Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса
рабочая программа (9 класс)

Валентина Илларионовна Тишина

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России в лицах" для 9 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_rossii_v_litsah.docx32.14 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение №1

к основной образовательной программе

основного общего образования, утвержденной

приказом от 19. 06. 2015 № 64

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«История России в лицах»

для 9 класса

Автор программы:

Тишина Валентина Илларионовна

 (ФИО учителя, должность, квалификационная категория)

__учитель I квалификационной категории  

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

Программа «История России в лицах» разработана на основании:

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации  от   6 октября 2009 года № 373  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (зарегистрирован Министерством юстиции  Российской Федерации  22 декабря   2009 года, регистрационный № 15785).

Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МКОУ «2Воробьевская основная общеобразовательная школа», углубленно изучающих историю России.

Программа ориентирована на дополнение и углубление знаний учащихся о важнейших деятелях российской истории, чьи имена остались в памяти человечества. Учитывая сложность вопроса об исторических личностях, их роли в истории, учащимся полезно будет разобраться, чем объясняется выдвижение того или иного человека в качестве общественного, политического, духовного или иного лидера, на чем основаны его власть, влияние на судьбы других людей.

Актуальность определяется важностью изучения персоналий для понимания изучаемой эпохи, а также имеет практическое значение, дает возможность расширить знания учащихся, выйти за рамки учебника.

2. ЦЕЛИ КУРСА

  • осмысление роли великих деятелей в судьбе России;
  • осознание роли личности в истории;
  • ознакомление учащихся с различными точками зрения по поводу деятельности отдельных личностей в различный период истории нашего государства;
  • развитие умения самостоятельно работать с исторической, справочной, энциклопедической литературой, решать творческие задачи;
  • совершенствование умения формулировать и обоснованно отстаивать собственную позицию в отношении к событиям и личностям прошлого, вести дискуссию, что позволит учащимся подготовиться к устному экзамену.
  • развитие исторического мышления школьников на базе материала курса;
  • • формирование у учеников понимания исторического прошлого в связи с тенденциями современного развития России и мира;
  • • воспитание современного исторического сознания и развитие самостоятельного, персонифицированного мышления;
  • • восприятие отечественных и мировых культурных традиций и ценностей прошлого в их связи с настоящим;
  • • знакомство с основными теориями и концепциями, описывающими и объясняющими и объясняющими развитие общества;
  • • формирование исторической грамотности на современном международном уровне;
  • • развитие умения разграничивать процесс познания прошлого и процесс нравственной оценки деяний, поступков людей.
  • Задачи:
  • повышение интереса к историческим закономерностям;
  • формирование и развитие у учащихся интеллектуальных и практических умений для более глубокого осмысления исторической действительности;

3. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полученные знания помогут учащимся глубже понять изучаемую эпоху, вооружат историческими знаниями, дадут представления о деятельности и роли исторических личностей в истории России и будут стимулировать учащихся к дальнейшему проникновению в мир истории. Курс позволяет познакомиться и с биографиями ведущих деятелей культуры, политических, общественных, государственных деятелей России.

УУД : Регулятивные: 

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, умение самостоятельно планировать пути достижения целей, соотносить свои действия с планируемыми результатами корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией, оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.

Познавательные:

 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать , устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждения, умозаключение и делать выводы, умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.

Коммуникативные:

 умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе находить общее решение и решать конфликты, формировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

Личностные :

 • определение жизненных ценностей, направленность на активное и созидательное участие в общественной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе,но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей Родины;

• наличие ценностных ориентиров, основанных на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству;

• уважительное отношение к окружающим, их правам и свободам; умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками; признание равноправия народов;

 • осознание важности семьи и семейных традиций; способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к окружающим, выражать собственное отношение к явлениям современной жизни; осознание своей ответственности за судьбу страны.

4. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

                                    Раздел I. Земля русская

Тема 1. Рюрик. Первые князья

   Легендарное и реальное в “признании варягов”. Рюрик. Норманнская теория, её роль в русской истории.

Борьба Новгорода и Киева как двух центров государственности на Руси. Русь в конце IX – середине X в. Объединением вещим Олегом племен вдоль пути “из варяг в греки”. Значение общего похода на Царьград. Древняя Русь и её соседи при Игоре Старом. Князь и дружина. Игорь и Ольга. Реформа управления и налогообложения при Ольге. Крещение Ольги. Князь – воин. Святослав – “Александр Македонский Восточной Европы”. Поход на Дунай. Война с Византией. Гибель Святослава.

Тема 2. Владимир Святой и первые святые на Руси

   Легенды, былины, история. Собирательный образ Владимира Красно Солнышко. Первая междоусобица на Руси и победа Владимира Святославича. Причины провала языческой реформы. Крещение Руси как русский и европейский феномен. Оборона Руси от печенегов. Междоусобица на Руси после смерти Владимира Святославича.

Борис и Глеб – князья мученики.

Тема 3. Ярослав Мудрый и Владимир Мономах

   Расцвет Руси при Ярославе Мудром. Укрепление международного положения Руси. Просвещение. “Русская правда” – княжий закон. Что охранялось законом. Политическое наследие. Причины усобиц.

Новая усобица на Руси между сыновьями и внуками Ярослава. Личность Мономаха, его образование, литературный дар, хозяйственные заботы и быт. Организация обороны южных рубежей. Княжеские съезды. Расширение династических связей в пределах Европы.

Тема 4. Князья периода феодальной раздробленности

   Начало раздробленности на Руси. Распад Руси на 15 крупных княжеств. Владимиро-Суздальская Русь. Юрий Долгорукий. Андрей Боголюбский и зарождение русского самовластия. Перенос столицы во Владимир, замок в Боголюбове. Всеволод Большое Гнездо. Галицко-Волынские земли. Владимир Галицкий в “Слове о полку Игореве” и в жизни. Даниил Галицкий. Господин Великий Новгород. Система “выкармливания” князя – особенность Новгородской государственности.

Тема 5. Александр Невский

   Наступление крестоносцев. Александр Ярославович Невский. Выбор князя. Борьба против шведских и немецких рыцарей.

                                    Раздел II. Московская Русь

Тема 1. Иван Калита

   Установление ордынского ига на Руси. Возвышение Москвы. Начало Московской династии. Даниил Московский. Личность Ивана Калиты. Борьба за великокняжеский ярлык. Переезд в Москву митрополита. Способы расширения владений.

Тема 2. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

   Русь при Дмитрии Донском. Противостояние Орде. Борьба с Тверью. Политическое первенство Москвы при Василии I и Василии II Тёмном.

Сергий Радонежский.

Тема 3. Иван III

   Возникновение государства Российского. Иван III – первый великий князь всея Руси. Характер Ивана III. Дела семейные. Софья Палеолог- супруга Московского великого князя. “Москва – Третий Рим”. Иосиф Волоцкий и Нил Сорский.

Тема 4. Иван IV Грозный

   Россия при Иване Грозном. Царь и его соратники (Алексей Адашев, митрополит Макарий, Андрей Курбский, протопоп Сильвестр). Рост территории государства. Взятие Казани. Установление дипломатических отношений с Англией. Судебник 1550 г.: сословия и власть. Стоглав и “Домострой”. Опричнина как средство утверждения самодержавной деспотии. Культура и быт.  

                                  Раздел III. Россия в XVII веке

Тема 1. Борис Годунов

   Борис Годунов – опричник – правитель – царь. Учреждение патриаршества. Развитие барщины и закрепощение крестьян.

Тема 2. Минин и Пожарский

   Кузьма Минин. Полководец князь Дмитрий Пожарский. Формирование народных ополчений. Изгнание интервентов. Влияние Смутного времени на духовную жизнь общества.

Возрождение страны после смуты. Царь Алексей Михайлович (Тишайший). Формирование абсолютной монархии. Соборное уложение. Закрепощение крестьянства.

Тема 3 Церковный раскол - Никон и Аввакум

Рост нетерпимости и инакомыслия. “Священство выше царства”. “Друзья-враги”: патриарх Никон, протопоп Аввакум. Боярыня Морозова. Староверы.

                                                      Раздел IV. Россия в XVIII веке

Тема 1. Петр Первый и «Птенцы гнезда Петрова»”

   Петр и царевна Софья. Воспитание Петра. Первые самостоятельные шаги Петра. Путешествие за границу. Реформы Петра Первого. Победы на театре войны. Итоги экономического развития. Дело царевича Алексея. Публицистика.

Борис Петрович Шереметьев. Петр Андреевич Толстой. Алексей Васильевич Макаров. Александр Данилович Меншиков

Тема 2. Екатерина Великая

   Екатерина II и её окружение. “Просвещенный абсолютизм”. Усиление крепостничества. Золотой век российского дворянства.

Тема 3. Емельян Пугачев

   Крестьянская война. Пугачев и его сподвижники. Самозванцы до и после Пугачева.  

                       Раздел V. Россия в XIX–XX веках – эпоха великих реформаторов

Тема 1. Александр I и Сперанский М.М.

   “Дней Александровых прекрасное начало”. Император и его “молодые друзья”. Проекты реформ. Негласный комитет. Военные поселения. Внешняя политика.

Сперанский М.М. Деятельность в Александро-Невской семинарии. Государственный Совет. Стремительный взлет выдающегося государственного деятеля. В должности пензенского губернатора. Деятельность реформатора в Сибири. Отставка.

  Отечественная война 1812 г. – важнейшее событие российской и мировой истории XIX в. М.И. Кутузов -  ученик А. В. Суворова.

Тема 2-6. Реформы и контрреформы

Николай I - жандарм Европы и Александр II - Освободитель. Николай I - умный и расчетливый политик. Александр П. Отмена крепостного права и либеральные реформы. Александр III и Николай II. Контрреформы Александра III. Царствование Николая П. «На рубеже веков у царской власти была лишь одно насущная политическая задача - во чтобы то ни стало сохранить самодержавие» (Н. Верт).

Раздел VI. Советская Россия 1918-1928 гг.

Тема 1. В. И. Ленин

Владимир Ильич Ленин - основатель советского государства. Роль Ленина в октябрьских событиях 1917 года. Человек и политик. В.И. Ленин - глава советского правительства. Неоднозначность оценок личности Ленина и его роли в российской истории. Каменев, Зиновьев, Троцкий, Сокольников, Бухарин, Рыков. Биографии, деятельность на фронтах гражданской войны, послевоенные судьбы.

Тема 2 - 3. Личности Гражданской войны

Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский. Красные командиры. Политические портреты. Политические идеалы. Соратники В.И. Ленина и политические процессы 30-х годов.

Тема 4. Сталин И.В.

Процесс по делу военных 1937 года и последствия для страны большого террора. Кумиры и герои советских людей 1930 годы. И. В. Сталин и Вторая мировая война.

Тема 5-6. Правители СССР и РФ.

Н.С. Хрущев, Л. И. Брежнев, М. С. Горбачев, Б. Н. Ельцин.

Внутренняя и внешняя политика. Холодная война. Карибский кризис. Период «разрядки. Гласность, Оттепель. Развал СССР. Конституция 1993 года.

5. Учебно- методическое обеспечение курса

  1. Стандарт основного общего образования по истории. Журнал «ПИиОвш», 2004, №6.
  2. Юдовская А.Я. Учит ли история жизни. Журнал «ПИиОвш», 2004, №2.
  3. Возвращённые имена: Сборник публицистических статей в 2-х книгах. – М.: Изд-во Агенства печати Новости, 1989.
  4. Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: вече, 2002.
  5. Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Мультимедиа-ресурсы:

  1. Антонова, Т. С. и др. История России: XX век [Текст]: компьютерный (мультимедиа) учебник / Т. С. Антонова, А. Л. Харитонов, А. А. Данилов, Л. Г. Косулина. - М.: Клио Софт, 2002.
  2. Всеобщая история [Текст]: учебное электронное издание. - М.: Кордис-Медиа, 2004.
  1. История государства Российского. Том 11,12
  2. Герои Великой Победы.

Литература для учащихся

  1. Анисимов Е.Императорская Россия. СПб.: Питер,2008.
  2. Анисимов Е. История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты. . СПб.: Питер,2008.
  3. Казарезов В.В. самые знаменитые реформаторы России. – М.: Вече, 2002.
  4. Исторические портреты/ В.А. Артёмов, Н.А. Васецкий, В.Л. генис и др.; Под общ. ред. Г.Н. Севостьянова. – М.: Просвещение, 1993.
  5. Полководцы Великой Отечественной. Книга для учащихся ст. классов/ Сост. А.М. Кучеров. – М.: Просвещение, 1988.
  6. Уткина Э.В. Школьные олимпиады. История. 5-9 классы. – 2-е изд., испр. – М.: Айрис-пресс, 2005.

Календарно-тематическое планирование

на текущий учебный год

п/п

Дата

Название темы, раздела

Количество

часов

Планир.

Фактич.

I

Земля русская

  6       

1

Призвание варягов. Рюрик. Первые князья.

Олег. Игорь. Княгиня Ольга. Святослав

1

2

Владимир Святой. Борис и Глеб – первые святые на Руси

1

3

 

Ярослав Мудрый. Владимир Мономах.

1

4

Князья периода феодальной раздробленности

1

5

Александр Невский

1

II

Московская Русь

 5   

6

Иван Калита

1

7

Дмитрий Донской и  Сергий Радонежский

1

8

Иван III

1

9

Иван IV Грозный

1

III

 Россия в XVII веке

3

10

Борис Годунов

1

11

Минин и Пожарский

1

12

Церковный раскол – Никон и Аввакум

1

IV

 Россия в XVIII веке

         

13

Петр I. «Гнезда Петрова птенцы».

1

V

Россия в XIX–XX веках

14

Александр I.Сперанский.

1

15

М.И. Кутузов

1

16

А. В. Суворов – учитель М. И. Кутузова

1

17

Николай I

1

18

Александр II - Освободитель

1

19

Контрреформы Александра III

2

20

Николай II. Падение монархии

1

VI

 Советская Россия

21

В. И. Ленин- основатель советского государства

1

22

Личности Гражданской войны

1

23

Тухачевский, Фрунзе, Буденный, Чапаев, Котовский - красные командиры.

1

24

Соратники В.И. Ленина и политические процессы 30-х годов.

1

25

           

 Сталин И.В. – процесс по делу военных 1937 года и последствия  большого террора для страны

1

26

Кумиры и герои советских людей 1930 годы.

1

27

И. В. Сталин и Вторая мировая война.

1

28

Н.С. Хрущев

1

29

Внутренняя и внешняя политика Н.С. Хрущева

1

30

Карибский кризис

1

31

         

Оттепель

1

32

М.С. Горбачев

1

VII

Российская Федерация

1

33

Б Н. Ельцин

1

34

Обобщающее повторение

1

Всего часов

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс)  Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательно...

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 8 классов: История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах

Рабочая программа внеурочной деятельности "История России к.XVII-XVIIIвв. в лицах" разработана для занятий с учащимися 8-х классов....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 10 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »10 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 8 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»8 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 7 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ »7 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ» 5 «С» класс.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«РОССИЯ В МИРЕ»5 «С» класс....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РОССИЯ В МИРЕ » 11 «С» класс.

Пояснительная записка.      Рабочая программа «Россия в мире» для 11 «С» класса составлена в соответствии с требованиями Федерального, государственного...