Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9
рабочая программа по истории (9 класс) на тему

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаменационный предмет по выбору. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ОГЭ, и в перспективе ЕГЭ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 21»

Рассмотрено                                  Принята                                          Утверждаю:

на заседании методического                   на Педагогическом совете школы                  директор школы

объединения, протокол № _____                  протокол № 1                                         _________/Е.В. Афанасьева

от __________ 2016г.                                от «      » августа  2016г.                          приказ № _____

руководитель МО ____________                                                             от «    » августа 2016г.

Составитель:

Исаева Сабина Гаджиюсуповна

Учитель истории и обществознания

Нижневартовск, 2016


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаменационный предмет по выбору. Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение – подготовку к успешной итоговой аттестации в форме ОГЭ, и в перспективе ЕГЭ.

2. ЦЕЛИ КУРСА

  • осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
  • осознание роли личности в истории;
  • ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
  • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и  личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к сдаче ЕГЭ.

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

4. СОДЕРЖАНИЕ

                                    Раздел 1. Земля русская

Тема 1. Рюрик. Первые князья

   Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 2. Владимир Святой и первые святые на Руси

   Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Борис и Глеб – князья мученики.

Тема 3. Ярослав Мудрый и  Владимир Мономах

   Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 4. Князья периода феодальной раздробленности

   Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 5. Александр Невский

   Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей. .

                                    Раздел 2. Московская Русь

Тема 1. Иван Калита

   Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской и  Сергий Радонежский

   Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Сергий Радонежский.

Тема 3. Иван III

   Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 4. Иван IV Грозный

   Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.  

                                  Раздел 3. Россия в XVII веке

Тема 1. Борис Годунов

   Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский

   Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 3 Церковный раскол - Никон и Аввакум

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

                                                      Раздел 4. Россия в XVIII веке

Тема 1. Петр Первый и «Птенцы гнезда Петрова»”

   Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Борис Петрович Шереметов. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков

Тема 2. Екатерина Великая

   Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Тема 3. Емельян Пугачев

   Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.  

                          Раздел 5. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов

Тема 1. Екатерина Великая.

Внутренняя и внешняя политика. Народные волнения. Пугачевщина.

Тема 2. Александр I и  Сперанский М.М.

   “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.)

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

Тема 3-6.

Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Николай I - умный и расчетливый политик. Александр П. Отмена крепостного права и либеральные реформы. Александр III и Николай II. Контрреформы Александра III. Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).

Раздел 6. Советская Россия 1918-1928 гг.

Тема 1. В. И. Ленин

Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства. Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. Ленин - глава советского правительства. Неоднозначность оценок личности Ленина и его роли в российской истории. Каменев, Зиновьев, Троцкий, Сокольников, Бухарин, Рыков. Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны, послевоенные судьбы.

Тема 3. Личности Гражданской войны

Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Красные командиры. Политические портреты. Политические идеалы. Соратники В.И. Ленина и политические процессы 30-х годов.

Тема 4. Сталин И.В.

Процесс по делу военных 1937 года и последствия для страны большого террора. Кумиры и герои советских людей 1930 годы. И. В. Сталин и Вторая мировая война.

Тема 5-6. Правители СССР и РФ.

Н.С. Хрущев, Л. И. Брежнев, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин.

Внутренняя и внешняя политика. Холодная война. Карибский кризис. Период «разрядки. Гласность, Оттепель. Развал СССР. Конституция 1993 года.


Урок

По плану

Фактически

Название темы, раздела

Количество часов

Раздел 1. «Земля русская»

         

1-2

01.09.2016

08.09.2016

Призвание варягов. Рюрик . Первые князья. Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав

2

3

15.09.2016

Владимир Святой . Борис и Глеб – первые святые на Руси

1

4-5

22.09.2016

29.09.2016

Ярослав Мудрый.  Владимир Мономах

2

6

06.10.2016

Князья периода феодальной раздробленности

1

7

13.10.2016

Александр Невский

1

Раздел 2. Московская Русь

         

8

20.10.2016

Иван Калита

1

9

27.10.2016

Дмитрий Донской и  Сергий Радонежский

1

10

10.11.2016

Иван III

1

11-12

17.11.2016

24.11.2016

Иван IV Грозный

2

Раздел 3. Россия в XVII веке

13

01.12.2016

Борис Годунов

1

14

08.12.2016

Минин и Пожарский

1

15

15.12.2016

Церковный раскол – Никон и Аввакум

1

Раздел 3. Россия в XVIII веке

         

16-18

22.12.2016

29.12.2016

12.01.2017

Петр I. Птенцы гнезда Петрова

3

19-20

19.01.2017

26.01.2017

Александр I. Сперанский

2

21-22

02.02.2017

09.02.2017

Екатерина Великая

1

23

16.02.2017

Емельян Пугачев

1

Раздел 5. Россия в XIX–XX веках

       

26

23.02.2017

Николай 1

1

27

02.03.2017

09.03.2017

Александр II

1

28

16.03.2017

06.04.2017

Александр III и отмена крепостного права

2

29

13.04.2017

Николай II. Падение монархии

1

Раздел 6. Советская Россия

30-31

20.04.2017

24.04.2017

В. И. Ленин

2

32

04.05.2017

Личности Гражданской войны

1

33

11.05.2017

Сталин И.В.

1

34

18.05.2017

Н.С. Хрущев, Л. И. Брежнев.

1

35

25.05.2017

М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "История в лицах"

Рабочая программа  курса внеурочной детялеьности "История в лицах" рассчитана для обучающихся 10-11 классов. Программа соответствует структуре ФГОС СОО. Основным методическим сопровожде...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Лицом к лицу к экзаменам»

Предлагаемая программа внеурочной деятельности направлена на профилактика негативных эмоциональных  переживаний учащихся, связанных с ситуацией подготовки и сдачи ГИА. Может использоваться в рабо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «История искусства» Основной общеобразовательной программы основного общего образования (срок реализации – 35 часов)

Программакурса Внеурочной деятельности"История искусства "10 класс Основной общеобразовательной программы основного общего образования( срок реализации35 часов)....

Программа внеурочной деятельности «История России в лицах»

Цель программы внеурочной деятельности: создание условий для активизации познавательного интереса к изучению истории через самостоятельную исследовательскую работу, позволяющую осветить деятельность и...