Программа "Путешествуя по родному краю"
методическая разработка (5 класс) на тему

Сороколетова Ольга Владимировна

 

Целью программы "Путешествуя по родному краю…" является формирование у детей и подростков основ культуры поведения в природе как одной из составляющих здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvuya_po_rodnomu_krayu.doc58 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №11»

Обсуждена и принята на                                                «Утверждаю»

________________________

________________________

Протокол № _______                                            _____________________    От «____»__________20___ г.                           «____»__________20___ г.

Программа внеклассных занятий

«Путешествуя по родному краю…»

5 - 6 классы

Составлена Сороколетовой О.В.,

учителем химии и биологии,

Срок реализации: 2 года

г. Петрозаводск

20__ - 20__

Пояснительная записка

     Проблематика формирования здорового образа жизни - это проблематика формирования мировоззрения и соответствующих принципов социального поведения. Корни многих заболеваний населения Республики Карелия лежат в изменившемся образе жизни, распространении вредных привычек, складывающихся новых традициях питания, повышении психоэмоциональных нагрузок, снижении физической активности. Падает уровень образования, культуры, нравственности населения, прежде всего подрастающего поколения. Улучшение состояния здоровья населения требует подхода к здоровью с точки зрения его широкого понимания и учёта всех факторов, определяющих здоровье, таких, как образ жизни, социальное благополучие, психологический климат, факторы окружающей среды [1].

     Целью программы "Путешествуя по родному краю…" является формирование у детей и подростков основ культуры поведения в природе как одной из составляющих здорового образа жизни.

     Задачи: 1) развитие представления детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
2) формирование и развитие у школьников культуры безопасности жизнедеятельности при организации путешествий по родному краю;
3) освоение детьми практических навыков по профилактике травматизма в походных условиях;
4) информирование детей о природных и этнокультурных достопримечательностях Карелии, формирование чувства уважения к природе родного края.

     Программа рассчитана на школьников в возрасте от 10  до 12 лет.

     Для реализации программы используется книга Игоря Вострякова «Приключения неопытных туристов».

   

Игорь Востряков, автор третьего издания для детей о здоровом образе жизни, в своей книге приглашает ребят в поход по карельским местам, знакомит с правилами безопасности и даёт полезные советы юным туристам Карелии. Издание книги осуществлено за счет средств бюджета Республики Карелия в рамках целевой программы «Здоровый образ жизни» по заказу Министерства экономического развития Республики Карелия. Каждый из рассказов книжки описывает определённую ситуацию, которая может возникнуть у юных туристов при проведении походов в разное время года. В ней очень много информации, которая поможет ребятам правильно организовать свои путешествия и быстро справиться с проблемой, если она возникнет [2].

      Содержание программы "Путешествуя по родному краю…" отвечает следующим принципам:
- возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным особенностям детей;
- практическая целесообразность - отражение наиболее актуальных проблем, связанных с организацией выходов в природу;
- социально-экономическая адекватность – предлагаемые формы реализации программы не требуют использования дополнительных материальных средств (весь тираж книги «Приключения неопытных туристов» безвозмездно передан в государственные и муниципальные библиотеки республики).

 Программа реализуется в рамках внеклассной работы (система внеклассных часов и внеклассных мероприятий), в рамках реализации регионального компонента учебного плана, направленного на формирование у школьников основ культуры поведения в природе.

     При работе используются следующие методы: ролевая игра, ситуационная игра, проектная деятельность, обсуждения.

Работа по программе направлена на достижение следующих результатов:

  • полученные знания позволят школьникам грамотно организовывать походы и путешествия по родному краю, что будет способствовать укреплению их здоровья и снизит риск травматизма;
  • школьники получат дополнительные знания о природных и этнокультурных достопримечательностях Карелии, что будет способствовать расширению их общего кругозора и формированию чувства уважения к  родному краю.

Содержание

5 класс                                                                                                                                                             (всего 5ч классных занятий + экскурсии и походы)

Введение (1ч)

Знакомство с героями программы. Природные и этнокультурные достопримечательности Карелии

Правила поведения в природе (4ч)

Правила организации походов. Походная аптечка. Ориентирование на местности. Способы самообнаружения и подачи сигнала бедствия. Правила поведения во время грозы. Особенности походов  в зимних условиях. Профилактика лесных пожаров. Профилактика укусов клещей. Первая помощь при обморожении, ожогах, укусах клещей, насекомых и змей.

Практические работы:

«Походная аптечка»;                                                                                                                              «Ориентирование на местности. Работа с компасом и картой»;                                               «Профилактика и первая помощь при обморожениях»;                                                                        «Первая помощь при ожогах»;                                                                                                                «Первая помощь при укусах клещей, насекомых, змей»

6 класс                                                                                                                                                              (всего 5ч классных занятий + экскурсии и походы)

Правила поведения в природе (3ч)

Способы утоления жажды в походных условиях. Съедобные и ядовитые растения и грибы Карелии. Первая помощь при пищевых отравлениях. Действия при обнаружении снарядов и других взрывных устройств. Правила поведения у водоёмов. Поведение на льду.

Природные и этнокультурные достопримечательности Карелии (2ч)

Работа в мини-группах по темам:                                                                                                                  Наше богатство: «Белое море», «Лес – главное богатство Карелии», «Карелия – край рек и озёр», «Ладожское озеро», «Онежское озеро»;                                                                                                                             Наши «жемчужины»: «Национальный парк «Паанаярви», «Место рождения «Калевалы», «Петроглифы», «Водопад Кивач», «Музей-заповедник «Кижи», «Национальный парк «Водлозерский», «Валаам», «Рускеальский мраморный карьер»

Практические работы:

«Способы обеззараживания воды»;                                                                                                           Определение съедобных и ядовитых растений и грибов Карелии»

Возможные экскурсии: 

«Водопад Кивач», «Визит-центр Водлозерского национального парка», «Выставочный центр музея «Кижи»

Планирование работы

5 класс

Тема занятия

Главы из книги И. Вострякова  «Приключения неопытных туристов»

1

Давайте знакомиться!

«Пошли в поход, ребята!»

2

Если с другом вышел в путь…

Практические работы: «Походная аптечка»; «Ориентирование на местности. Работа с компасом и картой»

«Аллё! Опер-р-ратор-р!»

3

Зимние походы

Практическая работа «Профилактика и первая помощь при обморожениях»

«На морозе стынут пальцы», «Кофе в костре», «Иглу – это снежный дом», «Северное сияние»

4

Огонь в лесу

Практическая работа «Первая помощь при ожогах»

«Чёртов стул, гроза и черти», «Горим? Горим! Обгорели…»

5

Если встретился с врагами…

Практическая работа «Первая помощь при укусах клещей, насекомых, змей»

«Клещи? Не пищи!», «Укус змеи»

6 класс

Тема занятия

Глав из книги И. Вострякова                «Приключения неопытных туристов»

1

Лесная столовая

Практические работы: «Способы обеззараживания воды»;                                                                                                           Определение съедобных и ядовитых растений и грибов Карелии»

«Жара, жажда и вирусы», «Еда под ногами»

2

Эхо войны

«Снаряды – это не дрова»,

3

Водоёмы зимой и летом

«Полынья и авось», «Плот, да не тот»

4

Наше богатство

5

Природные «жемчужины»

«Главная гора Карелии»

Источники информации

1. http://www.gov.karelia.ru/Power/Ministry/Health/Document/program10.html - Республиканская целевая программа «Здоровый образ жизни»

2. http://mir.karelia.ru/dating/index.php?frai=1&MT=498 – Мир Карелии

3. Востряков, И.Д. «Приключения неопытных туристов» / И.Д. Востряков. – С-Пб.:ООО «Издательство «Острова»», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока " Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Урок знакомит учащихся 6-7 классов с творчеством поэтов Ставропольского края и раскрывает особенности лирических произведений о природе родного края. Урок сопровождается презентацией. К уроку прилагаа...

Презентация к уроку "Поэты Ставрополья о родном крае и о природе родного края"

Презентация содержит основные сведения о  жизни и творчестве писателей  Ставропольского края  И. В. Кашпурова,  Г. С.Фатеева, с. Рыбалко....

урок по истории родного края 10 класс. "По страницам истории родного края"

В уроке использован материал истории 18 века, время правления Петра Великого, его "Каспийский поход" и влияние, оказанное на развитие Астраханской области....

Конкурс знатоков географии родного края "Люблю тебя, мой край родной!"

Разработка внеклассного мероприятия по краеведению....

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Одна из актуальных задач, стоящих перед общеобразовательными учреждениями  России, – подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...

Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности...Д.С. Лихачев        Одна из актуальных задач, ...

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю

"Мира не узнаешь, не зная края своего" Игра- путешествие по родному краю. Дети знакомятся с историей, традициями, ремеслами, знаменитыми людьми  Нижегородской земли и родного края....