Проект «Развитие гимназии как социокультурного центра»
проект по теме

Региональный фестиваль  инновационных идей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2_proekt.doc315.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гимназия № 7»

г. Торжок Тверской области

C:\Users\Пользователь\Desktop\Герб гимназии.png

Региональный фестиваль  инновационных идей

Проект

«Развитие гимназии

как социокультурного центра»

                             Авторы проекта:

Петрусенко Т.Н.– директор гимназии

Фомина В. Л. – зам. директора по УВР

Головатских Е.В. - зам. директора по ВР

Мустафаева М.Б. – зав. кафедрой гуманитарных дисциплин

г. Торжок

2012 г.

Актуальность проекта

Изменения в общественной жизни современной России повлекли за собой необходимость пересмотра, как самой структуры образования, так и тематики изучаемых проблем.

              В настоящее время история нашей Родины вновь переосмысливается, что вызывает в умах молодёжи её непонимание и даже отторжение. Подрастающее поколение мало интересуется историей своей «малой Родины», подвергается влиянию западных идеалов, ориентируясь на западный образ жизни. Именно сейчас очень важно создавать условия для осознанного стремления изучения истории семьи, улицы, города, страны.

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

2012 год объявлен   годом Российской истории, и для древнего Торжка это имеет огромное значение. Город вписал свое славное имя в хроники многих исторических событий, юбилейные даты которых мы будем отмечать в ближайшие годы.

Возникший в начале XI в., Торжок уже к ХII в. стал важнейший крепостью на границе Новгородской (Северо-Западной) и так называемой Низовской (Северо-Восточной) земель Древнерусского государства. Средневековая история Торжка тесно связана с такими известными политическими и военными деятелями как князья Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо, Мстислав Мстиславович Удалой, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III.

Вот лишь некоторые знаменательные даты из его истории :

1238 год – героическая оборона Торжка от монголо-татарских полчищ под предводительством Батыя;

В 1609 г. именно в Торжке известный русский полководец М.В. Скопин-Шуйский объединил разрозненные отряды, шедшие на борьбу с польскими интервентами, в регулярную армию.

  1941 г. Торжок так и остался непокоренным городом, к которому вплотную подошли войска фашистской Германии,  взявшие Ржев и Калинин, поэтому в год Российской истории Торжок как никакой другой русский город заслуживает присвоения ему звания "Город воинской славы".

Кроме того, в городе находится старейший в России Борисоглебский монастырь, 975-летие которого будет отмечаться в 2013 году. Эта дата напрямую связана с 1000-летием христианизации Верхневолжья.

Обращение к героическому прошлому нашей Родины, к памяти, воинским традициям – святой долг любого образовательного учреждения.

Особые отношения связывают Торжок и великого русского поэта А.С. Пушкина. На улице Ямской сохранилось здание гостиницы, где поэт не раз останавливался, а в бывшей усадьбе Олениных открыт музей А.С. Пушкина. Город по праву входит в туристический маршрут Пушкинское кольцо Верхневолжья.

      Проект предусматривает расширенное, целенаправленное изучение  истории родного края и города, знакомство с делами знаменитых земляков, легендами, традициями и обычаями предков. Участники узнают, что город,  в котором они живут, прекрасен своей историей, культурой, людьми. Это позволяет осознать себя частицей своего народа, достойным хранителем и продолжателем общего дела, достойным гражданином страны имеющей уникальную историю.

6 июля был дан официальный старт подготовки к 1000-летию начала духовного подвига почитаемого новоторжского святого Ефрема Новоторжского. В городе разработан план мероприятий, в рамках которых к 2015 юбилейному году предусмотрена установка памятника Ефрему Новоторжскому в Торжке.

Коллектив гимназии № 7 считает своим долгом внести свой вклад в осуществление этого плана и стратегии развития города Торжка как туристического центра в целом, которая была разработана администрацией города (2010г). Мы считаем, что наш долг - оказать помощь городским властям, вызвать резонанс среди общественности и через живые и полезные дела сделать процесс воспитания более эффективным.

В ходе реализации проекта идёт усвоение суммы сведений, краеведческих знаний,     процесс воспитания, формирование  просвещенной личности,  таких нравственных качеств, как патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу города, воспитание  общей культуры. Изучая историю семьи, города, края, получая о них  дополнительные сведения,   познаются и общечеловеческие ценности. Это будет способствовать успешной социализации всех участников проекта. 

В Год российской истории важно уделить особое внимание и состоянию памятников. Наша задача – стараться сохранить их, так как это особенный пласт культурного наследия наших предков. Проект призван способствовать реализации данных задач через привлечение гимназистов в проектную деятельность, связь с социумом. Изучить историю малой Родины, познакомить с ней сверстников их других городов, ближнего и дальнего зарубежья. Особое звучание в связи с этим приобретает социальное проектирование.

Новизна заключается в том, что проект направлен не только  на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои участников разных возрастов и уровня подготовленности, позволяет выполнять свои мини исследования, принять участие в конкурсах различного уровня и других мероприятиях.

В процессе работы неизбежно пройдёт  интеграция всех участников учебного процесса и социума. Участники проекта приобретают опыт живого общения, усваивают социальные нормы, учатся быть полезными обществу, адекватно оценивать свой труд и труд окружающих людей.

Данный   проект выводит участников за пределы гимназии, города, региона, страны, призван помочь  открыть многообразие способов освоения истории, культуры, окружающего мира,  сформировать устойчивую потребность ценностного общения со всем, что окружает человека.

Он  актуален  ввиду своей направленности на  выполнение требований Федерального Государственного образовательного стандарта, так как  участниками  являются обучающиеся.

Стандарт  ориентирован на становление личностных характеристик выпускника:

         - любящий свой край и своё Отечество,  уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;

         - активно и заинтересованно познающий мир;

        - социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

- уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов.

Данный Проект должен помочь организовать деятельность всех подразделений гимназии таким образом, чтобы содержание работы  способствовало системному внедрению компетентностного подхода в образовательный процесс. Реализация проекта влечет за собой изменения в системе воспитательной работы.

Цель представленного проекта –

развитие  гимназии как социокультурного  центра обучающихся через изучение истории родного края и создание центра международного образовательного школьного туризма,   направленного на культурное развитие обучающихся города, их гармоничной социализации и индивидуализации,  формирование активной гражданской позиции и высокого уровня общественного сознания у молодёжи; создание творческого коллектива единомышленников, готовых по мере сил участвовать в решении социальных проблем нашего времени как в городе, так и за его пределами.

        Решаемые задачи и проблемы:

  • апробация новых подходов к решению образовательных и социальных проблем и их реализация через социальные    проекты и акции;
  • разработка и реализация педагогических технологий обучения и воспитания для формирования социокультурной компетентности гимназистов, в том числе обеспечивающих расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий гимназистов, освоение ими проектных, творческих, исследовательских видов деятельности, создание условий для проявления и развития социально-значимых качеств личности гимназистов, в том числе социальной (лидерской) одаренности, формирование умений   противостоять социальным рискам, вступать в коммуникацию и решать проблемы на основе имеющихся знаний и в соответствии с ситуацией социального взаимодействия;
  • создание условий для активного освоения социокультурного образовательного пространства гимназии его субъектами через организацию социокультурных практик: информационно-познавательная, проектно-исследовательская, культурно-творческая, профориентационная, трудовая, общественно-политическая, здоровьесберегающая, профилактика педагогических и социальных рисков;
  • создание канала активного и неформального информирования общественности, в первую очередь детей и молодёжи, об уникальной истории нашего города;
  • реализация возможностей социального партнерства для организации социокультурного образовательного пространства гимназии.
  • снижение социальных рисков в развитии образовательной сферы (нарастание социальной напряженности в обществе, усиление экстремизма, социальное расслоение, терроризм, утверждение в молодежной среде потребительского отношения к жизни, бездуховности);
  • активное позиционирование проекта в социальное пространство, тиражирование накопленного опыта социокультурной  деятельности;
  •   привлечение в проект новых участников из числа студентов и преподавателей   колледжей нашего горда, вузов и аспирантур региона, всероссийского центра «Исследователь», общественных организаций, а также всех желающих;
  •  подготовка и публикация материалов  в виде печатных изданий и на Интернет ресурсах, а также в виде докладов на научно-педагогических конференциях и учёных советах НОУ «Гнозис», иных педагогических и ученических форумах;
  •     подготовка и проведение  собственных научно-практических конференций по итогам работы на промежуточных этапах   деятельности над проектом;
  •   создание научной, методической базы проведения сопутствующих изысканий в области истории, архитектуры, этнографии, культурологии, краеведения;
  •  создание в гимназии специального фонда, который будет аккумулировать денежные средства, необходимые для проведения   экспедиций,  координировать кадровый, организационный, информационный и другие виды ресурсов;
  • развитие сотрудничества с общеобразовательными учреждениями города, области, страны, стран ближнего и дальнего зарубежья;
  • создание в гимназии центра образовательного школьного туризма.

Гипотеза

       Дальнейшее развитие социокультурного центра позволит развить социокультурные связи гимназии с целью формирования универсальных компетенций у обучающихся, воспитания человека, способного  успешно социализироваться, откроет новые возможности для развития системы образования в Тверском регионе, основанной на широком  взаимодействии во внеурочной деятельности образовательных учреждений с культурно-просветительскими, общественными и научными  центрами.

Описание проекта

«Городской социокультурный  центр обучающихся» - форма организации проектного и исследовательского  подхода в образовании, модель самоорганизующегося  творческого коллектива обучающихся, творческих групп учителей, родителей и представителей различных образовательных, историко - культурных и научных учреждений.

Направления деятельности Центра:

  • Культурологическое;
  • Социально-педагогическое;
  • Туристско-краеведческое;
  • Эколого-биологическое.

Основные  формы сотрудничества в Центре:  

  • Формы познавательной деятельности:   

 акции, социальные проекты, семинары, консультации, исследовательские работы, общественные форумы,  научно-практические конференции, творческие отчеты по результатам полевой практики,   турниры знатоков своего города, совместные олимпиады по Торжокскому и Тверскому краеведению, выпуск предметных газет,  заседания и отчеты совета центра и т.д. Родители помогают в оформлении,   оценке результатов, непосредственно участвуют в мероприятиях, создавая собственные или смешанные команды.  

  • Формы трудовой деятельности: волонтёрская деятельность по оформлению праздников, благоустройству и озеленению города и территории гимназии, проведению экскурсий для гостей города, сопровождение групп школьных туристов и организация выездных экскурсий.
  • Формы досуга: подготовка и проведение совместных праздников, КТД, концертов, спектаклей, просмотров и обсуждений фильмов, КВН, туристских походов, экскурсионных поездок, полевых практик, экспедиций, праздников для микрорайона, творческих отчётов, выпуска школьной газеты  «Ветер перемен» и занятия обучающихся в кружках, клубах и студиях гимназии и учреждениях дополнительного образования города.

 Реализация проекта

Подготовительный этап: сентябрь  2012 – октябрь 2012г.     

-   определение темы и целей проекта, представление и создание группы учащихся для работы над проектом. Его цели: привлечение внимания педагогов,  родителей, общественности города к проблеме   работы с детьми в социуме, создание материальной базы, творческой группы, системы координации усилий участников проекта, привлечение спонсоров; 

 -    создание группы реализации проекта,  установление тесной связи с различными учреждениями микрорайона, города и региона, которые будут привлекаться к реализации проекта;

 - первичная диагностика участников проекта.  По итогам диагностики разрабатываются: общие и индивидуальные формы работы, создаются индивидуальные карты для портфолио всех участников проекта. Привлечение к работе семей обучающихся. Социального педагога и психолога.

Основной  этап: практико-ориентированный, направленный на реализацию всех направлений деятельности. Январь 2013 – январь 2014.  

-    Внедрение всех   направлений деятельности в практику. Запуск механизмов саморазвития системы.

-    Отслеживание результатов работы по направлениям, своевременная его корректировка.

 -  Организация краеведческой, поисково-исследовательской совместной работы педагогов, обучающихся и родителей по определённым направлениям и индивидуальным темам.

-   Апробация новых экономических механизмов;

-   Расширение сферы дополнительного консультирования участников образовательного процесса;

-   Организация встреч   с преподавателями вузов, сузов, работниками музеев;

-   Работа  по плану реализации проекта.

Итогово-обобщающий этап - оценка эффективности проекта. Январь 2014 – январь 2015.

- проведение итоговой диагностики эффективности реализации проекта;

-  обобщение опыта  деятельности гимназии;

- оформление и публикация результатов проведенных исследований и реализованных инноваций;

-  определение потерь, трудностей, противоречий в реализации проекта;

-  определение дальнейших перспектив развития гимназии как социокультурного центра. (Приложения №2, 3, 4, 5, 6)

Механизм реализации проекта

К реализации проекта привлекаются:

  • учащиеся,  их родители и учителя МБОУ «Гимназия №7» г. Торжка, воспитанники,  педагогические коллективы других школ города и региона;
  • общественные и некоммерческие организации, социально ответственные бизнес - структуры,  колледжи, научные и другие учреждения, а также добровольцы;
  • социальные партнёры гимназии: МБОУ «СОШ № 1» г. Лихославля,  ОУ города Торжка;
  • организации и учреждения, работающие над реализацией проекта по договорам: учреждения дошкольного образования, школы города и области, Всероссийский историко-этнографический музей, музей А. С. Пушкина, ВНИИЛ (институт льна), Детская школа искусств, ТГПГК, Колледж Росрезерва, библиотеки города, Центр образования г. Торжка, ДЮСШОР и др.

Для реализации проекта необходимо решение комплекса организационно- практических задач, среди них:

  1. Дооснащение гимназии необходимым снаряжением и оборудованием;
  2. Привлечение учёных и специалистов, интеграция с ВУЗами региона, всероссийским движением «Исследователь»;
  3. Поиск школ–партнёров за пределами города и заключение с ними необходимых соглашений.  
  4. Обучение участников проекта  по специальным программам.
  5. Непосредственная организация акций и проектов по определенным направлениям.
  6. Широкая информационная поддержка.
  7. Развитие системы психолого-педагогического сопровождения проектной, исследовательской деятельности обучающихся.

Ожидаемые результаты:

  1.  Создание  единого социокультурного пространства на  основе взаимодействия социальных институтов и учреждений    образования, культуры,   общественных и научных организаций.
  2. Сформированность целостного образовательного  комплекса, полноправным субъектом которого являются обучающиеся.
  3. Создание системы традиций.
  4. Создание эффективной системы развития мотивации учителей и обучающихся.
  5.  Выпуск  брошюры с рекомендациями для педагогов и родителей по теме проекта.
  6.   Создание  условий, обеспечивающих приобщение учащихся к     культурно-историческим  ценностям   нашего города.  
  7.  Развитие у обучающихся навыков самообразования и самоконтроля;
  8.  Сохранение  положительного ценностно-эмоционального отношения.
  9.  Повышение результатов педагогической деятельности;
  10.  Приобретение опыта самостоятельного творчества и самовыражения;
  11.  Положительная динамика качественных изменений в знаниях

обучающихся о своём городе;

  1.  Развитие системы традиционных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию в рамках городской системы воспитания;
  2.  Развитие интеграции основного и дополнительного образования;
  3.  Наличие социально значимых проектов.
  4.  Установление сотрудничества со школами в городах-партнёрах г. Торжка.

Факторы риска при реализации проекта

Проект может быть реализован частично из-за:

  • недостаточного финансирования;
  • сопротивления  участников процесса введению инновационной деятельности, непринятие  большей частью коллектива  учителей города концепции взаимодействия и взаимопонимания;
  • отсутствия взаимопонимания между участниками;
  • несовершенства системы стимулирования, что  может привести к конфликтным ситуациям и стать угрозой для реализации  проекта;
  • слабой  мотивации родителей, преподавателей вузов, научных сотрудников к совместной деятельности;
  •  сложности во взаимодействии различных учреждений микрорайона;
  • непринятия актуальных принципов и ценностей проекта.

Бюджет проекта

п/п

Направление финансирования

2013

год

2014

год

Итого

 1

Публикации   материалов по обмену опытом: брошюры, рекламные буклеты и др.

5000 р.

7000 р.  

12000р.

 2

Организация обучающих семинаров для педагогов и школьников

 10000 р.

20000 р.

30000 р.

 3

 Освещение промежуточных результатов проекта в средствах массовой информации

 1000 р.

1000 р.

2000 р.

 4

 Организация работы по сотрудничеству со школами в городах-партнёрах

50000 р.

50000 р.

100000р.

Итого:

65000 р.

87000 р.

144000р.

Список использованной литературы

1. Программа развития МБОУ «Гимназия № 7» г. Торжка Тверской области на 2011 – 2013г. г. Торжок, 2010г.

2.  Стратегия социально-экономического развития города Торжок на период до 2020 года.  г. Торжок, 2010 г.

3. Воспитать исследователя.

4. http://akduc.altrrc.ru/

5. http://festival.1september.ru/

6. http://glossa.ucoz.ru/

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение № 1

Паспорт проекта развития  

МБОУ «Гимназия №7» как социокультурного центра.

Наименование проекта

Проект  «Развитие МБОУ «Гимназия №7» г. Торжка как социокультурного центра».

Основание для разработки проекта

Академик Д.С. Лихачёв писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать».

2012 год объявлен   годом Российской истории, и для древнего Торжка это имеет огромное значение. Город вписал свое славное имя в хроники многих исторических событий, юбилейные даты которых мы будем отмечать в ближайшие годы.

  Обращение к героическому прошлому нашей Родины, к памяти, воинским традициям – святой долг любого образовательного учреждения.  

Разработчик проекта

Петрусенко Т.Н.– директор гимназии

Фомина В. Л. – зам. директора по УВР

Головатских Е.В. - зам. директора по ВР

Мустафаева М.Б. – зав. кафедрой гуманитарных дисциплин

 

Исполнители проекта  

Руководство гимназии, учителя, социальный педагог, педагог-психолог, ученический коллектив, родительская общественность, социальные партнеры гимназии

Цели проекта

 Развитие гимназии как городского социокультурного  центра,   направленного на культурное развитие обучающихся города, их гармоничной социализации и индивидуализации,  формирование активной гражданской позиции и высокого уровня общественного сознания у молодёжи; создание творческого коллектива единомышленников, готовых по мере сил участвовать в решении социальных проблем нашего времени как в городе, так и за его пределами.

Задачи проекта

  •  апробация новых технологий  в решении образовательных и социальных проблем и их реализация через социальные  проекты и акции;
  • разработка и реализация педагогических технологий обучения и воспитания для формирования социокультурной компетентности обучающихся, в том числе обеспечивающих расширение спектра индивидуальных образовательных возможностей и траекторий гимназистов, освоение ими проектных, творческих, исследовательских видов деятельности, создание условий для проявления и развития социально-значимых качеств личности гимназистов, в том числе социальной (лидерской) одаренности, формирование умений   противостоять социальным рискам, вступать в коммуникацию и решать проблемы на основе имеющихся знаний и в соответствии с ситуацией социального взаимодействия;
  • создание условий для активного освоения социокультурного образовательного пространства гимназии его субъектами через организацию социокультурных практик: информационно-познавательная, проектно-исследовательская, культурно-творческая, профориентационная, трудовая, общественно-политическая, здоровьесберегающая, профилактика педагогических и социальных рисков;
  • реализация возможностей социального партнерства для организации социокультурного образовательного пространства гимназии.
  • снижение социальных рисков в развитии образовательной сферы (нарастание социальной напряженности в обществе, усиление экстремизма, социальное расслоение, терроризм, утверждение в молодежной среде потребительского отношения к жизини, бездуховности);
  • активное позиционирование проекта в социальное пространство, тиражирование накопленного опыта социокультурной  деятельности;
  •   привлечение в проект новых участников из числа студентов и преподавателей   колледжей нашего горда, вузов и аспирантур региона, всероссийского центра «Исследователь» а также всех желающих;
  •  подготовка и публикация материалов    в виде печатных изданий и на Интернет ресурсах, а также в виде докладов на научно-педагогических конференциях и учёных советах НОУ «Гнозис», иных педагогических форумах;
  •     подготовка и проведение  собственных научно-практических конференций по итогам работы на промежуточных этапах   деятельности над проектом;
  •   создание научной, методической базы проведения сопутствующих изысканий в области истории, архитектуры, этнографии, культурологи, краеведения;
  •  создание в гимназии специального фонда, который будет аккумулировать денежные средства, необходимые для проведения   экспедиций,   который будет координировать кадровый, организационный, информационный и другие виды ресурсов.

Основные направления деятельности

(новизна)

  • проект выводит участников за пределы гимназии, города, региона, страны, призван помочь  открыть многообразие способов освоения истории, культуры, окружающего мира на основе общечеловеческих ценностей;
  • проект направлен не только  на отдельную узкую группу учащихся, заинтересованных в получении краеведческих знаний, а охватывает широкие слои участников разных возрастов и уровня подготовленности;  
  •   проект  дает возможность участникам получать знания и представления по истории, культуре и природе родного края, выявлять темы и проблемы, требующие исследования и осуществлять  исследования в свободное время, предполагает не только изучение теоретических основ  краеведения, но благодаря полученным знаниям, стать участником различных мероприятий и конкурсов,  научно-практических конференций, краеведческих олимпиад, других мероприятий различного уровня в условиях интеграции всех участников учебного процесса города и социума;
  • проект актуален  ввиду своей направленности на  выполнение требований Федерального Государственного образовательного стандарта, так как  участниками  являются обучающиеся различных ступеней обучения;
  •  проект актуален, так  как направлен на  развитие системы поддержки талантливых детей;
  • проект актуален, так  как направлен на совершенствование профессионализма педагогических работников.

Сроки реализации проекта

 2013-2015г.г.

Этапы реализации проекта

- I этап: подготовительный (2012г.);

-II этап: основной: практико-ориентированный, направленный на реализацию всех направлений деятельности (2012-2014г.);

- III этап: оценка эффективности проекта. (2014-2015г.).

Источники финансирования проекта

- областной, муниципальный, школьный бюджет и внебюджетные средства: гранты, спонсорские и благотворительные средства;

Механизм реализации проекта

  • Деятельность педагогического сообщества города направлена на решение каждой из поставленных задач проекта.
  • При выборе стратегии и механизмов достижения поставленной цели  центр руководствуется как ранее апробированными, обеспечивающими решение локальных проблем, так и модифицированными способами и методами: анализа, программирования, оценки, мониторинга и другими, направленными на решение комплексных задач.

Ресурсное обеспечение реализации проекта

Осуществляется через совершенствование деятельности следующих составляющих:

- кадровые ресурсы;

- информационная среда;

- материально-техническая база гимназии;

- социальные партнеры для реализации отдельных направлений проекта;

- общественные и некоммерческие организации, социально ответственные бизнес - структуры,  колледжи, научные и другие учреждения, а также добровольцы.

Ожидаемые результаты

  • Создание  единого социокультурного пространства, на  основе взаимодействия социальных институтов и учреждений    образования, культуры,   общественных и научных организаций.
  • Сформированность целостного образовательного  комплекса, полноправным субъектом которого являются обучающиеся.
  • Создание канала активного и неформального информирования общественности, в первую очередь детей и молодёжи, об уникальной истории нашего города;
  • Создание системы традиций.
  • Создание эффективной системы развития мотивации учителей и обучающихся.
  •  Выпуск  брошюры с рекомендациями для педагогов и родителей по теме проекта.
  •   Создание  условий, обеспечивающих приобщение учащихся к     культурно-историческим  ценностям   нашего города.  
  •  Развитие у обучающихся навыков самообразования и самоконтроля;
  •  Сохранение  положительного ценностно-эмоционального отношения.
  •  Повышение результатов педагогической деятельности;
  •  Приобретение опыта самостоятельного творчества и самовыражения;
  •  Положительная динамика качественных изменений в знаниях
  • обучающихся о своём городе;
  •  Развитие системы традиционных мероприятий по духовно-нравственному воспитанию в рамках городской системы воспитания;
  •  Развитие интеграции основного и дополнительного образования;
  •  Наличие социально значимых проектов.

Приложение № 2

Ключевые темы работы  социокультурного  центра обучающихся:

  •  Торжок достоин присвоения почётного звания     «Город воинской славы»!
  • Торжок должен стать туристическим центром Тверской области!
  • «Живая инновация» приходит в наш город!
  • Борисоглебский монастырь -  старейший монастырь России.
  • Торжок от купечества до предпринимательства.
  • Школы города и их выпускники.
  • Торжок – город мастеров.
  • Новоторжские  знаменитости.
  • Архитектурный облик города.
  • Литературная жизнь города  и т.д.

Приложение № 3

Рабочий план реализации проекта.

№ п/п

Задачи

Направления деятельности

Результат

 

I этап: подготовительный (2012 г.)

Разработка проекта

Создание проектной группы по разработке проекта и подготовке к инновационной деятельности.

Мобилизация действий всего   коллектива гимназии, руководителей творческих групп

Привлечение внимания педагогов,  родителей, общественности города к проблеме   работы с детьми в социуме по определённым направлениям. Создание творческой группы

   Создание совета городского социокультурного центра обучающихся

Готовность к реализации проекта. Получение исходных данных для планирования работы.

Привлечение партнеров и спонсоров.

Сотрудничество с администрацией города

Создание фонда Центра

Четкое разграничение ролей, определение задач каждого участника проекта.

    Создание материальной базы,   системы координации усилий участников проекта, привлечение спонсоров

 Разработка локальных актов, регламентирующих деятельность Центра, планирование его работы

Составление плана работы по реализации проекта.  

Первичная диагностика участников проекта

 Проведение мониторинга участников проекта. Выбор направления деятельности в центре

Составление   индивидуальных карт участников проекта.

    

Создание информационных материалов о центре

Проведение семинара участников проекта под девизом “Наш город – наше будущее”

Опубликование материалов семинара в газете “Новоторжский вестник”, выступление по городскому   телевидению участников семинара.

 Организация социально-психологической службы центра

  Включение в деятельность центра психологов, социальных педагогов школ, работников молодёжных центров и  центра занятости населения  города

 Создание “Школы для родителей” и «Школы для обучающихся».

II этап: основной,

реализация всех направлений деятельности (2013-2014г.).

 Активизация интеллектуальной деятельности педагогов и обучающихся через исследовательские и проектные работы; интернет - конкурсы; элективные курсы.

Совместное планирование экспедиционной и исследовательской работы, полевых практик, экскурсий.

Создание  индивидуальных планов.

Разработка Положения о центре школьного образовательного туризма.

  Общий и индивидуальные планы работы.

 Организация и участие в тематических и обучающих семинаров учителей.  

Проведение на базе школы тематических семинаров по обмену педагогическим опытом

Издательство методических материалов по результатам  семинаров.

  Разработка проектов учащихся, направленных на развитие городской среды.

  Подготовка докладов, публикаций, выставок, фото- и видеоматериалов.

Банк индивидуальных проектов.  

 Разработка и апробация годового цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.

Реализация ключевых дел, в рамках которых организуется  различные мероприятия, проводятся традиционные   праздники, проводятся исследовательские работы, проекты,  акции,   привлекаются специалисты к решению поставленных задач.

  Ключевые дела городского социокультурного  центра обучающихся по направлениям:

  •  Торжок достоин присвоения почётного звания     «Город воинской славы»!
  • Торжок должен стать туристическим центром Тверской области!
  • «Живая инновация» приходит в наш город!
  • Борисоглебский монастырь - третий монастырь со времени их появления в России.
  • Торжок от купечества до предпринимательства.
  • Школы города и их выпускники.
  • Торжок – город мастеров.
  • Новоторжские  знаменитости.
  •  Архитектурный облик города.
  • Литературная жизнь города  и т.д.
  • Торжок и его окрестности.
  • «Былой России острова…» (история дворянских усадеб Тверской области) и др.

   

Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.

Создание макета брошюры.  

Брошюра. Статья в газете “Новоторжский  вестник”.

III этап: оценка эффективности проекта.

Оценка эффективности проекта.

Проведение итогового контроля:

 - отношение участников центра  к   работе, проведенной в рамках проекта.

Получение контрольных данных для подведения итогов, и анализ этих данных.

Обобщение и внедрение передового опыта работы по работе Центра.

Обобщение и презентация опыта работы по формированию культурно-образовательного пространства в городе.

Презентационные материалы, сборники материалов по реализации проекта, сборники нормативных актов.

Приложение № 4

Система мероприятий

Тематика и форма мероприятий

Сроки проведения

Ответственный

1

Презентация проекта

Август-сентябрь

2012

Фомина В. Л.

Головатских Е. В.

Мустафаева М. Б.

2

Акция «Торжок достоин присвоения почётного звания     «Город воинской славы»!

Октябрь

2012

Головатских Е. В.

Мустафаева М. Б.

3

Веб-конференция «Торжок достоин присвоения почётного звания города воинской славы»

Октябрь

2012

Фомина В. Л.

Головатских Е. В.

Мустафаева М. Б.

4

Творческий отчёт по итогам летней полевой практики «Торжок вчера, сегодня, завтра…»

Октябрь

2012

Фомина В. Л.

Мустафаева М. Б.

Головатских Е. В.

Рогова С. В.

Гасова Н. В.

5

Создание видеофильма о Борисоглебском монастыре к  1000-летию прибытия в Торжок Св. Ефрема Новоторжского – основателя монастыря и 975-летия со дня основания Борисоглебского монастыря

Октябрь 2012

Гасова Н. В.

Головатских Е. В.

6

Открытие форума на сайте гимназии по обозначенным темам

Сентябрь-

октябрь 2012

Фомина В. Л.

7

Разработка туристских маршрутов для центра образовательного школьного туризма

Сентябрь-декабрь 2012 г.

Мустафаева М. Б.

Сотрудники ВИЭМ

8

Подготовка экскурсоводов (по г. Торжок, по гимназии)

Март

2013

Головатских Е. В.

Мустафаева М. Б.

9

Создание видеофильма о Борисоглебском монастыре к  1000-летию прибытия в Торжок Св. Ефрема Новоторжского – основателя монастыря и 975-летия со дня основания Борисоглебского монастыря

Октябрь 2012

Гасова Н. В.

Головатских Е. В.

10

Акция «Торжок должен стать туристическим центром Тверской области!»

Сентябрь

2012

Головатских Е. В.

Мустафаева М. Б.

Сотрудники ВИЭМ

11

Заседание дискуссионного клуба «Дебаты»

«Торжок туристический»

2013

Мустафаева М. Б.

12

Приём делегации и организация культурной программы для делегации школьников города-побратима Торжка в Финляндии г. Савонлинна

Ноябрь

2012

Петрусенко Т. Н.

13

Акция «Школы города и их выпускники»

Январь-февраль

2013

Мустафаева М. Б.

Головатских Е. В.

Классные руководители

14

Выпуск альманаха по итогам акции «Школы города и их выпускники»

Март

2013

Фомина В. Л.

Головатских Е. В.

Мустафаева М. Б.

15

Конкурс «История моей семьи в истории моего города»

Ноябрь

2012

Головатских Е. В.

Классные руководители

16

Краеведческие чтения, посвящённые истории Борисоглебского монастыря

Октябрь

2013

Мустафаева М. Б.

Головатских Е. В.

17

Фестиваль компьютерных проектов

«Живая инновация» приходит в наш город!»

Декабрь

2013

Фомина В. Л.

Классные руководители

18

Акция «Застывшая музыка» (любимые уголки родного города)

Март

2013

Головатских Е. В.

Учителя ИЗО и ОПК

19

Установка на фасаде гимназии № 7 мемориальной доски, посвящённой выпускнику 1941 года, герою РФ Тормахову Д. Д.

2013-2014

Мустафаева М. Б.

Головатских Е. В.

20

Коллективный проект-выставка «Торжок – город мастеров»

Апрель

2013г.

Баринова Е. А.

21

Летняя полевая практика «Былой России острова» (Грузины, Прямухино, Арпачёво, Никольское, Раёк, Митино и др.)

Июнь

2012, 2013, 2014 г.

Фомина В. Л.

Мустафаева М. Б.

Головатских Е. В.

Рогова С. В.

Гасова Н. В.

22

Проект «Торжок литературный».

Встреча с членами литературного общества «Тверца»

Июнь-декабрь

2012

Гасова Н. В.

23

Акция «Торжок должен стать туристическим центром Тверской области!»

Сентябрь

2012

Мустафаева М. Б.

Головатских Е. В.

24

Экскурсии в Новоторжский кремль

2012-2013

Классные руководители

25

Исследовательские работы «Торжок от купечества до предпринимательства»

Апрель

2014 г.

Педагоги гимназии и других ОУ города

26

Коллективный проект «Города-побратимы г. Торжка»

2014 г.

Педагоги гимназии и других ОУ города

27

Краеведческие олимпиады

Ежегодно

Руководство гимназии

28

Семинар «Социальное партнёрство гимназии как средство формирования ключевых компетенций обучающихся города»

2015г.

Руководство гимназии

29

Учёба ученического актива «Если бы мэром города был я»

2015  г.

Головатских Е. В.

30

Подготовка телепрограмм для школьного телевидения и для городского телеканала «Беркут»

2015

Руководитель телестудии «Отражение»,

Головатских Е. В.

 

Приложение № 5

Схема управления проектом

 

Приложение № 6

Формы взаимодействия социокультурного центра

с социальными партнёрами

Социальные партнёры

Формы взаимодействия

Администрация города Торжок

Встречи с главой города, уроки Конституции, инаугурация президента гимназии с приглашением сотрудников администрации города, акции «Торжок достоин звания города воинской славы», «Торжок – туристический центр Верхневолжья», WEB-конференции по актуальным проблемам молодёжи, экскурсия в городскую думу содействие в реализации проекта «Школьный образовательный туризм» и т. п.

Детские

дошкольные учреждения

(№ 2, № 11)

Экскурсии по гимназии, мастер-классы в кружках гимназии, посещение педагогами начальных классов родительских собраний в детских дошкольных учреждениях, участие воспитанников детских садов в мероприятиях (праздниках, концертах и т. п.), подготовка спектаклей для воспитанников детских садов, посещение выставок творческих работ обучающихся гимназии

Всероссийский историко-этнографический музей

Экскурсии в музей, летняя полевая практика, работа в фондах музея, посещение научной библиотеки музея, лекции работников музея в гимназии, работа с музеем отдельных классов по индивидуальным программам, исследовательские проекты, участие в музейных чтениях, совместные мероприятия, творческие дни кафедры гуманитарных дисциплин гимназии

Музей

А. С. Пушкина

Экскурсии в музей, курсы лекций по литературному краеведению, исследовательские проекты, конкурсы чтецов произведений А. С. Пушкина, совместные мероприятия (праздники, литературные гостиные и т. п.)

ВНИИЛ (Всероссийский научно исследовательский институт льна)

Исследовательские проекты, экскурсии, шефские праздничные концерты для работников института

Детская школа

искусств

Просветительские концерты, совместные праздники, участие воспитанников ДШИ в мероприятиях гимназии (литературные гостиные, фестиваль «Весенняя капель и др.)

МБОУ

«Центр образования»

Участие обучающихся гимназии в конкурсах, посещение ими кружков и студий в ЦО

СОШ № 1

г. Лихославля

СОШ № 1

г. Кувшиново

Участие в коммунарских сборах, методические семинары, совместные научно-исследовательские экспедиции, участие в летнем военно-патриотическом «Патриот» и исследовательском лагере «Перспектива» (Лихославльский р-н), участие в межрегиональном движении «Мы дети Волги»

Совет ветеранов

Уроки мужества, встречи, экскурсии в музей военкомата г. Торжка, праздники для ветеранов, фестиваль военной песни, выступление хора ветеранов перед обучающимися гимназии

Совет ветеранов Афганистана

Встречи с ветеранами, совместные заседания дискуссионного клуба, экскурсии в музей вертолётов

Городские

методические

объединения

учителей -

предметников

Творческие дни кафедры гуманитарных дисциплин, городские краеведческие чтения, Ломоносовские чтения, научная конференция «Борисоглебский монастырь - старейший в России», конкурсы чтецов, предметные научно-практические конференции, фестиваль компьютерных проектов и др.

ТГПГК

ТПК

Участие обучающихся гимназии в научно-практических студенческих конференциях, работа по профориентации

Городской

молодёжный центр

Участие в городских конкурсах творческой молодёжи и в интеллектуальной викторине «Что? Где? Когда?»

Миссионерско-просветительский отдел Борисоглебского монастыря

Экскурсии в Борисоглебский монастырь, волонтёрская деятельность по проведению экскурсий, выступления обучающихся на конференциях, совместные проекты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

школа- социокультурный центр на селе

презентация работы школы...

Программа развития школы как социокультурного центра села.

Программа развития школы как социокультурного центра села....

Школьный музей как социокультурный центр

Главными задачами современной школы  является « модернизация и инновационное развитие, раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к...

Проект "Школа - социокультурный центр села"

Традиционно характерной чертой сельского образа жизни является воспитание детей «всем миром», т.е. забота о развитии ребенка лежит на плечах не только родителей, родственников или педагогов школы, но ...

Подпрограмма развития информационной образовательной среды ГБОУ Школа № 879 "Школа как социокультурный центр микрорайона"

В настоящее время невозможно представить современную школу без компьютеров, без информационных и коммуникационных технологий. Сегодня остро встает вопрос о переходе на качественно новый уровень исполь...

Педагогический проект "Развитие художественно-творческих способностей детей в изобразительной деятельности через систему социокультурного партнёрства школы-интерната"

Проблема: развитие творческих способностей и личностных качеств обучающихся во внеурочное время средствами дополнительного образования согласно требованиям федеральных государственных образовательных ...