Сценарий литературно-музыкальной композиции "Человек ноосферы"
классный час (11 класс) на тему

Тихонова Елена Николаевна

 

Данная разработка содержит материалы, позволяющие познакомить ребят с окружением В.И. Вернадского, оказавшим влияние на формирование его личности, напомнить им о вкладе В.И. Вернадского в мировую науку, а также знакомит школьников с работой В.И. Вернадского, направленной на развитие Тамбовской губернии.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальной композиции

   

Авторы-разработчики: Тихонова Е.Н. – учитель биологии

                                         

МБОУ сош № 3 г. Рассказово

2014 год

Оборудование:

  • Телевизор и видеомагнитофон;
  • Компьютер;
  • Мультимедийная презентация «Человек из ноосферы»;
  • Отрывок из фильма «Жить или не жить»,  видеостудия «Кварт»;
  • Отрывок из фильма «Жизнь – явление космическое»;
  • Музыкальное сопровождение: ♫Вангелис  «Морская малышка», ♫Массне «Элегия», ♫Рахманинов «Итальянская полька», ♫Клайдерман «Ромео и Джульетта», ♫вальс из м/ф «Анастасия», ♫Клайдерман «Лунная соната», ♫Морриконе тема из к/ф «Профессионал»;
  • 2 журнальных столика;
  • Свеча и подсвечник;
  • Плед;
  • Скамейка;
  • Камин;
  • Звезды и эмблема для оформления доски;
  • Папки для выступающих учащихся;
  • Указка.

Цель -  познакомить школьников со становлением личности В.И. Вернадского.

 Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить ребят с окружением В.И. Вернадского, оказавшим влияние на формирование его личности,
  • Напомнить учащимся о вкладе В.И. Вернадского в мировую науку;
  • Познакомить школьников с работой В.И. Вернадского, направленной на развитие Тамбовской губернии.

 Воспитательные

  • Продолжить формирование навыков работы в коллективе,
  • Продолжить работу по краеведению.

Развивающие

  • Продолжить развитие творческой активности учащихся.

 В зале полная темнота на фоне негромкой музыки (Вангелис  «Морская малышка») голос …

Ведущий: Человеческая личность, как всё в окружающем нас мире, не есть случайность, а создана долгим ходом прошлых поколений.

Мыслители, подобные Аристотелю, Ломоносову, которые охватили мудрым взором всю совокупность знаний своей эпохи и на столетия вперёд определили развитие научного мировоззрения, рождаются нечасто.

В колыбели великой русской культуры, в основе которой разум и сердечная теплота, взлелеян человек, проделавший долгий тернистый путь от себя к другим с возвращением к себе, но не сделавший никого несчастным. Единственной и неповторимой среди других небесных тел виделась ему наша бледно-голубая планета – остров жизни в Мировом океане. Познанию её посвятил он свою научную мысль, талант и интуицию.

… С природой одною он жизнью дышал

Ручья разумел лепетанье,

И говор древесных листов понимал,

И чувствовал трав прозябанье,

Была ему звёздная книга ясна,

И с ним говорила морская волна…

После этих слов высвечивается портрет Вернадского  (используется мультимедийная презентация).

Владимир Иванович Вернадский – человек ноосферы, сферы разума. Нам интересно знать, как сформировался «феномен» Вернадского, может ли он быть повторён. Проведём историческое расследование.

Видеофрагмент из к/ф «Жить или не жить».

Человек – душа природы, её разум. Деятельность Вернадского заткана в нашу отечественную историю. Всё его жизненное творчество имеет универсальный -  гуманитарный – источник, исходит из глубины его личности и пронизано единством при всём многообразии. Попробуем приблизиться к его духовной сердцевине, к тайне смысла его существования.

Семейный альбом Вернадских (знакомит ученик у компьютера с помощью мультимедийной презентации, одновременно изображение выводится и на экран телевизора).

 Иван Васильевич Вернадский  - отец Владимира Ивановича человек удивительный, блестяще знал главные европейские языки, защитил магистерскую и докторскую диссертации по политэкономии, участвовал в международных конгрессах по политэкономии и статистике. Издавал журнал «Экономический указатель. Еженедельное издание, посвящённое народному хозяйству и государствоведению».

Мария Николаевна Шигаева – Вернадская не была матерью  Владимира Ивановича, но оставила столь глубокий след в истории семьи, что вошла и в его жизнь. Через отца, брата Николая он воспринял то, что называл «шигаевским началом» - особую чуткость, талант человеколюбия и высоких интересов.

Мать Вернадского Анна Николаевна обладала большими музыкальными способностями и чрезвычайно сильным голосом.

Дядя Вернадского – Евграф Максимович Короленко был весьма оригинальным для провинции человеком. Всю жизнь он прослужил военным, но в душе чувствовал тягу к наукам. Выйдя в отставку, с увлечением начал читать все популярные и научные книги, которые только мог достать. Вероятно, в серьёзном и любознательном мальчике Евграф Максимович впервые нашёл благодарного слушателя.

Страница первая «Детство».  

 Музыкальный фрагмент ♫Массне «Элегия»

Отец  в кресле, читает газету, вбегает сын и присаживается на скамейке у его ног.

Володя: - Папенька, а расскажи мне о запорожцах.

Отец: Ну, слушай, Володюшка .

Во времена войн России с Польшей, в войско Богдана Хмельницкого перешёл литовский шляхтич Верна. Говаривали, что его будто бы изловили поляки и казнили как изменника, дети же его остались жить в Запорожской Сечи и прозвались Вернацкие.

Володя: Папа, а моя бабушка, правда, такая храбрая была?

Отец: Да ещё какая! Екатерина Яковлевна была настоящей боевой подругой дедушке Василию Ивановичу. Ты ведь помнишь, твой дедушка был лекарем, и она вместе с ним сопровождала госпиталь и во всём ему помогала. Офицеры очень уважали её и немного побаивались за её боевой нрав. Говаривали: Екатерина Яковлевна как королева и её приказы - закон.

Ну, всё спать пора.

Володя: Папенька, а я спать боюсь. Вчера ночью кто-то звал меня:  -

«Володя! Володя!» А я, дрожа, отзывался – «Я здесь, Господи!» Потом со страху зажмурился, прочёл молитву и с головой укутался в одеяло.

Отец: Да как же не случиться такому? Это всё твои прогулки с дядюшкой.

Володя: Ну, как же, папенька, я так люблю небо, звёзды, особенно Млечный Путь, поражает меня, и я люблю, когда дядюшка мне о них рассказывает. А после мне представляется, как я брожу по Луне, населённой роем существ, как оживляются падающие звёзды и кометы бродят через мировое пространство.

Отец:  Удивил ты меня, Володя. Пойдём, я тебя спать уложу.

Страница вторая: «Университет и общество»

Музыкальный фрагмент ♫ Рахманинов «Итальянская полька»

1-й чтец Живое воображение, присущее мальчику, один из главных признаков большой талантливости, не давало ему как следует сосредоточиться на учёбе, поэтому особенными успехами в гимназии он не блистал. Он вспоминал: «Хотя и читал я много, но учиться не любил, хотя по сравнению с сёстрами почитался очень трудолюбивым; хотя в действительности я сидел над книгой, точно готовясь учиться, а фантазия моя в это время витала Бог знает где, или я читал дальше то, что не надо было.»

Зато в гимназии вопреки казённому классическому преподаванию Вернадский получил навыки натуралиста и обратил внимание на прелесть естественных наук благодаря своему окружению и собственной работе. Он подружился с Андреем Красновым, и вместе они много времени посвящали наблюдениям природы, совершали дальние прогулки по окрестностям города в поисках бабочек и растений, собирая их для коллекций. Издавали рукописный энтомологический журнал.   Перед выпускными экзаменами отец предложил Владимиру выбор: идти в Александровский лицей или в университет. Поскольку его одинаково влекли как естественные науки, так и  исторические, но был уверен, что его будущее в любом случае будет научным, поэтому твёрдо выбрал университет.

2-й чтец:

Я учился траве, раскрывая тетрадь

И трава начинала, как флейта звучать.

Я ловил соответствия звука и цвета

И когда запевала свой гимн стрекоза,

Меж зелёных ладов проходя, как комета,

Я-то знал, что любая росинка – слеза.

Знал, что в каждой фасетке огромного ока

В каждой радуге яркострекочущих крыл

Обитает горящее слово пророка,

И Адамову тайну открыл.

Я любил свой мучительный труд, эту кладку

Слов, скреплённых их собственным светом, загадку

Смутных чувств и простую разгадку ума,

В слове правда мне виделась правда сама,

Был язык мой правдив, как спектральный анализ,

А слова у меня под ногами валялись.

И ещё я скажу: собеседник мой прав,

В четверть шума я слышал, в полсвета я видел,

Но зато не унизил ни близких, ни трав,

Равнодушием отчей земли не обидел,

И пока на земле я работал, приняв

Дар студёной воды и пахучего хлеба,

Надо мною стояло бездонное небо,

Звёзды падали мне в рукав.  /Тарковский А./

3-й чтец.  Выход в университет после мертвенного классического и казённого гимназического обучения воспринимался как освобождение. Здесь юношей встречал профессор, ведущий собственную научную работу, общение с которым открывало перед студентами широкие горизонты знания, воспитывало чувство собственного достоинства. Вернадский вспоминал позднее: «Петербургский университет того времени на физико-математическом отделении был блестящим. Менделеев, Меншуткин, Бекетов, Докучаев, Бутлеров – оставили глубокий след в истории естествознания России».

Особенный след оставили у него в душе Д.И. Менделеев и В.В. Докучаев, ставший его научным руководителем. В течение первого курса создатель Периодического закона читал у них химию, и лекции эти производили  сильное впечатление. «На его лекциях мы освобождались от тисков, входили в новый чудесный мир, и в переполненной 7-й аудитории Дмитрий Иванович, подымая и возбуждая глубочайшие стремления человеческой личности к знанию и к его активному приложению, в очень многих возбуждал такие логические выводы и настроения, которые были далеки от него самого».

Вернадский спрашивал себя: «Мертва ли та материя, которая находится в вечном непрерывном законном движении, где происходят бесконечное разрушение и созидание, где нет покоя?  Неужели только едва заметная плёнка на бесконечно малой точке в мироздании – Земле, обладает коренными, собственными свойствами, а везде и всюду царит смерть? Разве жизнь не подчинена таким же строгим законам, как и движение планет, разве есть что-нибудь в организмах сверхъестественное, что бы отделяло их от остальной природы?»

4-й чтец. Своими мыслями молодой Владимир делится в кругу товарищей единомышленников – друзей: братьями Ольденбургами, Александром Корниловым, Дмитрием Шаховским, Иваном Гревсом. Они дарили друг другу участие, откровенность и сердечность – всё, что так естественно в молодости и что с годами повышается в цене. Сплачивала и общность интересов. Всех привлекала наука, и они как один вступили в общество – братство. Дмитрий Шаховской так и писал – Без братства мы погибли, оно необходимо для самосовершенствования, как свободное соединение единомышленников.  Он же вывел важнейшие принципы и правила братства:

  1. Работай как можно больше.
  2. Потребляй (на себя) как можно меньше.
  3. На чужие беды смотри как на свои.

«В числе источников житейской и научной правды мы ставили выше всего нравственные начала, подчиняя им все остальные. Я думаю, что эта наша индивидуальная черта имеет, однако, и национальный корень в форме признания полного единства жизни».

Совместно они решили служить народу знаниями, способствовать просвещению его, а уж он сам найдёт способы улучшить своё экономическое и нравственное состояние. Народное просвещение стало тем общественным служением, которое они взяли на себя помимо учебных обязанностей.

5-й чтец.

    Люди сильны друг другом

Что равнодушья мерзей?

Люди сильны испугом

Вдруг потерять друзей.

В битвах и перед казнью

Или на Млечном Пути

Люди сильны боязнью

В чём-то друзей подвести.  /Евтушенко Е./

      Семейный альбом Вернадских (знакомит ученик у компьютера с друзьями Вернадского с помощью мультимедийной презентации).

Братья Ольденбурги, старший – Федор и младший – Сергей.

Фамилия свидетельствует о европейском происхождении семьи, напоминает рыцарское Средневековье. И действительно, была такая местность в Германии, герцогство Ольденбургское. Предок их пришёл во времена Петра на русскую службу. Отец дослужился до генерала. Когда мальчики немного подросли, он вышел в отставку и вывез их для учёбы в Германию. Сам поступил в Гейдельбергский университет, изучал физику, химию, математику. Много занимался с детьми, нанял им лучших гувернёров. Приучал к ручному труду. Всю мебель в детской мальчики изготовили своими руками. Оба были добросердечные и вежливые. Особенной мягкостью отличался старший - Федор, будучи к тому же религиозным.

Сергей в детстве мечтал изучить  санскрит и проникнуть в Тибет, чтобы отыскать старинные монастыри, хранилища древних рукописей. После окончания Восточного факультета Петербургского университета издал много трудов по фольклору, этнографии, искусству народов Индии, Китая, Афганистана, России по истории буддизма. Рыцарски верным остался он идеалам молодости. В воспоминаниях писал: «А волновавшие нас сильно сложные вопросы представлялись не в виде участия в немедленном переустройстве всех экономических отношений, а виде этических вопросов, требующих в первую голову внутренней работы над всем складом своей жизни». Типично русское преобразование всех жизненных проблем.

6-й чтец.  Дмитрий Иванович Шаховской. Единственный из всех аристократ по происхождению, князь, Рюрикович. Лёгкий, быстрый, энергичный. Тот тип увлечённого идеалиста, каким всегда представлялся русский либерал. Может быть, с него этот образ всегда и списывали многие писатели, начиная с Льва Толстого, знавшего Шаховского. Ничего внешне аристократического в нём не было. Одевался просто. Носил бороду. Друзья звали его Митя, наш дорогой, бесконечно любимый Митя. Позже Шаховской, входивший в верхушку к.-д. партии, конечно, не мог остаться в стороне от сопротивления времён гражданской войны. Но даже по большевистским законам криминала в его действиях не содержалось. В 1939 году Суд Военной коллегии Верховного суда приговорил Шаховского к десяти годам «без права переписки», на самом же деле к расстрелу. По свидетельству очевидцев, его заставляли назвать имена его знакомых, но он отказался. При допросах заставляли стоять сутками без сна и у него опухли ноги, но он был твёрд и не терял бодрости духа. Князь Шаховской держался и умер подлинно героически.

7-й чтец.  Александр Александрович Корнилов, по-дружески Адя, – из большой и разветвлённой семьи Корниловых, давшей России немало выдающихся людей, в том числе «севастопольского» адмирала, героя Крымской войны. Невысокий стройный юноша учился на историческом факультете. Именно он возглавит комитет по организации столовых для голодающих в Вернадовке. Полный отчёт он изложит в книжке «Семь месяцев среди голодающих крестьян».

8-й чтец.  Иван Михайлович Гревс, один из ближайших друзей Вернадского, именно ему он поведал о самом своём сокровенном – мыслях о смысле жизни. Человеческая мысль охватила биосферу и меняет все процессы по-своему. По мере того, как научное знание всё больше охватывает окружающую жизнь, распространяется забота о будущем, об охране для потомства богатств природы, бережного их потребления.

9-й чтец

Бог помочь вам, друзья мои,

И в бурях, и в житейском горе,

В краю чужом, в пустынном море

И в мрачных пропастях земли!

Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,

При мирных берегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

И пусть (услышит ли судьба мои молитвы)

Пусть будут счастливы все, все мои друзья.  /Пушкин А.С./

           Любовь

Музыкальный фрагмент ♫ Клайдерман «Ромео и Джульетта»

Встреча (молодые люди выходят друг другу навстречу, берутся за руки и смотрят друг другу в глаза)

Вернадский: Наташа, вот уже несколько дней после нашей встречи, я ни о чём больше не могу думать. Как в лихорадке бродил по городу, а возвратившись домой лежал как в беспамятстве. Во мне  словно точно что-то порвалось, исчезли, побледнели прежние мечты.

Расходятся в разные стороны, садятся за столики и пишут письма, а в это время вальс. (♫ вальс из м/ф «Анастасия»)

Письма (читают дети) в это время демонстрируются слайды мультимедийной презентации с фотографиями

Вернадский: - Дорогая моя, только сегодня приехал в Вернадовку и спешу написать Вам, моя дорогая, не могу, не могу не писать Вам, и буду писать часто. Я никогда в жизни не чувствовал себя таким мощным. Только Вы одна можете вызывать во мне эту силу, только мысль о вас увеличивает, усиливает мою деятельность, мою энергию, моё желание и способность работать.

Наталья Егоровна: - С первого взгляда меня сильно повлекло к Вам. Какая-то ужасная вера сразу появилась к вам; вера в вашу честность, искренность, отзывчивость, я могла сразу говорить с вами как со старым другом, который всё поймёт и всему будет горячо сочувствовать.

Вернадский: -  Представляется мне время иное, время будущее. Поймёт человек, что не может любить человечество, не любя отдельных лиц, поймёт, что не любовью будет его сочувствие к человеку, а чем-то холодным, чем-то деланным постоянно подверженным сомнению или отчаянию, что много будет гордости, много будет узости, прямолинейности – невольного зла в его поступках, раз он не полюбит, раз не забудет самого себя, все свои помыслы, все свои мечты и желания в одном великом чувстве любви.

Ведущий: Наталья Егоровна и Владимир Иванович прожили вместе в полной гармонии 55 лет и 5 месяцев, по выражению Вернадского, «душа в душу и мысль в мысль». По воспоминаниям дочери: «Мама была бесконечно скромна, не только не хотела, чтобы снимали её фотографии, но и во всех смыслах отводила себя на задний план. Но если бы не она, кто знает – достиг ли отец того, что он достиг? Она была его гением, его хранителем и его совестью с увлечением разделяла его увлечения. Были дни, когда его жизнь была в опасности, она всегда поддерживала его стойкость духа. Она была совершенно необыкновенной женщиной с громадной силой духа и любви».

Братство на голоде.

Музыкальный фрагмент ♫ Клайдерман «Лунная соната» 

1-й чтец. В течение двух лет в центральных и южных областях России стояла сильная жара, приведшая к неурожаю. Голод 1891-1892 гг. поразил среди ряда губерний России и Тамбовщину. Не только природная аномалия была тому причиной. Как писал Корнилов «было большой ошибкой думать, что крестьяне Моршанского уезда жили до неурожая сколь-нибудь зажиточно». В подтверждение он приводил данные земских статистиков и свои собственные наблюдения, глубоко поразившие его при первом же знакомстве с бытом местных крестьян: курные избы, первобытные орудий обработки почвы, большое количество безлошадных и безнадельных дворов.

2-й чтец.

Родная земля!

Назови мне такую обитель,

Я такого угла не видал,

Где бы сеятель твой и хранитель,

Где бы русский мужик ни стонал?

Стонет он по полям, по дорогам,

Стонет он по тюрьмам, по острогам,

В рудниках, на железной цепи;

Стонет он под овином, под стогом,

Под телегой, ночуя в степи;

Стонет в собственном бедном домишке,

Свету божьего солнца не рад;

Стонет в каждом глухом городишке,

У подъезда судов и палат.  / Некрасов Н.А./

3-й чтец. Вернадский в своем дневнике писал: «Урожай озимой ржи плохой – не возвращает и 1/3 потраченного на посев зерна… Цены на работу низкие, и я без капитала не могу платить выше… Моя помощь при этом разобьётся на мелочи: я  могу истратить всё, что имею, но едва ли помогу массе – слишком она велика».

В те дни выдающуюся роль сыграл Лев Толстой. Любовь к ближнему, которой он старался следовать не только в своих писаниях, внушило ему правильную тактику благотворительности. Он хорошо знал деревню и видел, как голод изменяет людей. У них просыпаются и начинают действовать звериные инстинкты выживания. Женщины и дети в семьях остаются обездоленными. Наиболее правильная форма помощи голодающим, понял Толстой, – столовые, где добровольцы каждый день кормили бы людей. Так что требовалось не только давать деньги, но и самим участвовать.

4-й чтец.

Земля зачерствела, губы,

Обмётанные сыпняком,

И засухи дымные трубы

Беззвучно гудели кругом,

И высохло русло речное,

Вода из колодцев ушла.

Навечно осталась от зноя

В крови ледяная игла.

Качается узкою лодкой,

И целится в сердце моё,

Но, видно, дороги короткой

Не может найти остриё.

Есть в круге грядущего мира

Для засухи этой приют,

Где души скитаются сиро

И ложной надеждой живут.  /А. Тарковский /

5-й чтец.  Шаховской с великой энергией начинает хлопоты по комитету толстовского типа. Местом выбрали Вернадовку. Объявили о создании комитета, в который стали поступать пожертвования. Затем дело возглавил Корнилов, который вместе с добровольцами из студентов отправился в Вернадовку для устройства столовых. Вернадский приезжал, как только в лекциях образовывались окна. Он держал связь с местным земством и начальством, был душой и главным организатором всего дела.

В декабре картина голода устрашала. Появились первые умершие. «Что будет до 20-го января? – со страхом пишет Вернадский жене. –  Голодные просят хлеба: что будет? На хутор ездят толпы крестьян и бабы плачут и становятся на колени, прося хлеба. Трудно отказывать, а надо, потому что ведь надо продержать столовые не на один месяц, а на семь. Мы рассчитали бюджет на 4000 руб. (уже есть около 3300) и имеем возможность открыть ещё столовую на 100 человек». К тому времени в их 7 столовых в окрестностях села кормилось уже более 400 человек. 

6-й чтец. К Вернадскому обращались студенты – они желали ехать добровольными помощниками, так, что недостатка в людях у Корнилова не было. Дело было за средствами. И совершенно неожиданно они появились. К одному из столичных друзей Вернадского обратился великий князь Николай Михайлович с просьбой порекомендовать ему частный комитет (правительственным он не доверял), которому он мог бы доверить пожертвование – 30 тысяч рублей. Тот указал ему комитет Вернадского и вскоре Шаховской уже держал в руках первую половину взноса – 15 тысяч рублей. Пошла помощь и из Франции, где находился на стажировке Иван Михайлович Гревс и вместе с эмигрантами организовал сбор пожертвований русским голодающим крестьянам. Было собрано 15 тысяч франков.

7-й чтец. (Во время рассказа использует мультимедийную презентацию). За эти семь месяцев была открыта 121 столовая, на 50 – 55 человек каждая, их посетили 6256 человек. Это были столовые школьные и для взрослых, кроме того, 11 особых столовых для маленьких детей. Много было сделано для предотвращения полного разорения крестьянских хозяйств. Оказывалась помощь крестьянским лошадям, страдавшим от бескормицы, были подкормлены до двух тысяч животных. Были закуплены и розданы лошади для безлошадных крестьян: в Моршанском уезде – 454 лошади, в Кирсановском – 24. поддержка крестьянских хозяйств выражалась также в бесплатной раздаче семян для посева овса, проса, картофеля. Помогали одеждой, обувью, деньгами многочисленным погорельцам, поскольку жара в апреле-мае 1892 г., а затем и летняя засуха вызвали массовые пожары. Оказывалась и медицинская помощь. О действенной помощи Вернадского, благодаря которой «крестьяне страдать не будут», писал в письме  генерал – майору Вяземскому его друг.

8-й чтец. Любовь к народу. Не обсуждаемая аксиома интеллигента. Но Вернадский учёный. Он не умиляется народом, не закрывает глаза на его недостатки. Только образование способно улучшить его состояние. В письме Владимир Иванович  пишет: «моё увлечение общественной деятельностью в сильной степени проистекает из стремления к свободе. Пока есть непосредственная опасность смерти, нужно людей спасать. Но в обычной жизни человек должен сам себе помочь и нужно устранить препятствия, сделать людей восприимчивыми к идее свободы. Не вести на помочах массы за собой, а дать им посох знания, чтобы человек мог сам отправиться в путь».

Итог жизни

Музыкальный фрагмент ♫ Морриконе тема из к/ф «Профессионал»

Рождение от таких-то родителей в такое-то время и в таком-то месте – случайность. Но рождение в духовном лоне жизни – не случайность. Приобщаясь к нему, человек преодолевает обессиливающую мысль о какой-то нелепой случайности своего появления на свет. В духовной сфере он не то что случаен – но необходим. И совсем не случайно, что Вернадский оказался в конце длинной цепочки лучших учёных умов, чувствовавших естественную цельность Космоса, где нет ни физики, ни астрономии, где всё едино и всё живое занимает своё законное, природное место. Этот выбор определил его жизнь.

Видеофрагмент из к/ф «Жизнь – явление космическое»

После просмотра свет гаснет, высвечивается портрет Вернадского, звучат строки

 Не надо посылать узнавать, по ком звонит колокол; он звонит по тебе, ибо люди не острова в океане, а часть материка. Мы ощущаем себя лишь крохотной частицей вечности в потоке времени, искоркой во тьме, устремляющейся к великому духовному Целому. Преодолевая немоту этой тьмы силой любви, знания и творчества, каждый из нас на тяжком опыте постигает, что есть безжалостная необходимость и вместе с тем прекрасная привилегия отыскать свой личный способ связи с материком. А может быть, материка и нет, он соткан из наших духовных усилий, каждое из которых осуществляется в неповторимой форме. Истина одна, а путей к ней столько же, сколько людей.

Использованная литература:

  1. Аксёнов, Г.П. Вернадский (ЖЗЛ). / Аксёнов Г.П. – М.: Молодая гвардия, 2001.
  2. В.И. Вернадский -  Жизнь во благо России /составители Степанов К.А., Наумов Г.Б. – М.: Издательский дом «Ноосфера», 2003.
  3. Вернадский и Тамбовский край. / Издательский дом Ноосфера, М., 2002.
  4. Ильиченко, В.Р. Перекрёстки физики, химии и биологии. / Ильиченко В.Р. – М.: Просвещение, 1986.
  5. Некрасов, Н.А. Стихотворения. / Некрасов Н.А. –  М.: Художественная литература, 1977.
  6. Пушкин, А.С. Стихотворения. / Пушкин А.С. – М.:Правда,1978.
  7. Тарковский, А.А. Сборник «Благословенный свет». / Тарковский А.А. – СПб: «Северо-запад», 1993.
  8. Толстой, Л.Н. Война и мир т.3. / Толстой Л.Н. – М.: Просвещение, 1981.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Романса трепетные звуки" (Век нынешний и два минувших)

Сценарий литературно-музыкальной композиции может быть использован во внеурочной работе с учащимися среднего и старшего возраста...

"Жди меня, и я вернусь..." Сценарий литературно-музыкальной композиции

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой празднику Победы. Частично может использоваться как материал для подготовки тематического классного часа по патриотическому направлению. Целева...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Пока горит свеча….», посвященной «Серебряному веку» русской поэзии

Символом нашей сегодняшней встречи мы выбрали свечу, как символ домашнего очага, уюта, комфорта, дома, в который хочется возвращаться. И сегодня мы с вами обратимся к женской поэзии «Серебряного века»...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Город над вольной Невой"

Этот сценарий мы использовали на праздниках для ветеранов....

Сценарий литературно-музыкальной композиции "История войны"

Каждый год наша страна отмечает годовщину Великой Победы. Тема Великой Отечественной войны – неисчерпаемый источник для воспитания подрастающего поколения. Современные школьники могут «открывать...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...

Сценарий литературно-музыкального вечера. Литературная гостиная.

Сценарий литературно- музыкального вечера "...И жизнь, и слезы, и любовь" был разработан с целью более глубокого ознакомления учащихся с лирикой любви в творчестве А.С.Пушкина, а также с адресатами лю...