Внеклассное занятие по правам человека
методическая разработка по теме

Дегтярева (Сергеева) Татьяна Николаевна
Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. А что же такое право? Какие права у человека? Какими документами они гарантированы? Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnoe_po_pravam.rar767.76 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие

Тема: Права человека.

Цель: обобщение знаний учащихся о правах человека.

Задачи: Повышение уровня правовой культуры учащихся;

Продолжить формирование умений анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы, уметь их отстаивать, работать по тексту учебника, излагать "сквозные" вопросы темы урока

Способствовать воспитанию у учащихся умения отстаивать свою точку зрения и уважать мнение собеседника.

Оборудование: проектор, компьютер.

Ход занятия

Вводное слово учителя о целях и задачах урока.

Наша жизнь связана с правом, с действующими законами, юридическими нормами. Что бы человек ни делал, он вступает с другими людьми и даже с государством в определенные отношения, и эти отношения регулируются законами, правом. А что же такое право? Какие права у человека? Какими документами они гарантированы? Вот об этом мы с вами сегодня и поговорим.

Лучшие умы человечества доказывали значимость свободы человека и обязанность государства охранять наши права. Но вопрос о том, как это сделать лучше, оставался открытым. Права человека естественны, они принадлежат каждому от рождения только потому, что он — человек. Недаром говорят, что источник прав человека – в сущности человека. Права человека неотъемлемы. Это значит, что их нельзя утратить, поскольку они имеют отношение к факту самого человеческого существования. Права взаимозависимы и взаимосвязаны. Они универсальны, то есть, применимы к людям во всем мире, причем без ограничений во времени.

О каких принципах прав человека я упомянул(а)? Что означает слово «принципы»? (права естественны, неотъемлемы; взаимосвязаны; универсальны.)

Какими правами обладает человек?

Но кроме прав у нас есть и обязанности. Какие?

Какие документы закрепляют права человека?

Первый документ по правам человека появился в 1215г. под названием «Великая хартия вольностей». Этот документ обеспечивал права английских феодалов.

Следующий документ появился в 1776г. в Америке – «Декларация независимости», в 1789г. появляется французская «Декларация прав человека и гражданина».

Все эти документы хоть и отличаются между собой, но все они защищали права человека на жизнь, свободу и счастье.

В настоящее время права каждого человека на земле призвана защищать международная организация, созданная вскоре после окончания Второй мировой войны.

Что это за организация?

В 1945 году была образована ООН, целью которой является поддержание мира между народами и безопасности.

В 1948 году Комиссия по правам человека ООН, возглавляемая Элеонорой Рузвельт, вдовой экс - Президента США Франклина Рузвельта, активистом в области прав человека, подготовила специальный документ, «провозглашающий» права, которые должен иметь каждый человек в мире.

Всеобщую Декларацию прав человека. Элеонора Рузвельт назвала декларацию «Великой хартией вольностей» для всего человечества», поэтому сегодня Декларацию порой называют Хартией прав человека.

Наибольший вклад в работу Комиссии по выработке проекта Декларации внесли ее главный автор канадец Джон Питер Хампрей, Рене Кассэн (Франция), Чарлз Малик (Ливан), Пенг Чан Чэнг (Китай), Эрнан Санта Круз (Чили), Александр Богомолов и Алексей Павлов (Советский Союз), Лорд Дьюкстон и Джеффри Уилсон (Великобритания) и Уильям Ходгсон (Австралия).

10 декабря 1948 года в Париже на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята Декларация, которая определила базовые права человека.

Этот небольшой по объему документ (всего 30 статей) стал гимном человеку, его достоинству и самоценности. Он содержит не только перечень основных прав и политических свобод человека, но и перечень так называемых социально-экономических и культурных прав.

К числу политических прав человека Декларация отнесла право на жизнь, свободу и личную безопасность, право на справедливое и открытое правосудие, свободу мысли и совести, право на мирные собрания. Декларация установила, что наказания, ухудшающие положения виновного, не имеют обратной силы закона, а также неприкосновенность частной собственности.

Среди новшеств Декларации следует отметить право на социальную обеспеченность, право на свободный труд в нормальных условиях, право на образование, свободное участие в культурной жизни общества и право на использование мировых научных достижений на благо личности и человечества. Как результат продолжительной борьбы за права рабочих, в Декларации появилось право на свободное участие в профсоюзах, право на отдых и право на равную оплату труда.

Декларация - это не юридический договор, а прокламация (провозглашение) «общих достижений всех народов и наций», поэтому она не содержит в себе санкций за нарушения указанных прав и свобод.

Тем не менее, Декларация прав человека ООН имеет прямое действие, то есть на нее можно ссылаться при защите своих прав, и её положения часто используются в международных судах при рассмотрении дел по фактам нарушения прав человека.

Кроме того, на основании декларации построены два обязательных для участников ООН договора: Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах.

Текст документа заложил основы унификации в сфере прав человека, стал ориентиром и моделью для многочисленных конституционных и законодательных положений.

«Всеобщая декларация прав человека» закрепила права на: жизнь, свободу, неприкосновенность, равенство перед законом, владение имуществом, защиту от вмешательства в личную жизнь, труд, образование и т.д.

По различным оценкам экспертов, не менее 90 национальных конституций, выработанных после 1948 года, содержат формулировки основных прав, которые если и не воспроизводят в точности положения Декларации, то, по крайней мере, стимулированы ею.

В 1950 году ООН было решено отмечать день принятия Декларации как День прав человека.

10 декабря 2008 года закончилась кампания по случаю 60-летия Всеобщей Декларации прав человека, которая началась год назад, 10 декабря 2007 года.

Целью этой кампании было не только поощрение идеалов Декларации, принципов справедливости и равенства для всех, а также напоминание того, что цель воплощения Декларации в реальность для всех и каждого пока еще остается не достигнутой.

Как вы думаете, почему спустя 60 лет этот документ по-прежнему уважаем во всех странах мира и имеет большую значимость для развития демократических правовых государств?

Какие Ваши права, на ваш взгляд, должны быть гарантированы в первую очередь?

Обсуждение таблицы-схемы. 

На схеме представлены основные права и свободы, традиционно классифицируемые в юридической науке и документах, защищающих права человека.

Что Вы знаете об указанных правах и свободах личности? Назовите конкретные права, используя свой багаж знаний.

Докажите кратко, что все права и свободы универсальны и неотчуждаемы. Для этого возьмите любое право и прочтите его, подставив частицу «не». (Например, «НЕ каждый человек имеет право на участие в мирных собраниях и ассоциациях». Что из этого следует? Какие права будут нарушены?)

Возможно ли достижение полного равенства между людьми? Как вы понимаете равенство прав и обязанностей?

Очень тесно связана со «Всеобщей декларацией прав человека» «Конвенция о правах ребенка».

Что это за документ? (базовый документ по защите прав детей во всем мире).

В отличие от «Всеобщей декларации прав человека», которая лишь рекомендует и провозглашает права человека, «Конвенция о правах ребенка» требует обязательного выполнения прав всех детей.

В «Конвенции о правах ребенка» сформулированы права всех детей независимо от их национальности, цвета кожи, пола, религии.

Какие права есть у ребенка? (право на жизнь, гражданство, образование, отдых, заботу родителей, развитие талантов, способностей, личности, на общение и т.д.)

Кому предназначены эти важные документы: «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка»?

Итак, " право касается свободы, самого достойного и священного в человеке, и он сам, поскольку оно для него обязательно, должен знать его"

Знание законов помогает людям в их повседневной жизни, уберегает их от многих неприятностей. Помните, что " незнание законов не освобождает от ответственности"

«Конкурс знатоков права»

Теперь давайте проверим, как вы знаете свои права – права человека.

1. Разминка 

Необходимо установить соответствие между термином и определением.

(команды выполняют работу на заранее приготовленных учителем листочках)- учитываются скорость и правильность ответов

1

нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения по важным вопросам общественной жизни, принятый высшим представительным органом государства

А

права человека

2

гарантированные государством возможности человека в экономической, социальной, политической и культурной сферах

Б

Конституция

3

элемент правовой нормы, в котором изложены неблагоприятные последствия неправомерного поведения

В

закон

4

способность лица иметь права и обязанность

Г

преступление

5

основной закон государства

Д

санкция

6

предусмотренное уголовным законом виновно совершенное общественно опасное деяние физического лица

Ж

правоспособность

2. Домашнее задание

Каждая команда представляет презентацию по правам ребенка

3. конкурс «Права человека»

Командам раздаются карточки с незаконченными фразами, в которых упомянуты различные сказочные герои. Необходимо определить какое право сказочного персонажа нарушено и дописать его в продолжение фразы. При этом руководствоваться команды должны положениями «Всеобщей декларации прав человека». Время на размышление – 3 минуты. За каждую правильно законченную фразу команда получает 1балл. Всего предлагается 6 таких фраз. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 6 баллов.

Лягушка из сказки В Гаршина «Лягушка-путешественница», отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом ___________________ (на свободное передвижение).

Буратино из сказки А. Толстого «Золотой ключик», схватив крысу Шушару за хвост, нарушил ее право _________________________ ( на личную неприкосновенность).

Полицейские из сказки А. Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло, нарушили его право ____________________ (на неприкосновенность жилища).

Балда из «Сказки о попе и о его работнике Балде» А. Пушкина, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом _______________________ ( на труд).

Иван-царевич из сказки «Иван-царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право _______________________ ( на владение имуществом).

В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Иван-царевича, нарушив тем самым его право _________________________ ( на жизнь и личную неприкосновенность).

Ответы даны в скобках.

4. Заморочки (ответы устно - за каждый правильный ответ - команда получает жетон)

Нецензурная брань учащихся в школе - это издержки культуры или противоправное деяние?

Можно ли расценивать как шалость заведомо ложное сообщение о готовящемся взрыве в школе учащимся, нежелающим писать контрольную работу?

Может ли быть привлечен к уголовной ответственности 14-летний подросток, вымогавший деньги у одноклассников?

С какого возраста ребенок приобретает право на уважение его человеческого достоинства?

Кто пользуется преимущественными правами в отношении детей - отец или мать?

С какого возраста наступает уголовная ответственность?

С какого возраста ребенок может самостоятельно устроиться на работу?

5. «ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ»

Распределить в два столбика права и обязанности школьника:

бесплатное образование

активность в приобретении знаний

уважать мнение всех учащихся и учителей

удобное рабочее место

посещать школу в предназначенное для этого время

зашита личной собственности

посещение школьных мероприятий

не пропускать занятия без уважительных причин

вести себя корректно на переменах и уроках

деловое сотрудничество с учителем

соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности

беречь школьное имущество

ОТВЕТЫ: ПРАВА: 1,2,4,6,7,10 ОБЯЗАННОСТИ: 3,5,8,9,11,12

6. «МОЖЕТ - НЕМОЖЕТ» (по классам)

5 – 7 классы

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 10-летний гражданин без согласия родителей.

дает согласие на изменение своего имени и (или) фамилии;

дает согласие на свое усыновление или передачу в приемную семью, либо на восстановление родительских прав своих родителей;

выражает свое мнение о том, с кем из своих родителей, расторгающих брак в суде, он хотел бы проживать после развода;

вправе быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства;

может вступать в детские общественные объединения

ОТВЕТЫ:

                8 – 9 классы

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 14-летний гражданин без согласия родителей.

имеет право на получение паспорта;

дает письменное согласие для выхода из гражданства РФ вместе с родителями;

может выбирать себе место жительства (с согласия родителей);

в вправе, с согласия родителей, совершать любые сделки;

вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией, иными доходами;

осуществлять права автора охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими;

может поступить на работу (на легкий труд, не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей;

имеет право требовать отмены усыновления в случаях, указанных в законе;

как несовершеннолетний родитель вправе требовать установления отцовства в отношении своих детей в судебном порядке;

может обучаться вождению мотоцикла;

имеет право управлять велосипедом при движении по дорогам;

может вступать в молодежные общественные объединения;

подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.);

подлежит имущественной ответственности по заключенным сделкам, а также за причинение имущественного вреда;

может быть исключен из школы за определенные нарушения.

ОТВЕТЫ:

10 – 11 классы

Выбрать те действия, которые по закону может совершить 16-летний гражданин без согласия родителей.

купить мотоцикл

продать мотоцикл

прогулять стипендию с друзьями

заложить в ломбард свои золотые сережки

продать свой CD-плеер

открыть счет в банке

зарегистрировать авторское право на компьютерную программу

заключить авторский договор на публикацию своих рассказов в популярном журнале

быть председателем кооператива

вступить в брак

работать по трудовому договору

обучаться вождению автомобиля на дорогах

ОТВЕТЫ: 1,3,6,7,8,9,11,12

7. Сказка - ложь, да в ней намек:

Внимательно посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос. За каждый правильный ответ жетон.

Буратино получил в подарок золотой ключик. Каким правом он воспользовался? (Право владения, частной собственности)

Какое право нарушено принцем по отношению к Спящей красавице? (личная неприкосновенность)

Каким правом воспользовался князь Гвидон, превратившись в комара? (Правом уехать из своей страны, а также вернуться на Родину.)

Мистера Тыкву вытаскивают из его домика. Какое право нарушено? (нарушено право на неприкосновенность жилища).

III. Итог урока.

Подведение итогов игры - подсчет жетонов.

Итог урока

В 19 веке Ф.М.Достоевский сказал: "Счастье всего мира не стоит одной слезы на щеке невинного ребёнка" так давайте научимся уважать себя и других. И помните, что с уважением говорят только о тех людях, которые знают законы и живут в соответствии с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Право человека на жизнь"

Цель:сформировать представление о здоровье как одной из главных ценностей человеческой жизни;выделить компоненты здорового состояния человека;познакомить детей с правилами, помогающими сохранить...

Внеклассное мероприятие "Всеобщая декларация прав человека и гражданина"

Данное мероприятие способствует полному знакомству со структурой Организации объединенных наций, местоположения и основными функциями их деятельности. В ходе мероприятия учащиеся без труда разберуться...

Презентация к уроку, внеклассному мероприятию, посвященному Дню прав человека

Презентация к уроку, внеклассному мероприятию, посвященному Дню прав человека...

Презентация к внеклассному занятию "Мои права и обязанности" 6 класс

Презентация к внеклассному занятию "Мои права и обязанности" 6 класс...

Внеклассное занятие «Услышать сердце человека» для 4 класса.

Внеклассное занятие "Услышать сердце человека" для 4 класса....

Внеклассное занятие "Мои права и обязанности"

Цель: обобщить знания детей об основных правах ребенка; разднлить понятия "права" и "обязанности" и показать их единство....