"Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительной недостаточности у обучающихся с нарушениями зрения"
статья

Панкратова Татьяна Васильевна

Статья о практических методах использования наглядности, которые используются в  работе тифлопедагога в коррекционной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_na_mo_pankratova_t.v.docx16.71 КБ
Файл doklad_na_mo_pankratova_t.v.docx16.71 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г.Троицка

Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительного восприятия у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (материалы доклада на школьное методическое объединение учителей-дефектологов)

Разработала: учитель-дефектолог Панкратова Т.В.

2019

 (Слайд 1) В последнее время в центре педагогических исследований всё чаще оказываются вопросы обучения учащихся с нарушением зрения, с позиций обеспечения им равных с нормально видящими детьми образовательных условий.  Нарушения зрения обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, а это сказывается на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности и последующей трудовой адаптацией.

Зрительное восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на зрительный анализатор. Физиологический механизм зрительного восприятия обучающихся с нарушением зрения остается таким же как и у детей с нормальным зрением, но при слабовидении отмечается редуцирование некоторых особенностей восприятия. Это фрагментарное, неполное, неточное отображение, затруднение в осмыслении и обобщении воспринимаемого.  

У поступающих в специальные школы для детей с нарушениями зрения не сформирован такой богатый набор зрительных образов – представлений, который имеется у детей с сохранным зрением. Поэтому в школах IIIIV вида проводятся коррекционные занятии по развитию зрительного восприятия с использованием наглядности. Работа эта строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития. Наглядное обучение для детей с нарушением зрения называют «золотым правилом» учения.

Наглядность является не только дидактическим принципом, но и философским понятием, поскольку характеризует все человеческое познание и выражает его связь с объективной реальностью.

При нарушении сенсорного развития у обучающихся возникают определенные трудности в восприятии  наглядного материала, учитывая полисенсорность этого процесса, мы рассчитываем на компенсаторные преобразования, которые помогут довести до ученика необходимую информацию об изучаемом объекте.

Методические разработки использования наглядности для развития зрительного восприятия помогают обосновать наглядность, как средство, способствующее формированию у детей адекватных представлений об окружающем мире.

Мы предлагаем некоторые рекомендации по методике применения иллюстративного материала в коррекции недостаточного зрительного восприятия.

Дети с остротой зрения 0,04 и ниже - на лучшем видящем глазу, обучаются по Брайлю, но они могут в работе использовать и иллюстративный материал для зрячих.

В последние годы в четвёртых классах введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», где изучаются разные религии, дети знакомятся с разными направлениями искусства. (Слайд 2)  Обучающихся четвёртых классов очень заинтересовало произведение искусства Андрея Рублёва «Троица». Посвятить весь урок ОРКиСЭ одной картине – нет такой возможности. Мы стали изучать ее на уроках коррекции зрительного восприятия. Почему три лица, три ангела, а Бог един? Как осознать это человеку? (Слайд 3)  Как трудно частичнозрячему ребенку рассмотреть и понять это произведение искусства! Для исследования были взяты иллюстрации для зрячих и брайлевские альбомы с этой же картиной.

(Слайд 4)  Светится золотом образ вечного, несотворенного света, сияют нимбы вокруг голов ангелов. Цвет можно показать на картине, так как это хорошо видно даже частично зрячему ребенку.  В руках каждого из них посох странника. Посох лучше рассмотреть в брайлевском альбоме, но невозможно рассмотреть цвет одежды и знаки в живописи, которыми обозначали только одежды Христа (багряный хитон с широкой полосой (клавом) на плече).

Мы рассказываем о «Троице» Андрея Рублёва не только как об иконе, а как о великом творении художника, которое развивает способность сочувствовать, сопереживать и сорадовать другим.

Ведь это картина-символ Мира, Согласия и Любви. Мы знакомим с Троицей, как с выдающимся памятником культуры, общенациональным достоянием, с которым должны знакомиться люди всех воззрений, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. (Слайд 5) 

После такого подробного изучения этого произведения искусства детям было предложено нарисовать рисунки о своих мыслях, чувствах, что навеяло это произведение искусства.

(Слайд 6)  Одна девочка нарисовала трёх подруг и сказала простую, но мудрую детскую фразу: «Надо жить дружно». Этот ребенок живет в интернате и это для нее важно.

(Слайд 7)  Другая девочка нарисовала свою семью и  объяснила так: «Хочу, чтобы мы всей семьей жили вместе». У этого ребенка родители живут в разных городах. 

После таких занятий, где решаются и образовательные, и воспитательные, и коррекционные задачи хочется вспомнить слова Максимилиана Волошина: (Слайд 8) 

«Всё видеть, всё понять, все знать, все переживать,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить».

Посредством таких тифлопедагогических занятий с наглядностью, у детей с нарушениями зрения постепенно повышается качество правильного зрительного восприятия, развиваются его свойства, совершенствуется ориентировочно-поисковая, информационно-познавательная, регулирующая и контролирующая функции зрительной деятельности.

Обучающиеся всё правильно увидели, поняли, восприняли и пока они воплотили свои чувства в детских рисунках, но, надеемся, позже во взрослой жизни, они будут жить в Гармонии и Согласии с собой и с этим миром.



Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Общеобразовательная школа-интернат для слепых и слабовидящих обучающихся» г.Троицка

Применение иллюстративной наглядности как средства коррекции зрительного восприятия у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (материалы доклада на школьное методическое объединение учителей-дефектологов)

Разработала: учитель-дефектолог Панкратова Т.В.

2019

 (Слайд 1) В последнее время в центре педагогических исследований всё чаще оказываются вопросы обучения учащихся с нарушением зрения, с позиций обеспечения им равных с нормально видящими детьми образовательных условий.  Нарушения зрения обуславливает нарушения зрительного восприятия, становление которого неотделимо от познания мира, овладения речью, трудовыми навыками, а это сказывается на социализации личности, развитии познавательной и трудовой деятельности и последующей трудовой адаптацией.

Зрительное восприятие – это отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на зрительный анализатор. Физиологический механизм зрительного восприятия обучающихся с нарушением зрения остается таким же как и у детей с нормальным зрением, но при слабовидении отмечается редуцирование некоторых особенностей восприятия. Это фрагментарное, неполное, неточное отображение, затруднение в осмыслении и обобщении воспринимаемого.  

У поступающих в специальные школы для детей с нарушениями зрения не сформирован такой богатый набор зрительных образов – представлений, который имеется у детей с сохранным зрением. Поэтому в школах IIIIV вида проводятся коррекционные занятии по развитию зрительного восприятия с использованием наглядности. Работа эта строится как многоуровневая система целостного, комплексного, дифференцированного, регулируемого процесса психофизического развития. Наглядное обучение для детей с нарушением зрения называют «золотым правилом» учения.

Наглядность является не только дидактическим принципом, но и философским понятием, поскольку характеризует все человеческое познание и выражает его связь с объективной реальностью.

При нарушении сенсорного развития у обучающихся возникают определенные трудности в восприятии  наглядного материала, учитывая полисенсорность этого процесса, мы рассчитываем на компенсаторные преобразования, которые помогут довести до ученика необходимую информацию об изучаемом объекте.

Методические разработки использования наглядности для развития зрительного восприятия помогают обосновать наглядность, как средство, способствующее формированию у детей адекватных представлений об окружающем мире.

Мы предлагаем некоторые рекомендации по методике применения иллюстративного материала в коррекции недостаточного зрительного восприятия.

Дети с остротой зрения 0,04 и ниже - на лучшем видящем глазу, обучаются по Брайлю, но они могут в работе использовать и иллюстративный материал для зрячих.

В последние годы в четвёртых классах введен курс «Основы религиозных культур и светской этики», где изучаются разные религии, дети знакомятся с разными направлениями искусства. (Слайд 2)  Обучающихся четвёртых классов очень заинтересовало произведение искусства Андрея Рублёва «Троица». Посвятить весь урок ОРКиСЭ одной картине – нет такой возможности. Мы стали изучать ее на уроках коррекции зрительного восприятия. Почему три лица, три ангела, а Бог един? Как осознать это человеку? (Слайд 3)  Как трудно частичнозрячему ребенку рассмотреть и понять это произведение искусства! Для исследования были взяты иллюстрации для зрячих и брайлевские альбомы с этой же картиной.

(Слайд 4)  Светится золотом образ вечного, несотворенного света, сияют нимбы вокруг голов ангелов. Цвет можно показать на картине, так как это хорошо видно даже частично зрячему ребенку.  В руках каждого из них посох странника. Посох лучше рассмотреть в брайлевском альбоме, но невозможно рассмотреть цвет одежды и знаки в живописи, которыми обозначали только одежды Христа (багряный хитон с широкой полосой (клавом) на плече).

Мы рассказываем о «Троице» Андрея Рублёва не только как об иконе, а как о великом творении художника, которое развивает способность сочувствовать, сопереживать и сорадовать другим.

Ведь это картина-символ Мира, Согласия и Любви. Мы знакомим с Троицей, как с выдающимся памятником культуры, общенациональным достоянием, с которым должны знакомиться люди всех воззрений, вне зависимости от их конфессиональной принадлежности. (Слайд 5) 

После такого подробного изучения этого произведения искусства детям было предложено нарисовать рисунки о своих мыслях, чувствах, что навеяло это произведение искусства.

(Слайд 6)  Одна девочка нарисовала трёх подруг и сказала простую, но мудрую детскую фразу: «Надо жить дружно». Этот ребенок живет в интернате и это для нее важно.

(Слайд 7)  Другая девочка нарисовала свою семью и  объяснила так: «Хочу, чтобы мы всей семьей жили вместе». У этого ребенка родители живут в разных городах. 

После таких занятий, где решаются и образовательные, и воспитательные, и коррекционные задачи хочется вспомнить слова Максимилиана Волошина: (Слайд 8) 

«Всё видеть, всё понять, все знать, все переживать,

Все формы, все цвета вобрать в себя глазами,

Пройти по всей земле горящими ступнями,

Всё воспринять и снова воплотить».

Посредством таких тифлопедагогических занятий с наглядностью, у детей с нарушениями зрения постепенно повышается качество правильного зрительного восприятия, развиваются его свойства, совершенствуется ориентировочно-поисковая, информационно-познавательная, регулирующая и контролирующая функции зрительной деятельности.

Обучающиеся всё правильно увидели, поняли, восприняли и пока они воплотили свои чувства в детских рисунках, но, надеемся, позже во взрослой жизни, они будут жить в Гармонии и Согласии с собой и с этим миром.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОФИЛАКТИКА ЗРИТЕЛЬНОГО УТОМЛЕНИЯ, РАЗВИТИЯ ЗРИТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ И НАРУШЕНИЯ ЗРЕНИЯ

Одна из самых больших ценностей человека – зрение. После жизни и разума, зрение, пожалуй, самое необходимое. Необходимо беречь этот дар Природы, не давать ему угаснуть и развивать его возможности....

Статья "Использование сохранных анализаторов в развитии зрительно-двигательной координации дошкольников с нарушением зрения"

Данная статья  знакомит со специальными  методами и приемами для развития зрит ельно-двигательной координации у детей с нарушением зрения....

Круглый - стол для родителей на тему: "Особенности зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения"

В данной статье вниманию родителей предлагаются игры и упражнения для детей, имеющих нарушения  зрительного восприятия, которые можно использовать в домашних условиях....

«ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ЗРИТЕЛЬНОЙ ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ».

«ОСОБЕННОСТИ   ПРОВЕДЕНИЯ  ЗРИТЕЛЬНОЙ  ГИМНАСТИКИ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ»....

Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания

Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию....

Развитие наглядно – образного мышления у обучающихся с нарушениями зрения.

Слабовидение – это тяжёлое расстройство зрения, определяемое количественными и качественными показателями. При глубоком нарушении зрения у детей страдают познавательные процессы (восприятие, воо...