Главные вкладки

    Консультация (7 класс) по теме:
    Как писать исследовательскую работу

    В материале указаны основные требования к исследовательскому материалду для школьников 

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Рекомендации по написанию учебно-исследовательских работ

                     Что же должно присутствовать в исследовательской работе? 
             Во-первых, необходимо сформулировать цель исследования. Очень часто, читая текст, трудно понять, зачем он написан. С этим часто приходится сталкиваться в художественных произведениях, где композиция романа или рассказа является предметом авторского замысла и развязка, объясняющая цель написания текста, наступает только в конце. В исследовательских работах это не так. Композиция и структура исследовательской работы стандартны, от этих стандартов (или правил) нельзя отступать (как, например, в футболе нельзя играть руками). 
             Цель исследования обычно состоит в изучении определенных явлений (для иллюстрации возьмем гипотетический пример из области наук о Земле – изучение кислотности воды в водных объектах N-го заповедника. Все, сказанное ниже, может быть применено и для любой гуманитарной области). 
             В некоторых исследованиях полезно выделить гипотезу. Это позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы она может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными данными и логическими соображениями. В нашем примере гипотезой исследования может быть предположение о зависимости кислотности воды от глубины водоёма. Такое предположение определяет и выбор водоёмов для отбора проб (мелкие и глубокие). 
             После этого необходимо поставить задачи исследования. Задачи и цели – не одно и то же. Задачи показывают, что вы собираетесь делать (например, провести отбор определенного количества проб воды из разных объектов и определение их кислотности с помощью индикатора). 
             В работе должен присутствовать литературный обзор, т. е. краткая характеристика того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. В обзоре вы должны показать, что знакомы с областью исследований по нескольким источникам, что вы ставите новую задачу, а не «изобретаете велосипед», делая то, что давно уже сделали до вас. Написание литературного обзора поможет вам более свободно овладеть материалом, обоснованно отвечать на вопросы во время доклада. Нужно понимать, что в хорошо выполненной работе то, что входит в текст и звучит на докладе – лишь «верхушка айсберга», основная часть которого скрыта под водой и напрямую в работе не присутствует. 
             Использованные в нашем примере правила отбора и определения кислотности являются методикой исследования, её описание должно присутствовать в работе (в какие банки отбирается вода, с берега или с лодки, с какой глубины, ночью или днём, сразу ли используется «лакмус», каким образом определяется его цвет (на глаз или с помощью цветового клина) как записываются результаты). Докладчику необходимо отдавать себе отчёт в границах применимости методики и ее устойчивости (например, возможных последствиях использования недостаточно хорошо вымытых банок). 
             Далее представляются собственные результаты. Необходимо чётко понимать разницу между рабочими данными и данными, представляемыми в тексте работы. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных), которые представлять не нужно. В тексте числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Поэтому обычно рабочие данные обрабатывают и в тексте представляют только самые необходимые. Наиболее выигрышной формой представления является графическая. Всегда ставьте себя на место читателя, которому за время прочтения работы (а это 5-10 минут), нужно разобраться и в работе, и в характере представленных результатов, старайтесь максимально облегчить ему восприятие текста. 
             Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. 
             И завершается работа выводами, в которых тезисно, по порядку, излагаются результаты работы. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них. 
    Помните о том, что ваши работы – лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся для вас дверь науки. Никогда не забывайте, что главная заслуга в этом – ваших научных руководителей, которые помогли вам его сделать. Настоящее, самостоятельное научное исследование возможно лишь после получения качественного, разностороннего высшего образования; для того, чтобы стать учёными, вам нужно еще годы и годы напряженно учиться.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Как написать исследовательскую работу

    В помощь педагогам для написания исследовательских работ....

    Как писать научную работу

    Если тема подобрана правильно, то по мере знакомства с литературой  у вас будет вырисовываться четкий план работы. Пока же в ходе сбора материала, можно ограничиться рабочим планом. Он тоже нужен...

    Как писать исследовательскую работу

    Исследовательская работа должна содержать следующие разделы:Введение (актуализация темы, историческая справка об изучении данного вопроса). Цели и задачи исследования, методы его провед...

    Презентация:" Как правильно писать исследовательскую работу"

    Очень часто в школе ученики не знают, как написать правильно исследовательскую работу. Эта презентация поможет им в написании таких проектов....

    Как писать исследовательскую работу

    Исследовательская работа...

    Памятка "Как писать исследовательскую работу"

    Памятка "Как писать исследовательскую работу". Памятка как  ученику, так и  учителю поможет  написать работу правильно....

    Как правильно писать исследовательскую работу

    Помощь студенту при написании исследовательской работы...