Программа кружка "Юный патриот".
рабочая программа по теме

Тугушева Марина Александровна

     В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения.

     Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 9-х классов. Состав группы постоянный. Набор детей свободный. Формы занятий - индивидуальные и групповые.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yunyy_patriot_.docx292.79 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Теньгушевская средняя общеобразовательная школа»

РМ Теньгушевского муниципального района с. Теньгушева

                                                                                                                   «Утверждаю»

                                                                                                                 Директор МБУ ДОД

                                                                                                                ______________/Родина Т.А./

                                                                                                                               2.09 2013 г.

                                                                                                                                                               

   

        

Рабочая программа

кружка 

 «Юный патриот»

                                   (патриотическое направление)

  Возраст участников 14-15 лет

 Срок реализации программы - 3 года

         

                                                                                         

  Автор - составитель:

                                                                                     учитель истории  Тугушева М.А.

2013 год

Пояснительная записка

     Патриотизм — это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

     Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине.

     Переход российской экономики на рыночные отношения сопровождается пересмотром духовно-нравственных ценностей. В общественном сознании стали видоизменяться такие ценности как отечество, верность героическим традициям прошлого, долг, честь, самоотверженность. Через СМИ и произведения искусства транслируют далеко не лучшие образцы массовой культуры. У подростков проявляется равнодушие к своей родине, негатив по отношению к согражданам, проживающим в других регионах нашей страны. 
         Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к  выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Патриотическое воспитание осуществляется в процессе социализации молодёжи в различных сферах жизнедеятельности общества путём участия в работе различного рода движений, акций, инициатив, мероприятий.

     Программа разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 - 2015 годы». Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» (Третья программа) разработана в соответствии с Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации и с учетом предложений федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научных и образовательных учреждений, общественных организаций (объединений), творческих союзов и религиозных конфессий.

     В Программе отражены основные цели, задачи, мероприятия по развитию системы патриотического воспитания, образования и просвещения.

     Программа имеет школьный статус и ориентирована на учащихся 9-х классов. Состав группы постоянный. Набор детей свободный. Формы занятий - индивидуальные и групповые.

Цель  работы  кружка «Юный патриот»:

- создание  и совершенствование системы патриотического  и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

 

Задачи:

  • Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю.
  • Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
  • Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.
  • Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.
  • Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.
  • Повышение  качества патриотического воспитания в школе.

Программа рассчитана на 3 года обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Для успешной реализации данной программы применяются следующие методы:
обучение в сотрудничестве;

  • индивидуализации обучения;
  • работа в группах
  • коллективное взаимодействие;
  • исследовательская работа;
  • творческая деятельность.

Ожидаемые результаты реализации программы:

Реализация данной программы предполагает:

  • систему краеведческих знаний,
  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  • любовь и бережное отношение к родной природе;
  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

Список учащихся кружка «Юный патриот»

  1. Солдатов Михаил – 9 «А» кл.
  2. Казанцев Никита – 9 «А» кл.
  3. Шеварихина Юлия – 9 «А» кл.
  4. Катышева Кристина – 9 «А» кл.
  5. Муклецова Наталия – 9 «А» кл.
  6. Бурукова Екатерина – 9 «А» кл.
  7. Малахова Анастасия  - 9 «Б» кл.
  8. Костина Анастасия -9 «Б» кл.
  9. Нужина Карина – 9 «Б» кл.
  10. Гирченко Дарина – 9 «Б» кл.
  11. Гладышева Наталья – 9 «Б» кл.
  12. Рожкова Валентина – 9 «Б» кл.
  13. Буйнова  Мария  - 9 «Б» кл.
  14. Ботников Сергей – 9 «Б» кл.
  15. Гладышева Мария  - 9 «В» кл.

Расписание занятий:

Среда – 15.оо -17.00

Суббота –14.00 – 16.00

Руководитель Тугушева Марина Александровна

Учебно-тематический план занятий на 2013-2014 учебный год

Тема занятий

Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

1.

Мой дом и моя семья.  

5

3

2

2.

Село, в котором я  живу.

5

2

3

3.

Моя малая Родина.

6

4

2

4.

Мордовия – субъект Российской Федерации.

4

2

2

5.

Россия – родина моя.

6

3

3

6.

Героические периоды истории моей страны.

6

2

4

7.

Народный костюм.

4

1

3

8.

Народные детские игры.

4

2

2

9.

Юные сыны России

8

4

4

10.

Доброта спасёт мир.

3

1

2

11.

Что я знаю о своих правах.

5

2

3

12.

Обряды и обычаи.

5

2

3

13.

Красота вокруг нас.

3

2

1

14.

Я – гражданин России.

5

2

3

15.

Подвигу народа жить в веках.

5

3

2

16.

Личность в истории  Мордовии.

6

3

3

17.

Песни военных лет.

7

2

5

18.

Русский народ – настоящий патриот.

6

3

3

19.

Мордва – русские навеки вместе.

3

1

2

20.

Достопримечательности республики Мордовия.

6

3

3

21.

Что ты знаешь о ветеранах ВОВ.

7

4

3

22.

Великая Отечественная война в памяти мордвы.

3

1

2

23.

« Этих дней не смолкнет слава».

4

2

2

24.

В память о войне 1941-1945 гг.

5

2

3

25.

Знай и люби свой край!

3

1

2

26.

Итоговые занятия.

4

1

3

Итого

128

58

70

Информационная карта образовательной программы

1.

Полное название

Программа кружка «Юный патриот»

2.

Автор программы

3.

Педагог, реализующий программу

Тугушева Марина Александровна

4.

Дата создания, утверждения

2013 год

5.

Вид программы

Типовая

6.

Направление деятельности

Гражданско-патриотическое воспитание

7.

Срок реализации

3 года

8.

Возраст обучающихся

14-15 лет

9.

Цели и задачи

Цель: 

- создание  и совершенствование системы патриотического  и духовно-нравственного воспитания в школе для формирования социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

 Задачи:

  • Воспитание у школьников любви и уважения к родному краю.
  • Подъём духовной и нравственной культуры подрастающего поколения.
  • Создание условий для творчества детей, их гражданского становления и формирование активной жизненной позиции школьников.
  • Приобщение учащихся к изучению героической истории Отечества, краеведческой и поисково - исследовательской деятельности.
  • Изучение  и пропаганда национальных традиций, культуры.
  • Повышение  качества патриотического

воспитания в школе.

10.

Аннотация к программе (краткое содержание)

  Данная программа  предполагает формирование патриотических чувств и сознание на основе исторических ценностей и роли России в судьбах мира, развитие чувства гордости за свою страну; воспитание личности гражданина – патриота России, способного встать на защиту интересов страны; формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания. Любовь к Родине, патриотические чувства формируются у детей постепенно, в процессе накопления знаний и представлений об окружающем мире, об истории и традициях русского народа, о жизни страны, о труде людей и о родной природе.

Программа рассчитана  на учащихся 9-х  классов (14 лет), реализуется в течение 3-х лет.

В кружке занимаются 15 учащихся.

Занятия проводятся на базе МБОУ «Теньгушевская СОШ»

Формы работы кружка различные:  выступления, деловые игры, беседы, диспуты, викторины, исследовательская деятельность,  коллективные творческие дела,  выставки и др.

 

11.

Приложения (методические разработки, рекомендации)

12.

Прогнозируемый результат

Реализация данной программы предполагает:

  • систему краеведческих знаний,
  • устойчивый интерес к историческому прошлому своей семьи, малой родины и России,
  • уважительное и бережное отношения к памятникам архитектуры и культуры;
  • любовь и бережное отношение к родной природе;
  • посильное служение Отечеству, активная жизненная позиция, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации; инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, осознание значимости труда;
  • честность, уважительное и доброжелательное отношение к людям, самоуважение и соблюдение правил культуры, организованность, пунктуальность и требовательность к себе.

13.

Особенности работы по данной программе

Учащиеся будут учиться общаться, брать интервью, грамотно собирать материал, обрабатывать его, оформлять в виде альбомов, рефератов. Приобретут умения публичного выступления.

У

14.

Перспективы развития

Участие в работе кружка отразится на повышении успеваемости  по предметам (история, география)

Содержание программы кружка «Юный патриот»

Октябрь

  1. Мой дом и моя семья.  - 5 ч.
  1. Составление своей родословной.
  2. Герб моей семьи.
  3. Семейные реликвии.
  4. «Я горжусь своей семьёй». Творческий отчёт.

  1. Село, в котором я  живу. - 5 ч.
  1. « Будущее нашего села».  Составление проекта.
  2. « Мой любимый уголок родного села». Фотоконкурс.
  3. « Лучший знаток истории села». Интеллектуальный аукцион.
  4. « Если бы я был депутатом!» Эссе.
  5. «Ими гордится наше село». Конкурс визиток.

3. Моя малая Родина. - 6 ч.

  1. История создания района.
  2. О чем рассказывают названия деревень. Легенды и предания.
  3. Жители нашего района и их занятия. Составление проекта.
  4. Культурные традиции жителей нашего района.
  5. Наш район богат талантами.
  6. Памятные места нашего района. Заочная экскурсия.

Ноябрь

4. Мордовия – субъект Российской Федерации. - 4 ч.

1.Саранск – столица Мордовии. Презентация.

2. Государственные символы.

3. Из истории мордовских городов.

4. Достопримечательности республики. Составление проекта.

5. Россия – родина моя. - 6 ч.

  1. « Откуда есть пошла Русская земля». Познавательно-деловая игра
  2. Путешествие по карте России.
  3. Символика в истории России.
  4. « Овеян славою флаг наш». Из истории флага.
  5. Конституция РФ – основа общественной системы. Практическое занятие.
  6. « Россия – все, чем я живу». Составление кластера.

6.  Героические периоды истории моей страны. - 6 ч.

  1. « Три поля русской славы». Творческий отчёт, посвященный Куликовской битве, Бородинскому сражению, Ледовому побоищу.
  2. Подвиг во имя Отечества. Выступления, дискуссии.
  3. Выставка моделей боевой техники.
  4. «Слава русского оружия». Военно-патриотическая игра.
  5. Алёна Арзамасская (Темниковская) - предводительница отряда.
  6. День Народного Единства.

Декабрь

  1. Народный костюм. - 4 ч.

  1. Роль одежды в народной культуре.
  2. Мужской костюм и женская одежда русских, мордвы и татар. Презентация.
  3. Искусство рукоделия (вышивка, резьба по дереву). Мастер – класс.

8. Народные детские игры. - 4ч.

  1. Особенности мордовской  народной игры.
  2. Сходства и различие мордовской и русской народной игры.
  3. 3.Детские игры старожил с. Теньгушева, Кураева, Стандрова. Составление проектов.
  4. Мордовские считалки, потешки, зазывалки.

9. Юные сыны России. - 8 ч.

  1. « Славному сыну Отечества посвящается». Патриотическая викторина.
  2. « О людях, что ушли, не долюбив, не докурив последней папиросы…». Поэтический вечер.
  3. «Мужество русского воина». Оформление уголков.
  4. «Военные династии». Фотостенд.
  5. Флотоводец Ф.Ф. Ушаков.
  6. А.И. Румянцев, его военная и дипломатическая деятельность.
  7. М.А. Пуркаев – советский военачальник из Мордовии.

Январь

10.  Доброта спасёт мир. - 3 ч.

  1. «Добро и зло – вечные вопросы». Дискуссия.
  2. «Мир через культуру». Научно – практическая конференция.
  3. Рейд «Забота»  проведение практики шефства над ветеранами.

11. Что я знаю о своих правах. - 5 ч.

  1. « Я и мои права». Конвенция о правах ребёнка. Практикум.
  2. «Я имею право на…». Дискуссия.
  3. « Если бы я был депутатом!». Конкурс сочинений.
  4. «Я – гражданин России».  Проект.
  5.  «Дни защиты от экологической опасности». Акция.

12. Обряды и обычаи. - 5 ч.

  1. Религия мордвы свозь призму веков.
  2. Обряды и обычаи. Научно – практическая конференция.
  3. Народный фольклор с. Теньгушева. Практикум.
  4. Спортивные победы Республики Мордовия. Презентация.

13. Красота вокруг нас. - 3 ч.

  1. « Любимый уголок моей страны». Информационный  отчёт.
  2. «Населённый пункт будущего». Творческий проект.
  3. Экскурсия в природу.

Февраль

14. Я – гражданин России. - 5 ч.

  1. «Знаешь ли ты чины и звания родов войск». Викторина
  2. «Линейка Памяти», посвящённая Дню юного героя-антифашиста.
  3. 3.Отечества достойные сыны: А.Невский, А.Суворов, М.Кутузов».
  4. Конкурс плакатов-анкетирование юношей на предмет отношения к службе в армии.
  5. Практические занятия « Чем я могу быть полезен Родине?».

  1.  Подвигу народа жить в веках. - 5 ч.

  1. « Парень из нашей школы».  Беседа о выпускниках школы, служивших в горячих точках.
  2. « Живая память» - встреча с матерями выпускников школы, находящихся на службе.
  3. «Философский стол» на тему: « Я бы в армию пошел…»
  4. «Их именами гордится страна». Компьютерная презентация.

  1.  Личность в истории  Мордовии. - 6 ч.

  1. Федот Васильевич Сычков. Презентация.
  2. Патриарх Никон и его реформа.  Дискуссия.
  3. Отец Филарет – живописец и архитектор Санаксарского монастыря.
  4. Дорофеев З.Ф. – родоначальник мордовской литературы.
  5. Братья Веденяпины – участники восстания декабристов. Диспут.
  6. Публицист и писатель-сатирик И.В. Селиванов.

Март

17. Песни военных лет. - 7 ч.

  1. « Кто сказал, что надо бросить песню на войне». Конкурс песни на героико-патриотическую тему.
  2. «О чём говорит частушка?»
  3. « Поэзия войны». Подборка стихов.
  4. Инсценировка  военно-патриотической песни.
  5. « Тебе, о Родина, сложил я песню эту!». Вечер инсценированной песни.
  6. Участие в районном конкурсе военно - патриотической песни.

18. Русский народ – настоящий патриот. - 6 ч.

  1. « Русский народ – настоящий патриот». Беседа.
  2. « Рода войск в современной армии». Устный журнал.
  3. Дискуссия по проблемам фашизма и антисемитизма.
  4. « Российский солдат умом и силой богат». Интеллектуально-спортивное мероприятие.
  5. История военных наград.
  6. Заочное путешествие «Звёздное небо!», посвящённое Всемирному Дню авиации и космонавтики.

19. Мордва – русские навеки вместе. - 3 ч.

  1. Пургаз и Пуреш. По страницам книги К. Абрамова. Дискуссия.
  2. Созидательная политика руководства Мордовии и её приоритеты.
  3. «Толерантность – путь к миру». Коллаж.

Апрель

20. Достопримечательности республики Мордовия. - 6 ч.

  1. Мордовский республиканский музей изобразительных искусств им. С.Д. Эрьзи. Презентация.
  2. Собор Святого Праведного воина Фёдора Ушакова.
  3. Мордовский Государственный Университет им. Н.П. Огарёва – самый крупный вуз Поволжья. Заочная экскурсия.
  4. Памятники Саранска: Емельяну Пугачёву, А.И. Полежаеву, стратонавтам и др. Составление проекта.
  5. Театры в Саранске и их роль в культурной жизни.
  6. «Что ты знаешь о достопримечательностях Теньгушеского района?» Беседа.

21.  Что ты знаешь о ветеранах ВОВ. - 7 ч.

  1. Акция « Пожелания ветерану»: адресные поздравления ветеранов ВОВ.
  2. «Дискуссионные качели» на тему: « Любовь и война».
  3. « Что есть долг». Дискуссия.
  4. «Милосердие на поле брани». Сочинение – рассуждение.
  5. «И помнит мир спасённый!». Конкурс рисунков и стихов.
  6. «Живая летопись войны». Краеведческий поиск.

7. «Что такое неофашизм?» Беседа.

22. Великая Отечественная война в памяти мордвы. - 3 ч.

  1. Герои Советского Союза – уроженцы Мордовии.
  2. Мордовия – составная часть тыла.
  3. «Войной  растрелянная  молодость». Практикум по книге В. И. Лапшинова - жителя с. Теньгушева

Май

23. « Этих дней не смолкнет слава». - 4 ч.

  1. « Лучший знаток истории ВОВ». Викторина.
  2. Заочная экскурсия по городам-героям.
  3. «Войны священные страницы навеки в памяти людской». Проект.
  4. « Дети войны». Литературно-музыкальная композиция.

24. В память о войне 1941-1945 гг. - 5 ч.

  1. « Мой дед, бабушка (прадед, прабабушка) – участники ВОВ». Фотостенд.
  2. « Мои родственники – участники ВОВ». Составление проекта.
  3. «Наша общая Победа «. Видеозапись интервью с ветеранами.
  4. Участие в праздничном шествии, посвященном Дню Победы.
  5. Праздник « Фронтовики, наденьте ордена!»

25. Знай и люби свой край! - 3 ч.

  1. « Знай и люби свой край!» Викторина.
  2. Экскурсия в природу.
  3. Красота природы с. Теньгушева».  Фотостенд.

26. Итоговые занятия. - 4 ч.

  1. Выпуск  газеты о работе кружка
  2. Отчет лекторской группы.
  3. Подведение итогов работы кружка и составление плана работы на следующий год.

Список использованной литературы.

Нормативно-правовая база:

  1. Конституция и законы Российской Федерации.
  2. Закон «Об образовании».
  3. Конвенция ООН «О правах ребенка» .
  4. Государственная  программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

  1. Методические рекомендации по составлению образовательных программ учебного заведения. М: ОМК ВОЧ МДО,1995.
  2. Таран Ю.Н., Как разработать программу детского объединения. - Липецк,2006.
  3. В.Ю.Микрюков «Военно-патриотическое воспитание в школе». Москва. «Вако», 2009г.
  4. Н.И.Хромов «Преподавание ОБЖ в школе и средних специальных образовательных учреждениях». Москва. Айрис Пресс, 2008 г.
  5. Л.А. Тетушкина «Основы безопасности жизнедеятельности: секреты преподавания».Волгоград, «Учитель», 2009 г.
  6. Е.А.Воронова «Воспитать патриота». Ростов н/Д: феникс, 2008 г.
  7. Т.В. Шепелева «Государственные символы России». Волгоград: «Учитель», 2009 г.
  8. Г.С. Семенов «Программа гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи».
  9. Москва: Школьная пресса, 2008г. («Воспитание школьников. Библиотека журнала»).
  10. П.Ф.Куклин, Л.А.Тетушкина, Л.А.Лаврова «Военно-спортивные игры». Волгоград: Учитель, 2009г.
  11. С.В.Титов, Г.И.Шабаева «Тематические игры по ОБЖ». Методическое пособие для учителя. Москва: ТЦ Сфера, 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "Я-классный руководитель" Воспитательная программа "Растим патриотов"

Воспитание детей и учащейся молодёжи в настоящее время осуществляется в новых социально – экономических и общественно – политических условиях. Сегодня меняется социокультурная жизнь подрастающего п...

Реализация программы "Стань патриотом своей школы"

текст выступления на региональной научно-практической конференции "Теория и практика краеведения в системе работы образовательных учреждений Самарской области"  2012 год...

Дополнительная образовательная программа «Юный патриот»

1. Пояснительная записка.     1.1 Направленность программы – военно-патриотическая.1.2. Актуальность.Проблема патриотического воспитания и гражданского становления подрастающего по...

Рабочая программа клуба "Патриоты России"

авторская программа по духовно-нравственному воспитанию...

Досуговая программа "Мы-патриоты России!"

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отно...

Досуговая программа "Мы-патриоты России!"

Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отно...

Проект программы "Растим патриотов"

Данный проект был представлен на муниципальном конкурсе проектов программ по патриотическому воспитанию....


 

Комментарии

Аладышева Татьяна Петровна

Марина Александровна, с уважением отношусь к педагогам, которые умело создают систему работы по патриотическому воспитанию. Вы в числе этих педагогов.