Главные вкладки

    Рабочая программа (5 класс) по теме:
    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование математического кружка "ЭВРИКА"

    Одним из видов внеклассной работы по математике в школе является математический кружок. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует  развитию  математического кругозора, познанию математических закономерностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки школьников.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край

    МБОУ СОШ № 22 села Соленого

    Программа математического кружка «Эврика»

    1.Пояснительная записка.

     Актуальность изучаемой деятельности.

    Одним из видов внеклассной работы по математике в школе является математический кружок. Вызывая интерес учащихся к предмету, кружок способствует  развитию  математического кругозора, познанию математических закономерностей, привитию навыков самостоятельной работы и тем самым повышению качества математической подготовки школьников.

    Анализ программ; предшествующих модифицированной программе, её достижения и недостатки.

    Данная модифицированная программа кружка составлена на основе «Программы для

    внешкольных учреждений и общеобразовательных школ» М «Просвещение» 1997г., в которой предлагается материал для углубленного изучения материала, изучаемого в школе, а также разделы, не включенные в школьную программу по математике.

    Обоснование внесенных изменений.

      Модифицированная программа кружка « Эврика» предполагает  углубленное изучение материала лишь по темам «Вычисления», «Решение комбинаторных задач»,  обучая школьников нетрадиционными приемами устного вычисления, решению логических задач. Основное содержание программы способствует познанию математических чудес и тайн, знакомству с историей математики. Вносимые изменения обусловлены тем, что у учащихся снижен интерес к математике как к науке. Главная причина - это восприятие детьми математики как недоступной науки, оторванной от реального мира. Интерес к математике непременно повысится, если дети увидят, что она окружает их, сопровождает и даже помогает решать жизненные задачи.

    Цель занятий кружка: формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, овладение конкретными математическими знаниями, необходимыми для применения в практической деятельности;

    Задачи:

    - знакомство с историей развития математики;

    - овладение приемами нетрадиционных вычислений;

    - формирование умений решать логические и комбинаторные задачи;

    - расширять понятие о геометрических фигурах, построениях;

    - учить разгадывать математические фокусы и головоломки.

     Пути, средства и методы достижения целей.

     Успешное достижение цели объединения «Эврика» возможно путём создания условия радости познания нового, целенаправленного информационного взаимодействия учителя и ученика. Важно, чтобы руководитель кружка умело сочетал словесные, наглядные и практические методы обучения.

     Сроки реализации программ.

    Программа кружка рассчитана на 1 год обучения, 144 часа, 4 часа в неделю.

     Возраст школьников 12- 15 лет.

     Формы организации детского коллектива; 

    - эвристическая беседа,  

    - деловая игра,

    - демонстрация опытов,

    - конкурс, викторина,

    - математический праздник,

    - создание математических кроссвордов.

           

                         2. Учебно-тематический план.

    Наименование разделов

    Всего

    часов

    Кол-во часов учебных  занятий 

    Теоретических

    Практических

    Выездных

    1

    Вводное занятие

    2

    1

    1

    2

    Функции и графики

    16

    8

    8

    3

    Числа

    4

    1

    3

    4

     Выражения и их преобразования

    6

    2

    4

    5

    Уравнения и неравенства

    14

    4

    10

    6

    Системы уравнений и неравенств

    6

    3

    3

    7

    Тригонометрия

    12

    6

    6

    8

    Итоговое занятие

    2

    1

    1

    ИТОГО                                     72                    26                         36                            

                       

                      3.Содержание программы.

    1. Вводное занятие.

     Теория.

       Значение математики в жизни человека. Задачи и содержание кружка. Правила работы в кружке. Безопасность труда и правила санитарной гигиены.

    Практика.

    Решение задач.

     2.Функции и графики .

    Теория.

    История возникновения и развития понятия «функция» Способы задания функций. Преобразование графиков функций. Функции с модулем. Оригинальные функции.

    Функции в природе и технике.

    Практика.

    Решение задач. Построение графиков.

    3. Числа.

    Теория.

    Виды чисел. Стандартный вид числа.

    Практика.

    Решение задач.

    4. Выражения и их преобразования.

    Теория.

    Виды математических выражений. Область определения  выражений. Формулы сокращённого умножения. Возведение двучлена в степень. Свойства степени и квадратного корня.

    Практика.

    Решение задач. .

    5. Уравнения и неравенства.

    Теория.

    Виды уравнений и неравенств, способы и методы их решения. Уравнения и неравенства с модулем и параметром. Линейные неравенства с двумя переменными.

    Практика.

    Решение задач.

    6. Системы уравнений и неравенств.

    Теория.

    Способы решения систем уравнений. Системы линейных неравенств с одной и двумя  переменными.

    Практика.

    Решение задач.

    7. Тригонометрия.

    Теория.

    История возникновения тригонометрии как науки. Радиан. Основные тригонометрические тождества. Формулы приведения. Тригонометрические формулы.

    Практика.

    . Решение задач.

    8. Итоговое занятие.

    Теория. Творческие отчеты.

    Практика. Мониторинг. Награждение.

                             

                             

                     

     4. Формы и виды контроля.

    Темы

    Название раздела

    Вид контроля

    Форма

    1

    Вводное занятие

    Персональный

    Устный зачет

    2

    Нетрадиционные приемы вычислений

    Персональный

    Мониторинг обученности.

    3

    Числовые множества

    Персональный

    Олимпиада

    4

    Логика в математике

    Персональный

    Конкурс задач

    5

    Наглядная геометрия

    Персональный

    Защита творческой работы

    6

    Координаты

    Групповой.

    Игры: «Морской бой»,»Остров сокровищ»

    7

    Топологические опыты

    Персональный

    Творческий отчет, демонстрация опытов.

    8

    Из истории математики

    Персональный

    Устный журнал

    9

    Математическая мозаика

    Групповой.

    Выпуск мини-газет

    10

    Итоговое занятие

    Групповой.

    Математический праздник

    5. Методические рекомендации.

         Математический кружок  «Эврика» - добровольное творческое объединение учащихся, проявляющих интерес к математике. Содержание программы кружка является дополнением к основному образованию, отличается занимательностью и новизной, что позволяет школьникам без страха пробовать свои силы, выявлять и развивать скрытые способности и творческие наклонности. Систематические  занятия в кружке подводят школьников к более глубокому пониманию необходимости овладения основами математики, способствуют повышению успеваемости и тем самым помогают школе решать важную задачу: учить детей учиться. Кроме того, кружковцы учатся  выпускать газеты, готовить устные журналы, а также пропагандируют полученные знания в кружке среди одноклассников, младших школьников, выступая с сообщениями по отдельным изученным темам. Содержание программы адаптировано к возрасту детей.

    Демонстрационный материал для учителя: иллюстрации примеров «золотого сечения», предметы для демонстрации опытов: спички пуговицы, шнуры, платки и т.д., геометрические фигуры, развертка объемов фигур, образцы оформления математических мини-газет.

    Материалы для детей: альбом для рисования, картон, клей, простые и цветные карандаши, линейка, ножницы, цветная бумага, проволока и т.д.      

    6. Список литературы, рекомендуемый для детей.

    1.А.П. Савин, В.В. Станцо. «Я познаю мир», Математика. М.: АСТ,1996г.

    2.Ф.Ф. Нагибин, Е.С. Канин, Математическая шкатулка. Пособие для учащихся. М.: Просвещение,1984г.

    3. М. Гарднер. Математические чудеса и тайны. М.: Науха,1982г.

    4. Н.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-7 классов. М.: МИРОС, КПЦ, «Марта»,1992г.

            7.Список литературы, рекомендуемый для педагогов.

    1. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М.: Просвещение, 1997г.

    2.Н.Б. Балк, Г.Д. Балк. Математика после уроков. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1990г.

    3. С.С. Минаев. Вычисления на уроках и внеклассных занятиях по математике. Пособие для учителя. М.: Просвещение,1993г.

    4. М. Гарднер. Математические чудеса и тайны. М.: Науха,1982г.

    5. Н.Ф. Шарыгин, Л.Н. Ерганжиева. Наглядная геометрия. Учебное пособие для 5-7 классов. М.: МИРОС, КПЦ, «Марта»,1992г.

    Календарно-тематический план

    объединения «Эврика».

     

    Дата

    № занятия

    Название раздела и темы

    Всего часов

    Теоретиче-ских

    Практических

    Выездных

    1

    Вводное занятие

    2

    1

    1

    Числовые множества

    22

    6

    12

    4

    2

    Как мы считаем?

    2

    1

    1

    3

    Различные системы счисления. Полосковый код.

    2

    0.5

    1.5

    4

    Фигурные, совершенные, дружественные числа

    2

    1

    1

    5

    Магические квадраты

    2

    0.5

    1.5

    6

    Зашифрованные примеры

    2

    0.5

    1.5

    7

    Удивительные равенства

    2

    0.5

    1.5

    8

    Задачи международного конкурса «Кенгуру»

    2

    0.5

    1.5

    9

    Задачи на переливания

    2

    1

    1

    10

    Занимательные задачи

    2

    0.5

    1.5

    11

    Олимпиада

    2

    -

    -

    2

    12

    Олимпиада

    2

    -

    -

    2

    Нетрадиционные приемы вычислений

    20

    4

    16

    13

    Вычисление суммы последовательных натуральных  чисел

    2

    0.25

    1.75

    14

    Умножение на 5, 50

    2

    2

    2

    0.25

    17.5

    15

    Умножение на 25, 250

    2

    0.5

    1.5

    16

    Деление 25, 250

    2

    0.25

    1.75

    17

    Умножение на 155, 175

    2

    0.5

    1.5

    18

    Возведение в квадрат чисел оканчивающихся 5

    2

    0.5

    1.5

    19

    Возведение в квадрат произвольных чисел

    2

    0.5

    1.5

    20

    Вычисление значений выражений удобным способом

    2

    0.5

    1.5

    21

    Применение распределительного свойства сложения.

    2

    0.5

    1.5

    22

    Мониторинг обученности. Зачетная работа    

    2

    0,25

    1,75

    Логика в математике

    16

    8

    8

    23

    Логика перебора

    2

    1

    1

    24

    Комбинированные задачи Правило умножения.

    2

    1

    1

    25

    Учимся правильно рассуждать

    2

    1

    1

    26

    Задача о колпаках

    2

    1

    1

    27

    «Или», «и», «если» и «не».

    2

    1

    1

    28

    Софизмы

    2

    1

    1

    29

    Вычислять или перебирать

    2

    1

    1

    30

    Игра «.Крестики- нолики»

    2

    1

    1

    Наглядная геометрия

    22

    6

    16

    31

    Первые шаги в геометрии

    2

    0.5

    1.5

    32

    Пространство и размерность

    2

    0.5

    1.5

    33

    Куб и его свойства

    2

    0.5

    1.5

    34

    Загадочный треугольник

    2

    0.5

    1.5

    35

    Геометричес-кие головоломки

    2

    0.5

    1.5

    36

    Длина, площадь, объем.

    2

    0.5

    1.5

    37

    Окружность

    2

    0.5

    1.5

    38

    Геометрический тренинг

    2

    0.5

    1.5

    39

    Задачи со спичками

    2

    0.5

    1.5

    40

    Золотое сечение

    2

    0.5

    1.5

    41

    Оригами

    2

    1

    1

    Координаты

    12

    4

    8

    42

    Параллели и меридианы, координаты.

    2

    0,5

    1,5

      43

    Игры, связанные с координатами

    2

    0,5

    1,5

    44

    Игра « Морской бой»

    2

    0,5

    1,5

    45

    Игра «Остров сокровищ».

    2

    0,5

    1,5

    46

    Игра «Шашки»

    2

    0,5

    1,5

    47

    Игра «Шахматы».

    2

    0,5

    1,5

    Топологические опыты.

    16

    8

    8

    48

    Топология. Что это?

    2

    1

    1

    49

    Лист Мебиуса, опыт «Солдатик перевертыш».

    2

    1

    1

    50

    Топологический опыт «Несколько разрезов».

    2

    1

    1

    51

     Опыт с платком.

    2

    1

    1

    52

    Опыт с резиновыми кольцами.

    2

    1

    1

    53

    Опыт со шнурами

    2

    1

    1

    54

    Опыт с одеждой  «Загадочная петля»

    2

    1

    1

    55

    Задача на вычерчивание фигур одним росчерком.

    2

    1

    1

    Из истории математики

    12

    8

    4

    56

    Кто был первым математиком?

    2

    1.5

    0.5

    57

    История чисел.

    2

    1.5

    0.5

    58

    История возникновения математических понятий.

    2

    1.5

    0.5

    59

    Математика допетровской Руси.

    2

    1.5

    0.5

    60

    Календарь

    2

    1.5

    0.5

    61

    Финансовые пирамиды

    2

    1.5

    0.5

    Математическая мозаика.

    20

    4

    16

    62

    Игры на предсказание чисел.

    2

    0.5

    1.5

    63

    Тайны девятки.

    2

    0.25

    1.75

    64

    Отгадывание возраста.

    2

    0.5

    1.5

    65

    Тайна семерки.

    2

    0.25

    1.75

    66

    Психологические моменты

    2

    0.5

    1.5

    67

    Парадокс шахматной доски.

    2

    0.5

    1.5

    68

    Исчезновение фигур.

    2

    0.5

    1.5

    69

    Фокус с прикосновением.

    2

    0.5

    1.5

    70

    Карта цветов

    2

    0.5

    1.5

    71

    Демонстрация опытов

    2

    -

    2

    Итоговое занятие.

    2

    -

    2

    72

    Мониторинг обученности. Выставка работ. Награждение.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку по программе С.И. Львовой, 9 класс...

    Рабочая программа и Календарно-тематическое планирование «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники». 6 класс (биология 1 час/нед) Авторы: Пономарёва Н.И., Корнилова О.А., Кучменко В.С. на 2012 – 2013 учебный год

    Рабочая программа на 2012 – 2013 учебный год разработана на основе авторской «Природоведение. Биология. Экология. 5-11 классы. И.Н. Пономаревой, В.С. Кучменко, 6 класс Растения. Бактерии. Грибы....

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности в 1-4 классах "Я познаю мир и себя"

    Коллеги, на основе программы  психологического развития младших школьников «Уроки психологического развития» автор Н.П. Локалова,  ваших и моих личных разработок была написана п...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы Е. А. Семенко (2013-2014 учебный год)

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по алгебре и началам анализа (10 - 11 кл.) составлены на основе Авторской программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев Краснодарско...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.), составленные на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой (2009 год)

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по геометрии (10 - 11 кл.) составлены на основе авторской программы В. А. Смирнова, И. М. Смирновой  (2009 год).Рабочая программа и календ...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по литературе по программе Г.Беленького и Ю.Лыссого на 136 часов 6 класс

    Рабочая программа составлена для класса с углублённым изучением литературы на 136 часов (из расчёта 4 часа внеделю). Учитель обращает особое  внимание на уроки по развитию речи (устной и письменн...

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование по русскому языку в 8 классе по программе Т.М.Баранова и Т.А.Ладыженской

    Рабочая программа и календарно-тематическое планирование в 8 классе по русскому языку на 136 часов( 4 урока в неделю)....