали арабы, вернее, народы, говорившие и писавшие на арабском языке. Возникшее на аравийском полуострове в VI веке I государство арабов за каких-нибудь двести лет подчинило себе всю Западную и часть Средней Азии, Северную Африку и даже кусочек Европы – Испанию и Португалию.Арабы понимали значение науки. Они тщательно собирали, изучали и переводили на свой язык книги древнегреческих ученых по математике, астрономии, медицины. В арабских странах жили и работали последние из ученых-греков, которые бежали туда из Европы от преследования христианских попов и монахов. Арабы восприняли и сберегли науку и литературу древних греков. Многие труды греческих ученых дошли до нас только потому, что сохранились их арабские переводы.Однако кроме греческой науки в распоряжении арабских ученых оказался еще один богатейший источник знаний по математике. Таким источником была наука Индии.К началу нашего летоисчисления индийцы уже были замечательными математиками. Кое в чем они обогнали даже древних греков. Однако Индия была оторвана от других стран, - на пути лежали тысячи километров расстояния и высокие горы. Арабы были первым «чужим» народом, которому посчастливилось поучиться у индийских математиков. А в Индии было чему поучиться!Индийские ученые сделали одно из важнейших в математике открытий. Они изобрели позиционную систему счисления – тот способ записи и чтения чисел, которым теперь пользуется весь мир. К сожалению, до нас не дошли имена этих великих математиков.

Мы покидаем эту богатейшую страну знаниями и углубляемся в Египет. (слайд 10)

Египет

Египтяне были хоть и древними, но очень умными. Они изобрели прямой угол, прямоугольник, квадрат. Цифр у них не было, ни римских, ни арабских, и все-таки египтяне уже очень давно сумели сосчитать, какой длины нужен обод для колеса, у которого спицы длиной в целый шаг.

Жрецами мудрого бога солнца Ра становились только самые умные из людей. В храмах их подвергали довольно сложным по тем временам испытаниям, но ты живешь при сегодняшней науки – бояться тебе нечего, и, если хочешь прямо сейчас стать жрецом бога солнца, сосчитай, сколько всего треугольников в этой таинственной фигуре.

Сдают жюри.

Папирус. (слайд 11)

Папирус Ахмеса или папирус Ринда - наиболее объёмный манускрипт, содержащий 84 математические задачи. Написан около 1650 г. до н. э. Авторы всех этих текстов нам неизвестны. Дошедшие до нас экземпляры - это в основном копии. Носители научных знаний тогда именовались писцами и фактически были государственными или храмовыми чиновниками.

Наше путешествие продолжается на пути Греция

Очень мудрый человек                                                            

Был обычный древний грек.                                                        

 Знал он все про все вокруг:                                                                

  Отчего кружится круг,                                                                            

Кто быстрее всех бежит,                                                                

  И куда чей путь лежит…                                                                        

  В одном из древних описаний рассказывается, что царь Птолемей однажды спросил Евклида, нет ли в геометрии более краткого и легкого пути, чем его книги. На что тот ответил, что в геометрии нет царских дорог. Ученица читает про Евклида.Евклид (иначе Эвклид) — древнегреческий математик, автор первого из дошедших до нас теоретических трактатов по математике. Биографические сведения об Евклиде крайне скудны. Известно лишь, что учителями Евклида в Афинах были ученики Платона, а в правление Птолемея I (306-283 до н.э.) он преподавал Александрийской академии. Евклид — первый математик александрийской школы. Главная работа Евклида — «Начала» (лат.Elementa) — содержит изложение планиметрии, стереометрии и ряда вопросов теории чисел (например, алгоритм Евклида); состоит из 13-ти книг, к которым присоединяют две книги о пяти правильных многогранниках, иногда приписываемых Гипсиклу Александрийскому. В «Началах» он подвёл итог предшествующему развитию греческой математики и создал фундамент дальнейшего развития математики. На протяжении более двух тысячелетий евклидовы «Начала» оставались основным трудом по элементарной математике

(Слайд  13) А вот этого ученного вы знаете точно и наверняка.Один из величайших греческих математиков древности живший с 580 по 500 годы до нашей эры, считал, что числа очень важны для жизни людей. Попробуйте сами прочитать, что он говорил о числах

Что за фраза написана здесь?  «Миром управляют числа»

Кто этот греческий математик?  Вы догадались?  Конечно же. Пифагор. (Слайд 14)

Ученица читает Пифагор

Пифагор. Пифагор Самосский обессмертил себя уже только своей великой геометрической теоремой. Это был в своем роде Эйнштейн IY века до н.э. При жизни его считали полубогом, магом, чудотворцем, абсолютным мудрецом. До сих пор он остается одним из самых загадочных великих людей в истории. Знаете ли вы, например, что Пифагор – это не настоящее имя гения, а его прозвище.«Пифагор» происходит от корня слова «пифия». Как известно, так называли жрицу-прорицательницу в храме Аполлона. Пифагор получил свое прозвище за то, что имел дар изрекать истину подобно дельфийскому оракулу, оно означает «убеждающий речью».  Он действительно был великим оратором. Первая же прочитанная им публичная лекция привлекла к нему умы и сердца двух тысяч учеников, которые вместе с женами и детьми решили начать новую жизнь, образовали сообщество пифагорейцев и создали свое «государство в государстве», назвав его Великой Грецией.  В основу жизни Великой Греции были положены законы и правила Пифагора. В общество принимались мужчины и женщины на равных условиях, собственностью они владели сообща, образ жизни был у всех одинаков. Интересно, что и научные открытия также считались коллективными. Даже после смерти Пифагора они приписывались ему и считались его заслугой.

Мы покидаем Азию.

И, добрались до Европы. На нашем пути Франция (слайд 15)

Во всем мире Францию принято считать законодательницей мод и парфюмерии. Эта страна знаменита своими королями и мушкетерами, приключенческими романами А.Дюма. И не менее богата своими  учеными – математиками. Эпиграф,  который мы взяли для  нашего путешествия написал великий французский математик Блез Паскаль.

Читает ученица

Блез Паскаль (19 июня 1623Клермон-Ферран, — 19 августа 1662Париж) — французский математикфизиклитератор и философ. Согласно его учению, только христианский Бог как Личность может помочь человеку — «мыслящему тростнику» — спастись от безнадежной затерянности в безднах природы.

Блез рос одарённым ребенком и его отец самостоятельно занимался образованием мальчика. Ранние работы Блеза относились к естественным и прикладным наукам. Отец Блеза был сборщиком налогов, и, наблюдая за его бесконечными утомительными расчетами, Паскаль задумал создать вычислительное устройство, которое могло бы помочь этой работе. В возрасте 19 лет в 1642 году Паскаль начал создание своей суммирующей машины«паскалины». Машина Паскаля выглядела в виде ящика, наполненного многочисленными связанными одна с другой шестерёнками. Складываемые числа вводились соответствующим поворотом колес. Примерно за 10 лет Паскаль построил около 50 вариантов своей машины. Несмотря на вызываемый ею всеобщий восторг, машина не принесла богатства своему создателю. Однако изобретённый Паскалем принцип связанных колёс почти на три столетия стал основой создания большинства вычислительных устройств.

Паскаль был первоклассным математиком. Он помог создать два крупных новых направления математических исследований. В возрасте шестнадцати лет написал замечательный трактат о предмете проективной геометрии и в 1654 году переписывался с Пьером де Ферма по теории вероятностей, что впоследствие оказало принципиальное влияние на развитие современной экономики и социологии.

Ещё один из великих французских математиков, которых создал систему координат.  Её ещё называют Декартовой системой координат. Но мало кому известно еще одно открытие Декарта, которым все с комфортом пользуются и в наши дни. Занимая в театре или в кино места «согласно купленным билетам», мы даже не подозреваем, кто и когда предложил ставший обычным в нашей жизни метод нумерации кресел по рядам и местам.

Читает ученица

Рене Декарт Французский учёный – философ, математик и физик, яркий представитель механистического материализма в философии XVII века. Он является основоположником аналитической геометрии, его прямоугольную систему координат знают все, начиная со школьной скамьи.  В механике Декарт одним из первых сформулировал принцип относительности движений, им предпринята попытка обосновать закон сохранения количества движения В оптике в 1637 году он сформировал закон преломления света (этот закон ранее нашел голландец Снеллиус, но не опубликовал его). Декарт также правильно истолковал физический принцип образования радуги.

Домашнее задание.(слайд 16)

Германия (слайд 17)

Немцы люди очень порядочные, то есть больше всего они любят порядок во всем. Кроме того, это еще и очень экономный народ. Все, что у них есть, они расходуют бережно. И от этого немцы стали очень умным народом. Но ведь не так-то просто решать всякий раз, что совершенно необходимо, а без чего можно и обойтись.

Однажды кайзер увидел, что на квадратном плацу встали строем десять солдат, разумеется вдоль одного края плаца. «Непорядок!»- воскликнул кайзер.-«Что у нас, солдат что ли не хватает на другие края? Впрочем, можно и этих расставить поровну.» И хотя солдат было десять, а сторон у квадрата четыре, а десять на четыре не делится, кайзер сумел расставить солдат так, что вдоль каждой стены оказалось поровну. А вы сможете?

Ответ.

Разгадав ребус вы узнаете имя великого немецкого  математика. (Слайд 18)

Перед нами великая страна - Россия. (слайд 19)

Первая древнерусская математическая работа создана новгородским монахом Кириком в 1136 году.В России не было школ в которых изучали бы какие  нибудь науки—главными распространителями письменности и некоторого книжного образования были монастыри, но и в них уровень образования сводился умению прочитать и в лучшем случае переписать.  В XVII веке в России появляются первые школы . "Арифметика" Леонтия Филлиповича Магницкого была "первым русским печатным учебником по математике и кораблевождению, предназначенным для учебных заведений и самообразования".

Софья Ковалевская,  

Софья Ковалевская Русский математик, писательница, член-корреспондент Петербургской Академии наук., Первая русская женщина-математик С. В. Ковалевская родилась в Москве в богатой семье генерал-лейтенанта артиллерии в отставке Корвин-Круковского. Девочка росла разносторонне способной, но особенно ее увлекала математика. Ее первое знакомство с математикой произошло, когда ей было 8 лет. Для оклейки комнат не хватило обоев, и стены комнаты маленькой Сони оклеили листами лекций М. В. Остроградского по математическому анализу. С. В, Ковалевская вспомнила, что «от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих из формул так и врезался в моей памяти...» С 15 лет она начала систематически изучать курс высшей математики

 (слайд 21)

Имя этого великого русского математика вы прочтете,  разгадав кроссворд.

1. Числа, употребляемые при счете предметов. 

2. Четырехугольник с прямыми углами. 

3. Цифры 0, 1, 2, 3, ... .

4. Компонент при сложении. 

5. Результат деления.

6. Число, показывающее, на сколько равных частей разделено целое. 

7. Сумма одинаковых слагаемых. 

8. Закон сложения. 

9. Площадь квадрата со стороной 100 м. 

10. Отрезок, длина которого равна 1.

11. Угол, меньше прямого

Николай Иванович Лобачевский (20 ноября (1 декабря) 1792(17921201), Нижний Новгород — 12 (24) февраля 1856, Казань), русский математик, создатель геометрии Лобачевского, деятель университетского образования и народного просвещения. Известный английский математик Уильям Клиффорд назвал Лобачевского «Коперником геометрии».
Н. И. Лобачевский родился в Ардатовском районе Нижегородской губернии. Его родителями были Иван Максимович Лобачевский и Прасковья Александровна Лобачевская. В 1800 году после смерти отца мать вместе с семьёй переехала в Казань. Там Лобачевский окончил гимназию, а затем и только что основанный Казанский Императорский университет, которому отдал 40 лет жизни. Лобачевский был ректором Казанского университета .Усилиями Лобачевского Казанский университет становится первоклассным, авторитетным и хорошо оснащённым учебным заведением, одним из лучших в России. В разные годы он опубликовал несколько блестящих статей по математическому анализу, алгебре и теории вероятностей, а также по механике, физике и астрономии.Однако научные идеи Лобачевского не были поняты современниками.   Лобачевский умер непризнанным. Спустя несколько десятилетий ситуация в науке коренным образом изменилась.И его труды были признаны и оценены по достоинству.

Наше путешествие подошло к концу.

Да, путь познания не гладок. 

Но знаем мы со школьных лет,

Загадок больше, чем разгадок,

И поискам предела нет!

С какими успехами мы путешествовали?

Жюри предоставляется слово.

Подведение итогов.

Мы  с вами сегодня путешествовали по разным странам. Что интересного вы узнали? Что больше всего понравилось?

Можем ли ответить на наш главный вопрос путешествия?

Может ли математика быть занимательной.

Домашнее задание.

Расшифровать высказывание А. С. Пушкина о геометрии.

Зашифрованное высказывание                             Ключ

Ответ: «Вдохновение нужно в геометрии не меньше, чем в поэзии»

М.В. Ломоносов

3-4 2-1 2-4 2-1 3-5 

2-5 2-6 1-1 1-2 1-1 3-5 

2-6 3-2 2-2 1-1 

3-3 2-1 1-5 2-1 2-2 2-1 

2-4 1-1 3-1 1-4 2-4 1-1 3-1 2-1 2-2 1-1

1-4 1-4 

1-3 2-3 1-1 1-5 

1

а

в

г

е

з

2

и

к

л

м

п

р

3

т

у

ф

х

я

1

2

3

4

5

6

Ответ: «Химия - правая рука физики, математика - её глаз»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие Игра - КВН «И прекрасна и сильна математики страна»

Цели:- Развитие интеллектуальной деятельности учащихся, через использование заданий занимательного характера- Воспитывать чувство юмора и смекалки, интерес к предмету математики. Задачи:- П...

Внеклассное мероприятие игра "Домино" информатика + математика

Игра предназначена для учащихся 6 класса. Проводилась на открытом внеклассном мероприятии в рамках недели математики, информатики....

Внеклассное мероприятие. Игра - путешествие "Математика на службе Армии"

В современных условиях, когда надо признать, что значительная часть молодежи депатриотизирована, возрастает необходимость в возрождении авторитета армии, а также адекватного понимания ее роли и места ...

внеклассное мероприятие на неделе математики и физики в школе. Игра "Что? Где? Почему?"

Цель  игры:Научить высказывать своё мнение, анализировать и сопоставлять различные точки зрения,Находить способы решения качественных задач, связанных с ситуациями, которые могут встретиться в жи...

Внеклассное мероприятие по дисциплине «Математика и информатика». Игра «БОЛЬШИЕ ГОНКИ»

В первой, во второй частях игры и в игре со зрителями содержится различный красочный материал, развивающие упражнения и игры, которые помогут быстрее и лучше усвоить даже темы школьной программы....

Внеклассное мероприятие игра по станциям "Острова в море математики" для учеников 5-6 классов

Игра проводится для учащихся 5-6 классов. Игра предоставляет ученикам возможность продемонстрировать свои знания, находчивость и смекалку. Способствует повышению интереса к математике....

Внеклассное мероприятие-игра по математике "Своя игра"

middot;   Игра проводится с учащимися одного класса. (Возможен вариант проведения игры между командами нескольких классов одной параллели.)Все дети делятся на несколько команд с помощью жер...