Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"
методическая разработка по литературе (8 класс)

Гриценко Елена Эрнстовна

Методическая разработка урока по повести И.С.Тургенева "Ася"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок_по_повести_Тургенева_Ася57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тема: «А счастье было так возможно…» по повести И.С. Тургенева «Ася»

Тип: обобщение и систематизация изученного материала

Оборудование: компьютерная презентация, цветок герани и засушенная ветка герани, музыкальное сопровождение (Л. Бетховен «Лунная соната», романс «Утро туманное»).

Цели:

- обобщение сведений о героях, проблематике и художественных средствах, символах, используемых автором в повести «Ася»;

- развитие умения давать аргументированный ответ на поставленный вопрос;

- развитие умения анализировать эпизод, лексические средства, сравнивать, обобщать, составлять таблицу.

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительное слово учителя.

Вы прочитали замечательную повесть И.С. Тургенева «Ася», почувствовали её необыкновенную красоту, психологизм и тонкий лиризм. Сегодня мне с вами попытаемся разобраться в поступках  героев Тургенева и прикоснуться  к очень сложным и одновременно важным вопросам в жизни каждого человека– вопросам любви и счастья.

Почему на столе стоит цветущая герань и лежит засохшая ветка?

- Именно ветку герани бросила озорная ладошка Аси господину Н. в начале их знакомства. Если бы герой сумел подхватить её, возможно, она стала бы для него своеобразным пропуском в счастливую жизнь.

 Но  рассказчик доживает век бобылем, хранит как святыню несколько пожелтевших записок и засохшую ветку герани, которые  напоминают ему о любви. Сегодня  мы с вами поговорим о том, как зарождалась эта любовь, как она развивалась, почему  не принесла героям счастья? Кто в этом виноват?

 Итак, тема нашего урока  - «А счастье было так возможно…» (слайд)

Эпиграф: «У счастья нет завтрашнего дня;.. у него есть настоящее – и то не день, а мгновение» (И.С. Тургенев) (слайд)

Повесть начинается воспоминаниями рассказчика о делах давно минувших лет и завершаются ими же. Такая композиция называется кольцевой, используется она для чего?

Почему события отдалены от момента повествования?

-Рассказчику понадобилось 20 лет жизни, чтобы понять и  еще раз оценить происшедшее

Тогда  «Я нашёл, что судьба хорошо распорядилась, не соединив меня с Асей…»

Он был молод, счастлив, деньги у него не переводились, путешествует, чтобы посмотреть мир.

- Что значит «жил без оглядки»?

Не задумывался о последствиях своих поступков, не возлагал на себя ответственности за судьбы ближних.

- Испытывал ли он настоящие чувства?

Даже чувства он себе придумывал (история с  «жестокосердной» вдовой).

Тургенев - тонкий психолог нам дает подсказку-символ, показывая надуманность чувств героя, а затем знакомит нас с Асей.

Маленькая статуя Мадонны с почти детским лицом и красным сердцем на груди, пронзённым мечами. Этим ключевым образом Тургенев открывает и завершает всю любовную историю. Детскостью выражения лица мадонна схожа с Асей. Красное сердце, навечно пронзённое стрелами,- знак того, что любовь неотделима от страданий.  Лик мадонны всегда «печально выглядывает»  «из ветвей» или «из тёмной зелени старого ясеня»

Какое впечатление произвела Ася на господина Н. во время первой встречи? (ключевое слово «что-то особенное») Ася натура художественная, романтическая, тонко чувствует красоту и поэзию окружающего мира, этим определяется такой выбор место жительства.

- После первой встречи Ася оставляет неизгладимый след в душе героя.

Что привлекло господина Н. в Асе?

-В мире искусственных чувств и страстей он впервые столкнулся с чем-то настоящим.

Господин Н. переправляется на лодке через Рейн к себе домой прекрасной летней ночью. Это один из самых поэтических эпизодов повести (гл.2_)Какие же 3 темы очень мощно звучат в данном эпизоде?

- Музыка, природа и любовь, пока ещё не осознанная.

Каким чувством эта лунная ночь наполняет душу героя?

- Счастье.

Это не случайно. Ведь именно искусство природа и любовь и есть составляющие красоты и счастья, по мнению И.С. Тургенева. В этой прекрасной картине  проявляется высшее мастерство писателя  – выразить всё содержание  повести и тревожный мотив?

-Когда Ася кричит, что герой РАЗБИЛ лунный столб.

Если  предположить, что  река в литературе  – символ жизни, а лунная дорожка – судьба, то можно сказать, что мы слышим голос судьбы. Но услышал ли его герой? Понял ли?

Символично  слово «прощайте» (а не «до свидания» или «до встречи»), которое  героиня употребляет в этой сцене. И эта случайная обмолвка оказывается более чем оправданной, своим «прощайте» девушка, таким образом, невольно пророчествовала их будущую разлуку.

Символически важно, что Рейн разделяет героя и героиню: отправляясь к Асе, герой всякий раз должен соприкоснуться со стихией.  Рейн оказывается и соединительным звеном между героями, и одновременно преградой. По Рейну Ася уплывает от него навсегда.

Метафорическими предвестниками разлуки выступают в повести руины феодального замка.  Руины замка, на уступе которого Ася предстает взору Н.Н., знак рыцарских времен и рыцарской верности даме-избраннице. Представить себя объектом рыцарского поклонения не прочь и сама девушка. Однако от героических эпох остались лишь «развалины».

Взаимоотношения героев складываются не просто. Ася оказалась девушкой необычной.
В чём же странности её характера?

Она постоянно меняется: то безудержно весёлая, то грустная, то отчаянная и озорная, то чопорная барышня…

В чём причина этой странности?

- ЕЕ происхождение

А какова вторая причина странностей героини?

-Чувство, которое пугает Асю своей новизной

В душе господина Н. тоже  происходит очень  сложный процесс. Он испытывает целую гамму самых противоречивых переживаний. Чтобы понять это, выполним небольшую практическую работу, постараемся найти в тексте слова со значением чувства.

Подчеркните слова со значением «чувства».

1.Её движения были очень милы, но мне по-прежнему было досадно на неё, хотя я невольно любовался её лёгкостью и ловкостью. На одном опасном месте она нарочно вскрикнула и потом захохотала…  Мне стало досаднее.

2. Помнится, я шёл домой, ни о чём не размышляя. Но с странной тяжестью на сердце…

  1. Я пришёл домой совсем в другом настроении духа, чем накануне. Я чувствовал себя почти рассерженным и долго не мог успокоиться. Непонятная мне самому досада меня разбирала.
  2. Я улыбался, потирал руки, удивлялся случаю, внезапно подтвердившему мои догадки, а между тем на сердце у меня было очень горько.
  3. Увидев знакомый виноградник и белый домик на верху горы, я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце, точно мне мёду туда налили. Мне стало очень легко после гагинского рассказа.

Сравним два свидания: Первое свидание. Как раскрываются герои, как ведут себя, о чём говорят, что чувствуют?

Заполнение 1 колонки таблицы (см. ниже). Слайд.

- Кто первый делает шаг навстречу? Как вы оцените поступок Аси?

- Почему господин Н. рассказал Гагину о записке Аси? Прав ли он?

Предательство, чужая тайна.

- Проанализируем эпизод 2-го свидания. Тургенев – тайный психолог. Какие детали помогают представить внутреннее состояние героя?

- Как ведёт себя Н.? Ваша оценка.

Заполнение 2 колонки таблицы.

Первое свидание

Второе свидание

Цвет и свет

Светлые глаза, синева неба, воздух был насыщен блеском

Довольно темно

Интонация речи героев

Ласка в голосе, засмеялась тихим смехом

Испуганный шёпот, прерывистые звуки, резкие слова

Место свидания

В винограднике у подножия горы

Небольшая комната

Музыка

Вальс

-------------------------

Ключевой образ

Летящая птица, крылья

Испуганная птичка, рука, как мёртвая

Анализ таблицы. В первом случае есть все составляющие красоты и счастья: природа, искусство, любовь; во втором – нет. Герой упустил свою птицу счастья.

- Когда же просыпается настоящая любовь в душе господина Н.? (гл. 18)

- Была ли у героя возможность вернуть счастье? Обращение к эпиграфу к уроку.

Причину несостоявшегося счастья молодых людей Тургенев понимал так:
в  момент свидания с Асей герой  еще не был готов к решительному признанию – и счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой.

Ясень – это символ мудрости.
В повести этот образ соседствует с образом страдающей мадонны и подчёркивает, что главному герою следовало бы вовремя проявить разумность и решительность в отношениях с Асей, но он не сделал этого и своими руками разрушил счастье, прозрение же пришло только с возрастом.

Название произведения — это доминанта его смысла, ключ  к его пониманию.

Почему же автор миловидную, грациозную Анну упорно называет Асей?
Когда же происходит рождение заново?
 
Любовь – нарушение всех правил, море звёзд, буря чувств, лунный свет и лунный столб… который разбивает наш герой.
Разбил – и Аси нет!
А   кто  есть?

После сцены разрыва Асю на страницах повести мы уже не видим.

Почему?

- А потому что родилась новая женщина – Анна Николаевна, которая уже не будет смотреть на мир «чёрными, светлыми глазами», не будет «наклоняться с забавной нежностью», не будет «смеяться тихим лёгким смехом», не будет мечтать о полёте. Да, в ней остаётся миловидная грация (Анна), но Аси уже не будет.

В заключение нашего сегодняшнего урока прозвучит известный романс «Утро туманное» на стихотворение И.С. Тургенева «В дороге». Оно написано в 1843 году, когда И.С. был ещё очень молодым человеком, но между этим романсом и повестью «Ася» есть много общего. Попробуйте определить, какие мысли, чувства и настроения роднят романс с повестью. Кто из героев повети испытывает те же чувства, что и лирический герой стихотворения «В дороге»?

 Вывод о недостижимости людьми счастья, потому что они часто, особенно в молодости, не ценят того, что получают. А счастье и настоящая любовь – это великий дар, который даётся человеку один раз в жизни. Если человек не сумеет этого понять, он обречён на одиночество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по повести А. Алексина "Безумная Евдокия".

Данная разработка содержит материал  к уроку по повести А. Алексина " Безумная Евдокия".  Урок построен с использованием личностно-ориентированной технологии, используются элементы проблемно...

Методическая разработка урока «Урок-суд по повести М. Е. Салтыкова-Щедрина «История одного города»

Методическая разработка составлена в помощь преподавателям русского языка и литературы. В разработке описан порядок организации, подготовки и проведения урока литературы по обобщению и закреплению зна...

Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6 классе "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в повести А.П.Гайдара "Тимур и его команда"(урок-проект с мультимедийным приложением)

Данный урок открывает серию уроков внеклассного чтения в рамках проекта "Книга учит, как на миру жить. Нравственные уроки в произведениях отечественных и зарубежных писателей". Уроки направлены на обо...

Методическая разработка урока по повести Л. Андреева "Иуда Искариот"

Анализ  интерпритации Л. Андреева вечной темы в литературе и искусстве....

Методическая разработка урока по повести Бориса Васильева "В списках не значилася"

Урок построен по технологии творческой мастерской с презентацией и использованием маршрутного листа...

Методическая разработка уроков по повести В.Распутина «Дочь Ивана, мать Ивана»

Цели урока:· научить выявлять заложенные автором в произведении проблемы, размышлять над ними;· научить анализировать произведение, выявляя его непреходящий общечеловеческий и конкретно-...