«А тем временем где-то» А.Алексин
статья (8 класс) по теме

Урок-конференция

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a_tem_vremenem_gde.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

«А тем временем где-то»

А.Алексин

На подготовительном этапе учащиеся в ходе чтения произведения  рисовали       иллюстрации к нему, работали по вопросам анкеты, писали сочинения. Это дало возможность задуматься над тем, что такое благодарность и бескорыстие, скромность, трусость,  подлость и доброта.

 К уроку был подобран эпиграф - стихотворение А.Яшина « Спешите

делать добрые  дела».

Мне с отчимом невесело жилось,

Все же он меня растил-

И оттого порой жалею, что не довелось

Хоть чем-нибудь порадовать его.

Когда он слег и тихо умирал, -

Рассказывает мать, -

День ото дня

Все чаще вспоминал меня и ждал:

«Вот Шурку бы … Уж он бы спас меня!»

Бездомной бабушке в селе родном

Я говорил: мол, так ее люблю,

Что подрасту и сам срублю ей дом,

Дров наготовлю,

Хлеба воз куплю.

Мечтал о многом,

Много обещал…

В блокаде ленинградской старика

От смерти б спас,

Да на день опоздал,

И дня того не возвратят века.

Теперь прошел я тысячи дорог-

Купить воз хлеба, дом срубить бы мог…

Нет отчима,

И бабка умерла…

Спешите делать добрые дела!

Один из учащихся  рассказывает о жизни и творчестве А.Алексина:

- Анатолий  Георгиевич Алексин родился в Москве  в 1924 году. До

ВОВ учился в школе, жил событиями, происходящими  в нашей стране

  И за рубежом . Война распорядилась  жизнью семнадцатилетнего подростка по  своему. Анатолий оказался на Урале, где строил завод-гигант, дающий фронту металл .Его работа была в редакции  газеты. Юного  Алексина отличали большая ответственность за порученное дело, внимание к людям , справедливость.

Закончилась война. Страна приступила к восстановлению народного хозяйства. Молодежь села за школьные парты, заполнила  студенческие аудитории. Поступил в институт  востоковедения и Анатолий Алексин.

Работал над первой детской книгой, которую назвал «31 день». Потом

Алексин пишет «Отряд шагает в ногу», «Саша и Шура», «Необычайные

Похождения  Севы  Котлова», «Оля пишет Коле», «Коля пишет Оле»,  «Говорит  седьмой этаж» и другие книги для детей. Герои этих произведений - ребята веселые и находчивые, изобретательные. Они действуют и мечтают, жизнь их полна забавных событий, добрых и благородных дел.

Очень привлекательна повесть «А тем временем где-то…  .Лев Кассиль о ней писал: «Эта повесть о том, как люди становятся взрослыми». Автор книги уб6едительно прослеживает путь нравственного   мужания подростка,… почти неуловимые душевные движения, возникающие на переломе детства и юности…» О росте самосознания, поисках путей становления, самостоятельности в жизни юношей говорится и в других произведениях писателя. О поре взросления рассказывают семиклассница Женька из повести «Мой брат играет на кларнете» и Ленька Нечаев, юный герой книги «Поздний ребенок».

А.Г.Алексин- автор не только рассказов и повестей, он выступает в печати

И как публицист, пишет сценарии для кино, пьесы для театра. Его книги

 Издавались во всех республиках СНГ, переведены на английский, японский, французский,  испанский и др. языки.

Алексин избирался вице-президентом Ассоциации деятелей литературы и искусства  для детей. Его труд высоко оценило  правительство .Он лауреат

Государственной премии  РСФСР,  награжден  орденом Трудового Красного Знамени и медалями.

Второй ученик:  читает слова А.Барто :

«Значительным явлением в жанре психологической прозы стали повести

А. Алексина «А тем временем где-то…», «Мой  Брат играет на кларнете» и «Поздний ребенок». Произведения эти как бы изнутри озарены светом  истинной человечности».

УЧИТЕЛЬ : Это действительно так. Произведения А.Алексина учат гуманизму, доброте. В.Кожевников писал: «Я считаю его одним из талантливейших мастеров прозы, обращенной к детству и юности. Все творчество писателя - волнующая  повесть о союзе дня сегодняшнего с днем грядущим, о том, как юный  человек

своими поступками завоевывает право войти в мир взрослости ,в мир творчества, дерзания, созидательной атмосферы труда».

    Таким образом, поставлена проблема, которая будет в центре беседы при  обсуждении - активная позиция, активная деятельность подростка, которому предстоит сегодня не забывать о прошлом и думать о будущем.

  Далее учащиеся работают по конкретным вопросам, которые помогают  воссоздать не только события повести, но и оценить поступки героев, также  инсценируют некоторые эпизоды повести, например, «Первая встреча Сергея с Ниной Георгиевной», «Сергей и Шурик».
ВОПРОСЫ: - Когда  и как случилось, что Сережа почувствовал себя не таким счастливым, как раньше?

(Когда прочитал письмо, адресованное отцу, познакомился с Ниной Георгиевной)

    - Какая она Нина  Георгиевна? Почему она может понять всех? (Она слишком  добрая и не представляет, чтобы из-за нее кто-то пострадал)

  - Какое впечатление оставляет Шурик? (Он неблагодарный,  жалкий трус, который даже не умеет прощаться, отблагодарить Нину Георгиевну. Бежит тайком, воровски, наспех собрав «свои»вещички.)

   - В чем духовное родство чужих людей- отца Сережи и Шурика? (Когда им было тяжело, воспользовались добротой Нины Георгиевны, потом без сожаления бросили ее , равнодушные ,неблагодарные.  Их  можно назвать  подлецами).

        - Как вы думаете ,Сережа будет похожим на своего «образцового» отца? (Нет, зов Нины Георгиевны  о помощи был очень важным. Это ее беззащитность помогла Сергею Емельянову прозреть, шагнуть из детства в юность, стать чьим-то защитником. Он понимает,  как нужен, необходим этой доброй, мягкой женщине хотя бы один близкий человек. «Я  готов был сам сделать все, что нужно было Нине Георгиевне. За отца, вместо отца, -  говорит уже повзрослевший девятиклассник Сергей Емельянов).

      Следующий этап урока-конференции   опрос, который проводится в форме интервью. Были предложены следующие вопросы:

    1. Что поразило вас в повести?

   2. Какая черта героя, по  вашему, самая ценная?

  3. Почему рядом все же есть бездушные?

  4. А вы часто думаете: «Это нормально. Это можно понять?»

  5.  Как вы оценили взрослых в повести Алексина?  

       (интервью берем и у присутствующих. Для детей это было неожиданностью, но именно их ответы очень интересны учащимся, которым нравится «на равных»

 Участвовать в обсуждении.

  Учащиеся свои сочинения (темы которых были предложены заранее), где они делают вывод о том, что повесть учит нас быть добрыми, понимать горе человека, ведь чужой судьбы не бывает.  

  Отрывок  из сочинения ученика «Чужой судьбы не бывает».  Прочитана последняя страница повести. И как здорово, что главный герой повести Сергей Емельянов из озорного, беспечного мальчика превратился в  верного  человечного подростка. Он и сам ощущает в себе душевные перемены:

«Из моей жизни ушла беспечность. Я понял, что беспечное счастье вообще выглядит жестоким, наглым потому, что еще далеко не все люди на свете счастливы». Вот оно самое главное. Для него нет чужой судьбы. Помня о том, что где-то живет старая, забытая женщина, Сергей пришел  к выводу: «ведь самолеты и поезда, которые совершают маршруты вне графика и вне расписания – это самолеты и поезда особого назначения (как раз самые важные!): они помогают, они спасают…».  Отрадно,  Сергей Емельянов пойдет по жизни знающим, что такое боль и страдание другого человека, для него не будет чужой судьбы. Поступок Сергея звучит как призыв к доброте…».

В  заключение читаем стихотворение С. Острового:

В жизни по-разному  можно жить,

В горе можно и в  радости.

Вовремя есть. Вовремя пить.

Вовремя делать гадости.

    А можно и так: на рассвете вставать

    И, помышляя о  чуде,

    Рукой  обожженною солнце достать

    И подарить его  людям!

Книга прочитана. Но осталось желание еще раз подумать  о прочитанном и о себе. Остался вопрос к самому себе: «А как бы я поступил ?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения. А.Алексин "Третий в пятом ряду"

В системе уроков внеклассного чтения в 7 классе провожу семинар "Подросток вступает в мир..." Работаем с рассказами А.Алексина "Третий в пятом ряду", "Сигнальщики и горнисты", повесть А.Лиханова "Обма...

"Алексину посвящается"

краеведческий материал в честь освобождения г.Алексина от немецко-фашистских захватчиков...

Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".

Данная разработка содержит материал  к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия".  Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...

Шувалова Марина Николаевна. Учитель истории, 1 категории, МБОУ "СОШ №11" г. Алексина. Урок по теме "Севастополь-город русской славы" 8 класс

Урок- исследование. Содержит материал об основании города Севастополя и его значении в исторри русского государства, материал о ходе Крымской войны. В уроке использованы межпредметные связи с литерату...

Презентация к уроку родной литературы по повести Анатолия Алексина "А тем временем где-то..."

Презентация к уроку родной литературы по повести Анатолия Алексина "А тем временем где-то..."...