"Осторожно - огонь!"
методическая разработка (7 класс) по теме

Тютченко Вероника Валерьевна

Агитбригада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ostorozhno-ogon.docx32.27 КБ

Предварительный просмотр:

     

Октябрь, 2012

Тема: «Осторожно, Огонь!»

Дата проведения:

Форма проведения: агитбригада

Место проведения: актовый зал школы-интерната

Участники: учащиеся 7б и 8б классов

Цель: пропаганда и обучение учащихся правилам пожарной безопасности в образовательном учреждении и дома

Задачи: - развивать эрудицию, мышление, смекалку и творчество;

- закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека;

- прививать навыки осторожного обращения с огнем;

- воспитывать чувство ответственности;

- прививать навыки безопасного поведения.

Ожидаемый результат: учащиеся должны знать: правила поведения в случае возникновения пожара, а также уметь: выполнять противопожарные правила в учреждении, в своем доме, на улице и т.д., правильно сообщать о пожаре.

Оборудование: ноутбук, мультимедийная установка, трон, огнетушитель, пожарный рукав, костюм пожарного, жетоны, конфеты для награждения.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

1-й ведущий: Добрый день, уважаемые гости, дорогие ребята! Сегодня мы поговорим о том, как правильно вести себя и действовать при пожаре, рассмотрим, какие меры безопасности необходимо соблюдать, чтобы не стать жертвой огня.

2-й ведущий: С давних пор огонь считается другом человека. Подумайте, ребята, как огонь помогает человеку. (Отапливает дома в холодное время года, помогает приготовить пищу…) А раньше огонь освещал жилище человека. Без огня мы с вами уже не представляем жизни. Он нужен повсюду: и в домах, и в школах, на заводах и фабриках, в городах и сёлах. Значит, огонь – друг человека. Без огня невозможна жизнь на земле.

Ученики:

Без доброго огня обойтись нельзя и дня,
Он надёжно дружит с нами.
Гонит холод, гонит мрак.
Он приветливое пламя
Поднимает, будто флаг.
Всем огонь хороший нужен,
И за то ему почёт,
Что ребятам греет ужин,
Режет сталь и хлеб печёт.
Мне бабуля говорила,
Что огонь нам друг и враг.
Без него темно бы было,
Жили б мы совсем не так.
Мы б от холода дрожали.
Превратились бы в пингвинов.
Или мамонтами стали,
Обросли бы шерстью длинной.
Телевизора б не знали,
Ни поесть и ни попить.
В «Тетрис» тоже б не играли,
В общем, плохо было б жить.

1-й ведущий: Но огонь может быть не только другом и помощником человека в всех делах, но и врагом. Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Неосторожное обращение с ним наносит непоправимый ущерб людям.

  • Ежегодно в мире происходит около 5 млн. пожаров.
  • Каждый час в огне погибает 1 человек, 2 получают травмы и ожоги.
  • Каждый третий погибший – ребёнок.

Ребята, подумайте, что является причиной пожара. (Ответы учащихся.)
Об этом забывать нельзя. Мы должны знать и помнить, потому что мы – люди.

Ученики:

Он всегда бывает разным
Удивительный огонь.
То буяном безобразным,
То тихоней из тихонь.
То он змейкой торопливой
По сухой скользит коре,
То косматой рыжей гривой
Полыхает на заре.
Вот на спичке, как на ветке,
Голубой дрожит листок.
Вот ломая прутья клетки
Хищный делает бросок.
Да, огонь бывает разный –
Бледно-жёлтый, ярко-красный,
Синий или золотой,
Очень добрый, очень злой.
Злой огонь – огонь пожара.
Злой огонь — огонь войны!
От безжалостного жара
Дни темны, поля черны.
Жители земного шара,
Граждане любой страны
Злой огонь гасить должны!

2-й ведущий: Ребята, а знаете ли вы, что 200 лет назад пожары обнаруживали с каланчи – высокой башни.

На площади базарной.
На каланче пожарной,
Круглые сутки
Дозорный из будки.
Поглядывал на север, на юг,
На запад, на восток –
не виден ли дымок.
И если видел он пожар.
Плывущий дым угарный.
Он поднимал сигнальный шар
Над каланчой пожарной.
И 2 шара, и 3 шара
Взвивалось вверх, бывало,
И вот с пожарного двора
Команда выезжала.

У пожарной части было два этажа. На втором этаже жили пожарные с семьями, а на первом находились повозки с бочками с водой, баграми, лестницами. А лошади были самые лучшие, самые резвые.
Впереди на лихом коне скакал трубач. Он предупреждал прохожих о том, что пожарные с большой скоростью едут на пожар. Отсюда и пошло выражение: «Летит как на пожар». В наше время на смену лошадям пришли мощные машины, а трубы заменили сирены. Самые смелые люди шли на службу в пожарники.

1-й ведущий: Ребята, знаете ли вы, что пожары случаются не только у людей, но и у сказочных героев. Давайте заглянем в сказку.

 «Сказка о смелых и находчивых пожарных и Змее Горыныче»

Действующие лица: ведущий, царь, 2 министра, Змей – Горыныч, 3 пожарных.
Оборудование: трон, огнетушитель, пожарный рукав (может быть нарисован).

I действие

Ведущий:

Неизвестно в каком царстве,
В нашем иль нет государстве
Приключилась вдруг беда –
Змей повадился туда
Со злым умыслом летать,
Села, города сжигать.

Царь:

До каких же это пор
Будем мы терпеть злодея?
Надо дать ему отпор,
Чтобы знал, что мы сильнее.

Ведущий:

В экстренном порядке, быстро,
Царь собрал своих министров.

Появляются два министра.

Царь:

С каждым огненным налетом
На пожаре гибнет кто-то.
Что же сделать, чтобы Змея
Укротить нам поскорее?
Вы , ученые умы,
Поразмыслите быстрей
И вносите предложенья
Потолковей, поумней.

Министр 1:

Чтоб злодея одолеть –
Надо многое уметь.
Предложенье есть такое:
Нужно нам позвать героя.

Министр 2:

Должен быть герой тот смел,
Не бояться трудных дел
Обязательна сноровка,
Сила и физподготовка.

Министр 1:

Должен чутким быть, внимательным,
По призванию – спасателем.

Министр 2:

Знаю я, кто нас спасет,
Злого Змея изведет!

Царь:

Не тяни же! Молви слово!
Может знаю я такого?

Министр 2:

Вывод ясен. Срочно надо
Звать пожарную команду.
Номер прост в пожарной части –
Вспомнит каждый и в несчастье:
Цифры две «0» и «1»

Отворачивается, будто бы говорит по телефону. Затем обращается к царю:

Сейчас будут, господин.

II действие

Появляется пожарная команда из трех пожарных.

Царь:

Вот ребятки, так ребятки!
Сразу мощь видна и хватка,
Вы в беде нам помогите,
От пожаров нас спасите.
Мы надеемся на вас.
Ну, за дело!

Пожарные (хором): В добрый час!

Ведущий:

Царь – надежа, прослезился.
Тут Горыныч появился.
И пожарных как узрел,
Так на месте обомлел.

Змей Горыныч:

Ух-ты, новые герои!
Видеть вас я рад не скрою,
А то, что-то скучно стало,
Смельчаков здесь было мало,
Да и те на бой со мной
Шли с поникшей головой.

Пожарные:

Ты, Горыныч, не храбрись,
А возьми да извинись,
Перед батюшкой-царем.
Наигрался уж с огнем.

Змей-Горыныч:

Пламенем дыхну на вас
И сгорите в тот же час.

1 пожарный:

Ну а это вывод спорный,
Ведь в борьбе с любым огнем
Наш костюм огнеупорный
Выручит нас. А мы в нем. (
Показывает).

2 пожарный:

Против пламенных забав
У пожарных есть рукав.
Но не из области шитья,
А для тушения огня.
По нему из спецмашины
С тщательным старанием
Воду подает насос
К месту возгорания.

Змей-Горыныч:

А закончится вода,
Как пожар тушить тогда?

3 пожарный:

Знать, не в курсе ты, вредитель.
Есть у нас огнетушитель.
Порошковый есть и пенный –
Все работают отменно.
Если надо будет – смело
Мы его применим в дело.

Змей-Горыныч:

Ладно, ладно убедили.
Был не прав, вы победили.
Я же просто, не со зла,
Творил недобрые дела.

Обращается к царю:

Я у вас прошу прощенья
За свое злое поведенье.

Обращается к пожарным:

А вы герои, добрые и славные,
Возьмите и меня в пожарные.

Все:

Сказка – ложь, да в ней намек.
Добрым молодцам урок –
Нужно помнить всем друзья,
Что с огнем играть нельзя.

Ведущий:

Есть на земле такие люди,

Они в опасности всегда –

Пожарные-профессионалы в деле –

Укротители огня!

Пожарные:

Наша служба и опасна и трудна,

Но, как видите, она вам всем нужна.

Если кто-то вдруг не хочет выполнять правила простые:

Вы звоните «01», когда беда,

Ведь без нас вы в самом деле – никуда, -

Приедем даже в выходные.

Ведущий:

- Ну, а сейчас, ребята, предлагаю вам проверить свои знания по правилам пожарной безопасности и принять участие в викторине

Викторина «Когда огонь перестал быть другом»


Ведущий: - Для начала немного разомнемся, поиграем в игру, которая называется  "Подскажи словечко"

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил...?        (утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками...?          (играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил белье над...?    (газом)

Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дома жег...?             (траву)

Кто в огонь бросал при этом

Незнакомые...?                 (предметы)

Дым увидел - не зевай

И пожарных... .                 (вызывай)

Помни, каждый гражданин,

Что их номер...                  (01)

1. Как называется профессия людей, борющихся с огнем? 
Пожарные

2. Почему пожарных вызывают по телефону именно «01»? 
«01» самый простой и короткий номер, его легко запомнить. Этот номер легко набрать даже в темноте и на ощупь.

3. Почему пожарная машина красная? 
Красная, чтобы издалека было видно, что едет пожарный автомобиль, которому необходимо уступить дорогу. Красный цвет – цвет огня.

4. Как одеваются пожарные? 
Пожарные надевают брезентовый костюм. Он не горит, не намокает. Голову от ударов защищает каска, на руках рукавицы, на ногах сапоги. Для работы в огне и дыму пожарным необходим аппарат для дыхания.

5. Чем опасны пожары?
При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди.

6. Чем еще опасен пожар, кроме огня? 
Страшнее огня бывает дым. В задымленной комнате легко заблудиться и не найти выход. Трудно дышать.

7. Чем можно тушить начинающийся пожар? 
Пожар можно тушить огнетушителем, водой, песком, одеялом.

8. Почему опасно играть в доме со спичками и зажигалками? 
Игры со спичками и зажигалками являются причиной пожара.

9. От чего бывают пожары? 
Пожары возникают, если не соблюдаются правила пожарной безопасности: оставляются без присмотра включенными телевизор, утюг, газовая плита и т.д.; если играть со спичками, шалить с огнем.

10. Что ты должен сообщить, вызывая пожарных? 
Необходимо сообщить свой точный адрес, фамилию, имя и что горит.

11. Что надо делать, если в квартире много дыма? 
Необходимо смочить водой одежду, покрыть голову мокрой салфеткой, дышать через намоченную ткань, продвигаться к выходу ползком.

12. Что вы станете делать, если увидели, что нижние этажи дома охвачены пламенем? 
Смочить свою одежду и все вокруг себя, ждать помощи. Нельзя пытаться выбежать из дома, если живешь на верхних этажах. Пройдя два-три этажа, можно отравиться продуктами горения.

13. Чем опасна печь в деревенском доме? 
В деревне или на даче детям в отсутствие взрослых нельзя подходить к печке и открывать печную дверцу. От выскочившего уголька может загореться дом.

14. Почему без разрешения взрослых нельзя трогать печную заслонку?
Если печную заслонку закрыть раньше времени, в доме скопится угарный газ и можно задохнуться.

15. Что делать, если загорелась ваша квартира?

Позвонить 01, потом вынести детей и престарелых, только потом  тушить пожар своими средствами.

16. Что делать, если загорелся телевизор?

Его надо сразу отключить от сети, а затем тушить водой через верхние вентиляционные отверстия стенки (стоят сбоку), или наоборот, набросив плотное одеяло, чтобы огонь не перебрался на шторы, только потом бежать за водой. Если кинескоп взорвётся, то опасен ядовитый дым. В этом помещении нельзя дышать.

17. Почему нельзя держать телевизор в стенке?

Он перегревается, кроме того, там его трудно потушить.

18. Какие средства могут помочь вам в загоревшейся квартире, если нет огнетушителя?

Плотная ткань, лучше мокрая и вода.

19. Почему во время пожара нельзя открывать окна?

С притоком кислорода огонь вспыхивает сильнее.

20. Что, прежде всего, нужно сделать при тушении электропроводки?

Отключить электричество, чтобы избежать удара током.

21. Что опаснее на пожаре – огонь или дым?

Дым. Хватит несколько глотков, чтобы потерять сознание и отравиться продуктами горения различной синтетики.

22. Как нужно дышать в задымлённой квартире?

Через мокрую тряпку. Если есть возможность, нужно защитить лёгкие противогазом или респиратором.

23. Как нужно передвигаться по задымлённым коридорам?

На четвереньках или ползком, так как внизу меньше дыма.

24. Как помочь человеку, на котором вспыхнула одежда?

-нельзя давать ему бежать - пламя разгорится сильнее;

- нужно помочь ему сбросить воспламенившуюся одежду, либо погасить её водой или снегом, при необходимости накинуть на него одеяло, пальто, оставив голову открытой, чтобы он не задохнулся продуктами горения;

- необходимо вызвать «Скорую помощь»;

- оказать посильную доврачебную помощь. При ожогах1 и 2 степени: положить стерильную повязку, не смазывая кожу вазелином или жирами, при тяжёлых ожогах завернуть пострадавшего в чистую простыню, укрыть потеплее, дать одну

-две таблетки анальгина или амидопирина, напоить тёплым чаем.

25. Нужно ли звонить в пожарную охрану в том случае, если другие уже вызвали помощь?

Нужно. Вы должны сообщить, в какой квартире вы находитесь. Эта информация дежурным пожарным сразу передаётся по рации на место пожара, и помощь будет оказана быстрее.

26. Какие из перечисленных жидкостей огнеопасны?
- бензин
- молоко

- масло

27. Какие предметы при возгорании нельзя заливать водой?
- стол
- телевизор
- фен
- вещи
28. По какому номеру ты вызовешь пожарных?
- 01
- 02
- 03
- 04

29. При возникновении пожара ты наберёшь «01» и расскажешь:
- как тебе страшно
- как начался пожар

- что горит, адрес, фамилию, свой телефон 
30. Выбери правильный ответ
- спичками можно играть, не зажигая их
- спички можно использовать, как счётные палочки
- спички детям брать нельзя

Ведущий: - Внимание! Ребята, сейчас мы с вами вспомним сказки, в которых присутствует огонь, за каждый правильный ответ вы тоже получаете жетон…

1. Море пламенем горит,
Выбежал на море кит,
Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!
             
К.Чуковский "Путаница”

2.И вдруг заголосили:
"Пожар! Горим! Горим!”
С треском, щелканьем и громом.
Озирается кругом,
Машет красным рукавом.
             С. Маршак "Кошкин дом”

3.Что за дым над головой?
Что за гром над мостовой?
Дом пылает за углом.
Что за мрак стоит кругом?
Ставит лестницы команда,
От огня спасает дом.
           
С. Михалков "Дядя Стёпа”.

4. ”И сейчас же все, кого коснулась волшебная палочка феи, заснули… Заснули даже куропатки и фазаны, которые поджаривались на огне. Заснул вертел, на котором они вертелись. Заснул огонь, который их поджаривал.

                                              Шарль Перро “Спящая красавица”

5. ”Раз как-то вечером сидел солдат в своей каморке; совсем уже стемнело, а у него не было денег даже на свечку. Тут он и вспомнил про ведьмину вещицу. Достал солдат ее из кармана и стал высекать огонь. Только он по кремню, дверь распахнулась, и вбежала собака с глазами, точно чайные блюдца”

                                                Г.Х. Андерсен, “Огниво”

6. “В то же мгновение вся комната наполнилась едким черным дымом, и что-то вроде бесшумного взрыва большой силы подбросило Вольку к потолку, где он и повис, зацепившись штанами за крюк, на который предполагалось повесить бабушкину люстру”

                                               Лазарь Лагин “Старик Хоттабыч”

7.  “Сам принес воды, сам набрал веток и сосновых шишек, сам развел у входа в пещеру костер, такой шумный, что закачались ветки на высокой сосне. Сам сварил какао на воде:

- Живо! Садись завтракать.

Они видели дымок костра у корней старой сосны, но им и в голову не пришло, что в этой пещере скрывались деревянные человечки, да еще зажгли костер”

                                         А.Н.Толстой “Золотой ключик или Приключения Буратино”

Ведущий: - А сейчас подводим итоги викторины, подсчитайте у кого сколько получилось жетонов…(Награждение)

Ведущий: - На этом наше мероприятие заканчивается. Желаем вам во всём удачи и  просим каждого из вас о самом главном, об одном: «Быть осторожными с огнём!» Всем зрителям спасибо за внимание. До новых встреч!

Используемая литература:

1. Р.А. Жукова. Пожарная безопасность. Нестандартные занятия. ИТД «Корифей», 2010.

2. Методические рекомендации воспитателям. Благовещенск, 2010.

3. Юный пожарный. Сборник методических рекомендаций в помощь руководителям дружин юных пожарных. Благовещенск, 2008.

4. ОБЖ (учебник) 8 класс. Москва, изд-во АСТ, 1997.

5. Методические рекомендации по работе с детьми по противопожарной тематике. Благовещенск, 1990.

6. Н.И. Бородкина, А.Н. Лепехин. Пособие для обучения школьников правилам пожарной безопасности. Москва, 1991.

7. Пожарам – заслон. Сборник литературных работ. Благовещенск, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический материал для использования в работе классного руководителя Осторожно! Огонь!

классный час в 5 классе по профилактике пожарной безопасности...

Классный час "Осторожно огонь!"

Цели:  1.Познакомить детей с правилами пожарной безопасности.              2. Развивать внимание, аккуратность, организованн...

Классный час в 5 классе: "Осторожно! Огонь!"

Цель: познакомить учащихся с основными причинами пожа­ров, правилами пожарной безопасности. Примечание: Презентация поделена на 2 части в связи с большим форматом....

Агитбригада "Осторожно, Огонь!"

Пропаганда и обучение учащихся правилам пожарной безопасности в образовательном учреждении и дома....

Внеклассное мероприятие по ОБЖ в 5 классе "Осторожно, огонь"

Данное мероприятие можно использовать как на уроках ОБЖ (после изучения тем "Пожары в жилище"), так и на внеклассных мероприятиях в 4-5 классах. В разработке использованы стихи,  загадки, песни, ...

Осторожно - огонь!

Нам без доброго огня Обойтись нельзя и дня.     Всем огонь хороший нужен,   И за то ему почет....

Осторожно огонь

Познакомить учащихся с правилами пожарной безопасности и научить их применять в экстремальных ситуациях с огнем. Знакомство с кружком дружина юных пожарных....