Из опыта работы МБОУ «СОШ № 33» города Читы по развитию социального партнёрства
материал на тему

Сукорцева Ольга Ивановна

В статье рассматривается вопрос о том, что в условиях изменившихся требований к качеству подготовки выпускников, образовательные учреждения оказываются вовлечёнными в новый характер отношений учреждений образования и общества - социальное партнёрство. Автор описывает опыт своего образовательного учреждения в развитии внутреннего (педагогического) партнёрства и сотрудничества с другими учреждениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnoe_partnyorstvo.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

Сукорцева О.И.  

МБОУ «СОШ №33» г. Чита

Из опыта работы МБОУ «СОШ № 33» города Читы по развитию социального партнёрства

Представления о целях образования и путях их реализации в последние годы  кардинально изменились. В наши дни обучение понимается как процесс подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную жизненную позицию, успешно решать  реальные жизненные  задачи, уметь сотрудничать и работать в группе, быть готовым к быстрому переучиванию в ответ на обновление знаний и требования рынка труда [3].        

         Требования к качеству подготовки выпускников возрастают. В этих условиях образовательные учреждения оказываются вовлечёнными в новый характер отношений учреждений образования и общества – социальное партнёрство [2].        

Термин "социальное партнерство в образовании", как и сама деятельность, получили полноправное признание в современной России несколько лет назад, хотя опыт партнерства в стране ведет отсчет с 1861 года. Тогда, впервые после отмены крепостного  права, появилась необходимость создания институтов самоорганизации местной жизни, местного самоуправления. Одной из самых приоритетных задач, которые решали с самого начала местные органы управления, было народное образование.

Термин "партнерство" понимается очень широко, но наиболее распространенным является понимание партнерства как объединение усилий лиц или организаций для решения общих целей или для достижения значимой для всех цели, в том числе и в образовании [5].    

Идея социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой социально значимой сфере требуются усилия всего общества, а не только одного из его составляющих - государства. Опора в социальном партнерстве – на взаимовыгодное сотрудничество между различными учреждениями образования, культуры, отдельными общественными, благотворительными организациями, конкретными людьми, государственными структурами. Это   позволяет создать единую образовательную среду в школе, максимально приблизить услуги дополнительного образования школьнику. Оно позволяет оптимизировать использование материальной базы учреждений партнеров, развивать ее направленно, максимально эффективно реализовывать программно-методический и организационно-методический потенциал учреждений, координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным.

Следует отметить, что необходимость широкого социального партнерства в образовании предусмотрена и современными теоретическими взглядами на образование. Оно рассматривается как один из ведущих социальных институтов, тесно связанный с основными сферами социума - экономикой, социальной структурой, культурой и политикой [5].    

Но, прежде всего, особую роль приобретает партнёрство педагогов-предметников, социальных педагогов, психологов и других специалистов образовательного учреждения между собой по скоординированному решению задач воспитания подрастающего поколения. По мнению А.Н. Захлебного « …Педагогическое партнёрство – не просто общность целей, но и взаимоСОдействие по их достижению…». Это связано и с тем, что в соответствии с ФГОС нового поколения в деятельностное содержание образования включается обучение учащихся социальному партнёрству. Другими словами, у школьников за время обучения должны сформироваться умения работать в команде, совместно решать экономические, социальные и другие проблемы [2].                    

         Можно выделить два направления в развитии партнёрства:

  •  внутришкольное (педагогическое) партнёрство [1], а также партнёрство внутри  системы образования между социальными группами данной профессиональной общности;
  • партнерство, в которое вступают работники системы образования, контактируя с представителями разных сфер общественного воспроизводства и отдельными гражданами [4].

Решая поставленные перед образованием задачи по воспитанию полноценных граждан общества, педагоги МБОУ «СОШ № 33» г. Читы  наладили тесное сотрудничество с различными учреждениями и организациями города Читы.

С 2006 года школа работает в режиме экспериментальной площадки «Краеведческий территориальный образовательный комплекс как фактор становления нравственной культуры учащихся микрорайона» (руководитель и координатор работы  учитель  географии и биологии Кириллова В.С.). За эти годы педагогами  заключены договора о сотрудничестве школы с учреждениями дополнительного образования: Домом детского творчества №1, Городской станцией юных техников № 4, Школой искусств № 5;  с учреждениями культуры: библиотекой посёлка Энергетиков, Читинским краеведческим музеем, ГУК «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия Забайкальского края». Работники этих учреждений консультируют учащихся, выполняющих исследовательские и проектные работы, предоставляют возможность работать с архивными материалами (ГУК «Центр охраны и сохранения объектов культурного наследия Забайкальского края»).

Давним партнёром школы в деле воспитания детей является Автономное учреждение культуры «Забайкальские казаки». Уже не одно поколение учащихся  прошло настоящую школу культуры, духовности, любви к родному краю  в ансамбле «Забайкальские казаки». Многие связали свою судьбу с этим замечательным коллективом, возглавляемым художественным руководителем Н.Т. Наконечной.

 Учитель русского языка и литературы Кивлева А.Н. с 2003 года сотрудничает с Комитетом солдатских матерей (председатель Мордова В.В.) Формы совместной работы очень разнообразны – ежегодное участие в празднике Матери, написание сочинений о роли матери в жизни каждого человека, совместные мероприятия, работа с буклетами, выпущенными Комитетом и многое другое.

Прочные узы связывают этого учителя и её воспитанников и с региональным отделением  Всероссийского детского фонда (председатель Минеева В.А.). Чтение и обсуждение книг о детях и детстве, публикаций в газетах и журналах о проблемах современного детства заставляют учеников задуматься, посмотреть на мир другими глазами, увидеть всю его сложность. Результатом этих раздумий являются творческие работы детей, сочинения, эссе, отзывы о прочитанном.

Участие в читательских конференциях, конкурсах, презентациях книг, юбилеях газеты «Пионерская правда», журналов «Муравейник», «Свирель», встречах с забайкальскими поэтами, писателями, художниками, которые являются частыми гостями в школе – таковы формы сотрудничества с Краевой детско-юношеской библиотекой имени Г.Р. Граубина и городской библиотекой имени А.П. Чехова.. Работники библиотеки часто приезжают в школу с презентациями юбилейных литературных дат, проводят классные часы, посвящённые знаменательным датам.

Союз писателей Забайкалья – ещё один друг и давний партнёр А.Н. Кивлевой. Журнал «Слово Забайкалья», главным редактором которого является Петров О.Г., председатель Союза писателей Забайкалья, предоставляет место на своих страницах  для публикации работ школьников.

Русский литературный клуб (руководитель Гончаренко С.В.) публикует работы учащихся в своих сборниках. Заведующая Отделом образования, молодёжной политики и здорового образа жизни газеты «Забайкальский рабочий», редактор молодёжной газеты О.Горлова в течение 5 лет проводила занятия по журналистике с учениками. Результатом этих занятий стал выпуск газеты «Дети XXI века», который стал участником Краевого фестиваля детской прессы.

        Велением времени является воспитание у подрастающего поколения экологической культуры и развитие экологического мышления. Большую помощь в этом оказывают работники Ивано-Арахлейского государственного природного ландшафтного  заказника (директор С.В. Лазаревская). Ежегодные экологические десанты на берега озёр, участие в прокладывании экологической тропы от памятника природы Кадалинские Дворцы до горы Палласа - точки Мирового водораздела,  научно-исследовательская работа на территории заказника, экскурсии – всё это воспитывает  у ребят  чувство сопричастности с уникальной по красоте, но такой ранимой природой Забайкалья, желание защитить её, сохранить для потомков, прививает навыки экологически грамотного поведения в природной среде. Об этом свидетельствуют выступления школьников на конференциях, их творческие и исследовательские работы, статьи, эссе, сочинения в которых ребята делятся своими впечатлениями.

Литература

  1. Дзятковская Е.Н. Учебно-методический комплект серии «Экология учебной деятельности // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2009. № 2. – с. 3 – 6.
  2. Захлебный А.Н. Межрегиональный подход к построению экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. – 2009. № 2. – с. 3 – 6.
  3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – Правительство Российской Федерации.- Распоряжение № 1756 – р. от 29.12.2001 г.
  4. Рыбина А.А. Социальное партнерство субъектов образовательного пространства с представителями различных сфер экономики и общественной жизни как важнейшее условие подготовки учащейся молодежи к социально-профессиональному самоопределению. - Чехов,  2003. - Режим доступа: WWW.URL: // http: //labourmarket.ru/conf/reports.php
  5. Реморенко И.М. «Социальное партнерство» в образовании: понятие и деятельность//Новый город: образование для изменения качества жизни/И.М. Реморенко. - М.; СПб.: Югорск,2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы МБОУ лицей «РИТМ» г.Хабаровска о проведении деловой игры старшеклассников «Сделай свой выбор»

На протяжении уже нескольких лет в лицее «РИТМ» проводится деловая игра «Сделай свой выбор». Через организацию избирательной компании подростки изучают избирательное право и этапы избирательного проце...

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ МБОУ ЗАЛАРИНСКАЯ СОШ№ 1

Представляю свой опыт работы в экологическом воспитании и образовании в нашей школе...

Представление опыта работы МБОУ ООШ №5 «ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ»

Проектная форма обучения – это вовлечение детей в учебно-познавательную практическую деятельность, в результате которого возникает что-то новое. Кроме того, проектная деятельность позволяет учителю ос...

Направления организации и проведение социально-педагогического мониторинга образовательных услуг ОУ (из опыта работы МБОУ “СОШ №12”,Кашира-8).

В статье рассматривается создание в школе целостной системы социально-педагогического мониторинга и раскрываются возможности использования мониторинга для коррекции деятельности школы и...

Организация работы по подготовке к ГИА 9-х, 11-х классов (из опыта работы МБОУ Лицей № 20)

Государственная итоговая аттестация – важный и ответственный этап как в жизни конкретного ученика, так и в деятельности любой образовательной организации. Успешность Государственной итоговой атт...

Школы роста - отправная точка. Из опыта работы МБОУ "Юрт-Акбалыкская ООШ" по выходу из категории школ с УНОР и школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях Новосибирской области.

Описание опыта работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Юрт-Акбалыкская основная общеобразовательная школа» по реализации проекта «Школа — центр иденти...