Анализ новогоднего спектакля
методическая разработка на тему

Страшнова Ирина Викторовна

Школьный дидактический театр как средство эстетического и духовно-нравственного  развития школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_novogodnego_spektaklya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Школьный дидактический театр

 как средство эстетического и духовно-нравственного  развития школьников.

(из опыта работы театральной студии «Крыло»  №2)

Если взять немного шелка,

Взять наперсток и иголку,

Приметать и раскроить–

Так волшебно и прилежно,

Вдохновенно, неизбежно –

Можно все, что хочешь, сшить…

Видишь, бархатом и крепом

Как-то странно и нелепо,

Постепенно, не спеша,

Строчкой длинной и короткой,

И зигзагом, и обметкой,

Украшается душа…

Песня из спектакля «Праздник своими руками»

«Созидание человека» - вот благая  цель, которую, безусловно, ставит перед собой вся система школьного воспитания. В этом смысле роль школьного театра   трудно переоценить. Он давно и совершенно обоснованно признан одной из самых эффективных форм внеклассной работы. Специфика детского театра заключается в необычайно мощном воздействии на личность школьника. Художественное слово, эмоционально освоенное, личностно пережитое, перестает быть «мертвым» учебным  материалом. Мудрая мысль писателя, звуча в устах самого ученика как слово живое, им самим выстраданное и перечувствованное, становится частью сознания ребенка, а та трудная духовная работа, которую он совершает, может стать залогом для сложнейшего духовного труда по дальнейшему совершенствованию себя.

В гимназии №2, которая имеет гуманитарный профиль,  давно и успешно функционирует Центр эстетического развития. Наряду с другими направлениями он включает в том числе школьную театральную студию.  Существует она уже более 10 лет, и за это время были осуществлены десятки постановок, литературно-музыкальных композиций, выставок, праздников, гостиных. Темой и поводом для театральной постановки может служить юбилей писателя, историческая дата, праздник, тематические дни и т. д. Я остановлюсь на последней постановке, чтобы показать этапы духовного развития школьников в ходе репетиций и выступлений.

Любимый детский праздник – Новый год, и в гимназии традиционно готовится большая новогодняя сказка. На этот раз мне хотелось сказать что-то о добрых семейных ценностях, о том, что праздник нужно создавать своими руками. К героине – девочке, которую не радуют дорогие подарки , -  приходят Вестники Нового года и вместе с ней отправляются в сказочное путешествие. Они оказываются в Бумажном городе, на Шоколадной фабрике, в Швейной мастерской. Научившись шить, вырезать из бумаги, печь пироги, она спасает младшую сестренку и побеждает злую ведьму. Таким образом, уже на сюжетном уровне, в игровой форме предполагается осмысление детьми вечных, непреложных человеческих истин.

Первый этап работы – отбор актеров. В школе существует негласное правило: играют все, кто хочет. Поэтому никакого конкурсного отбора не существует: все, кто приходит на репетицию, получают роли. В этой сказке был поставлен абсолютный рекорд по числу актеров: на сцене играло более 50 человек. Если прибавить тех, кто танцевал,  то получится около 80. Такой массовости невозможно добиться, если детей заставлять, и, как правило, сами  артисты проявляют  энтузиазм и инициативу. Сразу можно увидеть, что дети стараются не подвести друг друга, осознают свою ответственность, включаются с жаром в общее дело. На этом этапе формируется коллектив единомышленников, постепенно складываются  доверительные отношения между детьми, завязываются новые контакты.

Особое слово необходимо сказать о возрастных категориях – ограничений здесь тоже нет. Очень трогательно бывает смотреть, как старшие опекают младших, причесывают, помогают перед спектаклем надеть костюм. Младшие после выступления становятся их близкими друзьями, им льстит внимание и забота. Ситуация совместного переживания сплачивает детей, делает их одной большой семьей, рушатся коммуникативные барьеры.

Самая маленькая наша героиня – пятиклассница Лиза – выходила на сцену впервые и очень боялась. Но понимая, что все ее любят, опекают,   забыла про свой страх и играла с увлечением, с полной самоотдачей. До спектакля она была довольно замкнутым ребенком, а после стала свободно общаться и со сверстниками, и со старшими ребятами. Учителя отмечают, что и на уроке она чувствует себя увереннее, отвечает охотно и стремится чаще высказать свое мнение. Это явление - своеобразный «побочный эффект», отсроченное воздействие искусства на детскую душу. Страх сцены преодолевается, а вместе с ним уходят комплексы, замкнутость, неуверенность в себе… Хочется общаться, открывается огромное пространство для творчества.

Для сцен Бумажного города, Шоколадной фабрики и Швейной мастерской  необходимо было создать объемные костюмы и множество деталей реквизита. Сами актеры смастерили оригинальные пышные юбки, воротники, шляпы, платья из бумаги. Вот где пригодилось креативное мышление! Здесь подключались все, кто хотел попробовать свои силы как модельер и художник. На глазах центральная идея спектакля – праздник своими руками – получала реальное наполнение. В ходе репетиций дети начали импровизировать, они уже почувствовали кураж. Мне кажется, для этих ребят праздник стал долгожданным и заслуженным. Они «сотворили» его своими руками, как и героиня сказки.

 Последняя репетиция была назначена на раннее утро воскресенья – пришли все! Сработало «чувство локтя», осознание собственной ответственности, желание стать нужным, необходимым коллективу. Несмотря на то что репетиция – тяжелейший труд, бесконечные повторы, оттачивание интонации, фразы, жеста,  все работали и старались изо всех сил.  Все ради результата! Ради волшебства, фейерверка чувств. Ради сказки, которая становится жизнью.

В день выступления дети сыграли три часовых представления с интерактивной игрой после спектакля.  Я думаю, что и для взрослых  это было бы нелегко. Именно тогда от ребят потребовалась вся сила воли и выдержка.  Но какая эмоциональная отдача! Как переживают ребята друг за друга! Как радуются успеху – общему, заслуженному!  Сколько радости от аплодисментов! В эти дни и часы в детях происходит удивительная метаморфоза, громадный скачок в духовно-нравственном развитии.  Самое ценное в  школьных постановках – это растущая способность детей к страстному  сопереживанию. Другими словами, это бесконечно длящийся катарсис, каждодневное и мучительное очищение собственной души как первое и единственное условие искренней игры на сцене. Резервы детской психики никем не изучены до конца, и остается только удивляться огромному личностному росту, который происходит буквально на глазах.  Под влиянием сцены изменяется мировоззрение ребят, они начинаю мыслить и поступать совершенно иначе, более осознанно, более мудро. Актер-ребенок не примеряет на себя одежды героя, он в силу  возраста пытается стать им, перевоплотиться, усвоить систему ценностей своего персонажа и, опять-таки в силу возраста, «прирастает» к своей роли. Помимо общего развития, которое обеспечивает театр, здесь основным становится этическое наполнение образа, та нравственная составляющая, без которой немыслима вообще любая воспитательная работа.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий новогоднего спектакля

Инсценировка отдельных эпизодов.Сценарий составлен для учащихся 6 класса по адаптированному тексту «Ночь пред Рождеством» Н.В. Гоголя. (Учебник – хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух...

Сценарий новогоднего спектакля "Новогодние приключения Даши и Артема"

Очень яркое, веселое новогоднее представление. Песни, танцы делают его очень зрелищным. Подготовлено и проведено дважды и с большим успехом. Название нужно поменять в зависимости от имен ведущих, так ...

Сценарий новогоднего спектакля "Новогодняя история"

Сценарий Новогоднего спектакля "Новогодняя история" для учащихся средних классов...

Сценарий новогоднего спектакля "Однажды в новогодней сказке"

Новогодний спектакль о дружбе, о чудесах рассчитан на разновозрастную детскую аудиторию. Включены игры с залом. Оформление спектакля не меняется, что позволяет проводить его даже в малобюджетных учреж...

Сценарий новогоднего спектакля "Новогодние перевертыши"

Дети любят принимать участие в инсценировках, спектаклях. Столкнулась с тем, что трудно найти подходящий сценарий для спектакля. Написала сценарий сама, включив в сюжет отрывки из известных сказок и с...

Инсценировка (сценарий) новогоднего спектакля "Новогодняя история" для 8-11 классов

Инсценировка "Новогодняя история"  по мотивам рассказа А. Цыпкина "Не скажу" может использоваться в постановках детских театральных студий и школьных праздниках. Инсценировка ...

Новогодний спектакль "Однажды в новогоднем лесу..."

Новогодний спектакль рассчитан на учеников 1-4 классов.  Продолжительность мероприятия 50 минут....