Урок Мужества «Их в бой поднимала походная лира, И муза спасала бойца.»
классный час (8 класс) по теме

Урок Мужества о о беспримерном народном подвиге - произведениях советских поэтов и композиторов, участников грозовых событий Великой Отечественной войны

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzhestva_otkrytyy.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

гимназия №4 Ворошиловского района

Урок Мужества

 «Их в бой поднимала

 походная лира,

И муза спасала бойца.»

Выполнила:

Санарова Галина Энверовна,

учитель МОУ гимназии №4  

Волгограда

высшей квалификационной

категории

                                                         Волгоград 2012

Их в бой поднимала походная лира,

И муза спасала бойца.

        Звучат позывные

Ежегодно 9 мая  во всех городах России гремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живы безмерные страдания военных лет и мужество народа, боль и горечь утрат, гибель лучших сынов и дочерей России.

Живая память о беспримерном народном подвиге - произведения советских поэтов и композиторов, участников грозовых событий Великой Отечественной войны. С первых дней фашистского нашествия они мерзли в окопах, ходили в атаку и писали, рассказывали о войне, мобилизуя народ на борьбу, на Победу. Им мы посвящаем наш час Памяти.

1.   Реквием.

Вспомним всех поименно

 Горем вспомним своим...

Это нужно - не мертвым!

Это нужно –

живым!

Вспомним

гордо и прямо

погибших в борьбе....

Есть великое право:

 забывать о себе!

 Есть высокое право:

пожелать и посметь!

 Стала вечною

Славой

 мгновенная смерть!

      Великая Отечественная война... С первых ее дней деятели литературы и искусства        заняли свое место в общем строю борцов против фашистского   нашествия. Но главная их заслуга в том, что они создали такие произведения, которые, как набатный колокол, звали на беспощадную борьбу с захватчиками и помогали побеждать их.

Звучит песня «  Священная война.»

      Уже в первые часы войны В. Лебедев - Кумач создал стихотворение «Священная война», положенное на музыку композитором А. Александровым. В песне отразился единый патриотический и героический порыв народа, ненависть к захватчикам. Простые , не витиеватые слова легко запоминались каждому. Не случайно эта песня стала наиболее популярной в тяжелые годы Великой Отечественной войны, она торжественно и патетично звучала, когда с Октябрьского парада 1941 года на Красной площади бойцов провожали на фронт, действительно «на смертный бой».

    Стихи советских поэтов, участников грозовых событий   Великой Отечественной   войны, - живая память о беспримерном народном подвиге. Набатным голосом зазвучали их слова, мобилизуя народ на борьбу, на победу:

        Если я на поле ратном,
        Испустив предсмертный стон,

        Упаду в огне закатном

        Вражьей пулею сражен,

        Если ворон, словно в песне,

        Надо мною круг замкнет, —

        Я хочу, чтоб мой ровесник

        Через труп шагнул вперед. (Владимир Чугунов.)                                                  

 Разящие, гневные и мужественные строки стихов можно было видеть всюду: на        плакатах, на ящиках со снарядами, на пакетах черных солдатских сухарей.

В суровые для Родины дни поэты стали ее чутким нервом, отражая в стихах чувства, владеющие сражающимся народом: ненависть к врагу, готовность умереть за Отчизну, веру в Победу.


От черного дня до светлого дня

Пусть крестит меня испытаньем огня.

Идя через версты глухие,

Тобой буду горд,

 Тобой буду тверд,

 Матерь моя Россия!

Солдатская лирика Константина Симонова, народная мудрость произведений Александра Твардовского, фронтовые стихи Семена Гудзенко, Михаила Луконина, Бориса Слуцкого вводят нас в мир солдата, воюющего за Родину.

Вот стихи - клятва Александра Твардовского, служившего в то время в войсках, оборонявших Москву:

Пускай до последнего часа расплаты,

 До дня торжества, - недалекого дня –

И мне не дожить, как и многим ребятам,

 Что были нисколько не хуже меня.

Я долю свою по-солдатски приемлю,        

Ведь если бы смерть выбирать нам , друзья,
То лучше, чем смерть за родимую землю,
И выбрать нельзя.

«Победа» - это слово со всей силой убежденности возникает в поэтических строчках уже в самые тяжелые дни первых испытаний:

Испытало нас время свинцом и огнем,

Стали нервы железу под стать.

Победим. И вернемся. И радость вернем.

 И сумеем за все наверстать.

Неспроста к нам приходят неясные сны

Про счастливый и солнечный край.

 После долгих несчастий недружной весны

Ждет и нас ослепительный май.

Как поразительное пророчество воспринимаем сегодня мы это стихотворение, написанное в сентябре 1942 года.

Поэзия времен войны чрезвычайно разнообразна по жанрам и стилям. Лирика, патетика, сатира, агитация, стихотворения-листовки и письма в стихах — все эти средства поэзия мобилизовала для одной цели: для Победы.

В тяжелый для Родины час появился Василий Теркин, труженик-солдат, с горячим сердцем, с народной сметкой и хитрецой, мастер на все руки и мечтатель, влюбленный в свою родную землю, «святой и грешный русский чудо-человек». В его непреклонной вере в победу, неиссякаемом юморе и неистощимой бодрости отразился характер русского солдата, дух народа - воина, ведущего святой и правый бой ради жизни на земле.

Разрешите доложить

 Коротко и просто:

 Я большой охотник жить

Лет до девяноста

А война — про все забудь

И пенять не вправе.

Собирался в дальний путь,

Дан приказ: «Отставить!»


Грянул год, прошел черед,

Нынче мы в ответе

За Россию, за народ

И за все на свете.

От Ивана до Фомы,

Мертвые ль. живые,

Все мы вместе - это мы,

Тот народ, Россия.

Не все из них, солдат России, вернулись домой. Многие остались лежать в подмосковных снегах, у берегов Волги, за пределами родной земли.

Советская поэзия оплакала павших, с огромной силой передав боль расставания с теми, чью жизнь оборвала война.

«Наша железная и святая обязанность - прорыдать о страданиях нашего народа, прорыдать так, чтобы услышали будущие поколения» - писал Павел Антокольский.

Прощай. Поезда не приходят оттуда.

Прощай. Самолеты туда не летают.

Прощай. Никакого не сбудется чуда.

А сны только снятся нам. Снятся и тают.

Мне снится, что ты еще малый ребенок,

И счастлив, и ножками топчешь босыми

Ту землю, где столько лежит погребенных.

На этом кончается повесть о сыне.

Мы помним прошлое. Мы ставим памятники погибшим.И один из самых величественных памятников - слово поэта.

У насыпи братской могилы        

Я тихо, как память, стою,

В негнущихся пальцах сжимая

Гражданскую шапку свою...

И мертвых нетленные очи,

Победные очи солдат,

Как звезды сквозь облако ночи

На нас не мерцая глядят.

НАВСЕГДА останутся в памяти народной политические сатирические цветные плакаты   "Окна ТАСС", вошедшие в историю Великой Отечественной войны неповторимой

героической страницей как один из грозных видов идеологического оружия., беспощадно разившего немецко-фашистских оккупантов и их генералитет, как говорится, не в бровь, а в глаз.

Плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии. Многие из этих плакатов по силе эмоционального, морально-психологического восприятия читателем, зрителем стоят наряду с такими выдающимися всемирно известными произведениями искусства военного времени, как народный патриотический гимн "Священная война" Александрова или "Седьмая симфония" Шостаковича. Поэтому не случайно только за первые месяцы войны плакаты "Окон ТАСС" так досадили фашистской верхушке, гитлеровскому окружению, что главный нацистский идеолог -министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС".


Приезжавшие с фронтов, из партизанских отрядов и соединений нарочные красноармейцы и партизаны за плакатами рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах".

Газета "Красная Звезда" в марте 1942 г. опубликовала корреспонденцию партизана Саши "Плакаты - в тылу врага": "Багаж" партизана велик и разнообразен. В поход он берет с собой вооружение, инструменты, боеприпасы, продовольствие на несколько дней, литературу и... плакаты, листовки "Окон ТАСС". Последний груз - один из наиболее неудобных: плакаты трудно проносить, бумага "Окон ТАСС" чересчур плотна и громко хрустит. Но партизан не останавливают трудности: они берут и этот груз в рискованнейшие операции.

...Ночь. На подмогу разведчикам приходят местные жители. Тихо, крадучись во мгле по деревенским улицам и проулкам, осторожно обходя немецкие караулы и патрули, бесстрашные патриоты расклеивают, а в том случае, когда это не удается, раскладывают на земле цветные полотнища советских плакатов и "Окон ТАСС". Плакаты клеят на заборы, сараи, дома, где стоят немцы.

Можно представить себе, какой ужас овладел фашистами, когда в деревне М. они обнаружили на улице трех своих убитых солдат с приколотыми к их трупам плакатами: "Собаке - собачья смерть". Однажды, увидев утром расклеенное по деревне "Окно ТАСС", немцы так перепугались, что объявили боевую тревогу. Бывали случаи, когда фашисты из автоматов расстреливали плакаты.

Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов..."

За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской "Окна ТАСС" 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано

246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов, 1500 100 литографических плакатов... Они стали своеобразной живописной наглядной газетой, отражавшей жизнь советского народа во всем многообразии в Великой Отечественной войне.

Музыка тоже сражалась. Она раскрывала такой накал высоких человеческих чувств, такой патриотический подъем, что становится понятно, почему люди насмерть стояли под Москвой и Сталинградом, на Курской дуге и каждом клочке родной земли.

Тихо музыка

Невыносимой болью стала тревога за Родину для советских композиторов. В годы тяжких испытаний, выпавших на долю нашей страны Сергей Васильевич Рахманинов решил предложить помощь своему народу. Он стал давать концерты, сбор с которых целиком направлял в фонд Красной Армии. Посылая очередной денежный взнос, Рахманинов писал: «Хочу верить, верю в полную Победу!» Он не дожил до Победы. Смерть настигла его неожиданно. Умирающий Рахманинов до последней минуты слушал радио Москвы -он хотел слышать только голос Родины.  ( Усилить музыку)

     ... Утром 16 сентября 1941г. по Ленинградскому радио прозвучал голос Дмитрия Шостаковича: «Час назад я закончил партитуру двух частей большого симфонического произведения .

Начинает звучать Седьмая   симфония, тема «Нашествие»       /20-30 сек. /   Затем звук убавляется,    на фоне музыки ведущий продолжает:

Страна, жадно ловившая голос блокадного Ленинграда, не знала, что композитор говорит под гул зенитных орудий и разрывы бомб. А он продолжал: «Я сообщаю о своей работе для того, чтобы люди знали, что... все мы несем сейчас свою боевую вахту...»

Усиливается звучание симфонии. 

Тема «Нашествие» Звучит 2-3 минуты. Затем музыка умолкает.


         «Непобедим народ, создающий такую музыку!...» - сказал о Седьмой симфонии Шостаковича Алексей Толстой. На всех континентах она воспринималась как символ несгибаемого мужества советских людей в борьбе с гитлеровскими захватчиками, в схватке гуманизма с идеологией фашистского человеконенавистничества.

Музыка... Песня военных лет. ... От первого и до последнего выстрела на войне она находилась в строю. Песня... Она не раз утопала в бушующем море. Молнией сверкала и сгорала в небе. Умирала, расстрелянная фашистами. Но погибнуть она не имела права, потому, что она песня, потому, что породил ее бессмертный народ.

Песня любви, верности, отваги, смелости... Она помогла солдату находить щемящие душу слова для любимой, для той, которая была в то время недосягаемо далеко. «До тебя мне дойти нелегко, а до смерти четыре шага»... Кто не знает стихов этой песни? Пели ее солдаты и артисты, пели стар и млад. Поют ее и сегодня. И сегодня она трогает людские сердца, волнует души.

   Звучит песня К.Листова «В землянке»

Советские поэты создавали проникновенные лирические песни о Родине, о родном доме, солдатской дружбе и товариществе, о любви к далекой подруге. В них многообразно раскрывался душевный мир человека - воина. Душевность этих песен, иногда грусть и печаль были не менее мобилизующими... Именно таковы песни «Вечер на рейде» и «Соловьи» Соловьева - Седого,

«В прифронтовом лесу» и «Огонек» Михаила Исаковского.

Звучит песня «Вечер на рейде»

Воспитывать на победах, а не на поражениях, на созидании, а не на разрушении - это простое правило позволяет вырвать жизнь из замкнутого круга переживаний и депрессий... Негасимый огонь Победы должен пылать в каждом из нас, поддерживая преемственность исторической традиции, связь поколений.

Люди!

 Покуда сердца

стучатся, —

помните!

 Какою

ценой

завоевано счастье,

- пожалуйста,

помните!

Песню свою

отправляя в полет,

 помните!

О тех,

кто уже никогда

не споет, —

 помните!


Мечту пронесите

через года

 и жизнью

 наполните!..

 Но о тех,

 кто уже не прядет

никогда,—

 заклинаю,—

помните!

Прошу почтить память павших героев минутой молчания (запись с метрономом).

Война была крайним испытанием духовной прочности советского человека и всего нашего народа. Испытанием на разрыв. И непобедим народ, который уже в самые  тяжелые дни первых испытаний верил в победу, жил и боролся ради нее. Она не пришла сама, а далась ценой неисчислимых жертв и потерь, стала итогом долгой и трудной борьбы, нелегкого, тернистого пути, Вот в каком облике она предстает в песне «День Победы».

Звучит песня «День Победы».

Произведения советских писателей и композиторов были верным оружием борьбы,

помогали стойко преодолевать трудности на пути к Победе, выражали самую суть чувств и переживаний сражающегося народа. Вот почему они и по сей день остались в душе и

памяти народной, сохранив живой отсвет и звучание грозных пламенных лет Великой

Отечественной войны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок мужества в музее школы.

В канун битвы под Москвой в музее им 256 самоходной танковой бригады и одиннадцатого полка ВНОС (воздушного наблюдения, оповещения, связи) прошли уроки мужества.Учащиеся 3 класса в рамках проекта "Вре...

Урок Мужества. Устный журнал "Есть мужество,доступное немногим"

Материал предназначен для проведения устного журнала на уроке Мужества,посвященного военным датам .Это методическая разработка может быть использована с 8 по 11 класс....

Урок Мужества "Воля.Мужество.Героизм"

«ВОЛЯ. МУЖЕСТВО. ГЕРОИЗМ»встреча школьников с участниками локальных войн и вооруженных конфликтов,памяти 15-летия со дня начала Чеченской войны Дата, время и место проведения: 17 декабря 20...

Урок мужества "О мужестве, долге, чести."

Урок мужества для обучающихся 6 класса по теме " О мужестве, долге , чести."...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества.Цель: воспитание и формирование у обучающихся чувства патриотизма и гражданственности путем глубокого осознания беспримерного подвига   жителей  в годы Великой Отечественн...

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов

Урок мужества к 77-летию Победы в Великой Отечественной войне. Сценарий урока мужества «Вспомни всех поименно…», посвященный празднованию 77-летия Победы в Великой Отечественной вой...