Интелектуальная игра:"Что? Где? Когда?"
план-конспект занятия (9 класс) по теме

 

1 ученик:  Стихотворение Е. Петровой «Важная наука»

 

2 ученик:  Рассказывает о том, что ему нравится в математике

 

3 ученик:  Рассказывает о роли математики в профессии его родителей

 

 

На сцену выходит ведущий Клуба любознательных «Что? Где? Когда?» Он открывает заседание клуба и приглашает команды занять места.

 

1 конверт

 

         У А.С. Пушкина в «Скупом рыцаре» рассказана старинная легенда восточных народов.

Читал я где-то

Что царь однажды воинам своим

Велел снести по горстке в кучу, -

И гордый холм возвысился,

И царь мог с высоты с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами

И море где бежали корабли

 

Вопрос: Какой высоты мог быть такой холм, если горсть земли имеет объем         1 дм3. Действительно ли открывалась с его высоты такая широкая панорама? 

 

Ответ: Сделав расчет, легко убедиться что если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такого рода затею, он был бы обескуражен милостью результата: перед ним высилась бы настолько жалкая кучка земли, что никакая фантазия не в силах была бы раздуть ее в легендарный гордый холм.

 

Допустим у царя было 100000 воинов, это очень внушительная цифра для старинной армии. 1/5 х 100000 = 20000 = 20м3. С такого небольшого возвышения можно было видеть дол покрытый белыми шатрами и море в том случае, если дело происходило не вдалеке от берега.

 

2 конверт

 

Вопрос: Кто из вас не видел в деревне стога сена или соломы? А задумались ли вы над тем как можно стог взвесить?

 

Ответ: Надо взять удельный вес соломы в справочнике и умножить его на объем стога. Объем стога находится из простых геометрических соображений

 

3 конверт

 

Вопрос: Уважаемые знатоки! У меня в руках игральная карта «Бубновый король». Посмотрите внимательно, на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам вопрос: «Почему на картах бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое»?

 

Ответ: Слово ромб происходит от греческого слова «Ромбос» означающего бубен. Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше они имели форму квадрата или ромба.

 

4 конверт

 

Старый араб, имевший трех сыновей завещал им поделить принадлежавшие ему стадо верблюдов так, чтобы старший сын взял  половину, средний – треть, младший – девятую часть стада. Умер старче и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали делить, но ничего не смогли сделать. Обратились к шейху (старшему племени), тот приехал на своем верблюде, пробыл неделю и разделил имущество так, как завещал отец.

 

Вопрос: Как он это сделал?

 

Ответ: Добавил своего верблюда, стало 18, разделил: 9, 6, 2, получилось – 17, и на своем верблюде уехал.

 

5 конверт

 

В  нынешнем   столетии   исполнится  240  лет  со  дня   рождения  Салавата

Юлаева – активного участника Крестьянской войны 1773 – 1775 годов. Интересно, что сумма цифр года юбилея башкирского героя равна 21.

 

Вопрос: В каком году родился Салават Юлаев?

 

Ответ: После 1968 г. до 2000 г. встречается лишь одна дата, сумма цифр которой равна 21. Это 1992 г. Следовательно С.Юлаев родился в 1752 г. (1992 – 240 = 1752).

 

6 конверт

 

Задача из фантастической повести.

Инопланетяне сообщили жителям Земли, что в системе их звезд есть три планеты А, В, С. Они живут на второй планете. Далее передача ухудшилась из-за помех, но было принято еще два сообщения, которые, как установили ученые оба неверные.

  1. А – не третья от звезды планета;
  2. В – вторая планета.

 

Вопрос: На какой планете (А; В; С) живут инопланетяне?

 

Ответ: Разумные существа живут на планете С. А – не третья планета от звезды – сообщение неверно. Значит А – третья планета, В – вторая планета – тоже неверно. Значит В – первая планета. Остается принять, что  С – вторая планета.

 

7 конверт (рисунок)

 

Вопрос: Какую из фигур можно начертить не отрывая карандаша от бумаги и не проводя 2 раза по одной и той же полосе?

 

8 конверт

 

Вопрос: Уважаемые знатоки! Не можете ли вы сообщить точно когда начнется ХХI век?

 

Ответ: Некоторые считают, что XXI век начинается 1 января 2000 г. Это не верно. Дело в том, что 2000 г. принадлежит 20 ХХ веку (ведь нулевого года в первом веке не было). Поэтому XXI век начнется 1 января 2001 года.

 

9 конверт

 

Уважаемые знатоки!

Представьте себе, что перед вами двое близнецов. Один всегда лжет, другой всегда говорит правду. Одного из близнецов зовут Андрей. Разрешается задать каждому из них один и тот же вопрос (только один). На который близнецам можно ответить «да» или «нет».

 

Вопрос: Какой вопрос задали бы вы?

 

Ответ: Нужно спросить одного из близнецов. Андрей говорит правду? Если ответ будет «да», то спросил Андрей, если «нет» - то второй из близнецов. Можно спросить «лжет ли Андрей?» («нет» скажет Андрей).

 

10 конверт

 

Черный ящик.

Уважаемые знатоки! Перед вами черный ящик, где лежат следующие предметы: циркуль, лист бумаги, шар, конус, шашка.

 

Вопрос: Как не меняя раствора циркуля с помощью всех этих предметов начертить окружности разных радиусов?

 

Ответ: Вычерчивается окружность:

  1. на плоскости;
  2. на шаре;
  3. на конусе, центр в вершине конуса (положить на бумажку шашку, утвердить на ней ножку циркуля).

 

11 конверт (рисунок)

 

Уважаемые знатоки!

Расставьте в квадратах цифры от 1 до 8 так, чтобы сумма чисел, расположенных в центрально симметричных квадратах и равна квадрату числа.

 

image                                                                                                                                            12 конверт (рисунок)

 

 

Уважаемые знатоки!

На гранях кубика написаны 6 различных цифр. Сумма цифр на противоположных гранях одна и та же. Для каждой пары параллельных граней                   

 

 

Вопрос: Каковы остальные три цифры, если три видны на рисунке?

 

Ответ: Условию задачи удовлетворяет только тот случай, при котором сумма цифр на противоположных гранях по 11, т.е. против 4 – 7, 5 – 6, 8 – 3.

 

Музыкальная пауза

 

Песня «Задача».

 

Мальчик жаловался, горько плача.

В пять вопросов трудная задача!

Мама я решить ее не в силах,

И в тетради места больше нету

И число не сходится с ответом.

- Не печалься! – мама отвечала –

Отдохни и все начни с начала! –

Жизнь поступит с мальчиком иначе

В тысячу вопросов даст задачу

Пусть хоть кровью сердце обольется, -

Все равно решать ее придется, -

Если скажет он, что силы нету, -

Но ведь жизнь потребует ответа,

Времени она оставит мало,

Чтоб решать задачу ту с начала.

 

Пауза для зрителей

 

  1. Разгадывание ребусов.
  2. Конкурс на лучшего знатока пословиц по математике.

 

Подведение итогов заседания клуба любознательных

ЧТО?  ГДЕ?  КОГДА?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtogdekogda.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

-I-

1 ученик:  Стихотворение Е. Петровой «Важная наука»

Цифры растянулись в длинный ряд

Формулы. А где же ты романтика?

Ведь еще немало говорят

Скучная наука математика

Не спиши как с выводами друг,

В технике, науке и природе

Все, что нынче видишь ты вокруг,

По ее законам происходит

Ведь в тайге не вырастет завод,

Люди не откроют Арктики,

Тепловоз по рельсам не пойдет

Без сухой науки – математики.

В космос мы пускаем корабли,

Небо режут сотни самолетов,

Разве их создать бы мы смогли

Без математических расчетов?

К звездам нас помчит поток ракет

Позовут далекие галактики

Потому что в целом мире нет

Нет важней науки – математики.

2 ученик:  Рассказывает о том, что ему нравится в математике

3 ученик:  Рассказывает о роли математики в профессии его родителей

-II-

На сцену выходит ведущий Клуба любознательных «Что? Где? Когда?» Он открывает заседание клуба и приглашает команды занять места.

1 конверт

        У А.С. Пушкина в «Скупом рыцаре» рассказана старинная легенда восточных народов.

Читал я где-то

Что царь однажды воинам своим

Велел снести по горстке в кучу, -

И гордый холм возвысился,

И царь мог с высоты с весельем озирать

И дол, покрытый белыми шатрами

И море где бежали корабли

Вопрос: Какой высоты мог быть такой холм, если горсть земли имеет объем         1 дм3. Действительно ли открывалась с его высоты такая широкая панорама?  

Ответ: Сделав расчет, легко убедиться что если бы какой-нибудь древний деспот вздумал осуществить такого рода затею, он был бы обескуражен милостью результата: перед ним высилась бы настолько жалкая кучка земли, что никакая фантазия не в силах была бы раздуть ее в легендарный гордый холм.

Допустим у царя было 100000 воинов, это очень внушительная цифра для старинной армии. 1/5 х 100000 = 20000 = 20м3. С такого небольшого возвышения можно было видеть дол покрытый белыми шатрами и море в том случае, если дело происходило не вдалеке от берега.

2 конверт

Вопрос: Кто из вас не видел в деревне стога сена или соломы? А задумались ли вы над тем как можно стог взвесить?

Ответ: Надо взять удельный вес соломы в справочнике и умножить его на объем стога. Объем стога находится из простых геометрических соображений

3 конверт

Вопрос: Уважаемые знатоки! У меня в руках игральная карта «Бубновый король». Посмотрите внимательно, на карте вы видите изображение ромба. У меня к вам вопрос: «Почему на картах бубновой масти изображен именно ромб, а не что-нибудь другое»?

Ответ: Слово ромб происходит от греческого слова «Ромбос» означающего бубен. Мы привыкли к тому, что бубен имеет круглую форму, но раньше они имели форму квадрата или ромба.

4 конверт

Старый араб, имевший трех сыновей завещал им поделить принадлежавшие ему стадо верблюдов так, чтобы старший сын взял  половину, средний – треть, младший – девятую часть стада. Умер старче и оставил 17 верблюдов. Сыновья начали делить, но ничего не смогли сделать. Обратились к шейху (старшему племени), тот приехал на своем верблюде, пробыл неделю и разделил имущество так, как завещал отец.

Вопрос: Как он это сделал?

Ответ: Добавил своего верблюда, стало 18, разделил: 9, 6, 2, получилось – 17, и на своем верблюде уехал.

5 конверт

В  нынешнем   столетии   исполнится  240  лет  со  дня   рождения  Салавата

Юлаева – активного участника Крестьянской войны 1773 – 1775 годов. Интересно, что сумма цифр года юбилея башкирского героя равна 21.

Вопрос: В каком году родился Салават Юлаев?

Ответ: После 1968 г. до 2000 г. встречается лишь одна дата, сумма цифр которой равна 21. Это 1992 г. Следовательно С.Юлаев родился в 1752 г. (1992 – 240 = 1752).

6 конверт

Задача из фантастической повести.

Инопланетяне сообщили жителям Земли, что в системе их звезд есть три планеты А, В, С. Они живут на второй планете. Далее передача ухудшилась из-за помех, но было принято еще два сообщения, которые, как установили ученые оба неверные.

  1. А – не третья от звезды планета;
  2. В – вторая планета.

Вопрос: На какой планете (А; В; С) живут инопланетяне?

Ответ: Разумные существа живут на планете С. А – не третья планета от звезды – сообщение неверно. Значит А – третья планета, В – вторая планета – тоже неверно. Значит В – первая планета. Остается принять, что  С – вторая планета.

7 конверт

Вопрос: Какую из фигур можно начертить не отрывая карандаша от бумаги и не проводя 2 раза по одной и той же полосе?

Ответ: 

   

            можно                            можно                            нельзя                           нельзя  

             можно                                 можно

8 конверт

Вопрос: Уважаемые знатоки! Не можете ли вы сообщить точно когда начнется ХХI век?

Ответ: Некоторые считают, что XXI век начинается 1 января 2000 г. Это не верно. Дело в том, что 2000 г. принадлежит 20 ХХ веку (ведь нулевого года в первом веке не было). Поэтому XXI век начнется 1 января 2001 года.

9 конверт

Уважаемые знатоки!

Представьте себе, что перед вами двое близнецов. Один всегда лжет, другой всегда говорит правду. Одного из близнецов зовут Андрей. Разрешается задать каждому из них один и тот же вопрос (только один). На который близнецам можно ответить «да» или «нет».

Вопрос: Какой вопрос задали бы вы?

Ответ: Нужно спросить одного из близнецов. Андрей говорит правду? Если ответ будет «да», то спросил Андрей, если «нет» - то второй из близнецов. Можно спросить «лжет ли Андрей?» («нет» скажет Андрей).

10 конверт

Черный ящик.

Уважаемые знатоки! Перед вами черный ящик, где лежат следующие предметы: циркуль, лист бумаги, шар, конус, шашка.

Вопрос: Как не меняя раствора циркуля с помощью всех этих предметов начертить окружности разных радиусов?

Ответ: Вычерчивается окружность:

  1. на плоскости;
  2. на шаре;
  3. на конусе, центр в вершине конуса (положить на бумажку шашку, утвердить на ней ножку циркуля).

11 конверт

Уважаемые знатоки!

Расставьте в квадратах цифры от 1 до 8 так, чтобы сумма чисел, расположенных в центрально симметричных квадратах и равна квадрату числа.

Ответ: 

                         5         7        6

                                                                                                                                         8                   1                                                                                                                                                                                                                 3         2        4                                                                                                                                                                                                12 конверт

Уважаемые знатоки!

На гранях кубика написаны 6 различных цифр. Сумма цифр на противоположных гранях одна и та же. Для каждой пары параллельных граней.

                

                        5

 

                     8      4                      

Вопрос: Каковы остальные три цифры, если три видны на рисунке?

Ответ: Условию задачи удовлетворяет только тот случай, при котором сумма цифр на противоположных гранях по 11, т.е. против 4 – 7, 5 – 6, 8 – 3.

Музыкальная пауза

Песня «Задача».

Мальчик жаловался, горько плача.

В пять вопросов трудная задача!

Мама я решить ее не в силах,

И в тетради места больше нету

И число не сходится с ответом.

- Не печалься! – мама отвечала –

Отдохни и все начни с начала! –

Жизнь поступит с мальчиком иначе

В тысячу вопросов даст задачу

Пусть хоть кровью сердце обольется, -

Все равно решать ее придется, -

Если скажет он, что силы нету, -

Но ведь жизнь потребует ответа,

Времени она оставит мало,

Чтоб решать задачу ту с начала.

Пауза для зрителей

  1. Разгадывание ребусов.
  2. Конкурс на лучшего знатока пословиц по математике.

Подведение итогов заседания клуба любознательных

ЧТО?  ГДЕ?  КОГДА?

Ребусы:                                                                                                                             3’100 н           рас 100 яние            па’3 ж            у 3’о             700 - 78


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интелектуальная игра "Счасливый случай"

Игра проводится в рамках Недели физики как соревнование между двух команд - знатоки физик 9, 10, 11 классов.Целью игры является проверка знаний и умений учащихся, и их сообразительности и находчивости...

интелектуальная игра для 5 класса "Умники и умницы"

Развивающий классный час, или клубный час в гпд, с презентацией...

Интелектуальная игра по математике "Турнир знатоков" для учащихся 5 классов

Внеклассная работа по математике.Интелектуальная игра "Турнир знатоков" для учащихся 5 классов....

Интелектуальная игра "Географическое ассорти" для учащихся 7-8 классов

Игра проходила в рамках недели географии . Вопросы составлены из географии материков и океанов.  Во время игры использовалась призентация....

Интелектуальная игра "Клуб знатоков географии"

Игра была проведена в рамках недели географии. Состоит из 9 разнообразных конкурсов.Вопросы  из географии материков и океанов и географии России....

Интелектуальная игра

Для внеклассного мероприятия...