Главные вкладки

    Внеклассное занятие о правах ребёнка.
    план-конспект занятия (9 класс) по теме

    вылиток жанна сергеевна

    для учащихся 8-9 классов

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konventsiya_8-9_kl.word_.doc56 КБ

    Предварительный просмотр:

    (8-9 классы)

    Цель:

    1. Обобщить знания учащихся об основных правах ребенка.

    2. Развести понятия “право”, “права”, “обязанности”, показать единство прав и обязанностей для детей-подростков.

    3. Повышать социально-правовую компетентность старшеклассников.

    4. Воспитывать уважение к высказываниям одноклассников и к их правам.

    5. Акцентировать внимание детей-подростков на необходимости понимания и знания своих прав и обязанностей.

    Ход занятия

    I. Рефлексия. Психологическая установка на хорошее настроение.

    II. Сегодня на классном часе мы с вами будем беседовать по теме “Наши права”.

    Перед нами поставлено несколько конкретных задач-проблем:

    1. Нам необходимо определиться с понятиями “право” и “права”.

    2. Выделить основные права человека-гражданина, учащегося-подростка.

    3. Показать единство прав и обязанностей.

    4. Внимательно, уважительно и с пониманием отнестись к той информации, которая прозвучит сегодня и сейчас в ходе нашего с вами разговора по душам.

    Итак, тема разговора “Наши права”. В начале уясним для себя суть понятий “право” и “права” разведем и объединим эти понятия.

    Я уверена, что вам уже знакомо понятие права из курса обществознания, и вы можете поделиться своими знаниями со всеми присутствующими

    Что такое право?

    (Право есть совокупность правил (норм), определяющих обязательные взаимные отношения людей в обществе)

    В каком документе оговорены все права все права граждан РФ? (В Конституции РФ)

    Какие основные признаки прав вам известны?

    Какие статьи Конституции РФ описывают права человека?

    (Глава 2  Конституции РФ (статья 17-64), зачитываются самые известные статьи :

    Статья 20: каждый имеет право на жизнь

    Статья 22: каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность

    Статья 26: каждый имеет право указывать свою национальную принадлежность

    Статья 27: каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право выбирать место проживания

    Статья 31:  граждане РФ имеют право собираться мирно, без оружия. Проводить собрания и митинги

    Статья 34: каждый имеет право на свободное использование своих возможностей

          Статья 40: каждый имеет право на жилище

    Статья 41: каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь

    Статья 43: каждый имеет право на образование

    “Не строй церковь, пристрой сироту” - призывает русская пословица. Увы, не многие следуют этому призыву. Богатство и нищета по-прежнему существуют в мире. Для России проблема защиты детства чрезвычайно остра.

    - Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей)

    Сегодня вы живете с родителями, которые заботятся о вас, стараются уберечь вас от всяких неприятностей. Лечат вас, когда вы болеете, создают вам условия для учебы и отдыха, помогают подготовиться ко взрослой жизни. Семья – самая важная часть общества; здесь ребенка стараются защитить от всего негативного.

    О детях заботятся не только семьи. Существуют разные общественные и благотворительные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Одной из таких организаций и является ООН.

    В США, в городе Нью-Йорке высится 39 этажное здание, в нем помещается Штаб-квартира Организации Объединенных Наций (ООН), международной организации, главной целью которой является стремление избавить грядущие поколения от бедствий войны. Ежегодно созывается Генеральная Ассамблея ООН - собрание делегатов всех государств-членов организации, сейчас их более 180.

    10 декабря 1948 Генеральной Ассамблеей ООН была принята

    ВСЕОБЩАЯ ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА.

    Конвенция о правах ребёнка была единогласно принята в 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

    Почему возникла необходимость в принятии Конвенции?

    Вот несколько фактов из брошюры ООН “Права человека. Изложение фактов №10”:

    покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

    120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

    ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

    Все проблемы по защите детей и детства учтены в содержании Конвенции о правах ребёнка, основная цель которой – побудить государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем.

    Наше государство подписало этот документ.

    Конвенция - это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал. (На доске вывешиваются слова: Конвенция, права.)

    В Конвенции речь идёт о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. Парламенты и правительства должны издавать такие законы, по которым все дети их страны должны иметь равные и широкие возможности для развития личности.

    (Выставляется Конвенция о правах ребёнка, на столах в каждой группе основные положения Конвенции.)

    Учитель:

    Конвенция о правах ребёнка содержит не только права. Она чётко устанавливает границы перехода от детства к взрослой жизни (ООН считает детьми человеческие существа от рождения до 18 лет.)

    Ваша семья, ваши папа и мама дали вам жизнь. Главное право каждого человека – это право на жизнь, это первое, что записано в Конвенции.

    Учащийся: “Каждый человек имеет право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу... Каждая страна должна заботиться о новорожденных, помогать их мамам, строить больницы, где врачи помогут маленькому гражданину, спасут и вылечат его”.

    Учитель: В Конвенции говорится, что каждый имеет право на имя и фамилию. У каждого из вас имеется свой первый в жизни документ, в котором записаны ваши имя, отчество, фамилия, данные об отце и матери, место рождения. Как называется этот документ? Свидетельство о рождении.

    Учащийся: Этот документ свидетельствует не только о факте появления на свет нового человека, но и о том, что он является гражданином страны, которая обязана заботиться о его благополучии и безопасности.

    Скажите, гражданами какой страны вы являетесь? Правильно, гражданами Российской Федерации. Следовательно, о вас заботится Президент и Правительство России.

    Учитель: Конвенция подчеркивает, что благополучие каждого ребенка во многом зависит от родителей, они первыми несут ответственность за вас. О том, какими должны быть родители, в шутку, от имени детей, написал современный поэт Марк Шварц. Послушаем...

    Учащийся:

    Если вы родители –

    Ласкатели, хвалители.

    Если вы родители –

    Прощатели, любители.

    Если разрешители, купители, дарители,

    Тогда вы не родители,

    А просто восхитители!

    А если вы родители –

    Ворчатели, сердители.

    Если вы родители –

    Ругатели, стыдители,

    Гулять не отпускатели,

    Собакозапретители,

    То знаете, родители,

    Вы просто – крокодители.

    Учитель: Взрослые просто обязаны любить своих детей, следить за тем, чтобы дети росли умными, умелыми, грамотными, хорошо учились, были воспитанными, здоровыми. Взрослые не должны допускать, чтобы детей били, истязали.

    Учащийся: Каждый из нас имеет право на бесплатное образованием, и мы этим правом действительно пользуемся, потому, что каждый день ходим в школу. Этим самым мы помогаем нашей стране выполнять обещание (по Конвенции) о гарантии права на всеобщее бесплатное образование.

    Учитель: Учиться всегда и в любом возрасте просто необходимо, повышать свой образовательный уровень постоянно на протяжении всей жизни, учиться и расширять свой кругозор.

    Учитель: Учеба – это основное ваше право, ваш главный основной труд и основная обязанность.

    “Если я знаю свои права, значит, я знаю свои обязанности”. “Если я знаю свои обязанности, значит, я знаю свои права”. Статья 29 "Конвенции" гласит о том, что человек имеет не только права, но и обязанности.

    В каком документе определены ваши права и обязанности? Правильно, в Уставе школы.

    1. Какие права вы имеете, как ученик? (Несколько учащихся зачитывают свои ответы)

    2. Что обязан делать ученик?

    3. С какими нарушениями вы чаще всего встречаетесь: нарушением прав или нарушением обязанностей? Почему так происходит? Объясните.

    Учитель: Итак, права определяются обязанностями, обязанности – правами. И то и другое вы должны знать, понимать и добросовестно выполнять.

    Любая работа (физическая, умственная), учеба или трудовой десант должны прерываться отдыхом.

    Учащийся. Мы с вами имеем право не только на образование (учеба – наш главный труд), но и право на отдых. Родители не должны забывать о том, что право на отдых, на игры, на праздники. Это записано в Конвенции о правах ребенка. Лучший отдых – это отдых со своей семьей.

    Ребенок, как и всякий человек, имеет право на собственную личную жизнь, на свою личную неприкосновенность, право на неприкосновенность и невмешательство в личную жизнь. Ребенок сам может выбирать себе друзей, никто не имеет право указывать ему с кем дружить, какую музыку любить, думать только так, а не иначе...

    Учащийся: Да, это действительно, верно. Но мы все уверены в том, что нашим родителям небезразлично, с кем мы общаемся, дружим, где бываем... К мнению взрослых стоит прислушаться. У них большой жизненный опыт. Взрослый может многое посоветовать, многому научить, в чем-то помочь разобраться. Но никто не имеет права силой переделывать жизнь человека, а жизнь ребенка тем более. Нас нужно направлять и поправлять в наших делах и поступках.

    Учитель. Дети имеют право на собственное мнение, хотя вы можете думать, думаете не так, как взрослые, с большей долей фантазии и мечты. Но свои мысли вы можете свободно высказывать вслух, записывать, при желании напечатать в газете, в журнале. Опубликовать личный сборник своих творческих работ.

    Учитель: Для счастья и достойной жизни нужно многое, прежде всего, мир. Право на мирную жизнь, право на ЗОЖ, также записано в Конвенции о правах ребенка. В этом документе говорится о том, что все страны, чьи правительства подписали данное соглашение, обязаны предоставить убежище ребенку, который вынужден бежать от войны или насилия.

    Учащийся: Если дети бежали одни, без родителей, нужно помочь им отыскать родных. Каждый ребенок имеет право на личную безопасность и личное счастье, на поддержку родных и близких, на поддержку всех людей, которые окружают маленького человека.

    Общие выводы по ходу диалога:

    Мы сегодня говорили о праве и правах. Рассмотрели и определили смысл и действительную необходимость прав человека-гражданина по Конвенции ООН о правах ребенка. Мы заслушали личные мнения и выводы. Определили и выделили группу прав, которые являются основополагающими для каждого гражданина любой страны мира как взрослого, так и ребенка.

    Право на:

    - жизнь;

    - имя;

    - гражданство;

    - благополучие и любовь;

    - образование;

    - отдых на личную жизнь;

    - собственное мнение на мирную жизнь;

    - здоровый образ жизни.

    По ходу нашего разговора мы выделим три основных принципа, которые и есть ваши обязанности как человека-гражданина, как учащегося и подростка.

    Первый учащийся: Наша первая обязанность – любить свою Родину и гордиться статусом гражданина Российской Федерации. Любить свою семью.

    Второй учащийся: Наша вторая обязанность – учиться, учиться и учиться.

    Третий учащийся: Наша третья обязанность – стараться вести достойный и здоровый образ жизни.

    Учитель:

    Вопросы:

    Кто является ответственным за обеспечение прав детей?

    Какие основные права вам известны?

    В каком международном документе записаны права детей?

    Кто запомнил какие-нибудь положения Конвенции?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"

    Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...

    Буклет "Права ребёнка - твои права!"

    Дополнительный наглядный материал ко всем мероприятиям на правовую тему....

    Классный час в 5 классе на тему «Права ребёнка. Тренинг «Мы, наши права и наши обязанности».

    Благополучие детей и их права всегда вызывали пристальное внимание международного сообщества....

    Внеклассное занятие по правам человека

    Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регули...

    Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"

    Материалы классного часа с презентацией о правах ребёнка "Имею право на права"....

    Воспитательное занятие "Конвенция о правах ребёнка"

    Воспитательное занятие "Конвенция о правах ребёнка"...

    Презентация к внеклассному занятию "Мои права и обязанности" 6 класс

    Презентация к внеклассному занятию "Мои права и обязанности" 6 класс...