Проект "Путешествие в сказку лоскутка".
проект (7 класс)

Рыжова Наталья Михайловна

Материал открытого занятия дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл material_otkrytogo_zanitiya.docx34.16 КБ

Предварительный просмотр:

Материал  открытого занятия кружка «Золотые ручки».

   

Тема проекта: 

Лоскутная  пластика  «Путешествие  в  страну лоскутка».

         Проект  составлен  на  основе  темы   самообразования «Новые  технологии  преподавания  предмета  «профессионально-трудового обучения» к  организации  образовательного процесса в условиях   частично-поисковой  деятельности  обучающихся воспитанников».

Проект  -  выполнение  накладной  аппликации  на  прихватки – выполняется   в  5 этапов:

  1. Ознакомление  с  теоретическим  блоком  и  составление  композиции  эскиза  изделия  из  шаблонов  цветной  бумаги.
  2. Подбор  материалов   по  свойствам  и  цветам, раскрой  необходимых  элементов  по  шаблонам.
  3. Выполнение  аппликации  и  украшение  её  элементами  ручной  вышивки.
  4. Соединение   основной  детали  с  подкладкой  и  обработка   открытых срезов  окантовочным  швом.
  5. Подведение  итогов.

Занятия кружка  проводятся   на  базе  школьной  мастерской.

Введение.

              Внеклассная  работа  по  программе    «Лоскутная пластика»    в общеобразовательной  (коррекционной)  школе   8 вида  является  составной  частью общей системы непрерывного образования подрастающего  поколения.                  

             Содержательной  основой  программы  являются  первоначальные  знания  об истории, о технологии  лоскутного  шитья  и  применении  его в  изделиях.   Изучение элементов   технологии  направлены  на  выявление  общих  закономерностей изготовления изделий из различных материалов и предполагает формирование  основ трудовой  деятельности   (овладение  многообразием  материалов,  инструментами  и приспособлениями,  конкретными видами  технологии,     развитие   творческого мышления и  творческих  способностей),  прививает  жизненно  необходимые  знания, умения  и  навыки  вести  хозяйство  и  экономику семьи.    Основную  часть  времени предполагается затратить  на  практическую деятельность  для  овладения общетрудо  твыми  умениями  и  навыками.

           Целью программы  является -  создание  условий  для творчества,  практических навыков  по  украшению  своего  дома,   формирование  общетрудовых  умений  на  уровне,  доступном данному контингенту обучающихся воспитанников, необходимых  в  быту  и посильной трудовой  деятельности,  социализации.

         

 Задачи  программы:

1.Увлечь  обучающихся  воспитанников  интересным  и  полезным  делом.

2.Воспитать активное  отношение  к  трудовой деятельности.

           Методы ведения занятий  выбирались  исходя  из  практической направленности курса.   Основами  программы  являются  словестно-логические,  наглядно-действенные,  лабораторные  изыскания,  турниры,  конкурсы,  выставки  и  аукционы.

          Ожидаемые  результаты:  работа  по  данной программе  создаёт оптимальные  условия для  интеллектуального развития  обучающихся воспитанников,  формирует активное отношение  к  труду,  способствует,  через  выполнение изделий занимательного  характера, поддержанию мотивации  к  учению,  позволяет  подготовить  обучающихся воспитанников  к  самостоятельной  семейной  жизни,  обеспечивает  их  культурную  реабилитацию.

Работа   выполненная  своими  руками   является  дорогим  подарком  для   мамы,  бабушки  или  любого  другого  человека.

            Целью  данного  проекта  является  изготовление  изделия  кухонного  ассортимента  -  прихватка,  выполняется  с  применением   пальтовых  материалов  и  хлопчатобумажной  ткани  по  принципу  накладной  аппликации.

            Проект  рассчитан  на  учащихся  воспитанников  с 7  по  9  классы  с  дифференцированным  подходом к  каждому,   не  только  по  возрасту,  но  и  в  соответствии  с  психофизическим  состоянием  здоровья.    

           Учащиеся  воспитанники  7 класса  выполняют  проект  за  6 уроков,   операции  выполняются  ими  впервые,   обращая  большое  внимание  на  теоретический  аспект  задания,  с  меньшим  количество  деталей  и  упрощенной  технологией  по  обработке  среза  прихватки  (обмётывание).  Детали  аппликации  ими  вырезаются  по  шаблонам.  На  протяжении  всех  занятий   внимание  уделяется  правилам  по  охране  труда  и  правильной  организации  рабочего  места.

            Учащиеся  воспитанники  8  класса  выполняют  проект  за  5 уроков,  в   теоретической  части  большое  внимание  уделяется  разделу  материаловедения,  в  частности  свойствам  материалов,  различий  лицевой  и  изнаночной  сторон,  самостоятельно  составляют  алгоритм  работы.   Детали  аппликации  ими  вырезаются  по  шаблонам  или  по  собственным  эскизам.  Самими  учащимися  выбирается  количество  деталей.  Роспись  машинной  строчкой  более  насыщенная.   Срез изделия  обрабатывается  косой  бейкой.   Правила  по  охране  труда  повторяются  с  помощью  тестирования  и  наблюдения  учителя  за  их  работой.

           Учащиеся  воспитанники  9 класса  выполняют  проект  за  5 уроков.  После  повторения  теоретических  знаний,  полученных  на  предыдущих  уроках,  техники  безопасности,  работа  выполняется  ими  самостоятельно.  Учащиеся  выполняют  комплект  из  двух  изделий.

В  данном  работе  представлен  конспект  занятия кружка,  где  проработаны    два  первых  этапа,  так же  приложен  дополнительный  материал  и  тесты.

 Учащиеся,  всех  возрастных  групп,  самостоятельно  составляют  композицию  из  цветов  и  листьев,  подбирают  материалы.  В  этой  части  работы  дети  применяют  знания  уроков  природоведения,  рисования.  Вырезая  детали  кроя   (работа  с ножницами)  учащиеся  показывают  умения  и  навыки,  приобретенные  на  уроках  ручного  труда.    

Поощряется  в работе  самостоятельность,   взаимопомощь,  взаимоконтроль, соблюдение  правил  по  охране  труда,  трудоёмкость  росписи  аппликации,  качество  швейного  изделия.

Итогом  проектной  деятельности  является  выставка  работ.  Подведение  итогов  может  проходить  за  круглым  столом   с  приглашением  гостей.

        Первый  этап:

Тип  занятия:   нетрадиционный  «Путешествие  в  волшебную страну»     -    комплексное  применение  знаний  и   способов деятельности.

Цель учителя:    создать  условия  для  самостоятельного  применения      обучающимися  воспитанниками  комплекса  знаний  и   способов деятельности.

Задачи учителя:

1.    Приобщение  обучающихся  воспитанников  к  творческой  и изобретательской  деятельности.

2.    Повышение  компетентного  уровня  обучающихся воспитанников  в техническом  творчестве.

3.    От мотивации вывести обучающихся воспитанников на актуальность переноса знаний на деятельную функцию для изготовления практически применяемого  предмета  интерьера.

4.    Создавая ситуацию успешности, учить самостоятельности в принятии решений  и их воплощении с учётом контроля учителя, самоконтроля при необходимой  коррекции  психофизической  деятельности.

5.    Определять  и  корректировать  рефлекторность  обучающихся воспитанников на свою деятельность.

6.    Пропаганда  достижений  обучающихся воспитанников  с  помощью классной выставки.

Цель обучающихся воспитанников: упражняться в переносе знаний и умений на практическую деятельность, совершенствуя трудовые навыки.

Задачи обучающихся воспитанников:

1.    Учиться применять знания в практической деятельности.

2.    Совершенствовать умения и навыки в работе с инструментами и на оборудовании.

3.     Развивать свой творческий потенциал и свои возможности.

Меж. предметные связи:

                                       - ОБЖ;

                                       - биология;

                                       - рисование;

                                       - черчение;

                                       - математика;

                                       - развитие речи.

Конспект занятия.

Маршрут занятия.

1.   Организационный момент.

2.   Беседа  о истории лоскутного шитья и аппликации.

3.   Постановка цели.

4.   Постановка задач.

6.   Этап повторения.

7.   Этап презентации.

8.   Этап инструктажа  по  охране  труда.

9.   Этап изучения нового материала и способов деятельности.

10.   Этап закрепления.

11.Этап применения изученного – практическая часть.

12.Итоговая часть.

13. Выводы по рефлексии.

14. Уборка.

Ход  урока.

  1. Организационная  часть.

Проверка внешнего вида учащихся и наличия  у них инструментов, материалов.

  1. Беседа о истории лоскутного шитья и аппликации.

Беседа проводится с показом изделий и видеороликов, заслушиваются доклады об истории аппликации, подготовленные самими учащимися воспитанниками.

  1. Постановка цели.                                                                                                                    

Упражняться  в  переносе  знаний  и  умений  на   практическую  деятельность,  совершенствовать   трудовые  навыки.

  1. Постановка задач.

Для достижения данной цели мы должны выполнить следующие задачи, прочитайте их.

1.Применять  знания  и  умения  на  практическую  деятельность  в изготовлении изделия.

2.Совершенствоваться  в  работе  с  инструментами  и  оборудованием.

3.Развивать  свои  творческие  возможности.

       5. Этап повторения.

        Сегодня  на  занятии «Практического повторения»  мы начинаем  путешествие  в волшебную  страну  –  страну  знаний,  умений  и  навыков.

         Волшебная  страна  не  та,  где  всё  делается  по  волшебству,  т.е.  само собой, где  не  надо  работать,  а  стоит  только  пожелать  и  всё  готово.

         Наша  волшебная страна  -  это страна: труда,

                                                                            красоты,

                                                                            гармонии,

                                                                            творчества.

        В этой стране трудятся :

великий мастер  «Лоскуток» и _______________________ (кто?)

мастерица  «Иголочка»  и  _______________________ (кто?)

Есть у них  помощники  и  «Ниточки».   Вы уже знакомы с ними.

    Вопрос:    Кто они?  Как  их имена?

    Ответ:     Это  Ленок,  Хлопчик,  Шелковица и  Шерстяночка.

                       Это добрые названия натуральных волокон.

    Вопрос:    А чем заведуют  эти помощники?

    Ответ:     Помощники заведуют прядением и ткачеством.                           называют

                      Ленок  - ткачеством льняных тканей;                                                   и

                      Хлопчик  -  ткачеством хлопчатобумажных тканей;                     показывают

                      Шелковица  -  ткачеством шёлковых тканей;

                      Шерстяночка  -  ткачеством шерстяных тканей.

       А так же вы знакомы и с другими  помощниками  -  ниточками  Химульками.  

Как вы правильно поняли, это искусственные и синтетические волокна.

Их много и имена у них разные.

   Давайте придумаем имена:

-  ацетат  - ____________________________________________ ;  

-  вискоза  -  ___________________________________________ ;

- _____________________________________________________ ;

- _____________________________________________________ ;

- _____________________________________________________ .

       

    7. Этап презентации.

     В волшебной стране Лоскутка существует несколько кругов «знаний».

1 круг – «Лоскутное шитьё».

С этой техникой вы уже знакомы. Данная техника не является аппликацией. Она использовалась нами при пошиве «прихваток».

Показ образцов.  Прихватки Рыжовой Веры  и Рябовой Насти.

Вопрос:    Что это  за шитьё?

Ответ:       Лоскутки собираются друг с другом вручную или  на швейной                

                  машине стачным швом, припуски швов заутюживаются с              

                  помощью утюга.

2 круг –  Накладная  аппликация.  Это,  чем мы будем заниматься сегодня.

Аппликация – это декорирующий элемент, она нашивается или наклеивается на изделие и не имеет конструктивной нагрузки.

     Аппликацией можно украсить любое изделие, а так же использовать при ремонте  изделий.

    Аппликация собирается из элементов рисунка и соединяется с основой отдельно каждый  элемент. Или другой способ, когда общая форма или её часть собирается из лоскута и нашивается на основу уже готовой.

     Аппликация может соединяться с изделием клеевым способом, накладным швом с открытым срезом  или  машинной  фигурной  отделочной  строчкой  типа «зиг-заг».

Показ образцов.  

      Аппликацию часто используют вместе с различными видами вышивками.

      Клеевая  аппликация требует использование фабричных прессов. Используется для украшения  верхней  одежды,   особенно  в  детском  ассортименте.   Для  выполнения данной аппликации в домашних условиях, в качестве клеевого материала используют: клеевую  паутинку,  которую   прокладываются  между  аппликацией  и  основным материалом.  

         

3 круг – «Лоскутная   мозаика».

Показ образцов.

Вопрос:    Как вы думаете чем эта техника отличается от «Лоскутного        

                  шитья»?

Ответ:       Лоскутки собираются друг с другом  на швейной машине

                  накладным  швом или отделочной строчкой, например «зиг-заг».

     

4 круг – «Лоскутный (текстильный) коллаж».

Показ образцов.

Вопрос:     Как вы думаете чем эта техника отличается от предыдущих?.

Ответ:        Всё изображение собирается из мелких лоскутков и крепится с  

                   помощью клея.

  Эту технику используют при изготовлении картин, панно и сувениров.

5 круг – Техника «Круг» или «Уголки».

Показ образцов.

Вопрос:     Как вы думаете чем эта техника отличается от предыдущих?.

Ответ:        Изображение собирается  из лоскутков, сложенных  вчетверо,

                   закрепляется машинной строчкой.

6 круг – Техника «Кромка».

Кромка – это закрепка уточной нити в процессе ткачества.

Показ образцов.

Вопрос:     Как вы думаете чем эта техника отличается от  предыдущих?.

Ответ:        Изображение собирается из полос кромки наложенных друг на  

                   друга  и  закрепляется  машинной  строчкой. Каждая следующая    

                    полоска    закрывает обрезной срез предыдущей.

  7 круг – Техника «Узелки».

Показ образцов.

      Изображение  собирается  из  полос  завязанных  узелками  и  

 закрепляется  машинной  строчкой.

      Изучение  всех  техник  волшебной  страны  увлечёт  вас  на  создание своего  необыкновенного  чуда.

8.  Этап инструктажа по охране труда.

 В  волшебной  стране  работают  мастера,  ремесленники  и  их  ученики – это вы.

Все  они  уважают  друг  друга,  соблюдают  правила  поведения  и  работы  с инструментами  и  оборудованием.

Вопрос:      Зачем  надо  соблюдать  правила  по  охране  труда?

Ответ:       Правила  безопасной  работы  надо  соблюдать  для  сохранения  своего

                     здоровья  и  здоровья  окружающих.

Вопрос:       Какими  инструментами  мы  будем  пользоваться  во  время  работы?

Ответ:       Мы  будем  работать  с  булавками,  иглой,  ножницами.

Вопрос:       Какое  оборудование  мы  будем  пользоваться  во  время  работы?

Ответ:        Для  выполнения  задания  нам  потребуется  швейная  машина  и  утюг.

Инструктаж по охране труда при выполнении ручных работ.  (по вопросам)

Инструктаж по охране труда при работе на швейной машине. (по вопросам)

9.  Этап  изучения нового материала и способов деятельности.

            У вас,  ученики  волшебной  страны,  есть  карта  по  которой  вам  необходимо сегодня  двигаться.  Это  «Алгоритм обработки».

           В первом пункте вы будете  -  художниками,  создадите  эскиз  проекта  «своего чуда».

Показ  на  своём  образце примера  раскладки  деталей  аппликации  (детали не должны  находиться  близко  к  срезам  изделия,  который  будет  обрабатываться окантовочным  швом,  1,5-2 см).

          Во втором пункте своего путешествия вы разработаете проект:  как будут крепиться отделочные детали к основной:

-  руной способ крепления  -  показ швов на образце  (приёмов выполнения стачного, петлеобразного, тамбурного и  различных фигурных стежков);

-  машинной  строчкой  по  контуру  или  как  «роспись»,  показ  готовых  изделий;

-  клеевым способом,  показ аппликаций с клеевым покрытием, выполнение аппликации с  помощью клеевой паутинки.

          В третьем пункте  вы покажите  все свои достижения в практической  деятельности.

          В  четвёртом  пункте  путешествия мы попадём  в волшебную страну  -   выставку-ярмарку,  где увидим  ваши шедевры.

          И конец нашего путешествия,  здесь  мы узнаем  насколько вы  честны  в своих  рассуждениях и оценках.  Ведь  вам  самим  придётся  оценить  волшебство и  поставить оценки.

10.  Этап закрепления.

Внимание:  в  нашей  волшебной  стране  очень  узкие  тропинки.

Вопрос:      Кто  догадался , что это  за  тропинки?

Ответ:      Это всего  2 швейные  машины  и  1  утюг.

Поэтому  ваш  успех  заключается  в  умении  обходить  препятствия,   рационально используя  своё  время.  И  в   этом  вам  помогут  ваши  «золотые ручки»,    выполняя аппликацию  ручными  стежками.

         Прежде  чем  приступить  к  работе  или   отправиться  в  волшебную  страну  заполните  пожалуйста  тест на  профессионализм  и  компетентность.  

11.  Этап  применения  изученного.

Практическая  часть  занятия.

Дети  занимают  места  работы, приступают  к  выполнению  задания.

Учитель  осуществляет  обход  рабочих мест  с  целью  проверки  соблюдения:

                                 -   правил  по  охране  труда;

                                 -   технологической  последовательности;

                                 -   приёмов  работы  с  инструментами  и  на  оборудовании.

Учитель осуществляет помощь обучающимся воспитанникам,  а  так  же  руководит  взаимоконтролем.  

12.  Итоговая  часть  занятия.

        Путешествие  которое  вы  сегодня  совершили  сегодня  принесло  вам  знания  и  умения.

Вопрос:      Пригодятся  они  вам  в  дальнейшем?

Вопрос:      Каким  образом  можно  улучшить  навыки?

Ответ:      Упражнениями  и   тренировками.

         Обращение к задачам и их  выполнение:

         1. Знания применялись  в  практической  деятельности.

         2. Тренировались в работе  с  инструментами  и  оборудованием.

         3. Старались  выполнить  красивые  и  нужные  вещи.

А).   Самоконтроль  и  самоконтроль.

Б).   Оценка  тестовой  работы.

В).   Саморегуляция  на  уроке:

       -  поведение;

       -  общение;

       -  активность,  пассивность.

Г).   Межпредметные связи:

       -  биология -  растения и животные;

       -  рисование  -  создание  композиции;

       -  развитие речи  - обогащение  словарного запаса,  терминология.

Д).   Трудности.  Дефекты.

Е).   Объективность самооценки.

13.    Выводы  по  рефлексии.

Аналитические  выводы:

-  выполнялась  данная  работа  детьми  впервые – результаты хорошие;

-  постигают  техники  лоскутного  шитья  с  интересом  и  желанием;

-  всем  обучающимся  воспитанникам  помогли  в  работе  знания  и  умения,  приобретенные  ранее;

-  уточнены трудности  в  работе,  где  необходимо  дополнительное  внимание  учителя.

Приложение.

Техника «Аппликация».

      Аппликацией часто называют лоскутное шитьё, но это не так.

      Аппликация – это декорирующий элемент, она нашивается или наклеивается на изделие и не имеет конструктивной нагрузки.

     Аппликацией можно украсить любое изделие, а так же использовать при ремонте.

     Аппликация собирается из элементов рисунка и соединяется с основой отдельно каждый элемент. Или другой способ, когда общая форма или её часть собирается из лоскута и нашивается на основу уже готовой.

     Аппликация может соединяться с изделием клеевым способом, накладным швом с открытым срезом или машинной фигурной отделочной строчкой типа «зиг-заг».

      Аппликацию часто используют вместе с различными видами вышивками.

          Фантазия и воображение помогут вам создать  свой  шедевр,  это   может  быть картина,  прихватка  или  грелка  на  чайник, коврик, подушка или сидушка. Данная техника может   украсить  так  же  одежу и очень часто используют в детской и нарядной одежде.

       

   Алгоритм работы.

  1. Составить композицию из   предложенных деталей.
  2. Выбрать методы крепления:

- ручными стежками;

- машинной строчкой по контуру и как «роспись»;

- клеевым способом.

 3.  Практическая работа.

 4.   Выставка готовых «шедевров».

 5.   Оценка работ обучающими воспитанниками.

                                                                                       

                                                                                                                             ФИО ____________________________________

Класс ___________________________________

Оценка _________________________________

Тест.

Виды  «Лоскутной пластики»:

               1).  «Лоскутное шитьё»;

               2).   накладная аппликации;

               3).   «Лоскутная мозаика»;

               4).   «Лоскутный (текстильный) коллаж»;

               5).    техника «Круг»  или  «Уголки»;

               6).    техника «Кромка»;

               7).    техника «Узелки».

     1.  Какие техники вы будете использовать сегодня на уроке?

         Ответ: _________________________________ (указать цифрами).

  1. Какая техника не может быть использована при пошиве изделий?

Ответ: _________________________________ (указать цифрами).

     3.   Какие швы вы будете применять?  (подчеркнуть).

               - стачной;

               - накладной;

               - обтачной.

     4.  Дать определение:  намётывание  -   это__________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

     5.  Указать соответствие  операции  и  её  определения  (стрелочками).

Прокладывание машинной строчки при наложении

одной детали  на другую  для их  соединения.                              Застрачивание.

Закрепление подогнутого края детали или  изделия

машинной строчкой.                                                                         Настрачивание.

Соединение мелкой детали с крупной машинной

строчкой.                                                                                            Притачивание.

      6.  Перечислить опасные места швейной машины.

- ____________________________________________________

- ____________________________________________________

-_____________________________________________________

- _____________________________________________________

- _____________________________________________________

- _____________________________________________________

- _____________________________________________________

- _____________________________________________________

ФИО ____________________________________

Класс ___________________________________

Оценка _________________________________

Тест - образец.

Виды  «Лоскутной пластики»:

               1).  «Лоскутное шитьё»;

               2).   накладная аппликации;

               3).   «Лоскутная мозаика»;

               4).   «Лоскутный (текстильный)  коллаж»;

               5).    техника «Круг»  или  «Уголки»;

               6).    техника «Кромка»;

               7).    техника «Узелки».

     1.  Какие техники вы будете использовать сегодня на уроке?

         Ответ: _____2).____________________________ (указать цифрами).

  1. Какая техника не может быть использована при пошиве изделий?

Ответ: _____4).____________________________ (указать цифрами).

     3.   Какие швы вы будете применять?  (подчеркнуть).

               - стачной;

               - накладной;

               - обтачной.

     4.  Дать определение:  намётывание  -   это временное соединение двух деталей,  наложенных друг  на друга, прямыми стежками. (стежками временного назначения).

     5.  Указать соответствие  операции  и  её  определения  (стрелочками).

Прокладывание машинной строчки при наложении

одной детали  на другую  для их  соединения.                              Застрачивание.

Закрепление подогнутого края детали или  изделия

машинной строчкой.                                                                         Настрачивание.

Соединение мелкой детали с крупной машинной

строчкой.                                                                                            Притачивание.

      6.  Перечислить опасные места швейной машины.

-   электрические  провода;

-   выключатель;

-   электродвигатель;

-   ремень;

-   маховое колесо;

-   игла;

-   игловодитель;

-   нитепритягиватель.