Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".
методическая разработка (литература, 10 класс) по теме

Сидорова Ольга Николаевна

Данная разработка содержит материал  к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия".  Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемного обучения, задания по тексту предлагаются разноуровневые. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_vt_10_klasse_aleksin.docx25.48 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 10 классе

Тема « Уроки доброты». ( По повести А. Алексина « Безумная Евдокия»)

Цель урока: обсудить нравственные проблемы, поднятые в повести А. Алексина «Безумная Евдокия».

Ход урока.

1. Приветствие.

2. Эмоциональная разминка.

Учитель. Послушайте стихотворение Н.А.Заболоцкого “О красоте человеческих лиц”
- Как оно связано с темой нашего разговора? Найдите ключевые слова, в которых выражена основная мысль стихотворения.
(Поэт говорит, что лица бывают разными: красивыми, безобразными, холодными, “есть лица-подобья ликующих песен”. Это добрые, живые лица. Ключевыми можно назвать последние четыре строки стихотворения.)
- Можно ли по лицу человека судить о его характере, о его душевном состоянии?

(Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.)


Эпиграфы. 
-В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; 
пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую. (Ф.Бэкон)
-В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли. (А.Чехов)
(Создание положительного эмоционального настроя на работу у всех ребят в  начале  урока – личностно-ориентированная технология).

Учитель. Вы сейчас в том возрасте, когда большая, взрослая жизнь не за горами. А ведь взрослость  - понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется оно деяниями человека. Английский философ Фрэнсис Бэкон сказал, что “в каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет вторую”.
- Как вы понимаете эти слова английского философа?
- Прочитайте второй эпиграф, объясните его значение.
Определить, что злак, а что сорная трава, что прекрасно и что безобразно, выбрать правильные ориентиры духовной, нравственной зрелости во многом помогают интересные и своеобразные повести Анатолия Георгиевича Алексина. Послушаем небольшую справку о самом писателе.

(Перед заданием ставится цель, дается определенный настрой. Это позволяет  ученику на каждом этапе урока  быть активным , вовлеченным  в реальные взаимодействия, осознанно относиться к материалу урока).

Заранее подготовленный ученик дает краткую справку о писателе, дети в тетрадях записывают необходимые сведения. Слушая сообщение, дети должны выделить его ключевую фразу, ответить на вопросы, как она перекликается с эпиграфом и как соотносится с темой “Я и другие”.
Примерное сообщение.

Анатолий Георгиевич Алексин родился в Москве в 1924 году. В годы Великой Отечественной войны работал ответственным секретарем ежедневной газеты “Крепость обороны” на строительстве завода-гиганта. Первая книга писателя появилась в 1950 году, и с тех пор его произведения издавались много раз и переведены на многие языки мира. Всем известны его повести “А тем временем где-то”, “Мой брат играет на кларнете”, “Поздний ребенок”, “Очень страшная история”, “Безумная Евдокия” и многие другие. Писатель награжден многими премиями, а также двумя орденами Трудового Красного Знамени. Он удостоен Международного диплома Ханса Кристиана Андерсена, включен в Почетный список имени великого датского писателя.
Всем своим творчеством Анатолий Алексин утверждает нравственную норму, которая выражена в словах одной из его героинь: “С добром надо спешить, а то оно может остаться без адресата”.
(Каждый человек должен воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим. Эгоизм никогда никого не украшал. Думая о себе, не надо забывать об окружающих тебя людях и стремиться правильно оценивать свои и чужие поступки.)

3. Постановка темы и цели урока.

- Эти фразы объединяет проблема: кто я один среди других, соотношение Я и МЫ. Об этом же и повесть А. Алексина «Безумная Евдокия». Сегодня на уроке мы будем обсуждать нравственные вопросы этого произведения. Ответим на вопрос: что хотел сказать Алексин, поднимая проблемы взаимоотношения людей. 

(Создание условий для проявления познавательной активности учащихся и достижения успеха каждым учеником)

4. Обсудим смысл названия.

- Когда мы читали отрывки из  книги, я помню, в классе стояла абсолютная тишина. Никто не ожидал за ироничным названием обнаружить человеческие трагедии.

(Создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса.)

 В чём смысл названия повести, на ваш взгляд?

 (Ключевым в названии является слово “безумная”. Прозвав так Евдокию Савельевну, ни Оля, ни ее родители не думали, что безумие придет в их дом.)

5. Работа с текстом.

-Уже несколько раз на уроке прозвучало слово «проблема». Вот как словарь даёт значение этого слова (записано на доске): « Проблема – вопрос, целостный комплекс вопросов в ходе познания (чтения- Перед вами отрывки из повести. Соотнесите вычлененные при прочтении повести проблемы с этими цитатами. Подпишите.

( На выполнение самостоятельной работы даётся 5-7 минут. Перед учениками листы со следующими фрагментами:

( технология проблемного обучения и технология разноуровневой дифференциации)

1.Мысленно я все время готовлюсь к тому разговору. Это, я думаю, еще не стало болезнью, но стало моей бессонницей, неотступностью. Ночами я веду диалог, в котором участвуем мы оба: Надя и я. Сюжет диалога всегда одинаков: это наша с ней жизнь…

1.Классная руководительница очень любила, чтобы все были вместе. И с ней во главе!.. Я был уверен, что в искусстве ей ближе всего хор и кордебалет… «Все", "со всеми", "для всех" - без этих слов не обходилось ни одно ее заявление. Она хвалила тех, кто смог наконец начертить прямую линию, и тех, кто умел писать заголовки. Но о нашей дочери, которая училась в художественной школе для особо одаренных детей, она вспоминала лишь в связи с тем, что Оленька в чем-то не приняла участия и куда-то не пришла

"вместе со всеми"…

2.На всех бывших учеников у Евдокии Савельевны была заведена картотека.

Как в читальнях и библиотеках на книги... В карточках, помимо адресов, телефонов и библиографических сведений, было отмечено, когда проведена встреча с бывшим учеником и сколько ребят присутствовало.

- Их отрывает от дела. Нас отрывает, - вздыхала Оля. - Ну если бы сутки были в два раза длиннее! Тогда бы уж пусть.

- Ты абсолютно права, - соглашалась Надя. - Но будь снисходительной.

У нее нет семьи, ей некуда торопиться…

2. В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право. И мы были счастливы…

3.Я с удивлением смотрел на Евдокию Савельевну. Она говорила о любви так, словно сама была когда-то ранена ею. Обвислые поля шляпы то касались земли, то волочились по ней. Но она этого не замечала.

- Жить только собой - это полбеды, - жестко произнесла она. - Гораздо страшнее, живя только собой, затрагивать походя и чужие судьбы…

3.- Мои ученики не стали знаменитостями, - задумчиво, замедлив нашу дуэль, сказала Евдокия Савельевна. - Но и злодеев среди них нет. Ни одного... Они не предавали меня и моих надежд. А насчет дарований? У них есть талант человечности. Разве вы не заметили?

- Заметил сегодня...

- К человечности талант художника может и не прилагаться, продолжала она, - но к дарованию художника человечность...

"4.Мы с Надюшей боролись против "безумной Евдокии" за право строить... или, как говорится, формировать Олин характер, - размышлял я. - Мы победили. И эта победа стоила Наденьке жизни. Или здоровья. "Безумная Евдокия"... Она приглашала на те знаменитые встречи не только героев, а и диспетчеров с поварами. Зачем? Наверно, хотела объяснить нашей дочери и одноклассникам, что, если они будут честными и порядочными людьми, просто честными и порядочными, они тоже будут иметь право на внимание к себе. И на память"…

4.Евдокия Савельевна громоздко заторопилась, покинула меня, догнала ребят. Я понял, что она решила разделить тяжесть ноши с моей дочерью…)

6. Вычленение проблем ( по ходу беседы все проблемы записываются на доске).

Отцы и дети

Учитель и ученик

Личность и толпа

Одиночество

7. Обсуждение проблемы «Отцы и дети».

1) Зачитайте соответствующие отрывки.

Вопросы на интерпретацию задаются учащимся для раскрытия связей между идеями, фактами, определениями или ценностями 

2) В чём смысл реминисценции ( «Все счастливее семьи похожи друг на друга, каждая несчастлива по-своему»).

3) Этот случай случайность или закономерность?

-4)Что было главным желанием жизни родителей ОлИ? Как исполнение желания отразилось на их дальнейшей жизни?
(Желание иметь дочь. Когда она родилась, Надюша написала в записке: “Спасибо ей”. Радуясь дочери, отец перестал писать фантастические романы, Надя перестала петь. Оба этого не заметили. С этой роковой фразы “спасибо ей” все началось. Эта фраза “перекинула мост в тот страшный день…Мост длиною в шестнадцать лет и два месяца”. Сначала мы видим Оленьку глазами отца.)
5) Какою он ее видит?
(Он замечает в ней только положительное, считает, что она не как все, что она необыкновенная, оправдывает ее в любой ситуации. “В семье, состоящей из трех человек, всегда кто-нибудь оказывается в меньшинстве: либо мужчина, либо женщина. У нас в меньшинстве были мы с Надей: центром семьи и ее лицом стала дочь. Она заслужила это право, и мы были счастливы”. “Нелегко было нашей талантливой дочери среди людей обыкновенных”.)
- Можно ли сказать, что отец Оленьки в начале повести умел вглядываться в человеческие лица? Какими он видел Евдокию Савельевну, Люсю, Борю? Чьими глазами он смотрит на них?
(Нет, нельзя. Всех он видел такими, какими “подавала” их Оленька,- в негативном плане. “…именно они, те трое…были причиной частых страданий и слез дочери”. Оля всегда “во всем была права”.)
6) Всегда ли с ним и Оленькой соглашается Надя?
(Чаще - да. Но ее размышления говорят о цельности и глубине ее натуры, о чуткости души: “Надо считаться с людьми”; “Друзей легче потерять, чем найти”; “Когда слишком много ликуешь, не мешало бы вовремя спохватиться и подумать о том, что кому-то сейчас впору заплакать. А, упиваясь собственным горем, не мешает подумать, что у кого-то в душе праздник, который, может быть, не повторится. Надо считаться с людьми”)
- Какою вы увидели Оленьку? (Это задание дети готовили заранее, разбившись на творческие

7)) Какой вывод вы бы сделали для себя, учитывая, что вы будущие родители?

Вывод: безграничная родительская любовь вредит.

8. Обсуждение проблемы «Учитель и ученик» (Роль учителя)

1) Зачитайте соответствующие отрывки.

2) Расскажите эту историю от имени Евдокии, от имени Оленьки.

3) Объясните смысл детали «старомодная шляпа с отвислыми полями».

Вывод: учитель отдаёт своё сердце детям, учит человечности.

9. Обсуждение проблемы «Одиночество».

1) Зачитайте соответствующие отрывки.

2) Кто в повести одинок? Причины этого одиночества?

3) Почему исчезновение Оленьки заметили только утром?

Вывод: одиночество – тяжёлое бремя, несчастье.

10. Обсуждение проблемы «Личность и коллектив».

1) Зачитайте соответствующие отрывки.

2) Как учительница относилась к талантам? А вы как относитесь?

3) На каких условиях должны взаимодействовать личность и коллектив?

Вывод: человеку необходим коллектив.

11. Обобщаем беседу по проблемам.

- Проблемы, поднятые А.Алексиным, общечеловеческие. На примере трагической истории семьи автор утверждает христианский принцип: «Возлюби ближнего своего»

Нельзя бездумно и безгранично злоупотреблять любовью и вниманием близких людей. Эгоистичное, корыстное, иногда просто легкомысленное отношение к близким тебе людям чревато болью, обидой, иногда бедой. Так невинное желание Оли первой пройти по заявленному маршруту и завоевать приз (то есть опять быть первой) неожиданно для нее и вполне закономерно вылилось в трагедию семьи. Невнимательная, нечуткая ко всему, что касается человеческих взаимоотношений, Оля становится причиной безумия матери и переворота во внутреннем мире своего отца.

(Конкретной оценки за урок  можно  не ставить , но  через социализацию, афиширование работ создавать  возможность появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции.

 Можно поставить оценку, которая  определяется по ряду параметров, по конечному результату, пути его достижения, самостоятельности, оригинальности.)

Звучит выразительное чтение стихотворения Б. Окуджавы ( Читает заранее подготовленный ученик. Индивидуальное задание к уроку)

Давайте делать паузы в словах,

Произнося и умолкая снова,

Чтоб лучше отдавалось в головах

Значенье вышесказанного слова.

Давайте делать паузы в словах.

Давайте делать паузы в пути,

Смотреть вокруг внимательно и строго,

Чтобы случайно дважды не пройти

Одной и той неверною дорогой.

Давайте делать паузы в пути.

Давайте делать просто тишину,

Мы слишком любим собственные речи,

И из-за них не слышно никому

Своих друзей на самой близкой встрече,

Давайте делать просто тишину.

И мы увидим в этой тишине

Как далеко мы были друг от друга,

Как думали, что мчимся на коне,

А сами просто бегали по кругу.

А думали что мчимся на коне.

Как верили, что главное придет,

Себя считали кем-то из немногих

И ждали, что вот-вот произойдет

Счастливый поворот твоей дороги.

Судьбы твоей счастливый поворот.

Но век уже как будто на исходе

И скоро без сомнения пройдет,

А с нами ничего не происходит,

И вряд ли что-нибудь произойдет.

И вряд ли что-нибудь произойдет.

12. Подведём итоги урока.

Какие уроки дала нам эта повесть?

13. Домашнее задание. Повесть заканчивается тем, что отец с Оленькой пришли домой. Закрылась за ними дверь. Попробуйте дописать одним эпизодом эту повесть.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"

Анализ  интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве....

Методическая разработка урока по повести Бориса Васильева "В списках не значилася"

Урок построен по технологии творческой мастерской с презентацией и использованием маршрутного листа...

Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"

Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"...

Методическая разработка уроков по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Цели урока:· научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;· научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-...