Отношение тувинских скотоводов к своему скоту
статья по теме

Реферат на тему: Отношение тувинских скотоводов к своему скоту.

Целью реферата является изучение традиционного скотоводства тувинцев в исторической динамике в период с конца XIX до середины XX в.

Цель конкретизируется постановкой и реализацией следующих задач:

- выявить особенности традиционного скотоводства у тувинцев;

- проанализировать этнические особенности скотоводческого хозяйства;

- рассмотреть обряды и обычаи тувинцев, связанные со скотоводством и лечением домашних животных;

- показать традиционные способы выработки мясной, молочной и другой продукции скотоводства;

Предмет исследования – тувинское скотоводческое хозяйство.  

Мы в ответе за тех, кого приручили.

                                                                                                   А.де Сент – Экзюпери.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otnoshenie_tuvintsev_k_domashnemu_skotu.doc101.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство Образования и Науки Республики Тыва

МОУ СОШ с. Сосновка.

         

Реферат на тему: Отношение тувинских скотоводов к своему скоту.

                                                                   Выполнила: Оюн

                                                            Айлана 7 класс                   МОУ СОШ с. Сосновка

                   Научный руководитель:

Ю.Б.Оюн учитель

Физики 1категории.

           

                 

Сосновка -2011г.                        

 

Содержание:

1.Введение                                                                                 3стр.

2.Домашний скот                                                                      4стр.

3.Лошадь                                                                                     5стр.

4.Овца                                                                                         7стр.

5.Коза                                                                                           8стр.

6.Корова                                                                                      9стр.

7.Верблюд                                                                                   10стр.

8.Як                                                                                              10стр.

9.Олень                                                                                        10стр.

10.Лечение домашних животных                                             11стр.

11.Обычаи и традиции связанные со скотом                           11стр.

12.Заключение                                                                             14стр.

13.Литература                                                                              15стр.

Приложение с16 по 24стр.


Целью реферата является изучение традиционного скотоводства тувинцев в исторической динамике в период с конца XIX до середины XX в.

Цель конкретизируется постановкой и реализацией следующих задач:

- выявить особенности традиционного скотоводства у тувинцев;

- проанализировать этнические особенности скотоводческого хозяйства;

- рассмотреть обряды и обычаи тувинцев, связанные со скотоводством и лечением домашних животных;

- показать традиционные способы выработки мясной, молочной и другой продукции скотоводства;

Предмет исследования – тувинское скотоводческое хозяйство.  

Мы в ответе за тех, кого приручили.

А.де Сент – Экзюпери.                                                      

Введение. 

В своём реферате кратко описала продукцию скотоводства и раскрыла вопросы, связанные с отношением тувинского народа к своему скоту.

Кочевое скотоводство являлось основной хозяйственной  деятельностью тувинцев, которое во многом определяло их жизненный уклад - материальную и духовную культуру, быт, социальные отношения. Истоки тувинского скотоводства восходят к началу 1 тыс. до  н.э. и его история, таким образом, насчитывает в общей сложности около трех тысячелетий.                                

Тувинские скотоводы прекрасно знали климатические особенности, растительный мир и рельеф местности. Основа ведения скотоводства – сезонные перекочевки – практически не претерпели изменений со времени формирования кочевого хозяйства, что свидетельствует об исключительном единстве природного фактора и человеческой деятельности на данной территории.

        На формирование местного скотоводства, наряду с культурно - историческими традициями, немаловажное влияние оказали природно - климатические особенности Тувы. Они являлись наиболее благоприятными для складывания хозяйственно - культурного типа степных кочевников. Для этого типа хозяйства характерно было наличие овец, лошадей, коз, крупного рогатого скота и верблюдов. Однако в Туве, наряду с  ними, содержат также высокогорных альпийских животных - яков и представителей северных широт - оленей. В мире, пожалуй, нет такого уголка, где на сравнительно небольшой территории / 170,5 кв. км./ соседствовали бы такие разнополюсные животные, как верблюд и олень. В этом отношении Тува является уникальным местом не только Саяно - Алтайского региона, но и, без преувеличения, всей Евразии.

1.Домашний скот.

     

Домашний скот обеспечивал кочевников всем необходимым: мясом и молоком, одеждой и обувью, различной хозяйственной утварью, тягловой и верховой силой, жилищем и топливом. Надо сказать, что извлечению всей необходимой для себя продукции, скотоводы учились в течение многих тысячелетий.  За это время они в совершенстве изучили физиологическое строение животных, их повадки и особенности, что позволяло правильно содержать каждый отдельный вид по его потребностям. Большого мастерства кочевники добились в лечении скота, используя средства растительного, животного и минерального происхождения.

     Наиболее древними животными, которых одомашнил человек на территории современной Тувы, были лошади, а также мелкий и крупный рогатый скот. Видимо, не случайно овец, коз, коров и лошадей тувинцы называли «одек малы» - «животные стойбища». Этих животных тувинские скотоводы условно делили также на «скот с горячим дыханием»  / «изиг тыныштыг мал» / и «скот с холодным дыханием» / «соок тыныштыг мал» /.  К первым они  относили овец и лошадей, ко вторым  - коз и коров.  Такое деление было вызвано из-за качества их мяса. Соответственно этому, баранину и конину тувинцы называли «горячим мясом» / «изиг эът» / и приписывали им не только вкусовые, но и целебные свойства. Особенно в этом плане ценился бараний бульон. Говядину и особенно козлятину считали «прохладным мясом» / «сериин эът» /. Козлятину, например, тувинцы предпочитали употреблять в теплое время года.  

    Кроме этого, в отношении домашнего скота у тувинцев существовали такие понятия, как «беш чузун мал»  / «пять видов скота» /, «чеди чузун мал» / «семь видов скота» / и «тос чузун мал» / «девять видов скота» /. Первые два выражения имели конкретное значение. Например, пять видов скота, это овцы, козы, коровы, лошади и верблюды.                                

Говоря о семи видах скота, к вышеперечисленным прибавляли оленей и яков. Данное представление имеет, видимо, более позднее происхождение. Такое мнение складывается из-за рассуждений некоторых наших пожилых людей, из чисто скотоводческой среды,  которые оленей, например, не считали домашними животными. Что же касается выражения девять видов скота, то оно имеет образное, поэтическое значение. Некоторые считают, что этот термин означает многообразие мастей животных. Однако мастей намного больше, чем девять. Скорее всего, под этим выражением следует понимать воспевание, восхваление скота, ведь известно, что цифра «девять» у тюрко - монгольских народов имела магическое, ритуальное значение.

      Говоря о хозяйственной значимости того или иного скота, трудно выделить какой- либо из них, т. к. каждый из них давал необходимую для скотоводов продукцию. Однако лошадь, овца и корова, як, верблюд и олень играли, в хозяйстве кочевников наиважнейшую роль и о каждом следует сказать особо.    

 2.Лошадь

Лошадь являлась незаменимым животным для кочевого образа жизни. Особое внимание уделяли коню как непременному спутнику кочевника. Прежде всего, это было вызвано ее необходимостью как средства передвижения: многочисленные перекочевки, выпас скота, перевозка грузов и многое другое совершалось с ее помощью. Кроме этого, мясо и молоко употреблялось в пищу, а гриву, хвост и шкуру использовали для хозяйственных нужд. Конина, как было сказано выше, считалась мясом лучшего качества, а внутренности, особенно толстая кишка / «кыда» /, приравнивались к деликатесам. Из кобыльего молока изготавливался целебный напиток кумыс / «хымыс» /. Из гривы и хвоста свивали веревки различной длины и необходимости «чеп», «аргамчы» - арканы, «челе» - привязь для телят, «хоне» - привязь для ягнят и козлят, «кур» и «кожалан» - волосяные ремни для опоясывания юрты. Использовалась также выделанная кожа. Из нее шили объемные сумы - «барба», «таалын», а также обувь. Невыделанную шкуру использовали в качестве настила на пол.

   Для большинства людей наличие в хозяйства лошади являлось необходимостью. Для состоятельных и богатых хозяев это было предметом престижа, богатства и гордости. У многих из них  поголовье лошадей переваливало за несколько сотен, а у богатейших и за несколько тысяч. Такие владельцы скота были придирчивы в выборе коней. Табуны, например, они, составляли из одномастных животных. Так, у известного бая Тувы Ажыкая один из табунов целиком состоял из лошадей вороной масти  «мун кара чылгы». Исходя их таких фактов, у тувинцев существовали такие выражения, как «мун шилги» - «тысяча рыжих», «мун ала» - «тысяча пегих» и т. д.

       Известно, что издревле, оберегая себя и скот, кочевники поклонялись различным божествам. Добиваясь их расположения и благосклонности, они подносили им свое главное богатство - скот. Наиболее щедрым даром считалось преподнесение лошади. Для этого тувинцы совершали специальный обряд «ыдык салыр» - «освятить животное». После этого ритуала конь становился «собственностью» какого- либо божества. По этой причине его не забивали на мясо, не подрезали гриву и хвост, не садились на него верхом. Беднякам все же приходилось пользоваться им, однако ездить на коне мог только хозяин. Освящённый конь должен был умереть естественной смертью. Почести возлагались ему и после смерти: голову, а иногда и всю шкуру, не отделенную от головы и ног, подвешивали на высокое дерево - «дагылга кылыр» - «отдать почесть». Для освящения выбирали, как правило, животных белой и серой масти, хотя могли быть и другие. Самой благородной считалась чисто белая масть «тун дег ак»- «как белая раковина». Как известно, лошадь «чисто белой» масти был большой редкостью. Конь чисто белой масти иногда мог спасти и жизнь человеку. Есть в народе легенда, как один чиновник за какую-то провинность должен был понести суровое телесное наказание, после которого редко кто выживал. Однако он сумел избежать его, преподнеся правителю десять белых лошадей.

Порядок преподнесения «десяти белых» верблюдов или лошадей в знак подчинения императору был установлен китайским двором. Его ежегодно должны были поставлять монгольские князья. Данное правило, как видим, стало распространяться и в Туве. Ритуальными тувинцы считали также серую «бора», рыжую «шилги» и редко черную «кара» масти.  

       Всего же тувинцы различали несколько десятков мастей, выделяя их малейшие оттенки и переливы. Основными из них были следующие: кара - вороная, ак - белая, доруг - гнедая, шилги - рыжая, сарыг- соловая, бора- серая, кара-бора- темно- серая, кара- доруг- темно- гнедая, кызыл- доруг- рыже- гнедая, куу- доруг- серо- гнедая, ой- буланая, кыр- чалая, кула- саврасая, сарала- желто-пегая, хурен- бурая, кызыл- кула- рыже-буланая, кара- кула- темно- буланая, хургул- бора- буро-серая, шавыдар- игреневая, кыскыл- рыжая, шокар- пестрая, карала- темно- пегая, дорала- гнедо-пегая, шилги-ала- рыже-пегая, хувала- соловая, секпилдиг- шокар- чубарая, кок- сивая, хоор- каурая, ала- пегая, мелдер- мухортая…

       Прозвища животным, как правило, давали согласно их масти и поступи. Например, Чоржан-Доруг «Медлительная-Гнедая», Чугурук-Хоор «Быстрая-Каурая».

       Тувинцы различали несколько поступей лошадей: чыраа- иноходь, челер- рысь, саяк- иноходь, чугурук- скакун, ылгын- быстрый, даалык- галоп, шошкуур- идти трусцой, аралчалаар- смешанный аллюр «рысь и иноходь». Самой красивой поступью считалась иноходь. Опытные ездоки даже в ней различали несколько оттенков. Чтобы не испортить ходьбу такого коня, на нем обычно ездил сам хозяин. Однако такая лошадь не годилась для скачек и дальних поездок.

 Не будет обманом, если мы скажем: «Какой же тувинец не любит коня?!» Все, от мала до велика любят. Недаром на каждом празднике любимое народом состязание  - конные скачки! Это нашло свое выражение в тувинском героическом эпосе, песнях, восхвалениях, пословицах, поговорках и загадках.

Для скачек выбирали скакунов. Соревнования обычно устраивали в период общественных молений, таких, как оваа дагыыр «освятить оваа», тайга дагыыр «освятить тайгу» и т. д. В честь коня, пришедшего первым, слагались песни, восхваления. Например:

      Кан демир чугенниг                          С уздечкой из стального     железа

      Хартыга дег чугурук                           С соколиным обликом

      Кайгамчыктыг чугурук                     Удивительно быстрый

      Кара-Доруг аъдым.                             Конь Кара-Доруг.

    В каждом случае они являлись импровизацией, обладающей высокой поэтичностью. Скакунам давали красивые имена: Хургулек- Кара «Быстрая Черная», Эзир-Кара «Летящая Черная» и т. д. Во многих случаях прозвища скакунам давали в зависимости от праздника, на котором они первенствовали.

Эзир – Кара – легендарный скакун, прославивший своё имя не только на скачках, но и своей преданностью своей Родине и своему хозяину.

До сих пор помнят люди легенду об этом скакуне, вот недавно седьмого апреля в выставочном зале Дома художников города Кызыла открылась выставка – республиканский художественный проект «Слава скакуну», посвящённый 90 – летию образования Тувинской Народной Республики. Экспозиция посвящена лошади и всему, что с ней связано, а это живописные работы, фото, изделия народного промысла, книги, коллажи, скульптура малой пластики и многое другое. Скульптура художника Александра Баранмаа «Эзир – Кара», украшение этой выставки.

3.Овца

 

Одну из наиважнейших ролей в жизни кочевника играет овца. Так, из овчины шили основную верхнюю одежду тувинцев «тон». Из зимней шкуры изготовляли зимнюю шубу / «негей тон» /, а с остриженной – шубу, которую носили весеннее – осенний сезон- «ой тон». Из шкур молодняка шили зимнюю шапку / «кышкы борт» /, детские шубки / «уруглар тону» /, одеяла и  т. д. Универсальным материалом в хозяйстве кочевников являлась овечья шерсть. Из нее скатывали войлок, который шел на изготовление различных предметов. Следует иметь в виду, что стрижку овец тувинцы проводили дважды в год: в начале лета / «хой кыргыыр» / и осенью / «агарладыр» /. Весенняя шерсть была более грубой, чем осенняя. Войлок, скатанный из такой шерсти, использовали на изготовление матрацев / «кудус» /, войлочных ковриков / «ширтек» /, а также на покрытие самой юрты / «ог шывыы» /. Его подкладывали также под вьюк и под седло. Войлок из более нежной шерсти шел в качестве легкого покрывала / «энчек» /, верхнего покрытия юрты / «ореге» /. Тонко сложенный войлок вшивали также в обувь в качестве чулок. Шерсть служила также в качестве ниток. Ее сучили и наносили красивые узоры и орнаменты на матрацы, коврики, покрытие юрты. Что же касается баранины, то она для тувинцев была не только любимым видом мяса, но и ритуальной пищей. Об этом будет сказано чуть ниже. Овечье молоко также считалось вкусным и целебным.

Для тувинских скотоводов священными животными являлась также и овца. Однако в отличие от коня, который должен был быть одной определенной масти, овца должна быть с какой- либо отметиной. Обычно это были светлые животные с каким-либо темным пятном на голове, щеке, передней или задней ноге с левой стороны - «аъттангы чарыында», т. е. «со стороны, откуда садятся верхом». Такое животное освящали при обряде «суг бажы дагыыр»- «поклонения источнику воды».

       Ритуальной пищей для тувинцев была баранина. При различных торжествах в качестве почетной еды выставлялась именно она. Туша всегда разбиралась по суставам и ни одна косточка не должна была быть повреждена. Самым почетными частями считались голова «баш», грудинка «тош» и курдюк «ужа». Грудинку и курдюк использовали в каждом случае, будь то свадьба, рождение ребенка, приезд гостей или проведение религиозных обрядов. Баранью голову тувинцы особенно почитали в новый год - Шагаа.

Сваренную голову ставили перед сидящими. На лбу топленым маслом выводили свастику «хас»- символ жизни и подавали хозяину. При обряде поклонения огню «от дагыыр» ритуальной едой становились и внутренности, например, вывороченная прямая кишка «кургулдай», а также нижняя челюсть вместе с языком, гортанью, сердцем, легкими и печенью, не отделённые друг от друга.  

     

      4.Коза

Немаловажную роль играет в жизни тувинца коза.

Коз, например, выгодно было содержать из-за их способности к быстрому размножению. Многие семьи обзаводились ими  после бескормицы, для быстрейшего восстановления хозяйства. Козья шерсть и шкура использовались так же, как овчина и овечья шерсть. Из козьих шкур обычно шили штаны, легкие охотничьи шубы. Шкурки молодняка шли в основном на легкие одеяла, а также шубки для девочек  8-9 лет. Выделанную кожу использовали для шитья разнообразных мешков для сыпучих материалов. Из козьей шерсти  свивали  мягкие  ошейники «мончар»  для козлят, телят и ягнят.

    В религиозных обрядах тувинцев коза выступала в качестве непременного атрибута при поклонении домашнему очагу «от дагыыр». Тувинцы верили, что именно козел рыжей масти «кызыг серге» был угоден хозяину огня. Магические свойства приписывались рыжему козлу и при лунном затмении. При затмении луны владельцы такого козла дергали его за хвост, заставляя животное блеять. Это блеяние, по поверьям тувинцев, должно было способствовать прекращению затмения.  

         По словам старых людей, козлятина имела целебные свойства при переломах. Животное забивали способам «чушкуулаар», т. е. ударом ножа в затылок. Затем отрезали голову. Распоров живот и вынув внутренности, в брюшную полость наливали воды и кидали туда раскаленные камни. После этого брюшину закрывали специальной палочкой «шиш». Затем тушу подвешивали над горячими углями. Шерсть постепенно начинала обугливаться и сгорать, а туша - жариться. После того, как туша будет готова, из брюшины выбрасывали камни и бульон давали больному. Приготовленный таким способом бульон, якобы способствовал быстрому срастанию костей. Также было желательно, чтобы мясо ел пострадавший.  

          Так же иногда готовили баранину, но это считалось деликатесом, тогда как козлятина готовилась таким же способом в лечебных целях.

5.Корова

       

 Основным же поставщиком молока и молочной продукции был крупный рогатый скот. Это объяснялось большим количеством молока, чем у других видов скота, а также длительным периодом дойки. Молоко / «сут» / в рационе кочевников занимало одно из важных мест. Начать хотя бы с того, что чай тувинцы пили только с молоком, хотя в чистом виде оно употреблялось редко. Молоко являлось исходным продуктом для разнообразной молочной продукции, которых у тувинцев было много. Таковыми были: напитки – «хойтпак» и «тарак», творожные массы – «ааржы», «курут», сыр – «быштак», сливочное масло – «ак чаг», топленое – «саржаг», молочная пленка – «ореме».   Эти продукты использовались не только в чистом виде, но и в различных комбинациях друг с другом и растительной пищей.

    Исключительную  важность в хозяйстве имела выделанная коровья кожа. Она являлась прекрасным сырьем для изготовления различной домашней утвари.  Из нее шили разнообразные сосуды для жидкостей, такие, как «когээр», «когээржик», «хойлаарак», сумы - «барба», «таалын», вырезали ремни, а также все атрибуты конского снаряжения: «торепчи» - черпак, «мунгаш дын», «узун дын»-  поводья, «кижен»- тренога, путы, «чуген» -узда, «чулар»- недоуздок и т. д.  

        Тувинскую национальную обувь «кадыг идик» шили  в основном также из коровьей кожи. Для различных нужд  люди использовали рога и копыта крупного рогатого скота. Рог, например, служил в качестве подсосного предмета для молодняка. По словам старых людей из коровьих копыт искусные мастера изготовляли  расчески. Кроме этого, крупный рогатый скот, главным образом волов, тувинцы использовали как вьючное  животное на небольшие расстояния и упряжное, для распахивания земли. Специально, особенно в степной зоне, собирался и кизяк крупного рогатого скота, который являлся топливом.

         Такова была вкратце роль этих животных в хозяйстве тувинцев. Об их достоинствах кратко и точно сказано в тувинской пословице:

    Инектиг кижи тодуг.                        Имеющий корову - сыт.

    Хойлуг кижи каас.                            Имеющий овцу - наряден.

    Чылгылыг кижи омак.                      Имеющий коня - весел.

       Другие виды скота также были необходимы для кочевников.      

6.Верблюд

Верблюдов содержали состоятельные скотоводы. Использовали их в основном как вьючное и транспортное животное, впрягая зимой в сани, а летом в телегу. За один раз он поднимал вес, намного превышающий груз  волов и  лошадей, поэтому держать верблю-

дов было крайне выгодно и практично для хозяев. Верблюды прекрасно были приспособлены для переходов на дальние расстояния и те, кто совершал различные поездки в Пекин или Ургу, пользовались именно верблюдами, а не лошадьми.

       В хозяйстве широко использовалась верблюжья шерсть, которую специально стригли с шеи и передних ног. Шерсть, снятая с шеи, была  длиннее, и ее свивали в различные веревки. Короткую  шерсть использовали как  подклад для верхней демисезонной одежды «ой тон»  или «терлик тон». В богатых хозяйствах из короткой шерсти скатывали небольшие коврики на пол. Выделанную верблюжью кожу разрезали на различные ремни, в частности, для скрепления  решеток юрты. Верблюжье мясо и молоко тувинцы употребляли в пищу.          

   

7.Як.

 

Яки – высокогорные животные, поэтому их содержали в местах с суровым климатом – Монгун-Тайге, Бай-Тайге, некоторых местах Барун - Хемчика, Овюра, Эрзина, Кунгуртуга. Из всех видов скота, разводимых тувинцами, они меньше всех нуждались в уходе. Для хозяйственных нужд широко использовалась их длинная шерсть, которую стригли и свивали. По словам пожилых людей, толстая ячья шкура трудно поддавалась выделке и ее чаще всего использовали в качестве настила на пол. В пищевой рацион тувинцев входило также молоко яков и мясо.  

8.Олень

Жители Тоджи держат у себя оленей стадами, часто в несколько тысяч голов.  Весь уход за оленями ограничивается только тем, что  им предоставляют самим находить себе пищу, но чтобы они не разбрелись, привязывают в разных местах  по нескольку оленей, что и заставляет других постоянно оставаться вблизи привязанных товарищей. Тощий, бесплодный и по виду непитательный мох и разного рода лишаи   составляют главную пищу оленей во всякое время года.

Оленье молоко необыкновенно жирное и даёт очень много масла;  но так как это масло невкусно, то из  молока чаще готовят сыр; мясо оленей приятно на вкус и питательно; из плотных оленьих рогов выделывают ножи, ложки, иглы; а кожа оленей вместе с шерстью идет на одежду.

      Таким образом, скот для тувинцев являлся основным источником существования, поэтому отношение кочевников к своему скоту отличалось большой теплотой и любовью.

 

  9.Лечение домашних животных.

В способах лечения домашнего скота отражались знания кочевников не только анатомии животных, но и окружающего мира, поскольку лекарствами являлись средства растительного, животного и минерального происхождения. Существовала специальная терминология для описания болезней скота: например, ижин-хырын аарыы – «желудочно-кишечные заболевания», соок-даяк аарыы – «болезни суставов», хан-дамыр аарыы – «болезни кровообращения» и т.д. Методами лечения домашних животных владели в каждом хозяйстве. Однако при необходимости хирургической помощи, как, например, удаление волдыря или вмешательство при родах животного, обращались к человеку «с легкой рукой». С хирургией было связано также и холощение животных. При холощении скота придерживались определенных предписаний, направленных на его сохранение и умножение. Так, процедуру проводили под «белым знаком»: над загоном для скота вывешивали белую тряпицу, ее привязывали также к кисти руки человека, который должен был провести операции, а также к ведерку, куда клали отрезанные семенники. Для оберега животных, тувинцами принимались различные защитные меры, в том числе и религиозного порядка.

10.Обычаи и традиции связанные со скотом.

 От благополучия домашнего скота зависела судьба человека, поэтому кочевники принимали различные меры для предохранения скота от болезней и падежа. Для защиты овец многие хозяева делали идол овцы - «хой ээрени». Он представлял собой небольшую куклу, сшитую из войлока. Идол хранили в войлочном мешке и время от времени окуривали можжевельником «артыш». Некоторые хозяева держали его в юрте, другие подвешивали в загоне для овец. Он был охранителем стада.  

Сушествуют такие скотоводческие обряды. Обряды состояли из следующих обязательных элементов: 1) омывания животного смесью воды и молока (очищения); 2) чтения молитвы или камлания (в зависимости от того, кто проводил обряд); 3) обмазывания рогов, копыт и морды животного топленым маслом (символа сытости); 4) окуривания

животного можжевельником (защиты); 5) вешания ритуальных ленточек на животного (обращения к божествам, а также предупреждения того, что животное освященное).

 Не только в целях оберега, но и поклонения, и уважения к своему скоту, тувинцы совершали ритуальные действа в отношении некоторых костей животных. Например, когда забивали крупный рогатый скот, существовал ритуал, связанный с первым шейным позвонком - «молдурук». Сваренный позвонок подавали человеку, которой забил данное животное. Обглодав его, он брал пучок травы с салом и забивал ими позвоночное отверстие. Затем, расправив траву как крылья, он брал кость и подходил к двери. Совершая руками круговое движение по часовой стрелке, означавший призыв счастья. После этого он подходил к домашнему очагу, становился перед ним на колени, клал огонь в эту кость, приговаривая:    

Соккан черинден шокар бызаа торуттунзун.

Каккан черинден кара бызаа торуттунзун.

Оорган  черинден одаглыг хаан торуттунзун.

Тавырылган черинге таан дег чон чыглып турзун.

      На месте, где убили, пусть родится пестрый теленок.

       На месте, где ударили, пусть родится черный теленок.

       На месте, где сломали «хребет», пусть коронованный хан родится.

       На месте, где споткнулся, пусть подобно стае галок, народ толпится.

       У овцы сакральной костью тувинцы считали локтевую кость «кыры». Она, по их верованию, не только приносила счастье и благополучие, но и оберегала  хозяев от несчастного случая, поэтому ее вешали над дверью, чтобы зима прошла благополучно. Иногда пожилые говорили: «Кырызынза – даа кыры карты кагба, чоксуразынза – даа чода карты чиве»( «Мясо локтевой кости всю обглодай даже если сыт,а с нижней кости сначала убери кожу даже если голоден»)

     В отношении костей существовали также разного рода запреты. Так, нельзя было одному съедать лопатку, иначе, мол, человек когда-нибудь заблудится. Поэтому мясо от лопатки разделялось между всеми сидящими. Затем тот, кто раздавал мясо, произносил:

       

        Чарын союндаан.                                           Мясо от лопатки.

         Чааскаан чивээн мен.                                   Я не один ел.

         Чанымда эжимге.                                          О рядом сидящем.

         Кара будуу  бодап корбээн мен.                  Плохо не думал.

Также нельзя, где попало бросать кость лопатки. Среди тувинцев есть люди, которые гадают по бараньей лопатке.

     Нельзя было также целиком выбрасывать кость с мозгом, иначе, мол, выбросишь свое богатство. Поэтому кость разбивалась и мозг съедался.      

     У тувинцев существовали различные поверья, связанные со скотом, особенно с рождением двойников или молодняка с различными физическими недостатками. К рождению двойников у любого вида скота, кроме крупного, относились положительно. Особенно радовались появлению их у овец. Рождение двойников у коров тувинцы воспринимали не очень радостно, т. к. считали, что это плохо скажется на хозяйке и на росте поголовья скота.  

     Существовали различные поверья о рождении скота с каким-либо физическим недостатком. В большинстве случаев они истолковывались как хорошее предзнаменование. По словам пожилых людей, если у них в хозяйстве рождался ягненок с открытой брюшиной и, хотя он, естественно, сразу погибал, старики называли его «эндерик»- «изобильный». Его рождение истолковывалось как начало увеличения поголовья скота. И овца с кривой шеей, это также считалась хорошим знаком - «ээлери ажык бай болур» - «хозяева должны стать очень открытыми богатыми».  

      Рождение молодняка без шерсти тувинцы считали плохим знаком, поэтому принимались различные защитные меры. Например, окуривался загон для скота, а рожденный молодняк, хотя и погибший, пристреливался. Как это делали эрзинские тувинцы. После тяжелой зимы истощенные овцы и козы иногда рожали мертвых детенышей, причем голых без шерсти… Некоторые араты надеялись уберечь себя от упомянутого несчастья тем, что они хоронили мертворожденных ягнят и козлят на дереве. В таком случае хозяин связывал каждому ягненку и козленку вместе все четыре ноги цветными шелковыми нитками трех цветов: красного, зеленого и желтого. Каждая перевязь была из трех ниток. Затем, если одновременно нужно было захоронить и козлят, и ягнят, то на одну сторону связывали погибших козлят, а на другую - ягнят и уравновешивали такую связку, распределив ее на две части, как это делают с грузом, который нужно перебросить через седло. Потом он вешал их на сучок растущей лиственницы, перекинув через него. Подвесив тушку, хозяин стрелял в них из шомпольного ружья, зарядив его вместо пули комочком бараньей шерсти / наподобие пыжа /.  

      Существовали своеобразные приемы предохранения скота при его передаче другому владельцу.  Например, перед тем, как отдать скотину, ее нос утирали своим подолом. Считалось, что скот остался в своем хозяйстве. Если приходилось отдавать на сторону крупный рогатый скот или лошадь, то отдирали небольшой клочок шерсти от  гривы или хвоста и хранили у себя дома.

     

Заключение.

Таким образом, представления и обряды, связанные со скотом, отличались у тувинцев большим богатством и разнообразием. За прошлые десятилетия многие из них стали забываться. Однако в настоящее время, с ростом национального самосознания, возрождается интерес к своему прошлому, в том числе и к скотоводческим ритуалам. Нет сомнения в том, что они будут возрождены. Их воссоздание будет способствовать существованию не только красивых обрядов, но и проявлению гуманного отношения ко всему окружающему миру, ведь главным смыслом данных ритуалов является именно это.

Практическая значимость изучения скотоводческого хозяйства тувинцев вызвана тем обстоятельством, что за прошедшие шестьдесят с лишним лет отдельные элементы традиционного скотоводства были частично утеряны. Пришло время возрождать традиции и обычаи наших предков. Мы должны помнить, что именно натуральное хозяйство кочевников на протяжении столетий смогло сохранить стабильность и жизнеспособность тувинского народа. В настоящее время, когда в Туве возрождаются традиции кочевого хозяйства, существует необходимость использования многовекового опыта кочевников.

ЛИТЕРАТУРА.                                                            1. Донгак, С.Ч. Обряды, связанные с освящением скота у тувинцев. Проблемы истории и культуры кочевых цивилизаций Центральной Азии. Т. I. – Улан-Удэ, 2000. – С. 98-99.

2. Донгак, С.Ч. Термины и понятия, связанные с освящением скота у тувинцев. Тезисы докладов научной конференции, посвященной 70-летию тувинской письменности. – Кызыл, 2000. – С. 40-41.

3. Донгак, С.Ч. Цветовая символика в культуре тувинских кочевников. Становление и развитие науки в Туве. ТГУ. – Кызыл, 2000. – С.135.

4. Вайнштейн С. И. Историческая этнография тувинцев. М.,1972.  

5.Заянчковский И. Ф. Животные, приметы и предрассудки. М.,1991.

 6.Потапов Л. П. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.

 7.Соколова З. П. Культ животных в религиях. М., 1972.

8.Ушинский К.Д. «Детский мир и хрестоматия» С-П,1994г.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Степень проявления заботы по отношению к своему ребенку (тест)

Тест позволяет определить степень проявления заботы по отношению к собственному ребенку...

Мода и молодежь. Современные молодежные стили в США и Великобритании, как способ выражения своего отношения к обществу (научно-практическая конференция).

Современная жизнь подвергает молодежь определенным опасностям и трудностям. Многие подростки считают, что только здоровые, находящиеся в хорошей форме и гламурные люди могут расчитывать на успех в буд...

В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, своё отношение к миру

Урок проводится во 2 классе по программе Б.М. Неменского. Данный урок приурочен ко Дню космонавтики....

Воспитание у старшеклассников ценностного отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни через работу с текстом на уроках русского языка

Данная методическая разработка содержит материал, как средствами родного русского языка можно воспитывать у старшеклассников ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни. Кроме теори...

Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"

Курсовая работа на тему "Принципы составления англо-тувинского словаря по теме «Моя школа» для начальных классов в тувинской национальной школе"...

Классный час Тема: Обряд приветствия на Шагаа – Чолукшуур Цель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям. Задачи: • обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и их традициями;

Тема: Обряд приветствия на Шагаа – ЧолукшуурЦель: приобщение детей к тувинской народной культуре и традициям.Задачи:обеспечить условия для ознакомления детей с культурой тувинского народа и...