Коммуникативный метод обучения как фактор формирования базовой культуры личности.
статья по теме

Михайлова Лиана Аркадьевна

Коммуникативный метод обучения как фактор формирования базовой культуры личности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коммуникативный метод обучения как фактор формирования базовой культуры личности

Из опыта работы

учителя английского языка

Михайловой Лианы Аркадьевны.

  В настоящее время важная роль отводится коммуникативной деятельности обучения, направленной на практическое овладение английским языком.

  Обучая ребят языку, мы учим их общаться на одном языке. А научить этому можно только в условиях общения, т.е. обучение иностранному языку должно быть организованно так, чтобы оно было подобно процессу естественной коммуникации.

  Необходимость общения на языке стала очевидной в наши дни, когда повсюду ведутся разработки с привлечением иностранных специалистов.

  Язык международного общения вошел во все сферы нашей жизни, поэтому так и востребованы специалисты со знанием языка.

  В процессе обучения я стараюсь включить учащихся в познание окружающего мира, прошу выразить собственное мнение, чувства, поделиться личным опытом. Во время урока учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.

  Каждый урок мой начинается с организационного момента, с пожеланиями друг другу. Можно задать вопрос, который заинтересует учащихся. Например «What did you do yesterday» или «What did you have for breakfast?» можно записать несколько слов и учащиеся составляют ситуацию. Развивая тему, ученики не только настраиваются на урок английского языка, но и набирают новые лексические единицы. В своей работе я использую современные технологии в обучении английскому языку. Применяя элементы критического мышления, заставляю детей критически мыслить, ставить перед собой проблему и постоянно искать самому ответ на нее, выдвигать альтернативы и уметь защищать свою точку зрения.

  Учащиеся  работают в группах, а это развивает такие качества, как сотрудничество, доброжелательность, ответственность.

  В течение основной части урока, как правило, необходимо либо изложить новый грамматический материал, либо поработать с текстом, также провести опрос и закрепление материала. На помощь приходят различные стратегии критического мышления. Очень часто я применяю на своих уроках стратегию «ассоциации» (Clustering). Методика работы заключается в следующем:

1. Напишите ключевое слово или фразу в центре листа бумаги или как заглавие на доске.

2. Начните писать слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.

3. Как только идеи приходят на ум и записаны, начните рисовать соединения между идеями, которые кажутся подходящими.

4. Записывайте столько идей, сколько приходит на ум, пока не закончится установленное время. Время написания ассоциаций 5-7 минут.

  Ассоциации можно выполнять индивидуальную или в группах. После того, как ученики составили свои ассоциации, нужно попросить несколько учеников поделиться своими ассоциациями с группой или обменяться идеями в парах.

Наглядно это можно увидеть на примере ассоциации по теме «Moscow is the Capital of  Russia».

  Этот метод я использую как на стадии предположения, воспитания, до того, как тема будет тщательно изучена, и также как способ подведения того, что было изучено. Этот прием мне, учителю иностранного языка, очень важен, т.к. позволяет учащимся расширить лексический словарь по этой или иной теме, понятию, грамматическому явлению, развивает коммуникативную деятельность учеников.

   

                                 

                                                 

The museums                        Theatres                              Sightseeings

The shops                                 MOSCOW               Red Square

           

The Circus                              The zoo                              Presidents Residence

  Опираясь на свой личный опыт, на свои имеющиеся знания, ученики находятся в постоянном поиске лексических единиц и модальных фраз к определенным словам и понятиям. Все ученики активно заняты процессом мышления. Появляется хороший дух соревнования. Каждый ученик и каждая группа старается, как можно больше написать ассоциаций, что для них является большой мотивацией в обучении. Ученики пишут свободно, увлеченно. Делясь своими ассоциациями с группой, или обмениваясь идеями в парах, учащиеся взаимно обогащаются.

  Анализируя ту или иную проблем, я использую стратегию РАФТ, которая также развивает творческий потенциал ученика.  Здесь они выступают в роли президентов, ученых, поэтов, художников. Работая с текстом, учащиеся овладевают различными способами работы с ним. Это – направленное чтение и чтение с пометками, заполнение таблицы «знаю, не знаю, хочу знать». Такие стратегии «Оставьте последнее слово за мной», «Дебаты», «Интервью», эссе, инсценировки и другие мне помогают развивать коммуникативные навыки учащихся, что является одной из основных целей и практических задач в преподавании иностранных языков.

         

       

                                          Поиск людей

Раздаточный материал для каждого учащегося. Открытое пространство в классе, чтобы учащиеся могли свободно двигаться.

Процесс: Учащиеся перемещаются по классу в поисках человека, который мог бы ответить утвердительно на каждый пункт раздаточного материала. Имя человека записывается на оставленном месте рядом с вопросом и должно быть упомянуто на этом листе только однажды. Упражнение продолжается до тех пор, пока вопросник каждого участника не будет заполнен. Затем учащиеся собираються в кружок и анализируют по общее между собой, что они обнаружили.

Who?

Is found of?

Goes in for?

Likes?

Ekjoys?

                                               Глобинго

Учащиеся расходятся с экземплярами раздаточных материалов. Цель данного упражнения – все учащиеся должны заполнить как можно больше квадратов  полученной информации от других учащихся .

Kate

Ann

Pete

Nick

Caroline

Went to Russia

Had a penfriend from Russia

Studied English

Had an uncle in Germany

Liked music

Если в течение урока время, когда говорили учащиеся, значительно превышает время, когда говорит учитель, этот урок можно назвать коммуникативным.

Все перечисленные мной стратегии критического мышления, которые я использую на своих уроках, делают урок творческим, интересным, где каждый ученик получает радость от учения, где каждый ученик самореализует своё «я».

Значимое место занимает в коммуникативной деятельности аудирование. Читая текст, я делаю остановку  и задаю вопрос: « Что  по-вашему мнению произойдет дальше, как поступит герой, какие последуют события?» Учащиеся придумывают свои версии, потом зачитывается текст дальше.

Порой скучным бывает грамматический материал, но если грамматические явления рассматривать не как формулу, а разъяснить их коммуникативную функцию, то материал становится доступным и интересным.

Для закрепления грамматического материала я использую различные тренировочные упражнения, которые отвечают коммуникативной методике. Для закрепления грамматических форм можно провести следующие тренинги: один из учеников пишет на доске предложения в Present Simple, затем предлагает создать цепочку, звеньев которой будут изменять грамматическую форму данного предложения. Например: Kate goes to school. Kate will go to school etc.

Для учащихся старших классов можно предложить игру «Make the sentence complete». Учащихся делят на три группы. Первая группа называет предложения, вторая подбирает к нему сказуемое, третья группа подбирает обстоятельство, соответствующие грамматической форме сказуемого. Создание предложений является очень продуктивным тренингом для развития коммуникативных навыков.

Чтение тоже является навыком, необходимым для коммуникаций. Задания на развитие понимания текста подразделяются на предтекстовые и послетекстовые.  К предтекстовым относятся  фонетическая отработка имен собственных, упоминаемых в тексте, а так же перевод слов-интернационализмов, встречаемых в тексте.

Процесс чтения можно организовать таким образом: учащиеся читают предложения одного абзаца, затем учитель выбирает и переводит вслух фразы из данного абзаца, желательно словосочетания, а учащиеся находят их в тексте и читают на языке. Этот способ позволяет сэкономить время, а так же развивает у учащихся способность перевода контекста, а не каждого слова. Назначение послетекстовых упражнений - контроль понимания. Это может быть множественный выбор, верное или неверное утверждение, а так же дополнение недостающей информации. Все эти упражнения ориентированы на коммуникативный подход. Если же текст используется для основы устной темы, то можно составить по нему опорную таблицу, которая облегчит учащимся изложение темы.

На своих уроках я использую элементы глобального образования. Они помогают сделать урок интересным, способствуют закреплению языковых явлений в памяти, созданию более стойких зрительных и слуховых образов, поддерживанию интереса к английскому языку.