Игра-конкурс "По просторам Вселенной"
классный час (5 класс) на тему

Игра предназначена для учащихся 5-6 классов. В игре приниают участие две команды. Вопросы и задания конкурса интересны и доступны для учащихся. Данная игра дает хороший материал для подготовки к празднику Дня космонавтики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_-_konkurs_po_prostoram_vselennoy.docx64.79 КБ

Предварительный просмотр:

Игра - конкурс

Зиновьева Татьяна Михайловна,

учитель истории

Больше – Ломовисского филиала МБОУ Пичаевской сош

Пичаевского района Тамбовской области

Ведущий:

Почему люди тянутся к звездам?

Почему в наших песнях

Герой – это сокол?

Почему все прекрасное,

Что он создал,

Человек, помолчав,

Называет Высоким?

Тема нашего конкурса очень земная: «Звезды становятся ближе». Астрономия – наука о звездах – одна из древнейших  земных наук. С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь земли и неба. Наука, религия, искусство – все это так или иначе было связано с небом. Жрецы и астрологи пытались по расположению звезд и планет предсказать судьбы людей, государств, народов. Современные точные науки начинались с практических наблюдений над перемещениями небесных светил.

Для поэтов же солнце, луна, звезды – вечный источник вдохновения:

                      «Открылась бездна звезд полна,

                       Звездам числа нет, бездне – дна» (Ломоносов)

Человек мечтал подняться к звездам, в бескрайний, таинственный космос. И вот, 12 апреля 1961г., советский летчик космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый космический полет – он пробыл в космосе 108 минут.

С тех пор день 12 апреля мы отмечаем как День космонавтики.

1 чтец: Ах, этот день двенадцатый апреля,

Как он пронесся по людским сердцам.

Казалось, мир невольно стал добрее,

Своей победой потрясенный сам

Какой гремел он музыкой вселенской,

Тот праздник, в пестром пламени знамен,

Когда безвестный сын  земли смоленской

Землей – планетой был усыновлен.

Жилец Земли, геройский этот малый

В космической посудине своей

По круговой, вовеки небывалой,

В пучине неба вымахнул над ней…

В тот день она как будто меньше стала,

Но стала людям, может быть,  родней.

Ах, этот день, невольно или вольно

Рождавший мысль, что за чертой такой-

На маленькой Земле – зачем же войны,

Зачем же все, что терпит род людской?

2 чтец:

И неизменен жребий величавый,

На нем горит печать грядущих дней.

Что может смерть с такой поделать славой?

Такая  неподсудна даже ей.

Все так. Все так. Но где во мгле забвенной

Вдруг канул ты, нам не подав вестей,

Не тот, венчанный славою нетленной,

А просто человек среди людей;

Тот свойский парень, озорной и милый,

Лихой и дельный, с сердцем не скупым,

Кого еще до всякой славы было

За что любить, - недаром был любим.

Ни полуслова, ни рукопожатья,

Ни глаз его с бедовым огоньком

Под сдвинутым чуть набок козырьком…

Ах, этот день с апрельской благодатью,

Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью,

Где он мальчонкой лазал босиком…

Ведущий:

Люди накопили богатые знания о космосе, планетах, Солнце, звездах. Люди придумали красивые названия созвездиям. О сделанных открытиях написаны статьи, художественные книги, поставлены фильмы.

    Давайте попробуем все вместе написать адрес, наш адрес во Вселенной, в ее бескрайних просторах.

Вопросы:

  1. На какой планете мы живем?(Земля)
  2. В системе какой звезды находится наша планета? (Солнце)
  3. Как называется наша Галактика? (Млечный путь)
  4. Где находится Галактика? (Во Вселенной)

 Итак, адрес: (вывешивается плакат)

Вселенная

Галактика Млечный путь

Солнечная система

Планета Земля

Теперь, зная адрес, мы можем начать наше путешествие, так как не рискуем заблудиться в таинственных просторах Вселенной.

Итак, в космическое пространство выходят экипажи кораблей:

«Орион»      и     «Орфей»

Какой из них первым произведет посадку на Марс?

Мы полетим на кораблях: «Орион», «Орфей». Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии.

Уверена, что экипажи наших космических звездолётов состоят только из таких ребят. При этом не забывайте, что без хорошей шутки, без чувства юмора даже в самом серьёзном деле, таком, как работа в космосе, не обойтись. А сейчас я хочу представить наше звёздное жюри – центр управления полётом. У жюри имеется таблица, в которую они проставляют баллы за каждый конкурс.

До старта осталось несколько минут.

1 задание   «ЗНАКОМСТВО»

 Капитаны, познакомьте, пожалуйста, с экипажем своих кораблей.  Расскажите, откуда произошло название ваших кораблей.

 

 «ОРФЕЙ»  Украшением осеннего вечернего неба является созведие Лебедя (Орфея), протянувшегося в виде гигантского креста в южной части небосклона. Самые яркие звезды Лебедя -  Денеб, Альбирео. Справа от лебедя – созвездие Лиры. Ярчайшая звезда – Вега. Внизу к горизонту раскинулось созвездие Орла – альфа Орла Альтаир. Рядом с Орлом – небольшое созвездие Дельфин, над ними  - созвездия Лисички и Стрелы.

Лебедь – это знаменитый певец Орфей, сын бога Аполлона. Своей музыкой Орфей заставлял растения склонять ветви, сдвигал камни, укрощал диких зверей. После смерти своей жены Эвридики Орфей сошел в подземное царство Аида и своей музыкой растрогал богиню Персефону, позволившую  им обоим вернуться на Землю. Но Орфей не должен был оглядываться до выхода на дневной свет. Орфей нарушил обет: оглянулся, чтобы убедиться следует ли Эвридика за ним, и …потерял ее навсегда. За верность, которую он сохранил жене после этого, боги поместили Орфея с его лирой на небо.

«Орион»  Украшение зимнего неба – созвездие Ориона. Три его яркие звезды, расположенные в ряд близко друг от друга, образуют Пояс Ориона. Ярчайшие звезды в Орионе – Ригель и Бетельгейзе. Орион – охотник, охотящийся на Тельца. Поэтому созвездие Ориона «сопровождают» Большой Пес  и Малый Пес. Ярчайшая звезда Тельца – Альдебаран., а Большого Пса – Сириус. Это самая яркая звезда неба. Слева от Тельца – зодикальное созвездие Близнецов, а «из – под ног» Ориона «выпрыгивает» Заяц.

Орион,  согласно одной из легенд, - это гигант, сын бога  морей Посейдона, выдающийся охотник. В пылу охоты Орион будто бы уничтожил всех зверей без разбора. Покровительница охоты Артемида, чтобы предотвратить уничтожение зверей, убила его, подослав к нему Скорпиона. Согласно другой легенде, Орион был лишен зрения, когда обесчестил девушку. Однако бог Солнца Гелиос вернул ему зрение, а Эос, сестра Гелиоса, полюбила Ориона. Но боги разгневались на охотника, и Артемида убила его стрелой.

2 задание «НАСТОЯЩИЙ КОСМОНАВТ»

- Как известно, перед тем как отправиться в космос человек долго тренируется и особенно важно, чтобы у него был хорошо развит вестибулярный аппарат. Сейчас мы проверим, кто из вас  – настоящий космонавт. 

Конкурс 1. Один участник от команды. Ведущий кладет на пол веревку длиной 3 метра. Каждый участник встает у ее начала, поворачивается 5 раз вокруг себя, а затем должен пройти ногами по веревке, не наступив мимо нее. Побеждает тот, кто проделает это в точности.

Конкурс 2.  По два человека от команды, самых тренированных. Встав, спиной друг к другу, вы должны совместно выполнять приседания. Кто сделает больше? Молодцы!

3 задание «ЛЕСЕНКА»

Займите места на стартовой площадке. Для того, чтобы подняться на корабль, вы идете по лесенке и заполняете ее словами, касающимися космоса – название звезд, планет, созвездий и т. д.

4 задание: Игра «ПРОЛЕЗТЬ В КОЛЬЦО»

Ведущий:  Прошу экипажи занять места на кораблях. Какая команда разместится быстрее?

Капитан, а за ним и другие космонавты должны по очереди «Спуститься в люк». (Для этого используется гимнастический обруч).

Выигрывает та команда, все члены которой быстрее завершат эстафету.

Команды, приготовьтесь к старту!

10,9,8,…….1,0 -  Старт

Взлет прошел удачно.

5 задание «СЕАНС СВЯЗИ»

Сеанс связи с космическими кораблями – ответить на вопросы (Команды отвечают по очереди):

           

  1. Сколько планет в Солнечной системе?  (9)
  2. Какая планета самая большая? (Юпитер)
  3. Какая планета самая близкая к Солнцу? (Меркурий)
  4. Что такое Солнце? (Раскаленное шарообразное небесное тело)
  5. Какая звезда всегда указывает на Север? (Полярная)
  6. Каких ученых – астронавтов вы знаете? (Коперник, Бруно, Галилей)
  7. Кто первый из космонавтов вышел в открытый космос? (А. Леонов)
  8. Кто первым из космонавтов ступил на Лунную поверхность? (Американский астронавт Н. Армстронг)
  9. Можно ли на Лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (нельзя, т. к. на Луне отсутствует магнитное поле)
  10. Можно ли на Венере ориентироваться  по Солнцу и звездам? (нельзя, т.к. небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)
  11. Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер? (гантели – нет, они потеряют вес. Эспандер – можно, ведь физические усилия приходится  применять при растяжении его пружин)
  12. В чем заключается разница между метеором и метеоритом? (метеор  атмосферное явление – сгорание космических частиц в воздухе. Метеорит – небесный камень, упавший на Землю).
  13. Что означает слово «астрономия»? (Наука о звёздных законах)
  14. Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна – Солнце)
  15. Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп)
  16. Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг оси)
  17. В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток)
  18. Что означает слово «зодиак»? (Круг животных)
  19. Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта)
  20. Как называется космический транспорт? (Ракета)
  21. Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский)
  22. Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта? (12 апреля 1961 г.)
  23. Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (Наблюдения)
  24. Кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин)
  25. Кого называли Главным Конструктором в нашей стране? (С. П. Королёва)
  26. В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)
  27. Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
  28. Что означает слово «планета»? («Блуждающая»)
  29. Сколько всего созвездий на небе? (88)
  30. Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс)
  31. Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)
  32. Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова)

Ведущий: Полет продолжается.

А вот и первые послания, которые получены радистами из других галактик.

6 задание: «Пойди туда, не знаю куда…»

Ведущий: Вот первое послание. Что хотели этим сказать «жители»  иных миров нам трудно отгадать, но мы можем сосчитать сколько здесь геометрических фигур:

«Орфей» -  треугольников;

«Орион» -  квадратов.

(Ответ: по 18 фигур)

2. Отгадать ребусы

Экипажи освоились в невесомости, научились её побеждать, что ж за работу. Радистам из центра управления полётом поступили новые радиограммы. Просим их расшифровать. (Пример радиограммы)

http://festival.1september.ru/articles/415422/img1.jpg

(Ответ: Впереди у вас планета, где гроза, ветер и нет света»

7  задание: «Конкурс художников»

Ведущий: Команды в полете. Но уже на экранах появляется красная звезда – Марс. Кого же мы здесь встретим? Будут ли обитатели планеты похожи на людей или они выглядят иначе?

Изобразите на листочках марсианских жителей.

Вопросы для зрителей.

А чтобы вам не было скучно, давайте ответим  на вопросы:

  1. В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
  2. Какие созвездия вы знаете?
  3. Назовите первого космонавта.
  4. Назовите известного конструктора ракетно-космических систем? (Королев)
  5. Кто первый из женщин побывал в космосе? (В. Терешкова)
  6. Каких космонавтов вы знаете?
  7. Каких известных писателей – фантастов вы знаете?
  8. Какие читали произведения?

8  задание: «Кто  лучше и быстрее»

Ведущий: А теперь нужно немного подкрепиться. Как могут есть космонавты в условиях космоса? Это нам покажут члены команды.

Итак, вы знаете, что в космосе невесомость. Все предметы свободно перемещаются. Чтобы не упасть, космонавты постоянно держатся за поручни. И есть им не особенно удобно.

Задание 1: Одной рукой развернуть конфеты (2) и съесть их. Затем выпить воду из стакана через трубочку.

Задание 2.  Космонавтам приходится кушать особую еду из тюбиков и специальных баночек. А ведь им так хочется свежих фруктов! Давайте попробуем съесть их в невесомости. 

Двое учеников  держат веревку, на которой на нитках подвешены два  яблока. Ведущий приглашает по одному участнику от команды, которые должны как можно быстрее съесть свое яблоко, не прикасаясь к нему руками, спрятанными за спиной. 

9 задание «Приземление»

А вот и Марс.  И  чтобы совершить мягкую посадку на Марс, необходимо выполнить следующие задания.

Задание 1: Представьте, жители планеты длинноволосые.  Сделайте им приятное – сделайте им самую модную земную прическу. И не смущайтесь, космонавт должен уметь делать все. Кто знает, может это вам поможет установить сразу дружеский контакт с марсианскими жителями.

Задание 2: Марсианский язык не такой как наш. Но все может быть. А вдруг это такие слова, которые говорим и мы, но только наоборот. Напишите слова или выражения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.

Внимание! Посадка!

Ведущий: Какой же экипаж первым совершил посадку на Марс?

Слово предоставляется жюри.

        

ЛИТЕРАТУРА:

  1. И. Климишин. Жемчужины звездного неба. Киев, 1988
  2. «Пионерская правда», № 145, 7. 12. 1991г.
  3. Материалы журналов «Вожатый», «Затейник», «Начальная школа».
  4. Внеурочная работа по физике / под редакцией О.Ф. Кабардина, - М., Просвещение, 1983, (Библиотека учителя физики);
  5. Ланина И. Я., Не уроком единым: Развитие интереса к физике, - М., Просвещение, 1991, (Библиотека учителя физики);
  6. Юфанова И. Л., Занимательные вечера по физике в средней школе; Кн. Для учителя, - М., Просвещение, 1990;
  7. Лыков В. Я., Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. Для учителя: Из опыта работы, - М., Просвещение, 1986;
  8. Воронцов –Вельяминов;
  9. Дагаев М. М., Наблюдения звёздного неба. –М., Наука, 1979;
  10. Левитан Е. П.. Малышам о звёздах, -М., Педагогика, 1986.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса по технологии «Вышивка лентами. Родные просторы»

С давних времен узкие полоски ткани применялись в  повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой...

По родным просторам" - программа летнего отдыха детей и подростков

Ежегодно в каникулярное время на базе нашего Центра организуется профильный лагерь для учащихся. Наибольшей популярностью пользуются лагеря в летние каникулы. При выполнении данной программы...

Викторина "Дороги в просторы Вселенной"

Викторина с вопросами и ответами....

Занятие - игра "Дорога к просторам вселенной"

Формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие творческих способностей....

Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»

Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...

Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная.

Узнать, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологическ...

Приказ от 12 марта 2021 года № 06-о Об итогах районного конкурса фото и видео творчества «Как здорово, что мы смогли в просторы вырваться Вселенной».

Приказ от 12 марта  2021 года № 06-о Об итогах районного конкурса  фото и видео творчества  «Как здорово, что мы смогли  в просторы вырваться Вселенной»....