Проблема достижения метапредметных результатов при организации деятельности учащихся в детском общественном объединении.
материал по теме

Щербакова Наталия Владимировна

О проблеме достижения метапредметных результатов при организации деятельности учащихся в детском общественном объединении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krylova_m.a._shcherbakova_n.v.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема достижения метапредметных результатов при организации деятельности учащихся в детском общественном объединении[1]

М.А. Крылова, к.ф.н., заместитель директора по НМР

Н.В. Щербакова, Отличник народного просвещения, учитель

МБОУ лицей № 87 имени Л.И. Новиковой

город Нижний Новгород

Особенность нового Федерального государственного образовательного стандарта – утверждение системно-деятельностного подхода как основы, обеспечивающей «формирование у учащихся готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, готовности к активной учебно-познавательной деятельности,  проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования»[2]. Как и ФГОС НОО, Стандарт основного общего образования, утвержденный приказом № 1897 Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года, устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы. Новыми для начальной и основной школы становятся впервые описанные и обозначенные как обязательные к усвоению метапредметные результаты. Основной образовательной программой не предусмотрено создание новых метапредметных курсов, целью которых стало бы формирование данной группы результатов, поэтому преподавание традиционных предметов необходимо строить с учетом новых требований ФГОС. Кроме того, возрастает значимость внеурочной деятельности, она вносится, по новым стандартам, в учебный план, количество часов на ступени основной школы определяется образовательным учреждением.

Право образовательных учреждений создавать на основе примерной образовательной программы документ, регламентирующий содержание и систему условий реализации образовательной деятельности, предполагает понимание педагогическим коллективом  учебного заведения той меры ответственности, которая  будет возложена на него как субъекта управления[3]. Новый Закон «Об образовании», вводя понятие «образовательная организация», уничтожает различия в статусе учебных учреждений, так как отменяет их разделение на школы, лицеи, гимназии. Государственное (муниципальное) задание в той форме, в которой его получают образовательные учреждения, не позволяет их дифференцировать, выявить специфику деятельности. Поэтому основная общеобразовательная программа должна носить адресный характер, отражать специфику процесса обучения и воспитания.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение лицей № 87 имени Л.И. Новиковой разрабатывает и апробирует модель лицея как интеллектуальной организации, которая представляет собой не локальный вид учебного заведения, а систему принципов целесообразного построения образовательного процесса, ведущий тип которого – интеллектуальное воспитание – определяется педагогическим коллективом исходя из системообразующей деятельности лицея. Интеллектуальное воспитание — это форма организации учебно-воспитательного процесса, которая обеспечивает оказание каждому ученику индивидуализированной педагогической помощи с целью развития его интеллектуальных возможностей.  Интеллектуальное воспитание имеет два взаимосвязанных аспекта: повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика и рост индивидуального своеобразия его склада ума[4].

Повышение продуктивности интеллектуальной деятельности ученика происходит за счет приобретения новых знаний, освоения разнообразных способов познания, развития критичности, доказательности и самостоятельности мышления, готовности работать в режиме творчества, формирования потребности в умственном труде и т.д. В образовательном процессе на первый план выходит проблема формирования базовых интеллектуальных качеств личности, таких как компетентность, инициатива, творчество, саморегуляция и уникальность склада ума (КИТСУ). Именно мера сформированности этих интеллектуальных качеств выступает, на наш взгляд, в качестве критериев интеллектуальной воспитанности учащихся[5]. Интеллектуальное воспитание и интеллектуальное развитие – это два взаимосвязанных аспекта образовательного процесса. Современные требования нового образовательного стандарта, связанные с необходимостью достижения метапредметных результатов, вызывают затруднение для педагогического коллектива лицея в плане нормативного закрепления – при работе над соответствующими разделами основной образовательной программы, в практике же преподавания этот подход, особенно в организации внеурочной деятельности, применяется давно и успешно. Нам близко мнение, что смысл образования заключается в обеспечении социализации личности. Важным показателем качества образования является способность обучаемых самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности на основе использования освоенного ими социального опыта. С этой точки зрения, если рассматривать учащихся как строителей собственной жизни, задача школы не сводится к их обеспечению строительным материалом в виде знаний. Задача школы – научить «строить дом»[6].

Одна из форм организации внеурочной деятельности в лицее – создание детских общественных объединений, мы используем это понятие в определении Л.В. Алиевой: «Детское общественное объединение (ДОО) - одна из структур в многообразии молодежных движений, форма организации детской самодеятельности, социальной активности, самореализации; особая педагогически организованная среда жизнедеятельности ребенка; педагогически преобразованный социум»[7]. «Дебаты» как детское общественное объединение учеников шестых классов рассматривается руководителем клуба, учителем истории и обществознания высшей категории, Отличником народного просвещения Н.В. Щербаковой как форма социального воспитания детей. В интеллект-клубе интегрируется процесс развития личности средствами обучения, воспитания, социализации, самовоспитания, самообразования, самореализации, это эффективное средство приобретения личного жизненного опыта самостоятельности, опыта человеческого общения, коллективной совместной деятельности со сверстниками и взрослыми, что соответствует теории Л.В. Алиевой[8].

Цель современного образования – сформировать  у ученика целостную картину  мира, представление о единстве и многообразии общественных процессов. Достижение этой цели возможно при интеграции гуманитарных дисциплин в процессе обучения. Активизацию процесса интеграции необходимо проводить во внеурочной, внеклассной деятельности по предметам. Материал уроков обществознания и литературы дает возможность  для достижения поставленных целей и  задач. Поэтому занятия могут проводиться руководителем интеллект-клуба «Дебаты» (учителем обществознания) и учителем русского языка и литературы.

Возраст учеников шестого класса - 12 лет  - подростковый возраст считают переходным периодом, когда подросток частично принадлежит к группе детей, а частично – к группе взрослых. Ученики находятся в состоянии перехода от учебного типа ситуации развития к учебно-проектному типу, готовы к созданию условий для  становления ученического авторства и для освоения (конструирования и моделирования)  культурных форм построения отношений. Смыслы педагогических действий – содействие самореализации подростков, организация пространства социального позиционирования, совместное освоение проектирования как способа познания.

Среди метапредметных результатов, на достижение которых ориентирована программа основного общего образования, – формирование проектного способа мышления и деятельности, который предполагает владение всеми этапами организации деятельности. Осознанная проблема предполагает целеполагание, выбор форм и способов деятельности для создания продукта (проекта), затем умение презентовать результаты деятельности и провести рефлексию соответствия полученного результата и проектируемого. Для шестиклассников каждая игра – их реализованный интеллектуальный проект, они уже знают о правилах игры в «Дебаты», умеют готовиться к игре на предложенную тему, владеют информацией по теме «Общение как особая деятельность» (обществознание), опытом чтения и обсуждения литературных произведений по программе 5-6 класса. Проект имеет индивидуальный характер, потому что каждый сам готовит свою роль спикера, но вместе они – команда отрицания или утверждения, поэтому саму игру можно считать их коллективной презентацией.

Руководитель ДОО «Дебаты», планируя деятельность интеллект-клуба, видит необходимость в формировании ряда универсальных учебных действий познавательного, коммуникативного, регулятивного характера, без которых и подготовка к игре, и сама игра не будут эффективными. Поэтому одно из занятий во втором полугодии посвящено обучению выбору темы игры.

Целеполагание занятия. Цель-предмет: обучающиеся научатся отличать проблемную тему от темы, не содержащей проблемы; обучающиеся получат возможность научиться формулировать проблемную тему для игры «Дебаты». Цель-способ: обучающиеся научатся применять прием анализа точек зрения на проблему для определения характера темы; обучающиеся получат возможность научиться применять прием анализа точек зрения на проблему, чтобы проблематизировать формулировку темы. Цель-ценность: обучающиеся убедятся в абсолютной ценности общения для человека, обучающиеся получат возможность осознать важность безопасного поведения в виртуальной среде. Учебная задача занятия: открыть способ выбора и формулирования проблемной темы для игры. Ожидаемый вопрос-формулировка от обучающегося: как самому правильно сформулировать тему для игры в «Дебаты»?

Для активизации познавательного интереса был привлечен читательский опыт, выборочно проанализированы проблемы общения, раскрытые в произведениях В. Короленко «В дурном обществе», В. Крапивина «Журавленок и молнии», Д.Дефо «Робинзон Крузо».   Обсуждение понятий «общение», «ценность общения», «виртуальное общение» было проблематизировано при просмотре фрагмента из фильма по повести В. Железникова «Чучело» и видеоролика о доступности для подростка разных по содержанию групп в социальной сети «В Контакте». Учитель, используя здоровьесберегающие технологии, в частности, технологию сохранения душевного здоровья, помог сформулировать правила безопасного поведения в Интернете. Опираясь на материал, изученный в курсе обществознания, шестиклассники сумели убедиться в безусловной ценности общения для человека и в возможности сформулировать и аргументировать разные точки зрения на ценность общения в виртуальной среде. Результатом занятия стал список тем, которые имеют проблемный характер, связаны с виртуальным общением и были составлены самими учениками.

Внеучебные занятия, проводимые с использованием технологии игры «Дебаты», позволяют формировать различные универсальные учебные действия: личностные (способность к самооценке, самоконтролю), познавательные (умение выделять существенную информацию из сообщений разных видов, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений, обобщать), регулятивные (способность учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения, оценивать правильность выполнения действия), коммуникативные (умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров), как того требуют стандарты второго поколения.

Для реализации ФГОС в лицее не понадобится особый метапредмет, целью которого будет достижение метапредметного результата, так как образовательный процесс может строиться на оптимальном сочетании, взаимопроникновении учебной и внеучебной деятельности, составной частью такого процесса станут детские общественные объединения. В этом случае технологию игры «Дебаты» можно будет считать не просто игровой, но педагогической технологией, если принимать в качестве определения педагогической технологии формулировку В.М. Монахова: «Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя»[9].


[1] Исследование подготовлено при поддержке РГНФ. Проект № 1/1 110600114А «Инновационная модель управления образовательным учреждением в условиях модернизации образования»

[2] См об этом: http://standart.edu.ru

[3] «Основные общеобразовательные программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования обеспечивают реализацию федерального государственного образовательного стандарта с учетом типа и вида образовательного учреждения, образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников, региональных, национальных и этнокультурных особенностей и включают в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся» (Закон «Об образовании» глава 2, статья 9 «Образовательные программы»).

[4] Э. Гельфман, М. Холодная «Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся». СПб.: Питер, 2006, с. 67.

[5] Там же, с. 73.

[6] Агафонова Н. Н. , Брехач Р.А. ,Жадаев Д.Н. Содержание общественного заказа системе образования: эффективные механизмы способов оформления профессиональной среде и механизмы предъявления результатов выполнения общественного заказа профессиональным сообществом. Материалы социологического исследования.  ПГПУ-2009., с. 3-6. // www.csspinfo.ru/files/2224cb7f0fe8001e3b43.pdf

[7] Л.В. Алиева Детские общественные объединения в воспитательном пространстве социума. // http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme

[8] Там же.

[9] См. об этом: Монахов В.М. Технологические основы проектирования и конструирования учебного процесса. - Волгоград, 1995.