математика.счастливчик(игра)
методическая разработка (7 класс) на тему

Афанасьева Валентина Дмитриевна

   Цель:                          

·        расширить кругозор учащихся

·        повысить уровень математической культуры

·        воспитать внимание, развить сообразительность, находчивость, тренировку памяти.

В игре участвует 3 команды по 4-5 человек. Во время отборочного тура выбирается команда, начинающая игру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon matematika.schastlivchikigra.doc111.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

   Цель:                           

  • расширить кругозор учащихся
  • повысить уровень математической культуры
  • воспитать внимание, развить сообразительность, находчивость, тренировку памяти.

В игре участвует 3 команды по 4-5 человек. Во время отборочного тура выбирается команда, начинающая игру.

  Вступление:

Как сказал французский ученый Блез Паскаль: «Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упускать случаев делать его немного занимателным». Чем мы сегодня и займемся.

 Для проведения игры и подведения итогов нам необходимо жюри (представляю).

 Вы уже разбились на команды и заняли свои места. Право начать игру получает команда, верно ответившая на вопросы отборочного тура и сразу же получает 2 балла. Аналогично выбирается 2 команда, но получает уже 1 балл. И последняя команда баллов уже не получает.

Каждой команде предлагается по 15 вопросов. После 5 верного ответа +1 балл, после 10 «?» + 2 балла, после 12 ? -  3 балла, за 14 и 15 баллов + 5 баллов. Команда играет до конца, набирая баллы. Выигрывает та команда, которая набрала больше баллов. В случае одинакого числа баллов – командам задаются дополнительные «?». Кроме того, у каждой команды есть подсказки, которые можно применить 1 раз.

  • Помощь зала
  • 50*50
  • Помощь друга (в случае правильного ответа – приз)
  • Замена «?»

 На обдумывание вопроса дается не менее 1 минуты.

Итак, силы свои удвойте, V знаний возведите в 10 степень, плохое настроение * на 0, а из нашей игры извлеките только арифметический корень (который бывает только положительный)

Удачи вам (- ~; ~)

Вопросы  отборочного  тура:

  1. Расположите множество чисел по мере их расширения: Z; N; Q; R;

(N, Z , Q, R)

  1. Расположите имена великих математиков, начиная с древности: Герон, Архимед, Пифагор, Ковалевская. (Пифагор, Архимед, Герон, Ковалевская)

 

Вопросы 1-ой команде:

  1. (1б) Как называются цифры 2 разряда в записи № числа? (десятки, десятые, сотые, сотни)
  2. (1б) наименьшее простое число.(0, 1, 2, 3)
  3. Сколько будет 0 в конце произведения чисел от 1 до 10?(1, 2, не будет, 10)
  4. (1б) Какое число кратно всем числам?(0, 1, 2, 100)
  5. (1б) Масса бидона с молоком 32 кг, без молока 2 кг. Какова масса бидона, заполненного на половину?(15, 16, 17)
  6. (2б) 7 человек обменялись фотографиями. Сколько было роздано фотографий?(7, 42, 49, 14)
  7. (2б) Какое из равенств является пропорцией? (а)5,3*2 = 10,6:1; б) 7:2 = 3+0,5; в)18:6 = 30:10 г)2*1 = 1+1)
  8. (2б) Немецкий ученый, которого называют «королем математики». (Лейбниц, Гаусс, Штифель, Пифагор)
  9. (2б) Сколько кг в 100 пудах?(500, 640, 1638, 1000)
  10. (2б) Какой русский писатель любил сочинять задачи для маленьких детей? (Гоголь, Толстой, Лермонтов, Пушкин)
  11. (3б) Созвездие – параллелограмм  на небе. (Овен, Орион, Лира, Лев)
  12. (3б) Найдите решение уравнения: x\2+3x (√x)\2-4=0 (1;±1; -4, Ø)
  13. (4б) Что означает в переводе с греческого языка слово «пропорция»? (равенство, грация, музыка, песня)
  14. (5б) Кол-во букв в отчестве Сергея Есенина x 2 цифру года рождения А.Пушкина. (48, 60, 91, 98)
  15. (5б) Вопрос – сценка.

(Фалес беседует с юным Пифагором)

П.: Фалес из Милета, ты не был на родине 2 года. В какой прекрасной стране ты был?

Ф.: Страна, в которой я побывал, действительно прекрасна. Я – купец, и привез  немало диковинных вещей. Но восхитили меня не они.

П.: Что же тебя восхитило, Фалес?

Ф.: О! Меня восхитили гарнедонатты!

П.: Это такие звери?

Ф.: Нет, это люди. Землемеры – геометры (по-греч.)

П.: Чем они восхитили тебя?

Ф.: Знаниями, Пифагор. Они так много умеют: измерять и находить V и S, делить отрезок на две равные части циркулем. У них есть треугольники со сторонами 3, 4 и 5 локтей. Стороны его – гипотенуза и катеты.

 Ведущий: История утверждает, что зарождения геометрии в этой стране обязано климатическим условиям, необходимостью ежегодно заново делить земли.

 После этой встречи молодой Пифагор отправился в эту удивительную страну, о Z сила речь, и 11 лет черпал там знания. О какой стране идет речь? 1) Египет, Вавилон, Китай, Индия

 В Греции геометрия стала математической наукой ≈ 2500 лет назад, но зародилась геометрия в Египте, на плодородных землях Нила. Чтобы собирать налоги царям, требовалось измерять площади. Много знаний требовало у. строительство. О серьезности геом. Знаний египтян говорит тот факт, что египетские пирамиды стоят уже 5 тысяч лет.

Вопросы 2-ой команде

1.(1б) На какой угол поворачивается солдат по команде «кругом».

(900, 1800, 360 0, 45 0)

2. (1б) Сколько раз Бетховен слушал 9 симфонию?  (1, 9, 3, ни разу был глухой)

3. (1б) Старая русская единица длины. (Лот, пуд, точка, запятая)

    4. (1б) Прямая, имеющая 2 общие точки с окружностью. (Диаметр, хорда, секущая, центр)

    5. (1б) Автор первого учебника математики (Евклид, Виленкин, Магницкий, Гаусс)

    6. (2б) Часть геометрии, в которой изучаются плоские фигуры (Планиметрия, стереометрия, тригонометрия, геодезия)

    7. (2б) На бумаге написали число, приписали к нему справа 0, оно увеличилось на 405. Какое это число? (35, 40, 45, 55)

    8. (2б) Какую длину имеет самое высокое дерево в мире-секвойя?(50м, 100м, 500м, 150м)

    9. (2б) Созвездие, в котором находится ближайшая к солнцу звезда? (Центавр, треугольник, Орёл, Весы)

   10. (2б) Матроскин продаёт молоко через магазин и хочет иметь по 50т за литр. Но магазин удерживает 20% стоимости проданного товара.  По какой цене нужно продавать товар? (52, 60, 62, 30)

   11.(3б) Этим геометрическим телом играли дети в Древней Греции в «футбол». Как они называли его тогда? (шар, сфера, мяч, квадрат)

   12. (3б) К количеству букв в слове «английский» по-английски прибавьте сумму внешних углов треугольника, взятых по одному при каждой вершине(187, 367, 546, 360)

  13. (4б) В какой стране впервые появились отрицательные числа. (Др. Египет, Индия, Др. Китай, Казахстан)

   14.(5Б) Как называется прибор, выполнявший все четыре арифметических действия, который был создан в 1673г немецким физиком и математиком Готфридом Лейбницом? (арифмометр, калькулятор, работрон, счётчик)

15.(5б) Вопрос сценка

(Художник с мольбертом у картины. Входит кухарка)

Кухарка: Синьор, помогите мне, пожалуйста. У меня никак не сходятся счета.

Художник: Что там у тебя Мария?

К: Синьор, вы дали на расходы 5тыс. лир. Я купила мяса на 800лир, капусты на 10лир, зелени на 15лир, хлеба на 100лир, мыло на 55лир.

Х: (пишет) 800 прибавить 10, прибавить 15, прибавить 100, прибавить 55, 5000  вычесть. Как неудобно каждый раз писать «прибавить» и «вычесть». Может заменить эти слова значками? Например, вместо «прибавить» писать «+», а вместо «вычесть» «-»

Ведущий: Многие века знаки действий люди писали словами: прибавить, умножить, отнять.… В некоторых странах пытались вводить знаки, но они «не прижились». А вот знаки «+», «-», предложенные этим художником, стали общеупотребимыми. Этот учёный, великий художник, известен и как архитектор, инженер. У него имелись труды и по математике. Как его имя? (Васнецов, Леонардо да Винчи, Серов, Рафаэль)

Леонардо да Винчи был архитектором и учёным, открыл перспективу, исследовал «золотое сечение», связал математику и искусство. После его смерти осталось 7тыс. Страниц рукописей с научными исследованиями.

Вопросы 3-ей команде:

1.(1б) Чему=P со сторонами 10см, 5см, 4см (19. 20, нет такого,21)

2.(1б) Сколько месяцев в году содержат 30 дней (3, 4, 11, 12)

3.(1б) Во сколько раз увеличится двузначное число, если к нему приписать такое же число? (в 99, в 101,в 1001, в 11 раз)

4.(1б) Кому принадлежит заслуга открытия теоремы «параллельные прямые, отсекающие на одной стороне угла равные отрезки, отсекают равные отрезки на другой его стороне» (Пифагор, Фалес, Декарт, Ньютон)

5. (1б) Как зовут первую женщину-математика? (Гипатия, Нетер, Софья, Оксана)

6. (2б) Сколько прямых можно провести между двумя параллельными прямыми? (1, 2, нисколько, много)

7.(2б) Кто из ученых открыл формулу с222, где с-гиппотенуза прямоугольного треугольника; а, б-катеты. (Архимед, Евклид, Фалес, Пифагор)

8. (2б) Сколько лет розе? (2000, 150, 35млн. лет, 3 года)

9. (2б) Кто сказал, что математика является самой древней из всех наук, вместе с тем остаётся всегда молодой» (Ломоносов, Келдыш, Жуковский, Якоби)

10.(2б) В какой стране родился великий математик Архимед? (Египет, Др. Греция, Др. Рим, Русь)

11. (3Б) 10 насосов за 10 минут выкачивают 10т воды. За сколько минут 25 насосов выкачивают 25т воды?

(5мин, 10, 25, 30)

12. (3б) Старая денежная единица равная 3к? (медяк, тенге, цент, алтын)

13. (4б) Как называется единица со 100 нулями? (столлион, миллион, мегаллион, гугол)

14. (5б) Какой         гвоздь труднее вытащить: круглый, квадратный, треугольный, шестиугольный, если они забиты одинаково глубоко и имеют одинаковую площадь поперечного сечения?

15. (5б) Вопрос сценка

Учёный: Отношение длины w к её d всегда одно и тоже. Пусть это будет П (отрывается от чертежа, смотрит вдаль). Не далось Марцелу, осадившему мой родной город Сиракузы, победа с моря. Из-за стен города с катапульт вылетали огромные камни и в щепки разносили суда римлян. Длинные «удочки» большими крючками поднимали над водой лодки врага и топили их в море. Мои изобретения помогали в течение двух лет держать осаду. Но сегодня Сиракузы пали. Часовые заснули, и враги захватили город.

Римский воин: Сдавайся, несчастный, иначе я убью тебя! И так вы слишком долго испытывали наше терпение.

Учёный: Отойди, презренный, не порти моих чертежей! ( Римлян наносит удар мечом, учёный падает)

Ведущий: Он был задумчив и спокоен,

                  Загадкой круга увлечён

                  Над ним невежественный воин

                  Взмахнул разбойничьим мечом.

                  Прошла столетий вереница

                  Научный подвиг не забыт.

                  Никто не помнит кто убийца,

                  Но знают все, кто был убит!

 О каком древнегреческом учёном-математике, создателе катапульт, основателе гидростатики, гигантских кранов, защитнике Сиракуз шла речь? (Евклид, Пифагор, Архимед, Эратосфен)

Дополнительные вопросы:

  1. Сколько осей симметрии у равностороннего треугольника? (1, 3, нет, 2)
  2. Во сколько раз шестой этаж выше третьего? (в 2р; 3; 2,5; 3,5)
  3. Какой по счёту стоит в алфавите буква К? (10, 11, 12, 13)
  4. От какого слова происходит название цифры «Нуль»? (мало, много, пусто, кругом)
  5. В египетской пирамиде на гробнице начертано число. Какое? (100, 2000, 2500, 2520)

Задание болельщикам:

  1. Назовите математические слова на букву П. (имена существительные, кто последний)
  2. Из слова «геометрия» составить как можно больше слов. (Метр, мир, ром, тигр, три, метро, тигр, грим, море, гром, рог, мотор, мор, грот, горе, ор, герой, гиря, рот, ретро-20)

          Подведение итогов, награждение:

           I Место «5» в журнал

         II Место «4»

         III Место добрые пожелания

МОУ «Коротковская СОШ»

ИГРА:

«О, счастливчики!»

Учитель: Афанасьева В.Д.

Короткое 2005