Проект "Игротека"
проект на тему

Ибрагимова Тамара Васильевна

Игра - важная сфера социализации ребенка младшего школьного возраста. С развитием игровой деятельности происходят главнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие его к переходу на новую ступень его развития. Если у детей выпадает из жизни игровая деятельность как таковая, это нарушает естественный ход его развития.  

В современном мире наблюдается общее снижение интереса начальной школы к детской игре.  Когда 7-11 летним детям задавался вопрос о том, чем они больше всего любят заниматься, то примерно 70 % девочек и мальчиков назвали - сидение у телевизора или компьютера. Проект направлен на создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.  Помогая детям в реализации потребности в игре, мы в то же время формируем культуру досуга, учим детей организовывать свое свободное время. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_igroteka.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение Республики Марий Эл

«Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

VII вида»

Проект

«Игротека»

Руководители проекта:

Ибрагимова Т.В.

Тушинская С.В.

            Возраст детей, реализующих проект:

 

Люльпаны, 2013 -2014уч.г.

Проект «Игротека»

По виду деятельности:  творческий

По направлению: социальный

По участию в разработке:  групповой

По времени исполнения:   долгосрочный

Игра – это жизненная лаборатория

детства, дающая тот аромат, ту атмосферу

молодой жизни, без которой эта пора её

была бы бесполезна для человечества. В

игре, этой специальной обработке

жизненного материала, есть самое

здоровое ядро разумной школы жизни.

С. Т. Шацкий

  1. Обоснование необходимости проекта

Игра есть средство познания ребёнком действительности. 

Игра – средство, обеспечивающее детское развитие.

Игра - важная сфера социализации ребенка младшего школьного возраста.

Для детей младшего школьного возраста, игра является  ведущей деятельностью. С развитием игровой деятельности происходят главнейшие изменения в психике ребенка, внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие его к переходу на новую ступень его развития. Если у детей выпадает из жизни игровая деятельность как таковая, это нарушает естественный ход его развития. Именно игра дает ребенку возможность выражения чувств и влечений, которые не находят выражения вне игры. Она является источником развития сознания ребенка, произвольности его поведения, особой формой моделирования им отношений с окружающими. Проиграв и прожив в игре определенные моменты, ребенок автоматически переносит их в реальную жизнь. Уже в реальности, руководствуясь знаниями и правилами, подчиняет выполнению этих правил свое импульсивное поведение.   Ведущий детский психолог и психотерапевт Д.Б. Эльконин указывал: «Когда ребенок играет, он проявляет свою внутреннюю драму, различные аспекты своей внутренней личности». То есть ребенок не только изображает себя, но и преображает свою личность.

В современном мире наблюдается общее снижение интереса начальной школы к детской игре.  Когда 7-11 летним детям задавался вопрос о том, чем они больше всего любят заниматься, то примерно 70 % девочек и мальчиков назвали - сидение у телевизора или компьютера. (yaneuch.ru/cat_16/dosug-i-igrovaya)

Действительно биологическое окружение человека все больше заменяется технологическим.  Дети просиживают за компьютерными играми,  забывая о возможностях и запросах своего организма, своей личности

         Младший школьный возраст – это период интенсивного усвоения самых разных правил. Всю информацию, которую дети  этого возраста получают из внешнего мира, они буквально впитывают как губки.  Отсюда возникает необходимость создания игрового пространства. Создание воображаемых игровых ситуаций погружает ребенка в особый мир, где он чувствует себя свободно и раскованно, где снимаются барьеры и запреты, где он может свободно себя реализовать.

Помогая детям в реализации потребности в игре, мы в то же время формируем культуру досуга, учим детей организовывать свое свободное время. А с культурой досуга связана духовность человека. Если человек не знает что ему делать в часы досуга, то у него «портится  голова, сердце, нравственность» (К, Д. Ушинский)

  1. Участники проекта: 

педагоги - руководители проекта;  

 дети - непосредственные участники реализации проекта

  1. Цели и задачи проекта

Цели:  Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

Задачи:

  • Формировать и развивать личность ребенка через выполнение  ребенком конкретных заданий в процессе создания игротеки.
  • Учить детей нести ответственность за качество выполнения своей работы; формировать навыки контроля, самоконтроля.
  • Создание условий для  самовыражения и саморазвития личности ребенка через свободно выбранные действия.
  • Удовлетворять и развивать потребность в познании окружающего мира.
  • Предоставить  возможность выбора ребенком  предпочитаемого вида деятельности
  • Обеспечивать положительные эмоции и удовлетворение.

 

  1. Описание проекта

С чего все начиналось?

    Опрос среди детей  1-5 класса Люльпанского детского дома

«Чем вы больше всего любите заниматься в свободное время?»

  • смотреть телевизор,
  • играть на компьютере,
  • играть на телефоне
  • слушать музыку,
  • читать книги,
  • играть в подвижные игры,
  • играть в настольные игры

Смотреть телевизор

Играть на компьютере

Играть на телефоне

Слушать музыку

Читать книги

Играть в подвижные игры

Играть в настольные игры

11

15

9

7

3

10

6

Мы обсудили результаты опроса с детьми 1-5 кл. Наибольшее количество выборов получили следующие варианты:

Играть на компьютере – 15 выборов

Смотреть телевизор – 11 выборов

Играть в подвижные игры – 10 выборов

И сделали вывод о том, что компьютер вытесняет из досуга детей чтение книг, и настольные игры. Порадовал тот факт, что дети любят играть на компьютере, к подвижным играм не утрачен интерес детей. А ведь игровая деятельность играет важную роль в формировании личности ребенка.

 Таким образом, стала выкристаллизовываться идея создания игротеки для детей разных возрастов, с разными играми – подвижными, настольными, ролевыми и т.д.

Этапы реализации проекта.

Под игротекой можно понимать разные вещи. Кто-то называет так личную подборку настольных игр или коллекцию, которую вместе собирает компания друзей. Другие имеют в виду публичные игротеки — общедоступные наборы настольных игр в школе, больнице, кафе. Третьи называют игротеками игровые встречи — еженедельные дружеские сборища или фестивали городского значения на сотни человек.

Для нас игротека  - это  прежде всего возможность показать детям всё многообразие игрового мира. Большинство детей совершенно даже не представляют, что есть такие интересные и занимательные игры.  

  • Мозговой штурм  «Какой я вижу игротеку»

Краткое изучение опыта работы игротек в других городах посредством интернет-ресурсов:  http://igrology.ru

                  http://tesera.ru

  • Обсуждение, что можно взять из опыта работы для нашей игротеки.

Изучив опыт работы игротек, представленный в Интернете мы решили действовать в двух направлениях:

Первое направление - собрать собственную коллекцию настольных игр,

Второе направление -  оформить игровое пространство.

  • Распределение обязанностей:

 -   Подбор настольных игр, продумывание проведения игровых встреч

 - Продумывание оформления игровой площадки,  как игрового пространства для свободной    игровой деятельности детей с различными зонами.

  • Изготовление макета оформления.

Обсуждаем этапы выполнения работы, распределяем обязанности, подбираем материал необходимый для выполнения работы.

Этапы выполнения работы и подбор материала осуществляются   совместными  усилиями всех участников проекта.

Педагоги принимают непосредственное участие в создании игротеки, изготовлении

оформления совместно с детьми, а также  контролируют, корректируют, направляют.  

  • В качестве помощника в реализации проекта привлекаются  руководитель студии «Золотые узоры» - помощь в изготовлении оформления (если понадобится),  администрация детского дома – помощь в создании базы настольных игр, педагог-организатор – помощь в организации и проведении игровых встреч силами старших детей.
  • Полученная в результате общих усилий  игротека выступает   местом организации детьми своего свободного времени, свободной  игровой деятельности.

Собранные совместными усилиями настольные игры и продуманная   схема   игровых встреч позволяет сделать досуг детей увлекательным,    познавательным,  интересным.

Что получилось?

Сначала были одни вопросы, но на сегодняшний день игротека действует   и мы  хотим рассказать о своем опыте.

1. Проведение игровых встреч.

Наше убеждение – игры нужны для того, чтобы играть,  а не лежать на полке.

Поэтому мы собрали коллекцию настольных игр из имеющихся в нашем доме и ….

Использовать настольные игры можно в двух направлениях:

- первое и самое распространенное  – игры можно брать в группу поиграть на определенное время под ответственность детей – игровая встреча в рамках одной группы;

- второе – проведение  игровых встреч среди двух-трех групп.

Для организации и проведения игровых встреч мы выработали несколько правил, помогающих сделать игровую встречу интересной и захватывающей.

  • Для проведения игровых встреч лучше брать те игры,  правила которых можно объяснить не более, чем за 10 минут. И желательно, чтобы процесс игры длился не более часа.  
  • Для игры лучше приглашать  детей примерно одного возраста, Поэтому необходимо заранее  обдумать  и подобрать игры  для конкретного возраста.
  • Для игр в настольные игры необходимо  помещение со столами и стульями.  Желательно много стульев и чтобы можно было их  двигать.
  • Можно предложить такую схему – проводить игровые встречи в разных группах. При этом  принимающая сторона требует соблюдения нескольких простых правил:

Не приходить в уличной обуви

Не приходить с семечками, печеньем и т.п.

Не трогать вещи, не имеющие отношения к игре.

Игровые встречи можно организовывать 1 раз в неделю, 1 раз в две недели. Лучше если это будет  по воскресеньям и вечерами в пятницу.

В игровых встречах могут принимать не только дети младшего и среднего школьного возраста, но и старшеклассники и взрослые. Поэтому мы обратились к педагогу организатору с просьбой помочь в организации и проведении игровых встреч для жителей нашего дома.

Из опыта работы игротек, представленного в интернете,  мы почерпнули несколько важных рекомендаций по проведению игровых встреч: Как провести игровую встречу? Советы для начинающих. Игровые аксессуары.  (Смотри приложение 1).

  1. Игровая площадка.

Игровая деятельность на игровой площадке -  процесс спокойный и самоуправляемый.

Самое главное, чтобы дети не повредили себя физически. Поэтому при делении игровой площадки на зоны нежелательно использование различного рода заборчиков, имитации деревьев, а также нежелательно ставить комнатные растения, их лучше убрать с целью предупреждения  возникновения разбирательств  «Кто сломал?»

С детьми иногда совершенно невозможно предугадать, во что им сегодня понравится играть. Отсюда возникает необходимость поделить игровую площадку на зоны.

Наша игровая площадка поделена на три зоны.

 Детям предлагаются в свободном доступе настольный теннис – первая зона. Особого оформления эта зона не требует, главное следить за сохранностью теннисного стола и ракеток с теннисными шариками.

Вторая зона небольшая – со столами и стульями, где дети могут рисовать, лепить, собирать пазлы.   Здесь мы разместили  два стола со стульями,  имеется ковровое покрытие, над столами картины, выполненные детьми в технике вышивка лентами.

Третья зона – конструирование из модулей.

Какие вопросы нужно решить сразу:

- определить место для хранения пазлов, пластилина, карандашей и красок; настольных   игр.

- необходимость периодически  мыть модули – группы посещающие игротеку могут договорились между собой мыть поочередно модули раз в неделю.

Помимо свободной игровой деятельности возможно проведение подвижных игр ведущим. Ведущий должен быть прекрасно осведомлен о предлагаемых играх, как в них играть и т.д. Помимо этого, ведущий должен быть добрым и открытым человеком.

На игровой площадке ведущий  также можно предложить детям  игры на заданную тематику. Например,  на военную тематику с играми в технику и солдатиков; весёлые настольные игры, сложные логические настольные игры,  железной дорогой и другим материалом для любителей творить.  

В нашем случае ведущими могут выступать воспитатели групп или старшие дети.

Тематические игротеки намного глубже погружают ребёнка в мир игры. Например, на свободной игротеке один ребёнок построил здание из кубиков, другой ребёнок что-то построил, третий всё может сломать и начать своё строить. А на тематической они все вместе объединены одной целью  — построить один большой город и потом покатать в нём поезда, машинки, человечков поселить в дома и т.д.

  1. Ожидаемые результаты:

Создание игротеки как  зоны активного действия, активного общения, удовлетворяющей потребность детей в контактах.

Формируется культура досуга у детей. Дети учатся организовывать свое свободное время.

Самодеятельное объединение по интересам в процессе игры – благоприятная среда для  осознания  и оценивания самого себя, своих качеств, достоинств, недостатков в сравнении с другими детьми

Настольные игры несут в себе также познавательную функцию, происходит узнавание  нового в самых разных областях.  Нередко именно в игре дети впервые задумываются о выборе  своей будущей  профессии   

Литература:

Эльконин Д. Б.  Психология игры. — 2-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 360 с.

http://igrology.ru

http://tesera.ru

yaneuch.ru/cat_16/dosug-i-igrovaya

                                                                                                              Приложение 1

 

Как провести игровую встречу?

Составить расписание: сколько раз в месяц  вы собираетесь, у кого проходит встреча, в котором часу она начинается и сколько времени длится. Принимающая сторона назначает со своей стороны  ответственного за проведение игровой встречи, который должен продумать, что делать, если кто-то из игроков не придёт,  хватит ли участников для той настольной игры, в которую вы собирались играть, а если нет, то имеются ли альтернативные варианты. Заранее приготовьте всё нужное, расчистите игровое пространство.  

Нужны люди, которые смогут объяснить  правила игры. Это могут специально подготовленные ребята, которые  знают правила практически всех наших игр.  

К тому же  на игротеке всегда есть люди, которые уже знают правила, которые уже играли раньше  и они  сами могут объяснить  правила.  

Принимающая сторона может сама подготовить детей, которые будут объяснять правила игры.

Еще раз присмотритесь к своим детям.  У кого-нибудь получается быстро и доходчиво объяснять правила? Назначьте его ответственным за обучение основам игры. Кто-то — прирождённый дипломат? Пусть разрешает споры, которые могут возникнуть во время игры. 

  Советы для начинающих игроков.

• Перед началом партии договоритесь, сколько времени игроку разрешается думать над ходом. При необходимости обзаведитесь таймером.

• Решите, кто из игроков будет «казначеем» — ответственным за раздачу фигурок, жетонов и прочих мелких деталей, которые удобнее хранить в коробке, а не высыпать на стол.

• Обсудите, не стоит ли дать фору неопытным игрокам, и если да, то какую именно.

• Когда в компании долго играют в одну и ту же настолку, нередко появляются так называемые «домашние правила» — принятые в этом кругу изменения и варианты базовых правил. Чтобы «домашние правила» не стали неожиданностью для кого-то из участников, утверждайте их перед каждой партией.

• Возможно, стоит предусмотреть символическую награду для победителя или утешительный приз для побеждённого.

• Держите под рукой фотоаппарат. Даже если вы не собираетесь делать фотоотчёт, особо выдающиеся игровые ситуации вам наверняка захочется сохранить для потомков

Игровые аксессуары

Открыв новую игру, вы увидите, что в  коробку укладываются все составляющие игры

Внутренности коробки западного производства, скорее всего, приспособлены для хранения элементов игры. Вы можете аккуратно разложить фишки, колоды карт, игровое поле в предназначенные для этого отделения. Вся эта гармония наверняка не переживёт переворота коробки вверх тормашками, но вы же не в футбол собираетесь ей играть.

 Иногда в коробку вкладывают резиночки для карт и полиэтилиеновые пакетики для фишек или жетонов. Не стесняйтесь пользоваться этими нехитрыми приспособлениями, а при случае заведите собственный запас: отечественный производитель пока не столь внимателен к удобству игроков.

Пластиковые или деревянные фишки, качественно изготовленные картонные жетоны и поля наверняка прослужат вам не одно десятилетие, а вот карты довольно быстро изнашиваются, особенно если их требуется часто тасовать. Любители коллекционных карточных игр, не понаслышке знакомые с этой проблемой, пользуются специальными защитными пакетиками. Такие подойдут и для настольных игр — но прежде чем приобретать пакетики, убедитесь, что они они подходят вам по размеру.

Из других полезных аксессуаров, которые полезно держать под рукой во время игровой встречи, можно назвать жетоны (в магазинах домашних товаров продаются разноцветные стеклянные капельки, прекрасно подходящие для многих настольных игр), песочные часы, набор игральных костей (помимо классических кубиков, в настолках иногда используются кости с 4, 8, 10, 12, 20 и даже 100 сторонами), коробочки и мешочки

Приложение 2.

Игры-разминки.

Игры-разминки необходимы в случаях, если дети никак не могут сосредоточится и отвлекаются, когда их нужно растормошить или успокоить. Зачастую чрезмерная активность детей, которая может мешать занятиям является следствием избыточного эмоционального напряжения, неумения регулировать свое состояние, переключаться с одной деятельности на другую. Целями разминок является снятие напряжения, разрядка, канализация агрессивной энергии в приемлемое русло, установление легкой и дружественной атмосферы.

Название

Описание

Время

Датский бокс

Все разбиваются на пары и встают друг напротив друга на расстоянии вытянутой руки. Затем необходимо сжать руку в кулак и прижать его к кулаку своего партнера так, чтобы мизинец был прижат к его мизинцу, безымянный к его безымянному, средний палец к его среднему пальцу, указательный к его указательному. Итак, восемь пальцев прижаты друг к другу, а большие пальцы вступают в бой. Сначала они направлены вертикально вверх. Затем на счет "три" начинается бокс. Побеждает тот, чей большой палец окажется сверху, прижав большой палец партнера к руке хотя бы на секунду. После этого можно начать следующий раунд.

5-10 мин.

Голова-хвост

Участники становятся в затылок друг другу и обхватывают за пояс впереди стоящих. Первый в цепи изображает Голову, а последний - Хвост. В игре Голова стремится поймать Хвост. Все участники, стоящие между Головой и Хвостом делятся пополам. Та половина, которая ближе к Голове, помогает Голове, а та, что ближе к Хвосту, помогает Хвосту. Игра продолжается до тех пор, пока Голова не поймает Хвост. Затем можно сменить Голову и Хвост.

5-10 мин.

Встань-ка

Упражнение проводится в парах. Дается задание: "Сядьте на пол лицом друг к другу, подошвы вместе, руки крепко сцеплены". После этого дается команда встать. Если пара справилась, то она находит третьего, затем четвёртого и т.д. Чем больше участников, тем хитрее способ сцепления.

Другой вариант игры - пытаться встать, будучи спиной друг к другу.

5-10 мин.

Тяни-Толкай

Это состязание в беге парами. Игроки становятся спиной друг к другу и взявшись за руки. Стартуют от одного ориентира к другому, расположенному на расстоянии 10 м, затем возвращаются обратно. Непременное условие игры - не отрывать спины друг от друга. Один игрок  бежит и тянет за собой партнера, который старается передвигаться синхронно с первым. Побеждает та  пара, которая быстрее других преодолеет расстояние туда и обратно. Время пробежки можно фиксировать.

5-10 мин.

Горная тропинка

Тропинка чертится мелом на полу. Доброволец должен идти по узкой горной тропинке, петляющей по краю скалистого обрыва, оступишься – смерть. Все остальные строят из себя самостоятельные преграды на его пути (камни, деревья), которые доброволец должен преодолеть. В конце игры анализируется тот путь, который создавали друг другу играющие, насколько они мешали прохождению пути и почему.

5-10 мин.

Автобус

Все участники сбиваются в кучу. Правила: те, кто стоят в середине кучи пытаются выйти наружу, те, кто снаружи пытаются войти внутрь.

5-10 мин.

Кричалка

Участники делятся на команды. Одна из команд получает слово “да”, а вторая - слово - “нет”. По команде ведущего каждая команда должна говорить свое слово. Сначала команды начинают с шепота, но постепенно говорят все громче и громче, в итоге все должны кричать изо всех сил.

5-10 мин.

Толкалки

Участники делятся на две команды, которые встают в две шеренги напротив друг друга. Сначала  стоящие напротив толкаются, соприкасаясь сначала руками, затем плечами, спиной, ягодицами. После каждой «толкалки» меняются партнерами.

5-15 мин.

Три лица, три чувства

Предложить детям представить выражения лиц при грусти, радости, злости и страхе. Пусть дети потренируются изображать эти чувства в усиленном варианте (очень сильную радость, очень сильную грусть и др.). Теперь поделите детей на пары. Пусть партнеры встанут спиной друг к другу. Каждый изобразит какое-нибудь чувство на лице. По сигналу ведущего поворачиваются друг к другу, не меняя выражения лица. Те, у кого совпали чувства на лице – пусть поднимут руку.

5-10 мин.

Дождь

Участники сидят в кругу. Ведущий становится посередине указывая на сидящих по часовой стрелке. Тот участник на кого он указывает, начинает делать то, что говорит ведущий и не прекращает действие, пока ему не дадут новое задание. Сначала дается задание щелкать пальцами имитируя первые капли дождя, затем дождь становится сильнее – нужно стучать ногами об пол, затем начинается ливень и шум каплей сливается – участники изображают это потирая ладонь о ладонь. После этого дождь постепенно стихает – стучат ногами, потом щелкают пальцами.  

5-10 мин.

   

Ирландская Дуэль

Упражнение проводится в парах. Участники становятся друг напротив друга так, чтобы было достаточно свободного места для движения друг вокруг друга. Попросите участников положить левую руку себе на спину на уровне крестца, ладонью наружу. Эта ладонь – как Ахиллесова пята.

Правую руку надо вытянуть вперед – это меч. Задача – дотронуться вытянутым указательным пальцем до открытой ладони партнера, одновременно не давая ему задеть свое «уязвимое место». Во время дуэли нельзя удерживать партнера.

Одна дуэль длится 1 мин.

Осторожно! Это упражнение вызывает большое воодушевление, но оно слишком возбуждает участников. Поэтому «битвы» должны быть ограничены.

1-5 мин.

Бабочка-ледышка

По кругу из рук в руки передается мячик (или любой другой предмет), который в зависимости от инструкции то ледышка, то горячая картошка, то бабочка.

5-10 мин.

Паровозики

Участники разбиваются на команды по 5-6 человек и встают в колонны «паровозиками». Голова паровозика зрячая, все остальные «слепые». Паровозики двигаются, не задевая друг друга. Ведущий дотрагивается до последнего «вагона» и он переходит на место паровоза.

5-15 мин.

Фруктовая корзина

Участники сидят в кругу, водящий в центре. Каждый придумывает себе название фрукта. Водящий говорит, какие фрукты он купил на базаре, и они должны поменяться местами. Задача водящего успеть занять место. Человек, оставшийся без места становится ведущим.

5-10 мин.

Бурундуки

Ведущий подходит к каждому участнику и шепчет ему на ухо название какого-нибудь животного. Большинству участников ведущий говорит название одного и того же животного, например, бурундука. Затем все участники встают в круг и берутся за согнутые в локтях руки. Ведущий называет животное и соответствующий человек должен выпрыгнуть на середину, а группа не должна его пустить. Кульминация игры достигается, когда называется животное, которым названо большинство членов группы.

5-10 мин.

«Я никогда не…»

Участники по очереди говорят фразу, начинающуюся со слов «Я никогда не…». Например, «Я никогда не ездил на верблюде» или «Я никогда не ходил в театр». Остальные участники загибают по одному пальцу на руке, если это утверждение для них НЕ верно. Т.е., например, участник ходил в театр или ездил на верблюде – загибает палец. Выигрывает тот, у кого останется не загнутый палец.

10-15 мин.

«1,2,3,4,5,»

Участники произносят счет «1,2,3,4,5» делая движения руками (как бы стуча в дверь сначала правой, потом левой рукой, сначала на уровне головы, на уровне пояса), наклоняются  вперед и говорят 5 раз «ХИ», затем назад и 5 раз «ХА». Убыстряя темп, делают это 5 раз, затем 4, 3, 2, и 1.

2-10 мин.

Зоопарк

Каждый участник придумывает животное и обозначает его каким-либо жестом. Затем по произвольной цепочке передают друг другу приветы - показывая свое животное и животное того, кому привет передается.  

15-20 мин.

Колпак

«Колпак мой треугольный,

 треугольный мой колпак.

А если не треугольный,

то это не мой колпак.»

Все поют песню несколько раз, каждый раз прибавляют обозначение слова жестом. Последнее исполнение песни состоит практически из жестов.

5-15 мин.