Мы за здоровый образ жизни!
методическая разработка по теме

Чернобаева Ольга Анатольевна

О пагубном воздействии табака на организм.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №1

г. Красный Сулин.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ВОСПИТАННИКОВ 5-10 КЛАССОВ НА ТЕМУ:

«ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ – ПРОТИВ КУРЕНИЯ»

                                                                      Воспитатель: Чернобаева О.А

10.12.2010г.

Здоровье подрастающего человека – это проблема не только социальная, но и нравственная. Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым, но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время большое значение. Неутешительные данные статистики свидетельствуют о том, что длительное время наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей всех возрастов. Табакокурение в России за последнее десятилетие приняло катастрофические размеры и справедливо считается социальным бедствием. Отмечается нарушение эмоционального и личностного развития обучающихся, растущая агрессивность и жестокость в их взаимоотношениях с другими детьми и взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны и обусловлены множеством экономических и социальных причин, а также образом жизни.

Приобщение к употреблению табака способствует специфические факторы. Такими факторами являются, в частности, повышенная восприимчивость, внушаемость детей, которые в сочетании с пристальным интересом к миру взрослых в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака и других психоактивных веществ.

Вот почему так важно вести профилактическую работу с детьми и воспитывать у них стойкое отвращение к табаку. Решение этой проблемы предполагает приоритет профилактической работы в условиях школы-интерната.

Здоровье является базовой потребностью человека. У детей оно формируется под влиянием совокупности социальных, экономических, природных и генетических факторов.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал: “Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности нашего подрастающего поколения зависит их познавательная деятельность, прочность знаний, духовная жизнь в целом.

           В воспитательной работе большое место занимает проблема сохранения своего здоровья. Это создание высокого уровня душевного комфорта, а для его формирования необходимы знания о законах развития организма, его взаимодействия с социальными факторами. Домашнее воспитание не озадачивает себя проблемами воспитания здорового образа жизни, следовательно, школа должна и может стать важнейшим звеном социализации подрастающего поколения. Только в школе субъекты перестраивающего общества могут черпать духовные и физические силы, искать индивидуальные пути решения проблем становления личности. В условиях, когда человек, становится активной силой общества ему необходимо знать самого себя, чтобы своевременно предупредить заболевание, которое может привести к летальным исходам.

Наблюдение и проведенное анкетирование с воспитанниками Красносулинской коррекционной школы-интерната 8 вида №1 (среди 5-10 классов) показало, что: 36% обучающихся в этих классах курят регулярно, 44% пробовали курить и 20% не курят.  Для этого мы использовали анкету «Определение социальной ситуации курения» (Приложение 1.). Основным показателем является степень распространенности курения в ближайшем социальном окружении подростка (семья, референтная группа), что позволяет прогнозировать степень внешней поддержки проводимой профилактики. Анкета разработана кандидатом психологических наук В.Ю. Александровой.

 Полученные результаты подтвердили необходимость формирования представлений о здоровом образе жизни и мотивации к его сохранению у воспитанников данной школы – интерната.

В результате явилась мысль о проведении внеклассного мероприятия по формированию здорового образа жизни, а в частности формированию психологической готовности к отказу от курения  для воспитанников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида под названием « Подрастающее поколение – против курения».

Цели:

  • профилактика курения среди детей и подростков,
  • разъяснение пагубного действия никотина и компонентов табачного дыма на системы органов человека,
  • формирование отрицательного отношения к вредным привычкам,
  • пропаганда здорового образа жизни,
  • воспитание активной гражданской позиции.

1. Ведущие. 

Послушайте, люди!
Хотим мы сказать:
Давайте здоровьё
Своё охранять!

Пусть радуга будет,
И солнышку быть!
Пусть каждый рассудит:
Курить? Не курить?

История нам
Рассказала о том,
Что раньше не знались
Ведь мы с табаком.

И были все русичи
Богатыри.
И силой и разумом
Были сильны.

Они побеждали
В неравном бою
И Матушку – Землю
Хранили свою.

Узнали о них
Мы из русских былин.
А что же теперь?
«Господин Никотин?»

Пришла из Америки
Эта беда.
Табак как лекарство
Везли в города.

Курили, дымили,
Болели и что ж?
Никто на Добрыню
Теперь не похож.

(музыкальный фрагмент на былинную тему)

(Входят богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович, ведут беседу)

2. ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.  

Объехал я, братцы,
Немало дорог.
Детей богатырских
Увидеть не мог.

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.  

Сразился я с молодцем –
Враз уложил.
Ведь просто боролись,
Слабак это был.

АЛЕША ПОПОВИЧ.

  (держась за грудь)
Я видел мальчишку , который дымил.
И зельем своим он меня уморил!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. 

 То зелье зовется
Вы знаете как?

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.

Я слышал,
Его называли ТАБАК!

АЛЕША ПОПОВИЧ.  

(отдышавшись, восклицает)
Да что же вы, Русичи!
Где ваша честь?
Табак победите!
Здесь ратники есть?

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ.  

(ладонь у лба, смотрит вдаль)
Зови не зови
Эх, никто не идёт…
Давайте-ка, братцы,
Разбудим народ!

(подходит ближе к зрителям)

Проснитесь, воспряньте,
Народы Земли!

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. 

Мы Русь защищали,
Для вас берегли!

АЛЕША ПОПОВИЧ.  

(отчаянно)
А вы под табак
Отдаёте поля!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. 

И силу теряете, Русичи, зря!

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ. 

Бросайте курить,
Говорим вам добром.

АЛЕША ПОПОВИЧ. 

Мы вам богатырскую силу вернем!

ИЛЬЯ МУРОМЕЦ. 

Жить будете славно наверняка!

ДОБРЫНЯ НИКИТИЧ.  

Без этого яда! Без ТАБАКА!

АЛЕША ПОПОВИЧ. 

За страны другие
Сказать не берусь.
Ты против куренья
Поднимешься, Русь!

(звучит музыка, богатыри уходят)

Ведущий. 

Призыв богатырский
Мы примем всерьёз,
Пока же у нас
Незавидный прогноз.                                                                                                                                   Ведь зло это долго
Идёт по Земле,
Одуматься б надо,
Да мысли не те.

3. Лекция с применением презентации.

1 слайд.  ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ - ПРОТИВ КУРЕНИЯ!

Поговорим о пагубном воздействии никотина и компонентов табачного дыма на системы органов человека,  будем формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.

2 слайд.  «От сигареты отведи свой взгляд»

                  Думаем о будущем сегодня!

3 слайд.  Ни одно животное не додумалось до того, чтобы добровольно себя травить. Это пришло в голову только «царю природы» - человеку.

4 слайд. История.

О курении табака европейцам стало известно после открытия Америки Христофором Колумбом. Когда путешественники пристали к одному из островов, то их встретили туземцы, державшие тоненькие свитки из высушенных листьев (сигаро) во рту и пускавшие дым изо рта и из носа.

Участники экспедиции с удивлением смотрели, как островитяне вдыхают вонючий дьявольский дым через длинные трубки, свитые из коры. Один конец трубки находился в сосуде с дымящимися листьями, а другой, раздвоенный на конце, вставлялся в нос. Эти трубки назывались «табако». Также эти листья жевали и принимали внутрь.

В следствии неумеренного курения табака появились случаи отравления, что побудило власти к преследованию курения. Так, в Англии в 1585 году за курение подвергали тяжелым телесным наказаниям, курильщиков водили по улицам с петлей на шее, а «злостных» даже приговаривали к смертной казни. Их отрубленные головы с трубкой во рту выставляли на площади.

5 слайд. Очень давно люди поняли, что табак – сильный яд. Его стали с успехом применять для уничтожения клопов, блох. Его раствором опрыскивали деревья для уничтожения вредителей.

6 слайд. Мотивы

Мотив

Комментарий

1) Из любопытства

Подросток готов начать курить, если эта проба курения доставит ему удовольствие, и считает, что сможет отказаться от табака, когда захочет. Но даже малые дозы табака могут вызвать привыкание

2) Чтобы казаться взрослее

Подросток хочет произвести впечатление взрослого и независимого в глазах сверстников. Чаще всего сам подросток себя таким не считает

3) За компанию

Порой это происходит вопреки своему желанию, только бы быть принятым в понравившуюся компанию

4) Чтобы похудеть

Это все равно, что привить себе какую-нибудь болезнь и “таять” от нее

5) Потому что это модно

В современном мире количество курильщиков увеличивается в экономически неразвитых странах, а в странах с высоким уровнем жизни число курильщиков сокращается

6) Из-за влияния рекламы

Красивые пачки в кино, на витринах, плакатах. Преуспевающие молодые люди, которые занимаются настоящим делом и, конечно, курят, потому что им некогда заниматься своим здоровьем. Многим курильщикам кажется, что курение приближает их к респектабельной жизни, но именно респектабельные люди наиболее активно отказываются от курения

7 слайд. Состав сигареты.

            8 слайд. Мини-тест. «Оценка степени никотиновой зависимости»

Вопрос

Ответ

Баллы

1.  Как скоро после того, как Вы проснулись, Вы выкуриваете 1 сигарету?

До завтрака

После завтрака

0

1

2.  Сложно ли для Вас воздержаться

от курения в местах, где курение запрещено?

Да

Нет

1

0

3.  От какой сигареты Вы не можете легко отказаться?

Первая утром

Все остальные

1

0

4.  Сколько сигарет Вы выкуриваете в день?

10 или меньше

10 и более

0

1

5. Вы курите чаще утром, чем в течении дня?

Да

Нет

1

0

6.  Курите ли Вы, если сильно больны и вынуждены находиться в кровати целый день?

Да

Нет

1

0

 9 слайд. Степень никотиновой зависимости определяется по сумме баллов:

0-2 - слабая зависимость

3-4 – средняя зависимость

5-6  - высокая зависимость

10 слайд. Какую увлекательную жизнь готовит тебе сигарета!

11 слайд.   Прежде чем курить подумай.

12 слайд. Что с тобой будет. О девушках.

13 слайд. Мужчины страдают этим видом рака чаще, чем женщины (более 76 % случаев). Пик заболеваемости приходится на возраст старше 70 лет. Рак губы чаще всего встречается в сельской местности.

14 слайд. Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. де Бальзак);

          15 слайд. МИФЫ О КУРЕНИИ

  • Курево успокаивает нервы.

Компоненты табака (смолы, никотин, дым и т.д.) не расслабляют, а просто “тормозят” важнейшие участки центральной нервной системы. Привыкнув к сигарете, человек без нее уже расслабиться не может.

Получается замкнутый круг: и возникновение, и прекращение стресса зависят от               курения.

  • На морозе сигарета согревает?

Табачный дым создает кратковременный согревающий эффект (содержащиеся в нем  яды сужают сосуды, увеличивают частоту пульса и повышают кровяное давление.

Стоит ли так "“греться"” чтобы получить взамен как минимум гипертонию?

  • Легкие сигареты…

Постоянно используя легкие сигареты, курильщики затягиваются чаще и глубже, что может привести к заболеванию раком не самих легких, а так называемой легочной периферии – альвеол и малых бронхов.

16 слайд. Выводы:

  • продукты курения и в первую очередь никотин, ведут к развитию серьезных и разнообразных заболеваний (тяжелые бронхиты, эмфизема, туберкулез, рак легких, атеросклероз, эндартериит, гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, рак желудка и другие.)
  • Память, умственные способности у курильщика резко снижаются, что ведет к отставанию в развитии от своих не курящих сверстников
  • Организм курильщика изнашивается и стареет значительно раньше, чем организм некурящего.

17 слайд. Курение - это пожароопасность.

18 слайд. Преимущества некурения.

Сохранить здоровье своих близких, избавить их от насильственного курения.

Не лишаться удовольствия от жизни.

Иметь привлекательную внешность.

Завоевать уважение некурящих авторитетов.

Не тратить деньги на то, за что платить придется еще дороже.

19 слайд. В XX веке от табака погибли 100 000 000 человек

В XXI веке никотиновая зависимость выйдет на первое место и уложит в могилу миллиард землян.

20 слайд. Не так уж бестолково наше молодое поколение, как ругают его придирчивые предки. С 1998 года процент курящих подростков в возрасте 12-14 лет снизился с 10% до 4%, а в возрасте 15-17 лет - с 21% до 11%. В целом подростки стали меньше курить на 5%, но снижение произошло в основном не за счет тех, кто бросил курить, а за счет тех, кто не приобщился.

21слайд. Мы желаем счастья Вам...

4. ОПЫТ С СИГАРЕТОЙ.

Оборудование опыта:

  • резиновая груша;
  • стеклянная трубочка;
  • кусок ваты;
  • сигарета с фильтром;
  • спички.

Поместить кусочек ваты в стеклянную трубочку. С одной стороны трубочки укрепите резиновую грушу, с другой – тлеющую сигарету. С помощью груши продуйте воздух («выкурите сигарету»). Не спешите с окончанием опыта, т.к. эффект может быть не столь наглядным. «Выкурив» таким образом одну сигарету, обратите внимание на детей, что вата изменила цвет, концы трубочки стали коричневыми. Извлеките вату из трубочки, разверните и покажите ее изменившийся цвет. Акцентируйте внимание детей, что осевшие на вате («легких» куклы) вещества – те самые токсины и яды, которые оседают в легких человека, приводя к тяжелейшим последствиям.

Пройдите по рядам и дайте каждому понюхать вату (это способствует усилению воздействия на учащихся).

 22 слайд. Легкие здорового человека и курильщика.

5. ОБЪЯСНИ СМЫСЛ ПОСЛОВИЦИ.

  1. Курильщик – сам себе могильщик.
  2. Табак и верзилу седеет в могилу.
  3. Табак – забава для дураков.
  4. Курить – здоровью вредить.

23. слайд. Юмор.

24. слайд. Спорт.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Пусть каждый запомнит:
Курение – яд!
И факты уже
За себя говорят.
Болезни желудка
И в легких развал.
А печень курильщика,
Если б ты знал…
Её ты разрушил,
И голос хрипит.
Задором мальчишеским
Взгляд не блестит.
И нет настроенья
И жизнь не мила.
Тебя сигарета
К тому привела.
Ты слышишь, подросток,
И взрослый народ?
Пусть тяга к куренью
Навеки умрёт!
Ведь жизни не будет,
Где дым сигарет.
Одумайтесь, люди,
И дайте ответ.
Займитесь-ка спортом
Зимой и весной.
И летом, и осенью –
Всякой порой!
На лыжи вставайте,
Идите в бассейн.
А летом на речку
Компанией всей.
В лесу погуляйте,
Уйдите в поход.
Куренья дурман
Очень скоро пройдет.
Читайте, учитесь,
Добрейте душой.
Друзья, объявите
Курению бой!
Тогда вы увидите
В небе зарю.
И с радостью скажите:
«Я – НЕ КУРЮ!»
Тогда вам откроется
Тайна одна,
Что жизнь без куренья
Успехов полна.
Мы все родились,
Чтоб здоровыми быть.
Давайте всем миром
Здоровье хранить!
Пусть станут все Русичи – Богатыри!
И силой, и разумом будут сильны!

Исполнение песни.
1. Человек – основа жизни.
Нам природой сознание дано.
И девиз наш будет признан:
«Не кури – будешь сильное звено!»
Припев: А без дыма сигарет
Жить так здорово!
Жить так здорово!
Жить так здорово!
Мы куренью скажем «НЕТ!»
Сразу смолоду
Сотни раз повторим:
И ты, и ты, и ты и ты повтори
«Не кури! Не кури! Не кури!
Здоровый образ ты свой сохрани!
Не кури! Не кури! Не кури!»                          

 2. Никогда не будет поздно
Бросить злое пристрастие – курить.
Пусть исчезнет та угроза, что мешает
Счастливыми быть.                        

Припев: А без дыма сигарет
Жить так здорово!
Жить так здорово!
Жить так здорово!
Сердце пусть всегда стучит
Очень молодо
Стар и млад, говори:
И ты, и ты, и ты и ты повтори:
«Не кури! Не кури! Не кури!
Мы все экологи нашей страны. Не кури!


В результате обучающиеся 5-10 классов более подробно узнали о том, какие болезни покупает курильщик, каково истинное лицо табачного дыма, почему подросток начинает курить, а также они познакомились с преимуществами некурящих людей.

В завершении внеклассного мероприятия со старшеклассниками,   мы призвали воспитанников учиться быть здоровыми, ведь понятие Здоровый образ жизни очень обширное: это и рациональное питание, преодоление вредных привычек, соблюдение личной гигиены, повышение защитных сил организма, высокую двигательную активность, организацию быта, благоприятный психологический климат. Очень много дополнительных вопросов было задано и самими детьми, так как эта проблема очень актуальна в настоящее время.

После мероприятия ребятам был предложен опросник «Психологическая готовность к отказу от курения»(Приложение2.). Комплекс параметров, выявляемый опросником, позволяет судить о том, насколько зрелым и самостоятельным является желание подростка бросить курить. От результатов, полученных при помощи этого опросника, зависит схема, по которой будет проводиться профилактическая работа. Опросник разработан кандидатом психологических наук В.Ю. Александровой.

В результате мы увидели, что 50% курящих ребят стоят на правильной позиции и решительно намерены отказаться от курения. У 16% опрошенных   решение не созрело, внутренний настрой им мешает добиться результатов. 34% утверждая, что хотят бросить курить, сами обманывают себя.

Социальное окружение (курящие сверстники и родственники) порой не способствуют преодолению привычки к курению. Первые успехи в отказе от курения должны быть закреплены на поддерживающем этапе. Для этого  подросткам предлагается поработать с литературой (Приложение 3), беседы с психологом, медперсоналом и педагогами.

                                                                                                                                  Приложение 3.

Список предлагаемой литературы для обучающихся о вреде курения.


1. Ягодинский В.Н. Школьнику о вреде курения, алкоголя. М., П., 1986 г.
2. Амосов Н. Здоровый образ жизни, с. 73
3. Бойко А. “Как избавиться от курения”, с. 72
4 Лисицын Ю.П. Когда привычка приводит к болезни. Факультет здоровье. 10-86 г.
5. Шицкова А.П. Здоровье здоровых (Факультет здоровье, №3-87г) с. 44

                                                                                                                     Приложение 1.

«Определение социальной ситуации курения»

Класс________________________                                Пол___________________________

 

«Не курю»________«Пробовал(а)»__________«Курю регулярно»_______

 

  1. Выбери из представленных ниже жизненных ценностей 3 наиболее, по твоему мнению, важные для человека. Проанализируйте их, поставив рядом числа: 1,2,3.

а.      крепкое здоровье,

б.      хорошая дружная семья,

            в.      материальное благополучие,

г.       близкие друзья.

  1. Как ты думаешь, чем жертвует человек ради курения табачных изделий? (выбери два ответа).

а.      деньгами,

б.     физическим здоровьем,

в.     обонянием и чувством вкуса,

г.      чистотой дома и одежды,

д.     приятной внешностью,

е.      продолжительностью жизни.

  1. С каким из данных утверждений ты согласен? (выбери два ответа).
  1. при курении в кровь попадают такие вещества, которые вырабатываются организмом в                                      ситуациях достижения победы,     
  2.  курение вызывает материальную зависимость,
  3.  многие взрослые хотят бросить курить и платят за это большие деньги,
  4.  курение – это примета взрослости,
  5.  курят в основном под влиянием друзей, но отказ от курения не означает отказ от друзей,

6.    каждый вправе выбирать, курить или не курить.

  1. Какие из ниже перечисленных жизненных ситуаций в первую очередь подталкивают к курению подростков? (выбери три ответа)

а.      одиночество, отсутствие друзей,

б.     курящая компания,

в.     курящие родители,

г.      любопытство, интерес,

д.     безделье,

е.      мода, реклама

            5.    Как ты думаешь, - курение вредно для здоровья?

а.      да,

б.     нет.

            6.    Почему курение может быть вредным для здоровья? (выбери один ответ)

а.      развивается зависимость,

б.     происходит вредное воздействие на организм,

в.     не знаю,

г.      быстрее происходит старение организма.

  1. Какие сигареты на твой взгляд приносят наибольший вред организму? (выбери один ответ)

а.      сигареты с фильтром,

б.     сигареты с низким содержанием никотина,

в.     это все виды сигарет.

8. Из тысячи подростков, начавших курить, как много умрут от болезней, связанных с курением? (выбери один ответ)

а.      не менее 100 человек,

б.     менее 200 человек,

в.     около 250 человек.

9. Если человек начал курить в 13 лет, на сколько в среднем уменьшается продолжительность его жизни? (выбери один  ответ)

а.      на 1-2 года,

б.     на 5-6 лет,

в.     на 8 лет  и более.

10. Продолжи предложения:

а.      Здоровый человек – это_____________________________________________

        ________________________________________________________________

б.      Жизнь без табака – это______________________________________________

        ________________________________________________________________

в.     Курящий человек – это______________________________________________

        ________________________________________________________________

    11. Для тех, кто курит регулярно, предлагается ответить на следующий вопрос: «Почему ты куришь?» (обведи кружком те причины, которые касаются тебя).

а.       Это помогает мне держать себя в рабочем состоянии.

б.      Мне доставляет удовольствие держать сигарету в руках.

в.      С сигаретой мне легче расслабиться, у меня появляется чувство раскованности.

г.       Закуриваю, если чем-то расстроен.

д.      Мне просто не по себе, если под рукой нет сигареты.

е.       Курю автоматически, не задумываясь о причинах.

ж.     Курю, чтобы собраться, сосредоточится.

з.       Сам процесс прикуривания доставляет мне удовольствие.

и.      Мне приятен запах табака.

к.       Закуриваю, когда волнуюсь.

л.      Когда я не курю, мне будто чего-то не хватает.

м.     У меня такое ощущение, что я курю одну сигарету: пока старая догорает в пепельнице, я, не замечая, прикуриваю новую.

н.      Когда я курю, мне кажется, что я становлюсь бодрее.

о.      Смотреть на дым от сигареты доставляет мне удовольствие.

п.      Чаще всего я курю, когда я спокоен, умиротворен.

р.      Курю, когда мне скучно или не хочется ни о чем думать.

с.       Если я какое-то время не курю, то начинаю испытывать неудержимое желание сделать это.

 СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ В ИССЛЕДОВАНИИ

Инструкция по обработке ответов на анкету

1.      Обработать ответы по группам респондентов:

        1 группа: учащиеся 5-8 классов, ответившие «Не курю».

        2 группа: учащиеся 9-10 классов, ответившие «Не курю».

        3 группа: учащиеся 5-8 классов, ответившие «Пробовал(а)».

        4 группа: учащиеся 9-10 классов, ответившие «Пробовал(а)».

        5 группа: учащиеся 5-8 классов, ответившие «Курю регулярно».

        6 группа: учащиеся 9-10 классов, ответившие «Курю регулярно».

        7 группа: девочки, ответившие «Не курю».

        8 группа: мальчики, ответившие «Не курю»

        9 группа: девочки, ответившие «Пробовал(а)».

        10 группа: мальчики, ответившие «Пробовал(а)».

        11 группа: девочки, ответившие «Курю регулярно».

        12 группа: мальчики, ответившие «Курю регулярно».

4.      Вопрос №10 обрабатываются на общей выборке по методу контент-а нализа.

5.      Вопрос №11 только для тех, кто ответил «Курю регулярно». Обрабатывается на общей выборке по ключу.

        Ключ к вопросу №11.

Подсчитывается сколько ответов попало в каждую группу мотивов:

а.       группа мотивов стимулирования – ответы а, ж, н.

б.      группа мотивов удовольствия – ответы б, з, о.

в.      группа мотивов расслабления – ответы в, и, п.

г.       группа мотивов снятия тревожности – ответы г, к, р.

д.      группа мотивов психологической зависимости – ответы д, л, с.

е.       группа мотивов привычки – ответы е, м, т.

 

                                                                                                                     Приложение 2.

Опросник для определения психологической готовности

                                        к отказу от курения

 пп

Вопрос

Балл

1.

Я приложу все свои силы, чтобы бросить курить.

2

2.

Мои близкие настаивают, чтобы я бросил курить.

1

3.

Врачи рекомендуют мне бросить курить.

1

4.

Я брошу курить, даже если мои курящие друзья будут смеяться надо мной.

2

5.

Я могу бросить курить самостоятельно, мне нужно только помочь.

2

6.

Мой друг бросает курить, и я с ним за компанию.

1

7.

Я давно хочу отказаться от курения.

2

8.

Я хочу найти для себя метод отказа от курения.

2

9.

Я попробую отказаться от курения.

0

10.

Иногда я очень хочу бросить курить, а иногда нет.

0

11.

Я впервые принимаю решение отказаться от курения.

1

12.

Я давно стараюсь бросить курить.

2

13.

Брошу я курить или нет, зависит от специалиста, к которому я обращусь за помощью.

0

14.

Брошу я курить или нет, зависит только от меня.

2

15.

Я понимаю, что бросить курить нелегко.

1

16.

Я хочу, чтобы врачи сделали со мной что-то, чтобы я бросил курить раз и навсегда.

0

17.

Меня нужно убедить отказаться от курения

0

18.

Меня не нужно убеждать отказаться от курения.

2

19.

Курение вредно для моего здоровья.

1

20.

Курение портит мою внешность.

1

21.

Запах табачного дыма отвратителен.

1

22.

Я знаю, что курения увеличивает риск заболевания раком.

1

23.

Я хочу бросить курить, чтобы мои легкие стали чистыми.

1

24.

Курение снижает выносливость и работоспособность.

1

25.

Курение помогает мне общаться с людьми.

0

26.

Если я брошу курить, мне очень трудно будет не курить после еды.

0

27.

Когда я брошу курить, мне будет очень трудно в некурящей комнате.

0

28.

Я курю, чтобы не располнеть.

0

29.

У меня не хватает силы воли, чтобы бросить курить.

0

30.

Если человек бросил курить, значит, он не курил по-настоящему

0

0-9.  Утверждая, что хотите бросить курить, Вы сами обманываете себя. Вы пытаетесь доказать, обращаясь к врачу, что никто не в состоянии Вам помочь.

10-17. Ваше решение не созрело, внутренний настрой помешает Вам добиться результатов. Поработайте с литературой, побеседуйте с психологом. У Вас есть шанс.

18-27. Ваша позиция правильная. Деньги и время потратите не напрасно. Курение действительно Вам мешает. Кстати, Ваши страдания без сигарет будут значительно меньше, чем у курильщиков, настроенных менее решительно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПОДРАСТАЮЩЕЕ ПОКОЛЕНИЕ -ПРОТИВ КУРЕНИЯ! Поговорим о пагубном воздействии никотина и компонентов табачного дыма на системы органов человека, будем формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.

Слайд 2

Думаем о будущем сегодня !

Слайд 3

Ни одно животное не додумалось до того, чтобы добровольно себя травить. Это пришло в голову только «царю природы» - человеку.

Слайд 5

Очень давно люди поняли, что табак – сильный яд . Его стали с успехом применять для уничтожения клопов, блох . Его раствором опрыскивали деревья для уничтожения вредителей .

Слайд 6

Мотивы

Слайд 7

Состав сигареты простым языком:

Слайд 8

Какую увлекательную жизнь готовит тебе сигарета!

Слайд 9

Вопрос Ответ Баллы 1. Как скоро после того, как Вы проснулись, Вы выкуриваете 1 сигарету? До завтрака После завтрака 0 1 2. Сложно ли для Вас воздержаться от курения в местах, где курение запрещено? Да Нет 1 0 3. От какой сигареты Вы не можете легко отказаться? Первая утром Все остальные 1 0 4. Сколько сигарет Вы выкуриваете в день? 10 или меньше 10 и более 0 1 5. Вы курите чаще утром, чем в течении дня? Да Нет 1 0 6. Курите ли Вы, если сильно больны и вынуждены находиться в кровати целый день? Да Нет 1 0 ОЦЕНКА СТЕПЕНИ НИКОТИНОВОЙ ЗАВИСИМОСТИ

Слайд 10

Степень никотиновой зависимости определяется по сумме баллов: 0-2 - слабая зависимость 3-4 – средняя зависимость 5-6 - высокая зависимость

Слайд 11

ПОДУМАЙ! Прежде чем закурить

Слайд 12

ЧТО С ТОБОЙ БУДЕТ!

Слайд 13

Мужчины страдают этим видом рака чаще, чем женщины (более 76 % случаев). Пик заболеваемости приходится на возраст старше 70 лет. Рак губы чаще всего встречается в сельской местности.

Слайд 14

«Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. де Бальзак);

Слайд 15

МИФЫ О КУРЕНИИ Курево успокаивает нервы? На морозе сигарета согревает? Сигареты с пометкой “легкие” не так вредны, как обычные…

Слайд 16

ВЫВОДЫ: продукты курения и в первую очередь никотин, ведут к развитию серьезных и разнообразных заболеваний (тяжелые бронхиты, эмфизема, туберкулез, рак легких, атеросклероз, эндартериит, гипертония, ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, рак желудка и другие.) Память, умственные способности у курильщика резко снижаются, что ведет к отставанию в развитии от своих не курящих сверстников Организм курильщика изнашивается и стареет значительно раньше, чем организм некурящего.

Слайд 17

* Курение - это пожароопасность

Слайд 18

В XX веке от табака погибли 100 000 000 человек В XXI веке никотиновая зависимость выйдет на первое место и уложит в могилу миллиард землян

Слайд 19

Не так уж бестолково наше молодое поколение, как ругают его придирчивые предки. С 1998 года процент курящих подростков в возрасте 12-14 лет снизился с 10% до 4% , а в возрасте 15-17 лет - с 21% до 11% . В целом подростки стали меньше курить на 5% , но снижение произошло в основном не за счет тех, кто бросил курить, а за счет тех, кто не приобщился.

Слайд 20

Преимущества некурения Сохранить здоровье своих близких, избавить их от насильственного курения. Не лишаться удовольствия от жизни. Иметь привлекательную внешность. Завоевать уважение некурящих авторитетов. Не тратить деньги на то, за что платить придется еще дороже.

Слайд 21

Мы желаем счастья Вам...

Слайд 22

Легкие здорового человека и курильщика

Слайд 23

Курение - занятие для дураков. Гёте. КУРИТЬ – ЗДОРОВЬЮ ВРЕДИТЬ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по пропаганде здорового образа жизни и организации спортивно-массовой занятости учащихся «Формирование здоровой жизненной среды, ценности здорового образа жизни».

Создание условий для формирования у учащихся здорового образа жизни, заботливого отношения к своему здоровью как главной жизненной ценности....

Цикл внеклассных занятий по формированию навыков ведения здорового образа жизни: «Сегодня в моде здоровый образ жизни».

Проблема здоровья российских школьников сейчас остро актуальна. Педагоги все больше осознают, что именно они могут сделать для здоровья школьника гораздо больше, чем врач. Это касается нескольких аспе...

Программа «Формирование здорового образа жизни у воспитанников детского дома» по здоровому образу жизни детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для занятий с детьми от 7 до 12 лет в течение 1 года) "РАСТИ ЗДОРОВЫМ"

Цель моей программы: обеспечить воспитаннику возможность сохранения  здоровья за период обучения ,сформировать у него необходимые знания, умения ,навыки по здоровому образу жизни ,научить использ...

ПОНЯТИЕ О ЗДОРОВОМ ОБРАЗЕ ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, т...

Выступление "Формирование здорового образа жизни .Факторы определяющие здоровый образ жизни"

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - основное ...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья, так как это - основное...