Формирование культуры чтения в условиях школьной библиотеки
статья по теме
Предварительный просмотр:
Одной из главных задач работы библиотеки является воспитание интереса и любви к книге, стремление общению с ней, умение слушать и понимать художественный текст, то есть всего того, что составляет основание, фундамент для воспитания будущего взрослого читателя, литературно образованного человека.
В свете решения данной задачи необходимо показать книгу как эстетическую, духовную ценность, как произведение искусства, познакомить с различными произведениями детской литературы, с разными жанрами. развивать речь, языковое чутье, воображение, фантазию, память, прививать интерес к книге и художественной литературе, показывать ее как возможность понять себя, людей, окружающий мир.
Как научить ребенка любить литературу? Научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. С.Маршак говорил, что есть талант (а он спрятан в каждом), его надо открыть, вырастить и воспитать.
Книга вводит ребенка в самое сложное в жизни – в мир человеческих чувств, радостей и страданий, отношений, побуждений, мыслей, поступков, характеров. Книга учит “вглядываться” в человека, видеть и понимать его, воспитывает человечность.
Читатель в ребенке начинается раньше, чем он научится читать. Умение составлять слоги и слова – это лишь техника, настоящее чтение – это источник духовного обогащения. И очень много может дать ребенку школьная библиотека.
В школьной библиотеке создана непринужденная дружеская атмосфера общения с маленьким читателем, вызванная обоюдным интересом к книге. Библиотекарь – это посредник между читателем и книгой, читателем и писателем.
Библиотекарь опирается на учет возрастных индивидуально-психологических особенностей личности ребенка младшего возраста. Начальный период школьного детства 7-8 лет характеризуется несоответствием между относительно высокими требованиями восприятия произведения и несовершенной техникой чтения.
Записывая первоклассников в библиотеку, я узнаю через классных руководителей, как они читают. Это во многом определяет, какие книги рекомендовать им для самостоятельного чтения, а с какими они должны познакомиться, слушая чтение взрослого – родителей, библиотекаря.
Читатели 8-9 лет уже способны смотреть на своих героев и события, изображенные в книге, не изнутри, а как бы со стороны, поэтому возникают условия для более мотивированного, а значит, и более глубокого оценочного отношения к изображаемому.
Однако свое отношение к прочитанному они еще не могут выразить в суждениях. Всю гамму своих переживаний они чаще выражают одним словом – “нравится”. Этот универсальный критерий отношения к прочитанному характерен именно для данного возраста.
В практике школьно библиотеки используются методы индивидуального и массового руководства чтением и их формы.
В основе индивидуального метода руководства чтением – учет индивидуальных особенностей читательского развития ребенка, его интересов, увлечений, способностей.
В повседневной работе на абонементе и в читальном зале широко распространены рекомендательные беседы, беседы о прочитанном, индивидуальные консультации у книжных выставок. Во время рекомендательной беседы библиотекарь помогает не только выбрать конкретную книгу, но и старается вызвать у читателя интерес к ней, создавая соответствующую установку ее восприятия .
Характер рекомендательной беседы зависит от запросов читателя, его возраста, уровня его развития. Сначала выясняется, о чем хотел бы прочитать ребенок, затем показываются книги различной тематики. Это помогает читателю сделать выбор, приучает точнее формулировать спрос.
При возвращении книги читателем с ним проводится беседа. Беседа о прочитанном позволяет понять уровень и качество восприятия читателем книги.
Основными формами массового руководства чтением детей являются книжные выставки, обзоры литературы, групповые беседы о прочитанном, обсуждения книг, разнообразные литературные праздники и игры.
Книжная выставка экспонируется в течение определенного времени, призвана возбудить интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание.
В течение учебного года в библиотеке работают постоянные и переменные выставки. Постоянные книжные выставки: «Чудеса со всего света», «В гостях у сказки». Переменные книжные выставки формируются к важнейшим историческим датам, праздникам, юбилеям писателей, поэтов, деятелей искусства, науки и техники: «Самый город городился своей древностью…», «Звезда горит среди вселенной…» ( к юбилею И.А.Бунина), «Я – гражданин России», «Живым – поклон. Павшим – память», «Липецкая область. История и современность», «Встреча с Пришвиным», «Здравствуй, Олимпиада»
Библиотекарь не просто организует книжную выставку, но и обращает внимание детей на книги, расположенные на ней.
Особое место в формировании культуры чтения ребенка и развитии детей занимает массовая работа с читателями, которая для для активных читателей является формой подведения определенного итога в работе, праздником творчества ребят; для других участников – эмоционально привлекательной формой рекомендации книг, пробуждения и формирования читательского интереса.
В связи с ремонтом в библиотеке в начале учебного года была активизирована совместная работа школьной библиотеки и библиотек ГБС.
Так, в сентябре в детской библиотеке им. А.С. Пушкина школьники
3 «Г» класса(кл. рук. Клокова О.В.) стали участниками познавательно-развлекательной программы «Путешествие в Школоград», посвященной Дню знаний. Ребята совершили путешествие по библиотеке, побывали в ее отделах, а затем приняли активное участие в игре «Школьное поле чудес», которая состояла из нескольких туров. Дети отвечали на вопросы по разным темам, узнавали литературных героев, разгадывали загадки о школе и школьных предметах. В каждом конкурсе за правильный ответ давались жетончики, и победитель определялся по их подсчету в конце мероприятия. Все участники были награждены памятными медальками.
Дню народного единства было посвящено литературно-историческое путешествие «Имя - Россия», в котором приняли участие учащиеся осеннего школьного лагеря. С целью рекламы и привлечения читателей были представлены панно из фотографий детей «Наши читатели», панно «Дерево» в виде дерева, символизирующего библиотеку им. Пушкина с листочками-отзывами детей о библиотеке, художественные работы детей в рамках конкурса рисунка «Мой Елец». Был подготовлен раздаточный материал, используемый учащимися для выступлений и участия в краеведческой викторине. Мероприятие прошло очень интересно, оживленно. Самые активные участники были награждены призами.
В ноябре на фольклорно-игровые посиделки «У Осени в гостях» в библиотеку-филиал №7 пришли ребята 3 «В» класса (учитель Герасимова Г. Н.). Красавица Осень принесла свои дары и загадала ребятам много загадок об осенних месяцах, явлениях природы, дарах леса и огорода.
Дети, разделившись на 2 команды – “Октябрь” и “Ноябрь” приняли участие в разнообразных конкурсах. Читали стихи об осени, угадывали авторов известных стихотворений, вспоминали пословицы и народные приметы осени, разгадывали “Овощные загадки”.
Посиделки очень понравились ребятам, они ушли из библиотеки довольные и с хорошим настроением! Многие записались в библиотеку и стали ее читателями.
В федеральном государственном стандарте начального общего образования значительное место отведено требованиям к условиям реализации стандарта. Внимание акцентируется на создание комфортной, развивающей образовательной среды учебного заведения. В трактовке стандарта для этого понятия подразумеваются такие качества образования, как открытость, доступность, и привлекательность.
Все эти качества образования обеспечены в школьной библиотеке после ремонта.
В библиотеке имеется 3 компьютера, выход в Интернет. Многие учителя, обучающиеся и родители младших школьников пользуются документами библиотеки не только на печатных носителях, но и Итернет-ресурсами для подготовки к урокам, внеклассным мероприятия.
Читальный зал не бывает пустым: на каждой перемене многие обучающиеся пользуются услугами библиотеки – читают журналы, справочную литературу, ищут информацию в Интернете для подготовки к урокам.
4 декабря накануне приближающейся знаменательной даты г. Ельца в читальном зале школьной библиотеки прошел день памяти «Война. Победа. Память», посвященного 72-ой годовщине Елецкой операции. Обучающиеся 4 «Б» класса узнали о событиях декабря 1941-го года, просмотрели презентацию по данной теме, ответили на вопросы кроссворда.
Завершилось мероприятие рассказами детей о своих дедушках и бабушках, которые были участниками Великой Отечественной войны, а Федоров Вячеслав прочитал стихотворение собственного сочинение, посвященное родному городу.
Культура чтения предполагает воспитание грамотного читателя, т. е. читателя, который умеет выделить главное в тексте, умеет анализировать, делать выводы. Воспитанию грамотного читателя способствует исследовательская работа обучающихся. Так, учащиеся 4-х классов работали над созданием проекта «Всякое слово славит Господа». Ученики искали произведения русских писателей и поэтов, в которых отражаются их религиозные взгляды. Использовались не только печатные издания, но Интернет-ресурсы. Была проделана огромная работа по чтению, выявлению, анализу прочитанных произведений, сделан вывод: «Многие русские писатели и поэты были христианами и прославляли в своих произведениях Господа». Проекты обучающихся хранятся в библиотеке и используются в качестве вспомогательного средства для знакомства школьников с той или иной темой.
Формированию культуры чтения, воспитанию грамотного читателя способствуют библиотечные уроки, которые проводятся на классных часах, уроках литературы, в библиотеке им. Пушкина. Содержание таких уроков с каждым годом усложняется. Так, например, в начальной школе учащиеся знакомятся с элементами книги, с правилами выбора книг в библиотеке, а школьники среднего звена изучают структуру книги, учатся пользоваться научно-справочным аппаратом книги, каталогами, словарями, знакомятся с системой расстановки книг в библиотеке
Цель уроков – научить учащихся пользоваться библиотекой и книгой с минимальной потерей времени для поиска нужной информации.
Работа по привлечению ученика в библиотеку с целью показать величие слова, научить самостоятельно находить нужную информацию
постоянно проводится и будет продолжаться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Читательские интересы школьников и проблема формирования культуры чтения.
Роль чтения в формировании личности учащегося. ...
Тексты различных стилей и жанров как средство формирования культуры чтения
Предлагаемый комплект заданий содержит небольшие по объёму тексты из произведений художественной литературы, публицистики, а также из научно-популярных книг. Подобраны тексты разнообразные по те...
организация работы по формированию культуры речи в условиях детского дома.
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, необходимо уделять внимание формированию к...
Доклад на педагогическом совете 09.01.2020 г. на тему«Формирование смыслового чтения - необходимое условие развития метапредметных компетенций»
Смысловое чтение является метапредметной компетенций. В самом начале доклада я сформировала понимание данной темы в общем смысле слова. А далее попыталась обобщить применение наиболее известных приемо...
Презентация "Формирование смыслового чтения –необходимое условие развития метапредметных компетенций."Выступление на педагогическом семинаре
Презентация посвящена проблеме сформированности у старшекласссников навыков смыслового чтения. Задача- вынести проблему на пед.обсуждение и найти пути ее решения.Актуальность проблемы связана с ...
Методические рекомендации по формированию культуры чтения школьника
Методическая разработка...