Рабочая программа и календарно-тематическое планирование математического кружка "ЭВРИКА"
рабочая программа (5 класс) по теме

Одним из видов внеклассной работы по математике в школе является математический кружок. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует  развитию  математического кругозора, познанию математических закономерностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Краснодарский край

МБОУ СОШ № 22 села Соленого

Программа математического кружка «Эврика»

1.Пояснительная записка.

 Актуальность изучаемой деятельности.

Одним из видов внеклассной работы по математике в школе является математический кружок. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует  развитию  математического кругозора, познанию математических закономерностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки школьников.

Анализ программ; предшествующих модифицированной программе, её достижения и недостатки.

Данная модифицированная программа кружка составлена на основе «Программы для

внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» М «Просвещение» 1997г., в которой предлагается материал для углубленного изучения материала, изучаемого в школе, а также разделы, не включенные в школьную программу по математике.

Обоснование внесенных изменений.

  Модифицированная программа кружка « Эврика» предполагает  углубленное изучение материала лишь по темам «Вычисления», «Решение комбинаторных задач»,  обучая школьников нетрадиционными приемами устного вычисления, решению логических задач. Основное содержание программы способствует познанию математических чудес и тайн, знакомству с историей математики. Вносимые изменения обусловлены тем, что у учащихся снижен интерес к математике как к науке. Главная причина - это восприятие детьми математики как недоступной науки, оторванной от реального мира. Интерес к математике непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.

Цель занятий кружка: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

Задачи:

- знакомство с историей развития математики;

- овладение приемами нетрадиционных вычислений;

- формирование умений решать логические и комбинаторные задачи;

- расширять понятие о геометрических фигурах, построениях;

- учить разгадывать математические фокусы и головоломки.

 Пути, средства и методы достижения целей.

 Успешное достижение цели объединения «Эврика» возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель кружка умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения.

 Сроки реализации программ.

Программа кружка рассчитана на 1 год обучения, 144 часа, 4 часа в неделю.

 Возраст школьников 12- 15 лет.

 Формы организации детского коллектива; 

- эвристическая беседа,  

- деловая игра,

- демонстрация опытов,

- конкурс, викторина,

- математический праздник,

- создание математических кроссвордов.

       

                     2. Учебно-тематический план.

Наименование разделов

Всего

часов

Кол-во часов учебных  занятий 

Теоретических

Практических

Выездных

1

Вводное занятие

2

1

1

2

Функции и графики

16

8

8

3

Числа

4

1

3

4

 Выражения и их преобразования

6

2

4

5

Уравнения и неравенства

14

4

10

6

Системы уравнений и неравенств

6

3

3

7

Тригонометрия

12

6

6

8

Итоговое занятие

2

1

1

ИТОГО                                     72                    26                         36                            

                   

                  3.Содержание программы.

1. Вводное занятие.

 Теория.

   Значение математики в жизни человека. Задачи и содержание кружка. Правила работы в кружке. Безопасность труда и правила санитарной гигиены.

Практика.

Решение задач.

 2.Функции и графики .

Теория.

История возникновения и развития понятия «функция» Способы задания функций. Преобразование графиков функций. Функции с модулем. Оригинальные функции.

Функции в природе и технике.

Практика.

Решение задач. Построение графиков.

3. Числа.

Теория.

Виды чисел. Стандартный вид числа.

Практика.

Решение задач.

4. Выражения и их преобразования.

Теория.

Виды математических выражений. Область определения  выражений. Формулы сокращённого умножения. Возведение двучлена в степень. Свойства степени и квадратного корня.

Практика.

Решение задач. .

5. Уравнения и неравенства.

Теория.

Виды уравнений и неравенств, способы и методы их решения. Уравнения и неравенства с модулем и параметром. Линейные неравенства с двумя переменными.

Практика.

Решение задач.

6. Системы уравнений и неравенств.

Теория.

Способы решения систем уравнений. Системы линейных неравенств с одной и двумя  переменными.

Практика.

Решение задач.

7. Тригонометрия.

Теория.

История возникновения тригонометрии как науки. Радиан. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Тригонометрические формулы.

Практика.

. Решение задач.

8. Итоговое занятие.

Теория. Творческие отчеты.

Практика. Мониторинг. Награждение.

                         

                         

                 

 4. Формы и виды контроля.

Темы

Название раздела

Вид контроля

Форма

1

Вводное занятие

Персональный

Устный зачет

2

Нетрадиционные приемы вычислений

Персональный

Мониторинг обученности.

3

Числовые множества

Персональный

Олимпиада

4

Логика в математике

Персональный

Конкурс задач

5

Наглядная геометрия

Персональный

Защита творческой работы

6

Координаты

Групповой.

Игры: «Морской бой»,»Остров сокровищ»

7

Топологические опыты

Персональный

Творческий отчет, демонстрация опытов.

8

Из истории математики

Персональный

Устный журнал

9

Математическая мозаика

Групповой.

Выпуск мини-газет

10

Итоговое занятие

Групповой.

Математический праздник

5. Методические рекомендации.

     Математический кружок  «Эврика» - добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к математике. Содержание программы кружка является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические  занятия в кружке подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, кружковцы учатся  выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания в кружке среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.

Демонстрационный материал для учителя: иллюстрации примеров «золотого сечения», предметы для демонстрации опытов: спички пуговицы, шнуры, платки и т.д., геометрические фигуры, развертка объемов фигур, образцы оформления математических мини-газет.

Материалы для детей: альбом для рисования, картон, клей, простые и цветные карандаши, линейка, ножницы, цветная бумага, проволока и т.д.      

6. Список литературы, рекомендуемый для детей.

1.А.П. Савин, В.В. Станцо. «Я познаю мир», Математика. М.: АСТ,1996г.

2.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин, Математическая шкатулка. Пособие для учащихся. М.: Просвещение,1984г.

3. М. Гарднер. Математические чудеса и тайны. М.: Науха,1982г.

4. Н.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-7 классов. М.: МИРОС, КПЦ, «Марта»,1992г.

        7.Список литературы, рекомендуемый для педагогов.

1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1997г.

2.Н.Б. Балк, Г.Д. Балк. Математика после уроков. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990г.

3. С.С. Минаев. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1993г.

4. М. Гарднер. Математические чудеса и тайны. М.: Науха,1982г.

5. Н.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-7 классов. М.: МИРОС, КПЦ, «Марта»,1992г.

Календарно-тематический план

объединения «Эврика».

 

Дата

№ занятия

Название раздела и темы

Всего часов

Теоретиче-ских

Практических

Выездных

1

Вводное занятие

2

1

1

Числовые множества

22

6

12

4

2

Как мы считаем?

2

1

1

3

Различные системы счисления. Полосковый код.

2

0.5

1.5

4

Фигурные, совершенные, дружественные числа

2

1

1

5

Магические квадраты

2

0.5

1.5

6

Зашифрованные примеры

2

0.5

1.5

7

Удивительные равенства

2

0.5

1.5

8

Задачи международного конкурса «Кенгуру»

2

0.5

1.5

9

Задачи на переливания

2

1

1

10

Занимательные задачи

2

0.5

1.5

11

Олимпиада

2

-

-

2

12

Олимпиада

2

-

-

2

Нетрадиционные приемы вычислений

20

4

16

13

Вычисление суммы последовательных натуральных  чисел

2

0.25

1.75

14

Умножение на 5, 50

2

2

2

0.25

17.5

15

Умножение на 25, 250

2

0.5

1.5

16

Деление 25, 250

2

0.25

1.75

17

Умножение на 155, 175

2

0.5

1.5

18

Возведение в квадрат чисел оканчивающихся 5

2

0.5

1.5

19

Возведение в квадрат произвольных чисел

2

0.5

1.5

20

Вычисление значений выражений удобным способом

2

0.5

1.5

21

Применение распределительного свойства сложения.

2

0.5

1.5

22

Мониторинг обученности. Зачетная работа    

2

0,25

1,75

Логика в математике

16

8

8

23

Логика перебора

2

1

1

24

Комбинированные задачи Правило умножения.

2

1

1

25

Учимся правильно рассуждать

2

1

1

26

Задача о колпаках

2

1

1

27

«Или», «и», «если» и «не».

2

1

1

28

Софизмы

2

1

1

29

Вычислять или перебирать

2

1

1

30

Игра «.Крестики- нолики»

2

1

1

Наглядная геометрия

22

6

16

31

Первые шаги в геометрии

2

0.5

1.5

32

Пространство и размерность

2

0.5

1.5

33

Куб и его свойства

2

0.5

1.5

34

Загадочный треугольник

2

0.5

1.5

35

Геометричес-кие головоломки

2

0.5

1.5

36

Длина, площадь, объем.

2

0.5

1.5

37

Окружность

2

0.5

1.5

38

Геометрический тренинг

2

0.5

1.5

39

Задачи со спичками

2

0.5

1.5

40

Золотое сечение

2

0.5

1.5

41

Оригами

2

1

1

Координаты

12

4

8

42

Параллели и меридианы, координаты.

2

0,5

1,5

  43

Игры, связанные с координатами

2

0,5

1,5

44

Игра « Морской бой»

2

0,5

1,5

45

Игра «Остров сокровищ».

2

0,5

1,5

46

Игра «Шашки»

2

0,5

1,5

47

Игра «Шахматы».

2

0,5

1,5

Топологические опыты.

16

8

8

48

Топология. Что это?

2

1

1

49

Лист Мебиуса, опыт «Солдатик перевертыш».

2

1

1

50

Топологический опыт «Несколько разрезов».

2

1

1

51

 Опыт с платком.

2

1

1

52

Опыт с резиновыми кольцами.

2

1

1

53

Опыт со шнурами

2

1

1

54

Опыт с одеждой  «Загадочная петля»

2

1

1

55

Задача на вычерчивание фигур одним росчерком.

2

1

1

Из истории математики

12

8

4

56

Кто был первым математиком?

2

1.5

0.5

57

История чисел.

2

1.5

0.5

58

История возникновения математических понятий.

2

1.5

0.5

59

Математика допетровской Руси.

2

1.5

0.5

60

Календарь

2

1.5

0.5

61

Финансовые пирамиды

2

1.5

0.5

Математическая мозаика.

20

4

16

62

Игры на предсказание чисел.

2

0.5

1.5

63

Тайны девятки.

2

0.25

1.75

64

Отгадывание возраста.

2

0.5

1.5

65

Тайна семерки.

2

0.25

1.75

66

Психологические моменты

2

0.5

1.5

67

Парадокс шахматной доски.

2

0.5

1.5

68

Исчезновение фигур.

2

0.5

1.5

69

Фокус с прикосновением.

2

0.5

1.5

70

Карта цветов

2

0.5

1.5

71

Демонстрация опытов

2

-

2

Итоговое занятие.

2

-

2

72

Мониторинг обученности. Выставка работ. Награждение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 11 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 11 класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе поясн...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование для 10 класса по программе Н. Г. Гольцовой

Рабочая программа для 10  класса по русскому языку с календарно-тематическим планированием создана в соответсвии с требованиями аккредитационной комиссии Министерства образования. Содержит в себе...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...