Внеклассное мероприятие "Игра знатоков" 6-7 класс
классный час (6 класс) на тему

Предлагаю Вашему вниманию внеклассное мероприятие по русскому языку «Знатоки «Фонетики»» для учащихся 6-7 классов. 

Данное мероприятие рекомендуется проводить в начале учебного года при повторении раздела : « Фонетика. Графика».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_znatokov.docx51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Игра «Знатоки «Фонетики»

(игра проводится с учащимися 6-7 классов при повторении раздела «Фонетика. Графика»)

Технологическая карта урока

Данные об учителе:                 Дроздова Т.А. первая категория  

Предмет: русский язык          Класс: 6-7         можно использовать при работе с любыми УМК.

Использованные источники и литература: Материалы по занимательной грамматике русского языка часть 1., Л.Т. Арсирий, Д.М. Дмитриева, Государственное учебно- педагогическое издательство, Министерство просвещения  Р.С.Ф.С.Р., М. – 1963; К.И.М. русский язык – 7 класс / составитель Н.В. Егорова., - М.: - ВАКО, 2011; олимпиады по русскому языку: КН для учителя / АО ОРГ. – 5 издание – М: - Просвещение, 2004

Цель игры: привить любовь к родному языку, повторить и закрепить практические навыки по разделу  «Фонетика.Графика».

Оборудование:

  • Интерактивная доска
  • презентация - сопровождения в программе Power Point,
  • раздаточный материал;

Цели игры как планируемые результаты обучения, планируемый уровень достижения целей:

Образовательные: создать условия для:

  1. Систематизации и обобщения знаний по теме «Фонетика. Графика»;
  2. Ликвидации возможно возникших пробелов в знаниях, умениях и навыках.

Воспитательные:

  1. Продолжить работу по  развитию у ребят чувства прекрасного, чувства гордости за родной язык.
  2. Помочь учащимся воспитать усидчивость, целеустремленность, ответственность,  коллективизм.
  3. Продолжить работу по развитию творческих способностей ребят.

Развивающие:

  1. Дальнейшее развитие УСМД: анализа, обобщения, конкретизации и рефлексии.
  2. Дальнейшее развитие умения строить коммуникативные отношения с использованием различных форм и норм коммуникации.
  3. Дальнейшее развитие и совершенствование  речевых навыков учащихся.

Ход урока представлен в таблице 1.

Таблица 1.

Конспект игры

Формирование УУД

Звучит стихотворение А.Яшина «Русский язык»

Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех,
Он певуч,
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч.

Хочешь - песни, гимны пиши,
Хочешь - выскажи боль души.
Будто хлеб ржаной, он пахуч,
Будто плоть земная - живуч.

Для больших и для малых стран
Он на дружбу,
На братство дан.
Он язык луны и планет,
Наших спутников и ракет.

На совете
За круглым столом
Разговаривайте на нем:
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Он, как наши мечты, велик,
Животворный русский язык!

Ведущие Согласный и Гласный: Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас в школе пройдёт  игра. Давайте посмотрим, много ли вы знаете о русском языке, хорошо ли работают ваши языковое чутье и смекалка. Попробуем?

Какая наука изучает языки?  (лингвистика_)

Из каких разделов она состоит? (орфография  морфология, словообразование ,синтаксис, пунктуация, фонетика_)

Мы  сегодня побываем с вами в стране Языкознания, городе Фонетика. Кто же жители этого города? ( буквы, звуки, звонкие и глухие согласные, алфавит, ударении)

Ведущие: Когда мы что-то делаем, мы обязательно ставим перед собой цель. Наша игра не исключение, в ней тоже должны быть цели.

Закончите фразу (на экране) Мои персональные цели:

 (Получить полезную информацию;

Научиться работать в команде, не подвести команду;

Приобщиться к науке о русском языке;

Узнать новую информацию о …)

Личностные
Вызвать интерес к изучаемому предмету
Воспитывать гражданский патриотизм и любовь к Родине, чувство гордости за свою страну
Нравственно- эстетическое оценивание
Формировать устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива

Предметные

Осознанно воспринимать и понимать текст

Личностные
установление учащимися связи между результатом и мотивом действия
Умение выделить нравственный аспект поведения

Предметные

Представление об основных функциях языка

Регулятивные
Постановка частных задач
Способность к целеполаганию
Самостоятельно формулировать проблему, цель образовательного события
Прогнозировать, корректировать свою деятельность
Предвосхищение результата и уровня усвоения
Умение планировать пути достижения целей
Познавательные
Самостоятельное формулирование познавательной цели

Наше  путешествие начинается. Но любую игру должно оценивать жюри (представление жюри)

Сценка «Спор»

Поспорили однажды между собой Гласные и Согласные: кто из них важнее?

-– Мы, конечно, важнее!– закричали гласные. – Без нас никто и рта не раскроет!

– Это мы ещё посмотрим!– возразили дружно  согласные. – Попробуйте-ка нас произнести, чтобы хоть немножко не приоткрыть рот. Ничего  к вас не получится!

– А вот и получится! Например ВВВВ

– Разве что одно В, а больше ничего!

– И всё же мы важнее! Без нас не обходится ни одно слово, ни один слог!

– Зато без нас, согласных, ни одно слово не будет понятным! Ну-ка, скажите без нашей помощи слово ФОНЕТИКА.

– О…Э…И…А,– пролепетали  невнятно гласные и смущённо умолкли.

– Вот видите!!! А если мы скажем ФНТК, то всякий сразу  догадается.

– А вот попробуйте произнести без нас такие слова, как АННА, АЛЛА  и сотни других.

Согласные только  промычали в ответ что-то неразборчиво и умолкли.

Ведущие: А как вы думаете, ребята, какие звуки важнее?

– Кто, по-вашему, прав – гласные или согласные? Почему?

Ведущие: Молодцы! Помогли согласным и гласным помириться. А они и не разговаривали друг с другом. Каждый считал себя правым.

ЗАДАНИЕ 1.

Представление команд.

Ведущие: Путешествовать поодиночке  трудно, поэтому сегодня в игре  участвовать будут команды (у каждой команды было домашнее задание: придумать название, девиз, эмблему )

ЗАДАНИЕ 2.

Расшифровать, что  было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы? (надпись сделана на плакате)

..О.. ..О      ..О.. А..О..А.. ..      ..    .. .. ..А..У      Я..Ы..О.. ..А..ИЯ

Ведущие: Ребята, как вы думаете, что  было написано на плакате до того, как ветер унес согласные буквы? (Если команда затрудняется со ответом, можно использовать помощь болельщиков)

Ведущие: Вот видите, как важно, чтобы гласные и согласные дружили.

Ведущие: Хорошо у вас получается . Умеете  работать дружно, слаженно , как буквы в слове. 

 Ведущие: Пока жюри подводит первые  итоги (задание 1, 2), послушаем, что о важности гласных и согласных говорит С.Я. Маршак:

Дыхание свободно в каждой гласной.
В согласной прерывается на миг…
И только тот гармонии достиг,
Кому чередование их подвластно.
Звучит в согласных серебро и медь,
А гласные тебе даны для пенья.
И  счастлив  будь, коль можешь ты пропеть
Иль  даже продышать стихотворение.

Жюри оглашают итоги 2-х (1,2) конкурсов

Ведущие: Продолжаем наше путешествие. А теперь вопросы зрителям и болельщикам:

Чёрные, кривые, от рождения немые,

Станут в ряд, сразу заговорят.

Или

 Какое русское слово состоит из трёх слогов, а указывает на 33 буквы?

Или

33 родных сестрицы,

Писаных красавиц,

На одной живут странице,

А повсюду славятся (Заходер)

Или

Какое слово существует в русском языке для названия совокупности букв?

Ведущие: Какие синонимы вы можете подобрать к этому слову?

Почему  такие интересные названия?

Откуда их корни?

А вы знаете, ребята, еще какие-нибудь  сведения  из истории алфавита? (нынешний алфавит существует с 1918г., но официально лишь с 1942, раньше считалось, что в алфавите 32 буквы, т.к. е = ё)

Ведущие: Замечательная у вас группа поддержки и активные болельщики.

 

ЗАДАНИЕ 3. Блиц –турнир

А теперь вопросы командам (вопросы задаются командам, кто ответит первым , получает балл).

  • Сколько букв в алфавите?
  • Сколько согласных?
  • Сколько гласных?
  • Всегда твердые? Всегда мягкие?
  • Сколько сонорных в алфавите? Перечислите
  • Какие буквы звуков не дают?

Ведущие: Пока жюри подводит итоги этого конкурса, продолжим наше путешествие и заглянем на улицу Ъ и Ь (сценка по басне  П.Матвиенко)

- Не чересчур ли ты добряк?- так знаку Мягкому промолвил Твёрдый знак.-  

Слова и буквы ты всегда смягчить стремишься.  Нет,  в алфавит ты не годишься!

-Кто б говорил, но ты бы уж молчал!- знак Мягкий  Твёрдому  на это отвечал.-

Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.  Давным-давно пора, как букву Ять, тебя из азбуки изъять…

-Друзья! Ваш разговор - никчёмные слова,- услышав этот спор, сказала буква А.-

Вы оба хороши, достойны оба чести, когда стоите в нужном месте.  

Ведущие: А знают ли наши  Ъ и Ь своё место?

Игра со зрителями. Даётся ряд слов, где пропущен Ъ или Ь. Ребята должны правильно вставить пропущенную букву.

Друзья! Хоть я и мягкий знак ,
Я твёрд! Ошибкам смертный враг.
Слова калечить не люблю,
Ошибок я не потерплю!

Жюри оглашают итоги 3 конкурса


ЗАДАНИЕ 4. Лингвистические задачи (2 минуты)

Ведущие: Трудно, но интересно заниматься русским языком. А может мы сейчас пропорции, равенства порешаем? Только лингвистические! (карточки для команд)
= =           ==            Я:А=Ю:?

[РО]:[Р'О]=[РА]:[?]         Х, Щ…?

Д, Ж, В, Г=?      Ж, Ш……?       Л, М, Н….?

Игра со зрителями. 

Ведущие: Пока команды решают пропорции, мы поиграем с болельщиками. У вас есть возможность заработать дополнительные  баллы для своей команды. 

  • Назовите фразеологизмы, в которых есть слово азбука или название букв алфавита?  (Пройти от аза до ижицы; начинать с азов; сделать на ять; стоять фертом)

Жюри оценивают итоги 4 конкурса и игру болельщиков.

ЗАДАНИЕ 5 на смекалку. (3 минуты)

Ведущие: А  теперь мы  пройдем по улице Вопросительной. Ответим на вопросы. Командам раздадим карточки, на которых будет написано задание
1)  В каких словах по 100 согласных?
2)  Назовите слова, начинающиеся на 4 согласных
3)  В каком слове 40 «А»?
4)  Имена девочек состоят из 2 букв «А» и удвоенной согласной. Как зовут девочек?
5) Какое правило зашифровано в стихотворной строчке:
Ударение над гласной
Может сделать букву ясной? (ответы вывести на экран)

Игра со зрителями (баллы для команд). 

Ведущие: команды активно занялись поисками ответов, а мы продолжаем зарабатывать баллы для своей команды
1) Чем кончается день и ночь?
2) Что стоит посередине Земли?
3) В каком слове
НЕТ слышится 100 раз?
4) Что надо сделать со звонким в слове
КОСТЬ, чтобы оно стало обозначать желанного в доме человека?
5) Как превратить слово мел- в мелкое место,  угол- в топливо, шест- в число?

Ведущие: Пока жюри подводит  итоги 2-х конкурсов (4, 5), у нас с вами снова сценка.
Шёл  по дороге старик, а навстречу ему боец: «Здравствуй, отец ,»- говорит боец. А старик ему отвечает: «Здорово, служивый. Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай - всё значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя и моей бабки с тем же свойством» Задумался боец.  

ЗАДАНИЕ 6. Слова-перевертыши (4 минуты)

Ведущие: Помогите, команды, решить служивому лингвистическую задачу. Придумайте еще подобные слова.


Ведущие: А мы в это время с болельщиками поиграем . Кто  самый смелый?  На плакате вразброс буквы алфавита, участник должен правильно назвать и найти букву.

Жюри оглашает итоги 4 и 5 конкурсов.

ЗАДАНИЕ 7. Найди слово (6 минут)
Ведущие: следующее задание командам. У вас на столе таблица. Вы должны подобрать 15 слов, которые  заканчиваются на ТИК, причем перед этим слогом должны быть буквы С или Н

                                   

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Т

И

К

Игра со зрителями (баллы для команд). 

Ведущие: наши команды пока думают, мы продолжим игру с болельщиками. Знаете ли вы, что такое метаграмма и логогрифы? А умеете ли вы их решать?
Матаграмма – это загадка, в  которой путём замены  одной буквы другою можно получить новое слово                    (на экране)


С буквой К я на болоте,
С буквой Б- большой сосуд
С  П на дереве найдете,
С  Т ищите рядом, тут
 (кочка, бочка, почка, точка)

Я тяжела и высока,
А надо мною облака.
Смените звонкую глухой-
Я буду вовсе не такой:
Широкой, рыхлой стану я,
Вас прокормлю, мои друзья
 (башня, пашня.)                                

Логогрифы- это загадка, в которой путём добавления, отбрасывания или вставки новой буквы или слога можно из одного слова получить другое.
С буквой О-
Арктический и Антарктический,
Без неё
Я знак математический
 ( полюс, плюс)

Суеверных я пугаю,
Страх меня и породил,
А прибавишь букву с краю-
Я  согласие и мир.
Прибавляй по букве снова-
Каждый раз я изменюсь:
Вот в земле лежать готов я,
Вот в зарплату превращусь;
Наконец, не промолчу-
Речью длинной прозвучу
. (ад, лад, клад, оклад, доклад)

Жюри оглашает итоги 6 конкурса.

ЗАДАНИЕ 8. Скороговорки

Ведущие: мы славно поработали, ребята! Устали? Конечно! Давайте отдохнем и « скоропоговорим». Приглашается 1 участник команды. На подготовку дается 1 минута, затем участники по очереди читают 4 скороговорки. Жюри выбирает самое удачное проговаривание скороговорки.

Сшит колпак  не по-колпаковски,
Вылит колокол не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать,
Надо колокол  перевыколоколовать
.

В четверг четвертого числа 
Четыре  четверти часа
Четыре черненьких чумазеньких  чертенка
Чертили черными чернилами четыре чертежа
Чрезвычайно чисто.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки
перевыскороговорит, но, заскороговорившись, выскороговаривал, что всех 
скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.
 


Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши. 
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь. 
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше. 
Шею суше, суше уши, и не трогай больше туши.
 

Жюри оглашает итоги 7 и 8 конкурса.

ЗАДАНИЕ 9. Рисуем слова (2 минуты)
Ведущие: ребята, мы заканчиваем свое путешествие, но не заглянули, не посмотрели еще одну улицу. Какую? ОРФОЭПИЯ
Что это за улица?! Улица правильного произношения.
Да, это важное явление в языке. Если оно исчезнет, будет много недоразумений

И последнее задание командам. У вас карточки со словами. Нарисуйте это слово (Замок, атлас, белок, гвоздики)

 

Игра со зрителями (баллы для команд). 

Ведущие: Пока команды рисуют, у нас задание для зрителей: какое слово спряталось  (на плакате нарисованы зашифрованные слова, например, 100Г – стог)

Ведущие: Команды готовы отвечать.  (Команды показывают свои рисунки зрителям и жюри). У вас получились все рисунки разные. Почему?  Как называются такие слова? (омографы)
Вот видите, как важно в русском языке ударение

Ведущие: На экране: сто сорок и сто сорок будет двести. Согласны ли вы? Почему?

ЗАДАНИЕ 10. Игра капитанов: произнести слова (на экране)

Капитаны выбирают карточку со словами и произносят написанные слова (орфоэпия). 30 секунд на подготовку.

Жюри подводит  итоги игры.

Познавательные
Адекватно понимать основную и дополнительную информацию текста, в том числе воспринятого на слух
Поиск и выделение необходимой информации


Коммуникативные
Высказывать и обосновывать свою точку зрения,  выступать перед аудиторией
Оформлять свои мысли в устной форме

Регулятивные

Преобразование практического задания в познавательное

Коммуникативные
Участвовать в коллективном обсуждении, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, слушать и слышать других
Строить продуктивное взаимодействие

Личностные
Умение сопоставлять и сравнивать, понимать других людей, осознание ответственности за себя и свои действия

Познавательные
Устанавливать причинно- следственные связи
Выбор наиболее эффективных способов решения
Синтез как составление целого из частей

Познавательные
Восприятие текста художественного стиля
Личностные
Нравственно- этическое оценивание
Уважительное отношение к родному языку, формирование читательского мастерства  
Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания

Личностные
Формировать потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании
Регулятивные
Адекватная оценка собственных  возможностей в отношении решения поставленной задачи
Предметные

Знание фонетики

Регулятивные
Осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Познавательные
Поиск и выделение необходимой информации
Предметные

Знание лексики

Регулятивные 

Опробование, анализ и обобщение освоенных учащимися средств и способов учебных действий
Активизация мыслительной деятельности
Предметные

Знание фонетики

Регулятивные
Осознавать трудности, стремиться их преодолевать, пользоваться различными видами помощи

Коммуникативные
Устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности
Познавательные
Осуществлять анализ и синтез
Строить рассуждения, перерабатывать и преобразовывать информацию
Осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий

Предметные

Владение основными лексическими ресурсами

Познавательные
Перерабатывать информацию, преобразовывать
Строить логические цепи рассуждения
Коммуникативные
Расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками
Учитывать разные мнения и уметь обосновывать собственное

Познавательные
Формирование выдвигать гипотезы (предложения- что получится в результате)
Умение вести самостоятельный поиск информации
Уметь сопоставлять и сравнивать


Коммуникативные
Умение выступать перед аудиторией сверстников
Применение приобретенных знаний, умений, навыков

Познавательные
Анализировать, сравнивать структурировать различные объекты, явления и факты
Делать выводы
Синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Коммуникативные
Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, выполнять различные роли в группе
Метапредметные

Умение подбирать аргументы пи обсуждении

Умение дать доказательное суждение

Предметные

Владение основными лексическими ресурсами

Познавательные
Понимать информацию в разных формах
Регулятивные
Способность организовать свою деятельность, принимать и понимать учебную задачу
Действовать по плану
Осознавать трудности и стремиться их преодолевать

Коммуникативные
Слушать и слышать других
Оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
Познавательные
Владеть различными видами аудирования

Коммуникативные
Критично относиться к своему мнению, понимать возможность различных точек зрения
Готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей
Принятие эффективных совместных решений
Познавательные
Инициативное сотрудничество в поиске
Перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
Строить рассуждения

Регулятивные
Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению
Личностные
Готовность преодолевать затруднении
Положительное отношение к учению
Способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Ведущие: Молодцы. Наша игра подходит к концу. Подведем итоги.  ( обращаются к командам и зрителям)

Когда говорят «грамотный человек», то всегда ли речь идет о человеке, умеющем читать и писать? 

Как тогда понять: грамотный инженер, грамотный строитель, грамотный ученик? Слово это многозначно. В сочетании грамотный инженер и строитель оно имеет значение «обладающий необходимыми знаниями, в какой-либо области», а грамотный ученик – это тот, который умеет писать и говорить без ошибок.

 

Рефлексия

Ведущие: В начале игры мы ставили перед собой цели. Смогли ли мы достичь их. (Мнение участников игры)


Обогащайте  свой словарный запас, свою память, умейте красиво и выразительно говорить, ибо только знания русского языка поможет вам в овладении многими науками.

Жюри подводит итоги игры

Как-то летом, на лужайке,
Очень умный Майский Жук
Основал для насекомых
Академию наук.

Учат азбуку букашки,
Чтобы грамотными стать,
Потому что это мало -
Только ползать и летать!

Коммуникативные
Строить свое высказывания и слушать другого
Вступать в сотрудничество со сверстниками

Регулятивные
Определить степень успешность своей работы и работы других
Умение самостоятельно анализировать условия достижения цели
Умение анализировать причины проблем и неудач в выполнении деятельности и находить рациональные способы их устранения

Личностные

осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Джанни Родари. Урок внеклассного чтения. 5 класс

Урок внеклассного чтения в 5 классе после изучения произведения «Сказки по телефону» Джанни Родари. Урок-презентация. Цель данного урока: обобщение знаний о творчестве Джанни Родари, развитие тв...

Разработка урока внеклассного чтения, 4 класс

Урок внеклассного чтения в 4 классе коррекционной школы 8 вида по рассказу Н.Носова "Заплатка"...

разработка урока внеклассного чтения, 6 класс, коррекционная школа 8 вида

разработка урока по теме "К.Паустовский. Кот-ворюга" для 6 класса коррекционной школы 8 вида...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация о творчестве К.Паустовского...

презентация к уроку внеклассного чтения, 6 класс

презентация по книге К.Паустовского "Кот-ворюга"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия , 5 класс.

Внеклассное мероприятие "Искусница 2012" проводится на школьном уровне среди учащихся одной параллели.В нём может принять участие любой желающий.Цели: - создание условий для вовлечения учащихся в доп...