Час А.С.Пушкина
классный час (7 класс) по теме

Мисикова Инна Геннадьевна

Классный час предназначен для 5-7 классов. Сценарий содержит элементы биографии, занимательный материал. Ребята смогут вспомнить и повторить стихи и сказки поэта. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Познавательный материал24.04 КБ

Предварительный просмотр:

Час А.С.Пушкина

(Классный час в  форме литературного турнира.)

Цель: привитие интереса к творчеству Пушкина, развитие творческих способностей.

Форма проведения: командная литературная игра.

                                                                Ход игры:
1. Вступительное слово ведущего.

Учитель: Ребята! Если спросить вас: «Какие книги вы любите читать?», думаю, что большинство из вас ответит: «Сказки!» Конечно, сказки мы любим все. Впервые мы слышим совсем маленькими от наших мам и пап, бабушек и дедушек, а потом с удовольствием читаем их сами. Есть русские народные сказки, есть авторские. А среди авторов сказок есть один, чья слава вот уже не меркнет 2 столетия. Угадайте, о ком речь:

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом.

Все: Александр Сергеевич Пушкин.

Учитель: Правильно. А.С.Пушкин родился в Москве в небогатой дворянской семье 26 мая 1799 года. С детских лет он всегда был окружён заботой и вниманием. Недостаток ласки восполнялся сердечной привязанностью и искренней любовью няньки – простой русской женщины, крестьянки Арины Родионовны Яковлевой. Александр Сергеевич очень любил свою няню и ласково называл её матушкой. Благодаря Арине Родионовне любовь Пушкина к сказкам переросла в сами сказки, которые мы с удовольствием слушаем и читаем в любом возрасте.

Став взрослым, он посвятил ей стихи.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых,

Давно, давно ты ждёшь меня. (Няне).

Вот строки, которые посвящены Пушкиным няне.

            1.Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

2.Живём мы, дюжинные люди, а гения давно уж нет,

И рвётся тяжкий вздох из груди при мысли о тебе, поэт!

3.Как скромный пир наш был бы громок, когда б тебя в своём дому

Сегодня встретил твой потомок, и руку б ты пожал ему!

4. О, как бы шли ему седины! Как был бы ясен и глубок

Под ними взор его орлиный и строгих дум полёт высок!

Как в нашу странную эпоху, Где вместе с жаждою добра

Мы видим мыслей суматоху, недостаёт его пера!

5.Недостаёт пера поэта, и пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами, сегодня с нами наш поэт.

2. А сейчас послушайте  стихотворение  Антакольского « Имя».

Это имя, знакомое с детства,
Вместе с грамотой впаяно в речь

Надо заново в имя вглядеться, 
Чтобы заново знать и беречь.

Это имя подростка смешного, 
Что свечу до полуночи жёг

И строчил, и зачёркивал снова,
И отыскивал нужное слово, 

Свой весёлый сигнальный рожок.
Это имя – весёлое рвенье, 

Лихорадка ночного труда,
Нестареющее вдохновенье, 

Не сгорающее никогда.
Это имя – бессонница весен, 

Увлекающая за моря, 
Золотая румяная осень,

Бодрый холод в конце октября.
Это имя как лозунг и знамя,

И опять, веселясь и грустя, 
Вместе с нами, за нас и за нами
Он – наш спутник и наше дитя.

Учитель: Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы постарайтесь узнать и назвать сказки, о которых идёт речь.

Люблю я Пушкина творенья, и это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки, в них жар души, природы краски,

Добро цветёт в них, злоба чахнет. В них русский дух, в них Русью пахнет!

То были чудные мгновенья, когда стихи его читал.

«У лукоморья дуб зелёный» я с упоеньем повторял.

Передо мною кот учёный ходил усатый и крутой.

Русалки на ветвях сидели – одна красивее другой.

С Гвидоном вместе плыл я в бочке

И дно и бочки выбивал, и злого коршуна у моря

Рукой Гвидона убивал. И деда рыбака у моря

В походах к рыбке узнавал, и злую, жадную старуху

Всем детским сердцем презирал.

                                                                    ( «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о царе Салтане»)

Учитель: А какие сказки Пушкина вы ещё знаете? («Сказка о мёртвой царевне…», «Сказка о попе и о работнике его Балде»)

Учитель: Молодцы, мы хорошо повторили сказки. Начинаем наш турнир. Я буду задавать вопросы, и за правильный ответ вы получите сказочный жетон. В турнире победит тот, кто получит их больше. Того ждёт награда (книга А.С.Пушкина).

1 тур.

1. Сколько раз закидывал старик невод в море? (три раза)

2. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)

3. Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью)

4. На каком острове в златоглавом городе правил князь Гвидон? (На острове Буяне)

5. Какое последнее желание было у вредной старухи? (Стать владычицей морскою)

6. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (От Чародея)

2 тур.

1.В каких сказках А.С.Пушкина присутствует цифра 33? (В «Сказке о рыбаке и рыбке» и в «Сказке о царе Салтане»)

2. В кого превращался князь Гвидон, когда летал в царство Салтана? (В комара, муху, шмеля)

3. И чего состояли орешки, которые грызла белка? («Орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра чистый изумруд»)

4. Как звали  пса, который сторожил терем, в котором жили семь богатырей? (Соколко)

5. Каким фруктом отравилась царевна в «Сказке о мёртвой царевне и о семи богатырях»? (Яблоком)

6. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Петушок)

3 тур.

1. В синем небе звёзды блещут, в синем море волны хлещут.  «Сказка о царе Салтане»)

2. У лукоморья дуб зелёный; златая цепь на дубе том:

и днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи кругом. («Руслан и Людмила»)

3. Ветер, ветер! Ты могуч, ты гоняешь стаи туч.

 Ты волнуешь сине море, всюду веешь на просторе,

 Не боишься никого, кроме бога одного. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

4.В дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка,

 Жемчуги огрузили шею, на руках золотые перстни,

 На ногах красивые сапожки. («Сказка о рыбаке и рыбке»)

5. Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок. («Сказка о золотом петушке»)

6.Царь с царицею простился, в путь – дорогу снарядился,

 И царица у окна села ждать его одна. («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)

Учитель: А теперь усложним задание. Деление участников на 2 команды.
^Конкурс исторический. Команды поочерёдно отвечают на вопросы по биографии поэта.

- В каком городе родился Пушкин? (Москва)

-Назовите имя сестры поэта. (Ольга)

-На каком языке были написаны первые стихи поэта? (Французский)

-Назовите день открытия лицея.(19 октября)

-В каком возрасте поэта узнала читающая Россия? (13 лет)

-Как звали самого близкого друга поэта по лицею? (Пущин)

-Какое прозвище было у поэта в лицее? (Егоза, француз).

-После прочтения, какого произведения молодого поэта Жуковский подарил ему свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побеждённого учителя»?  ( «Руслан и Людмила»)

-Назовите фамилию знаменитой няни поэта (Яковлева)

-Назовите любимое время года поэта. (Осень)

^ Конкурс – разминка. Команды поочерёдно продолжают строчки из известных произведений поэта


Пошёл поп по базару…          поискать кой-какого товару.

В темнице там царевна тужит…           а бурый волк ей верно служит

А сама - то величава…              выступает, словно пава

Ветер по морю гуляет…                и кораблик подгоняет

Мы вольные птицы…               пора, брат, пора

Буря мглою небо кроет…            вихри снежные крутя

Подруга дней моих суровых…                   голубка дряхлая моя

Друзья мои…                      прекрасен наш союз

^ Конкурс «Времена года». Задача команд из прочитанных отрывков о природе найти один, не принадлежащий поэту. Назвать авторов. 


1зарисовка

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день, 

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась…

В тот год осенняя погода 

Стояла долго на дворе,

Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе…

Есть в осени первоначальной короткая,

Но дивная пора-

Весь день стоит как бы хрустальный, 

И лучезарны вечера…                        (Строки принадлежат Ф.И.Тютчеву)

2 Зарисовка

Зима! Крестьянин, торжествуя,

На дровнях обновляет путь.

Его лошадка, снег почуя, 

Плетётся рысью, как-нибудь…

Печальная берёза у моего окна,

И прихотью мороза разубрана она…        (Строки принадлежат А Фету.)



Под голубыми небесами 

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит.

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит…

^ Конкурс буриме.

Командам даются рифмы, используя которые они должны за 5 минут сочинить своё стихотворенье. Побеждает лучший вариант. (Паркета, одета, народ, лёд, снег, брег.) в основе буриме – строки Пушкина 

Ответ: (Опрятней модного паркета,

Блистает речка, 

Льдом одета.

Мальчишек радостный народ

Коньками звучно режет лёд…

Мелькает, вьётся первый снег,

Звездами падая на брег.)

Учитель: Молодцы, ребята! Вы оказались отличными знатоками сказок А.С.Пушкина.

4. Подведение итогов игры, награждение команд.

5. Завершение. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Дон в творчестве А.С. Пушкина и А.С. Пушкин в творчестве донских писателей"

Донской край богат своей историей. Самобытный и прекрасный, он манил к себе многих известнейших людей. Восхищался им и А.С. Пушкин. Настоящая программа элективного курса призвана осветить периоды преб...

Урок внеклассного чтения по сказкам А. С. Пушкина в 5 классе по теме “Мои любимые сказки А. С. Пушкина”

Обобщение и дополнение знаний учащихся, которые пятиклассники получили на уроках литературы по творчеству А.С. Пушкина....

Презентация внеклассного урока "Наш Пушкин"(к 175 - летию со дня смерти А.С.Пушкина)

Методическая разработка внеклассного урока "Наш Пушкин" (к 175-летию со дня смерти А.С.Пушкина) предназначена для учащихся 9 классов.Александр Сергеевич Пушкин занимает особое место в культуре России....

Виртуальная экскурсия "Музей одной картины"ПОРТРЕТ НАТАЛЬИ НИКОЛАЕВНЫ ПУШКИНОЙ работы современника А.С. Пушкина - А.П. Брюллова

Цель Научно-исследовательского  проекта:«Наталья Николаевна Пушкина. Письма. Факты. Предположения. Раздумья» обучение выполнению индивидуальных заданий при работе в группе; подбор и системат...

Урок по литературе в 9 классе. Любовная лирика А. С. Пушкина. А.С. Пушкин и Анна Оленина.

Задачи  урока:изучение  творчества  поэта  в  историческом  движении , создание   целостного  представления  об  историко – литерату...

Пушкин-историк. (Интеллектуальная игра по историческим произведениям А.С. Пушкина, 8 класс)

Данная игра проводилась в рамках декады русского языка и литературы среди учащихся 8-х классов.        Для его проведения ...

Анализ стихотворения А.С. Пушкина "Зимняя дорога. Анализ стихотворения Есенина «Пороша».Сопоставительный анализ стихотворения С.А. Есенина «Пороша» с приведённым стихотворением А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Стихотворение А. С. Пушкина « Зимняя дорога» — одно из замечательных произведений русского поэта. Когда читаешь это стихотворение, невольно представляются унылые и в то же время таинственные рус...