Игра-конкурс "По просторам Вселенной"
классный час (5 класс) на тему
Игра предназначена для учащихся 5-6 классов. В игре приниают участие две команды. Вопросы и задания конкурса интересны и доступны для учащихся. Данная игра дает хороший материал для подготовки к празднику Дня космонавтики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_-_konkurs_po_prostoram_vselennoy.docx | 64.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра - конкурс
Зиновьева Татьяна Михайловна,
учитель истории
Больше – Ломовисского филиала МБОУ Пичаевской сош
Пичаевского района Тамбовской области
Ведущий:
Почему люди тянутся к звездам?
Почему в наших песнях
Герой – это сокол?
Почему все прекрасное,
Что он создал,
Человек, помолчав,
Называет Высоким?
Тема нашего конкурса очень земная: «Звезды становятся ближе». Астрономия – наука о звездах – одна из древнейших земных наук. С незапамятных времен человек осознал неразрывную связь земли и неба. Наука, религия, искусство – все это так или иначе было связано с небом. Жрецы и астрологи пытались по расположению звезд и планет предсказать судьбы людей, государств, народов. Современные точные науки начинались с практических наблюдений над перемещениями небесных светил.
Для поэтов же солнце, луна, звезды – вечный источник вдохновения:
«Открылась бездна звезд полна,
Звездам числа нет, бездне – дна» (Ломоносов)
Человек мечтал подняться к звездам, в бескрайний, таинственный космос. И вот, 12 апреля 1961г., советский летчик космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил первый космический полет – он пробыл в космосе 108 минут.
С тех пор день 12 апреля мы отмечаем как День космонавтики.
1 чтец: Ах, этот день двенадцатый апреля,
Как он пронесся по людским сердцам.
Казалось, мир невольно стал добрее,
Своей победой потрясенный сам
Какой гремел он музыкой вселенской,
Тот праздник, в пестром пламени знамен,
Когда безвестный сын земли смоленской
Землей – планетой был усыновлен.
Жилец Земли, геройский этот малый
В космической посудине своей
По круговой, вовеки небывалой,
В пучине неба вымахнул над ней…
В тот день она как будто меньше стала,
Но стала людям, может быть, родней.
Ах, этот день, невольно или вольно
Рождавший мысль, что за чертой такой-
На маленькой Земле – зачем же войны,
Зачем же все, что терпит род людской?
2 чтец:
И неизменен жребий величавый,
На нем горит печать грядущих дней.
Что может смерть с такой поделать славой?
Такая неподсудна даже ей.
Все так. Все так. Но где во мгле забвенной
Вдруг канул ты, нам не подав вестей,
Не тот, венчанный славою нетленной,
А просто человек среди людей;
Тот свойский парень, озорной и милый,
Лихой и дельный, с сердцем не скупым,
Кого еще до всякой славы было
За что любить, - недаром был любим.
Ни полуслова, ни рукопожатья,
Ни глаз его с бедовым огоньком
Под сдвинутым чуть набок козырьком…
Ах, этот день с апрельской благодатью,
Цветет ветла в кустах над речкой Гжатью,
Где он мальчонкой лазал босиком…
Ведущий:
Люди накопили богатые знания о космосе, планетах, Солнце, звездах. Люди придумали красивые названия созвездиям. О сделанных открытиях написаны статьи, художественные книги, поставлены фильмы.
Давайте попробуем все вместе написать адрес, наш адрес во Вселенной, в ее бескрайних просторах.
Вопросы:
- На какой планете мы живем?(Земля)
- В системе какой звезды находится наша планета? (Солнце)
- Как называется наша Галактика? (Млечный путь)
- Где находится Галактика? (Во Вселенной)
Итак, адрес: (вывешивается плакат)
Вселенная
Галактика Млечный путь
Солнечная система
Планета Земля
Теперь, зная адрес, мы можем начать наше путешествие, так как не рискуем заблудиться в таинственных просторах Вселенной.
Итак, в космическое пространство выходят экипажи кораблей:
«Орион» и «Орфей»
Какой из них первым произведет посадку на Марс?
Мы полетим на кораблях: «Орион», «Орфей». Дорогу осилит идущий, а звёздную трассу – настоящие знатоки космонавтики, физики и астрономии.
Уверена, что экипажи наших космических звездолётов состоят только из таких ребят. При этом не забывайте, что без хорошей шутки, без чувства юмора даже в самом серьёзном деле, таком, как работа в космосе, не обойтись. А сейчас я хочу представить наше звёздное жюри – центр управления полётом. У жюри имеется таблица, в которую они проставляют баллы за каждый конкурс.
До старта осталось несколько минут.
1 задание «ЗНАКОМСТВО»
Капитаны, познакомьте, пожалуйста, с экипажем своих кораблей. Расскажите, откуда произошло название ваших кораблей.
«ОРФЕЙ» Украшением осеннего вечернего неба является созведие Лебедя (Орфея), протянувшегося в виде гигантского креста в южной части небосклона. Самые яркие звезды Лебедя - Денеб, Альбирео. Справа от лебедя – созвездие Лиры. Ярчайшая звезда – Вега. Внизу к горизонту раскинулось созвездие Орла – альфа Орла Альтаир. Рядом с Орлом – небольшое созвездие Дельфин, над ними - созвездия Лисички и Стрелы.
Лебедь – это знаменитый певец Орфей, сын бога Аполлона. Своей музыкой Орфей заставлял растения склонять ветви, сдвигал камни, укрощал диких зверей. После смерти своей жены Эвридики Орфей сошел в подземное царство Аида и своей музыкой растрогал богиню Персефону, позволившую им обоим вернуться на Землю. Но Орфей не должен был оглядываться до выхода на дневной свет. Орфей нарушил обет: оглянулся, чтобы убедиться следует ли Эвридика за ним, и …потерял ее навсегда. За верность, которую он сохранил жене после этого, боги поместили Орфея с его лирой на небо.
«Орион» Украшение зимнего неба – созвездие Ориона. Три его яркие звезды, расположенные в ряд близко друг от друга, образуют Пояс Ориона. Ярчайшие звезды в Орионе – Ригель и Бетельгейзе. Орион – охотник, охотящийся на Тельца. Поэтому созвездие Ориона «сопровождают» Большой Пес и Малый Пес. Ярчайшая звезда Тельца – Альдебаран., а Большого Пса – Сириус. Это самая яркая звезда неба. Слева от Тельца – зодикальное созвездие Близнецов, а «из – под ног» Ориона «выпрыгивает» Заяц.
Орион, согласно одной из легенд, - это гигант, сын бога морей Посейдона, выдающийся охотник. В пылу охоты Орион будто бы уничтожил всех зверей без разбора. Покровительница охоты Артемида, чтобы предотвратить уничтожение зверей, убила его, подослав к нему Скорпиона. Согласно другой легенде, Орион был лишен зрения, когда обесчестил девушку. Однако бог Солнца Гелиос вернул ему зрение, а Эос, сестра Гелиоса, полюбила Ориона. Но боги разгневались на охотника, и Артемида убила его стрелой.
2 задание «НАСТОЯЩИЙ КОСМОНАВТ»
- Как известно, перед тем как отправиться в космос человек долго тренируется и особенно важно, чтобы у него был хорошо развит вестибулярный аппарат. Сейчас мы проверим, кто из вас – настоящий космонавт.
Конкурс 1. Один участник от команды. Ведущий кладет на пол веревку длиной 3 метра. Каждый участник встает у ее начала, поворачивается 5 раз вокруг себя, а затем должен пройти ногами по веревке, не наступив мимо нее. Побеждает тот, кто проделает это в точности.
Конкурс 2. По два человека от команды, самых тренированных. Встав, спиной друг к другу, вы должны совместно выполнять приседания. Кто сделает больше? Молодцы!
3 задание «ЛЕСЕНКА»
Займите места на стартовой площадке. Для того, чтобы подняться на корабль, вы идете по лесенке и заполняете ее словами, касающимися космоса – название звезд, планет, созвездий и т. д.
4 задание: Игра «ПРОЛЕЗТЬ В КОЛЬЦО»
Ведущий: Прошу экипажи занять места на кораблях. Какая команда разместится быстрее?
Капитан, а за ним и другие космонавты должны по очереди «Спуститься в люк». (Для этого используется гимнастический обруч).
Выигрывает та команда, все члены которой быстрее завершат эстафету.
Команды, приготовьтесь к старту!
10,9,8,…….1,0 - Старт
Взлет прошел удачно.
5 задание «СЕАНС СВЯЗИ»
Сеанс связи с космическими кораблями – ответить на вопросы (Команды отвечают по очереди):
- Сколько планет в Солнечной системе? (9)
- Какая планета самая большая? (Юпитер)
- Какая планета самая близкая к Солнцу? (Меркурий)
- Что такое Солнце? (Раскаленное шарообразное небесное тело)
- Какая звезда всегда указывает на Север? (Полярная)
- Каких ученых – астронавтов вы знаете? (Коперник, Бруно, Галилей)
- Кто первый из космонавтов вышел в открытый космос? (А. Леонов)
- Кто первым из космонавтов ступил на Лунную поверхность? (Американский астронавт Н. Армстронг)
- Можно ли на Лунной поверхности ориентироваться с помощью компаса? (нельзя, т. к. на Луне отсутствует магнитное поле)
- Можно ли на Венере ориентироваться по Солнцу и звездам? (нельзя, т.к. небо Венеры покрыто мощным слоем непрозрачных облаков)
- Космонавту в условиях невесомости необходимо заниматься физическими упражнениями. Могут ли для этого пригодиться гантели, эспандер? (гантели – нет, они потеряют вес. Эспандер – можно, ведь физические усилия приходится применять при растяжении его пружин)
- В чем заключается разница между метеором и метеоритом? (метеор – атмосферное явление – сгорание космических частиц в воздухе. Метеорит – небесный камень, упавший на Землю).
- Что означает слово «астрономия»? (Наука о звёздных законах)
- Сколько звёзд в Солнечной системе? (Одна – Солнце)
- Основной астрономический прибор для наблюдений. (Телескоп)
- Доказательством чего является смена дня и ночи на планете? (Вращения Земли вокруг оси)
- В каком направлении вращается наша Земля? (С запада на восток)
- Что означает слово «зодиак»? (Круг животных)
- Назовите дату весеннего равноденствия. (21 марта)
- Как называется космический транспорт? (Ракета)
- Кто является основоположником космонавтики? (Циолковский)
- Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта? (12 апреля 1961 г.)
- Основной научный метод изучения небесных тел в астрономии? (Наблюдения)
- Кто был первым космонавтом Земли? (Ю. А. Гагарин)
- Кого называли Главным Конструктором в нашей стране? (С. П. Королёва)
- В каком созвездии расположена Полярная звезда? (Малая Медведица)
- Назовите естественный спутник Земли. (Луна)
- Что означает слово «планета»? («Блуждающая»)
- Сколько всего созвездий на небе? (88)
- Какую планету назвали в честь бога войны? (Марс)
- Сколько всего существует зодиакальных созвездий? (12)
- Назовите имя и фамилию первой женщины, побывавшей в космосе. (Валентина Терешкова)
Ведущий: Полет продолжается.
А вот и первые послания, которые получены радистами из других галактик.
6 задание: «Пойди туда, не знаю куда…»
Ведущий: Вот первое послание. Что хотели этим сказать «жители» иных миров нам трудно отгадать, но мы можем сосчитать сколько здесь геометрических фигур:
«Орфей» - треугольников;
«Орион» - квадратов.
(Ответ: по 18 фигур)
2. Отгадать ребусы
Экипажи освоились в невесомости, научились её побеждать, что ж за работу. Радистам из центра управления полётом поступили новые радиограммы. Просим их расшифровать. (Пример радиограммы)
(Ответ: Впереди у вас планета, где гроза, ветер и нет света»
7 задание: «Конкурс художников»
Ведущий: Команды в полете. Но уже на экранах появляется красная звезда – Марс. Кого же мы здесь встретим? Будут ли обитатели планеты похожи на людей или они выглядят иначе?
Изобразите на листочках марсианских жителей.
Вопросы для зрителей.
А чтобы вам не было скучно, давайте ответим на вопросы:
- В какой галактике мы живем? (Млечный Путь)
- Какие созвездия вы знаете?
- Назовите первого космонавта.
- Назовите известного конструктора ракетно-космических систем? (Королев)
- Кто первый из женщин побывал в космосе? (В. Терешкова)
- Каких космонавтов вы знаете?
- Каких известных писателей – фантастов вы знаете?
- Какие читали произведения?
8 задание: «Кто лучше и быстрее»
Ведущий: А теперь нужно немного подкрепиться. Как могут есть космонавты в условиях космоса? Это нам покажут члены команды.
Итак, вы знаете, что в космосе невесомость. Все предметы свободно перемещаются. Чтобы не упасть, космонавты постоянно держатся за поручни. И есть им не особенно удобно.
Задание 1: Одной рукой развернуть конфеты (2) и съесть их. Затем выпить воду из стакана через трубочку.
Задание 2. Космонавтам приходится кушать особую еду из тюбиков и специальных баночек. А ведь им так хочется свежих фруктов! Давайте попробуем съесть их в невесомости.
Двое учеников держат веревку, на которой на нитках подвешены два яблока. Ведущий приглашает по одному участнику от команды, которые должны как можно быстрее съесть свое яблоко, не прикасаясь к нему руками, спрятанными за спиной.
9 задание «Приземление»
А вот и Марс. И чтобы совершить мягкую посадку на Марс, необходимо выполнить следующие задания.
Задание 1: Представьте, жители планеты длинноволосые. Сделайте им приятное – сделайте им самую модную земную прическу. И не смущайтесь, космонавт должен уметь делать все. Кто знает, может это вам поможет установить сразу дружеский контакт с марсианскими жителями.
Задание 2: Марсианский язык не такой как наш. Но все может быть. А вдруг это такие слова, которые говорим и мы, но только наоборот. Напишите слова или выражения, которые читаются одинаково слева направо и справа налево.
Внимание! Посадка!
Ведущий: Какой же экипаж первым совершил посадку на Марс?
Слово предоставляется жюри.
ЛИТЕРАТУРА:
- И. Климишин. Жемчужины звездного неба. Киев, 1988
- «Пионерская правда», № 145, 7. 12. 1991г.
- Материалы журналов «Вожатый», «Затейник», «Начальная школа».
- Внеурочная работа по физике / под редакцией О.Ф. Кабардина, - М., Просвещение, 1983, (Библиотека учителя физики);
- Ланина И. Я., Не уроком единым: Развитие интереса к физике, - М., Просвещение, 1991, (Библиотека учителя физики);
- Юфанова И. Л., Занимательные вечера по физике в средней школе; Кн. Для учителя, - М., Просвещение, 1990;
- Лыков В. Я., Эстетическое воспитание при обучении физике: Кн. Для учителя: Из опыта работы, - М., Просвещение, 1986;
- Воронцов –Вельяминов;
- Дагаев М. М., Наблюдения звёздного неба. –М., Наука, 1979;
- Левитан Е. П.. Малышам о звёздах, -М., Педагогика, 1986.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по технологии «Вышивка лентами. Родные просторы»
С давних времен узкие полоски ткани применялись в повседневной жизни и хозяйственной деятельности людей. Уже в Древней Греции женщины вплетали в волосы полоски тканей, чтобы «оживить» свой...
По родным просторам" - программа летнего отдыха детей и подростков
Ежегодно в каникулярное время на базе нашего Центра организуется профильный лагерь для учащихся. Наибольшей популярностью пользуются лагеря в летние каникулы. При выполнении данной программы...
Викторина "Дороги в просторы Вселенной"
Викторина с вопросами и ответами....
Занятие - игра "Дорога к просторам вселенной"
Формирование познавательного интереса детей к истории космонавтики, развитие творческих способностей....
Предмет:литература, 5 класс. Тема урока: «Почему такие разные две Вселенные: Вселенная Взрослых и вселенная Детей?»
Конспект урока по литературе. Тема "Почему такие разные две Вселенные: Вселенная взрослых и Вселенная детей?"...
Конечность и бесконечность Вселенной. Расширяющаяся Вселенная.
Узнать, как решается вопрос о конечности или бесконечности Вселенной, о парадоксах, связанных с этим, о теоретических положениях общей теории относительности, лежащих в основе построения космологическ...
Приказ от 12 марта 2021 года № 06-о Об итогах районного конкурса фото и видео творчества «Как здорово, что мы смогли в просторы вырваться Вселенной».
Приказ от 12 марта 2021 года № 06-о Об итогах районного конкурса фото и видео творчества «Как здорово, что мы смогли в просторы вырваться Вселенной»....