ЧТО ТАКОЕ "КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК"?
классный час (6 класс) по теме

Суркова Снежана Валентиновна

Культура общения среди сверстников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Беседа44.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТО ТАКОЕ «КУЛЬТУРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»?

В человеке должно быть все прекрасно:

и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

А. П. Чехов

– Что вы вкладываете в понятие «культурный человек»?

– А можно ли назвать культурным человека, который, имея высокий уровень образования и будучи хорошим специалистом, не умеет себя вести ни в семье, ни на производстве?

Когда мы говорим о культуре человека, мы используем два понятия: внешняя и внутренняя культура. Давайте подробнее рассмотрим эти понятия.

Культура человека

Этикет (с фр.  – «этикетка, надпись, ярлык»).

Под этикетом в широком смысле понимают совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям, обхождение с окружающими, формы обращений и приветствий, нормы поведения в общественных местах, манеры и одежда.

Этика – учение о морали. Мораль, в свою очередь, с лат. «нравственность».

Мораль или нравственность рассматривают как один из способов регулирования отношений людей в человеческом обществе, то есть поступки людей.

Этическое общение (формирование внутренней культуры) происходит с помощью исторически сформировавшихся неписаных норм и правил, относительно которых поведение людей оценивается как доброе и злое, честное и бесчестное, созидающее или разрушающее, в отличие от этикета, который включает в себя определенный свод правил.

В отличие от норм права нормы морали официально нигде не зафиксированы и в течение столетий передавались из уст в уста, от отца к сыну, от старшего поколения к младшему.

В отличие от правового регулирования, где за соблюдением закона надзирают государственные органы и выносят наказание за нарушение закона, контроль за выполнением моральных норм осуществляется (как вы думаете, кем?) исключительно совестью каждого конкретного человека и общественным мнением. Именно поэтому быть или не быть моральным (честным, порядочным, добрым) – почти полностью зависит (от чего?) от личного выбора каждого.

А вот правила и нормы этикета носят формальный характер, то есть не вынуждают человека выбирать между добром и злом, правдой и ложью, как это требуют моральные заповеди. Предписания этикета диктуют требования общечеловеческой культуры: вежливость, обходительность, учтивость, приветливость, – но при этом они регламентируют иерархию возрастных, статусных, половых различий людей. В правилах этикета заранее предусматриваются ситуации и даются готовые модели конкретных ситуаций, в отличие от этики.

Этикет подразумевает благожелательное и уважительное отношение ко всем людям, безотносительно к их должностному и социальному положению, учтивое обращение с женщинами, почтительное отношение к старшим. Он включает формы обращений, приветствий, правила ведения беседы, спора, поведения за столом, обхождения с гостями, требования, предъявляемые к одежде человека в зависимости от обстоятельств.

– Как вы понимаете слово «вежливость»?

Вежливость – это моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Следовать этикету и быть вежливым – значит содействовать счастью ближнего и ни в коем случае не задевать чужое достоинство.

– Рождается ли человек со всеми этими качествами или нет? Конечно же, чтобы этим всем в совершенстве владеть (А зачем? – Чтоб тебя уважали и хорошо к тебе относились...), необходимо проделать очень большую работу, чтобы всему этому научиться. Ведь знать и применять, то есть владеть этим, – не одно и то же.

Соблюдение правил этикета должно осуществляться сознательно и в то же время непроизвольно, то есть стать привычкой.

– А зачем это надо? Что это дает всем, не только мне?

Этикетные нормы призваны облегчать контакты между людьми и предоставлять им наиболее удобные пути для их установления.

– Что же для этого надо делать, ведь одних знаний мало? Можно знать, но не делать.

Вежливость.

Вежа – ведать, знать. Вежа – человек, который знает, как вести себя в той или иной ситуации, обстановке: наблюдает за собой со стороны глазами другого человека. Надо не только следить за собой, но и давать себе честную, без всяких скидок оценку, то есть я себя изучаю, познаю – самопознание.

У древнего восточного мудреца Лукмана спросили: «У кого ты учился благовоспитанию?» «У невоспитанных, – ответил он, – я избегал делать то, что делают они».

Как воспитывать те или иные качества? Знать, уметь, привыкать!

Первое условие воспитанности – знание общепринятых норм и правил поведения. Множество веков существует человечество. Из поколения в поколение передавали самые удобные, экономные, разумные способы действий в житейских ситуациях. Так возник этикет, который необходимо соблюдать, чтобы цивилизованно жить в обществе.

Каждый день нам приходится выполнять множество простых действий. Но даже самые простые действия требуют определенных умений. К примеру, как мы здороваемся?

...Бежит Кеша по переулку: руки в карманах, кепка на глаза нахлобучена, воротник поднят, ноги консервную банку подфутболивают. Навстречу ему – школьная медсестра. Он на бегу бодро прокричал не то «дрась», не то «брысь» и помчался вперед. Что хотел сказать Кеша, она так и не поняла. А он, оказывается, поздоровался.

Здравствуйте! Поклонившись, мы друг другу сказали.

Хотя были совсем незнакомы. Здравствуйте!

Что особого тем друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?

Каждый раз перед нами возникает много различных задач, ситуаций. Выход один! Выработать умения: тренироваться и упражняться в правильном поведении.

Через напряжение, самоконтроль, постепенно. Чем чаще мы повторяем правильные действия и поступки, тем меньше усилий они требуют от нас, тем естественнее, непринужденнее, красивее становится наше поведение, потому что возникла привычка. Правильно говорят: привычка – это вторая натура.

Прочные и устойчивые привычки поведения.

Вежливость – форма проявления уважения к людям.

«Жизнь не настолько коротка, чтобы людям не хватило времени на вежливость» (Эмерсон).

Важным инструментом самовоспитания могут стать собственная наблюдательность человека и анализ окружающей действительности. Здоровое нравственное чутье поможет тебе ориентироваться в потоке человеческих отношений на те, которые строятся по законам красоты.

Не закрывай глаза на горести и беды окружающих тебя людей, стыдись нечуткости, проявленной не только к тебе, а и к другому человеку, пойми чужую боль, старайся радоваться успехам других – и ты возвысишься духом. И красивый нравственный поступок станет твоей потребностью.

Послушай, как говорят люди, попробуй по их речи, словарному запасу определить уровень их культуры, характер, человеческую сущность. И ты увидишь, как тесно это взаимосвязано. Стоит позволить себе говорить неточно, небрежно, невыразительно, излишне несдержанно, с употреблением вульгарных выражений – и такой стиль может закрепиться в поведении, тоне и характере общения и стать привычкой, оказав обратное влияние на личность. Это дорога в бескультурье.

Посмотри, как люди одеваются, как относятся к своей одежде, и ты сможешь понять, какие разные задачи они решают, заботясь о своем внешнем виде: стремятся «быть, как все»; превзойти других, выделиться; подчеркнуть свой вкус, стиль; выявить особенности своей внешности, привлекательности для окружающих; обеспечить уют и удобство; «оформить» свой внешний облик соответственно своему богатому внутреннему миру и т. п.

Попробуй разобраться в том, что ты хочешь сказать о себе своей одеждой. Справедлива, по-моему, мысль, что со вкусом одет, как правило, не тот, у кого очень много вещей, а тот, у кого их немного, но они умело сочетаются, гармонируют.

Внутренняя культура, творческое отношение ко всем граням жизни в сочетании с культурой речи, благородством и сдержанностью манер, стиля общения, с красивой, отражающей твою индивидуальность одеждой создают твой неповторимый, эстетически выразительный облик. А это не так уж мало значит в жизни, в создании своей судьбы, в твоем мироощущении.

И чтобы добиться успеха в этом направлении: быть уважаемым, интересным, понятым людьми, которые тебе дороги, – необходимо приложить огромные усилия, ведь одного желания, хотения здесь недостаточно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИЗОБРАЖЕНИЕ ФИГУРЫ ЧЕЛОВЕКА И ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА В ИСТОРИИ ИСКУССТВА»

Цель  урока:1. Познакомить учащихся с процессом работы художника над изображением человека2. Развивать навыки овладения техникой рисования3. Воспитывать мотивацию к учебной деятельности4. Учить в...

Интегрированный урок естествознание и обществознание в 11 классе по теме Вирусы и их воздействие на человека. Ответственность человека.""

Каждому человеку необходимы целостное мировоззрение и система ценностей, которыми он руководствуется в своей жизни. Ведь современный человек живет в многомерном пространстве культуры, и его быти...

ТЕСТ по экологии человека "Расы человека" для 8 класса

ТЕСТ  по экологии человека "Расы человека" в картинках с ответами,   для 8 класса.Можно использовать как для закрепления материала, так и для опроса....

Проверочная работа для 8 класса по темам: " Место человека в системе орг.мира. Эволюция человека. Клетка, ткани, системы органов человека".

Тест побиологии 8класс по темам: "Место человека в системе органического мира. Эволюция человека. Расы человека. Тстория развития знаний о строении организма человека. Клеточное строение организма. Тк...

Семинар по творчеству М. Горького «Всё в Человеке – все для Человека!» (по рассказу «Человек» и очерку «Рождение человека» из сборника «По Руси»)

Тема данного урока выбрана с учетом программы по литературе и биологии в 11-х классах. В ходе изучения пьесы М. Горького «На дне» обязательным является обсуждение темы «Споры о Человеке». Продолжить р...

Сочинение "Согласны ли вы с утверждением "Человек человеку-волк"? (к литературному направлению "Человек и общество" 2017г.)

Данное сочинение написано в рамках литературного направления "Человек и общество" 2017г....