авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
рабочая программа (5 класс) на тему

Авторская программа  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ya_grazhdanin_rossii.doc142.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каштановская СОШ»

                                                                                    Утверждаю

                                                                               Директор МБОУ «Каштановская  СОШ»

                                                                                    Приказ от __________ № ________

                                                                                        __________________ /Пузикова Т.В./

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

основное  общее, 5 класс

количество часов -    70

учитель:   Родина Л. И.

программа  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.

2014 – 2015

Авторская программа "Я гражданин России!"

Пояснительная записка

1.1. Направленность программы

Рабочая программа внеурочной деятельности кружка “Я – гражданин России!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”. Программа развития МБОУ «Каштановская СОШ».

Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность

Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.

Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.

Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.

Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную дея-тельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

1.3. Цель и задачи программы

Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников

Задачи:

– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции, 
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;

1.4. Отличительные особенности программы

Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.

Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МБОУ «Каштановская СОЩ». Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в основной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. “Я – гражданин России”

1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы

Программа разработана для учащихся 10–12 лет

1.6. Сроки реализации программы

Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 2 ч в неделю, всего 70 часов.

Этапы реализации:

1. Подготовительно-организационный (май 2014–август 2014)

– создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
– анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
– сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты.
– разработка рабочей программы.

2.  Основной (сентябрь 2014 – май 2015)

– проведение занятий по данной программе;
– участие в различных проектах, социальных акций 
– коррекция рабочей программы в конце учебного года.

3. Заключительный (май 2015)

– мониторинг работы школы по данной программе;
– анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.

1.7. Формы и режим занятий

Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.

Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты

Социальные связи: музейный ресурсный центр; Совет Ветеранов; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры пос. Каштановского, межпоселенческая библиотека. Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.

1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности

Личностные результаты:

– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре, 
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, тре-бующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Метапредметные результаты:

– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей, 
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,

Предметные результаты:

– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. 
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.

Осуществляется в конце четвёртого года занятия

Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.

Предполагаемый результат деятельности:

  • сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
  • получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
  • получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
  • узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
  • сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;
  • получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
  • сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
  • получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.
  • сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
  • сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
  • получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.

1.9. Формы подведения итогов реализации программы

  • Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Ростовской области
  • Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
  • Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ
  • Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
  • Оформление портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
  • Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе.

Календарно – тематическое планирование

№ занятия

Тематика занятий

Содержание деятельности

Кол-во часов

Дата

Тема «Я – ученик» - 4 часа

1

Я - пятиклассник!

Тренинг

1

1.09

2-3

Мои права и обязанности

Час общения

2

2.09

8.09

4

Я в школе, я – дома, я – среди людей

Ролевая игра

1

9.09

Тема «Моя семья» - 10 часов

5

Я один из рода

Беседа

1

15.09

6-7

Моя родословная

Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». Составление родословного древа семьи.

2

16.09

22.09

8

Я и моё имя

1

23.09

9

Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом

1

29.09

10

Что значит быть хорошим сыном или дочерью

Беседа

1

30.09

11-12

Семейные праздники

Сюжетно – ролевая игра

2

6.10

7.10

13-14

Традиции моей семьи

Час общения

2

13.10

14.10

Тема «Правила дорожного движения» - 2 часа

15

ПДД знать каждому положено

Викторина , просмотр презентации

1

20.10

16

Элементы улиц и дорог

Беседа с просмотром презентации

1

21.10

Теме «Моя Родина» - 10 часов

17

Моя страна. Гордость моей страны

1

27.10

18

Москва – столица Родины

Заочное путешествие

1

28.10

18-19

Моя малая родина – станица Обливская

Беседа. Экскурсия в краеведческий музей

2

10.11

11.11

20

Достояние земли Ростовской

Просмотр презентации

1

17.11

21-22

Символы государства

2

18.11

24.11

23-24

Золотое кольцо России

Заочное путешествие

2

25.11

1.12

25

Чем богат наш край

презентация

Тема «Толерантность» - 6 часов

26

Доброта в стихах

Чтение, инсценирование отрывков

1

2.12

27

Давайте жить дружно

Беседа по правилам поведения в школе

1

8.12

28

Как мы разрешаем конфликты

Анкетирование

1

9.12

29

Учимся сотрудничать

1

15.12

30-31

Культура разных народов мира

Презентация

2

16.12

22.12

Тема «Выбор профессии»-2 часа

32

Чем пахнут ремёсла

Беседа

1

23.12

33

Кем я хочу быть

рисование на тему «Моя будущая профессия»

1

29.12

Тема «Моё здоровье» - 4 часа

34-35

Если хочешь быть здоров!

Беседа

2

30.12

12.01

36-37

Здоровые и вредные привычки.  Жвачка- польза и вред

Презентация

2

13.01

19.01

Тема «Защита Отечества» - 6 часов

38

Есть такая профессия – Родину защищать

Беседа

1

20.01

39-41

Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий  Пожарский)

Сообщения учащихся

2

26.01

27.01

42

Воины интернационалисты

Презентация

1

2.02

43

Мы против терроризма

1

3.02

Тема «И помнит мир спасённый…» - 16 часов

44-45

Города - герои

Заочное путешествие

2

9.02

10.02

46-47

Юные герои Великой Отечественной войны

Беседа, сбор материала, выпуск стенгазеты «Юные герои Великой Отечественной войны»

2

16.02

17.02

48

В жизни всегда есть место подвигам

Сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны

1

24.02

49

Помощь в тылу

1

2.03

50-51

Обливский район в годы Великой Отечественной войны

Экскурсия в краеведческий музей

2

3.03

10.03

52-53

Памятники на территории Обливского района

Презентация

2

16.03

17.03

54-55

Война глазами детей

Конкурс рисунков

2

6.04

7.04

56-57

Моя семья в годы войны

эссе

2

13.04

14.04

58-59

Бессмертный полк

2

20.04

9.05

Тема «Я – Гражданин России» - 4 часа

60

За что я люблю Родину

Диспут

1

21.04

61

Рисунки о России

Выставка рисунков

1

27.04

62

Я – Гражданин России

1

28.04

63

Коллективный рисунок «Я – Гражданин России

1

5.05

5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

Декларация прав ребенка (1959 г.).

Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М. Айрис-Пресс, 2002

Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004

Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.

Антонова Ю.Е., Левина Л.В.и др.Как научить детей любить Родину. – М.Аркти,  2003

Богданова О.С., Калинина О.Д. Содлержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М. Просвещение 1982

Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в начальной школе ( программа факультатива «Я и Мир) – М. Творческий Центр Сфера, 2003

Зверева А.Т. Экологические игры – М. Оникс 21 век. Дом педкниги 2001

Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

 Хрестоматия «Твоя Россия»

Интернет-ресурсы

http://www.proshkolu.ru

http:/ /www. metodsovet

http://krasnoe.tv/frontPage

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

СОГЛАСОВАНО                                                                                   СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания                                                              Заместитель директора по  УВР

методического совета

МБОУ «Каштановская СОШ»                                               ____________ / О. В. Артёмова/                            

от ________2014г  №  ____                                                                ___________ 2014г

_______________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса

Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности"Новосибирсковедение"

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его у...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности"Новосибирсковедение"

Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его у...

Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС) кружка декоративно-прикладного творчества "Рукодельница"

Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление. Цель программы: творческое развитие учащихся, расширение технического и эстетического кругозора, развитие навык...

Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа

Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....