рабочая программа внеурочного курса для 5-х классов: "Я гражданин-России"
рабочая программа (5 класс) на тему

Ахпашева Лилия Олеговна

Аннотация к рабочей программе по внеурочной деятельности курса « Я гражданин - России» ( 5- 6 класс)

  Данная программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

    Программа курса « Я- гражданин России» направлна на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность- совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практикуе.

    Актуальность программы: Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения- важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

      Целью курса является последовательное формирование гражданской позиции учащихся через организацию понимания происходящих общественных процессов, ориентированы на социальную практику школьников и накопление личного социального позитивного опыта.

   Исходя из поставленной цели можно определить следующие задачи обучения:

 · Формировать основные мировоззренческие идеи и качества личности: гражданственность, ответственность, патриотизм;

 · Уметь объяснять явления и процессы социальной действительности;

 · Знать основные нравственные и правовые понятия, нормы и правила.    

   Общая характеристика курса. Основные содержательные линии курса представлены тремя основными темами, органически связанные друг с другом. Содержание программы выстроено в рамках единой логики: 5 класс – «Наша Родина – Россия» (18 часов) 6 класс – «Мы – россияне» (34 часа) 7 класс – «Молодые граждане России» (34 часа)

 Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу. В теме «Наша Родина – Россия» раскрываются понятия Родины и малой родины; рассматриваются достижения нашей страны в мировой истории;

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования: - опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России;

- гуманизм;

- доступность;

- личностно-ориентированный подход;

 - практическая направленность и деятельностный подход.

Педагогические технологии, используемые для реализации данной программы: · Педагогика сотрудничества

 · Развивающее обучение

· Технология деятельностного метода

 · Проблемное обучение

· Разноуровневое обучение

· Метод проектов

· Игровые технологии

    Главное в программе «Я – гражданин России» - системный подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности. Программа используется с 5 класса по 9 класс. Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России: « Человек его права и обязанности» (формирование гражданского отношения к себе);

Ø  «Я и семья» (формирование гражданского отношения к своей семье);

Ø  «Я и культура» (формирование отношения к искусству);

Ø  «Я и школа» (формирование гражданского отношения к школе);

Ø  «Я и мое отечество» (формирование гражданского отношения к отечеству); «Я и планета» (формирование гражданского отношения к планете Земля)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 5_klass_vneurochka_2014g.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

   ГБОУ РХ « Хакасская национальная гимназия- интернат

Им.Н.Ф.Катанова»

Согласовано                                                                                                     «Утверждаю»

Заместитель директора по ВР                                                                              Директор

Иптышева Е.Д.                                                                                                    Чугунеков Р.Н                                                              

____________________                                                                                  ________________

 «___»  ________2014                                                                              «___»__________2014

Приказ №_____от____

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

 «Я – гражданин России»

для 5 -9 классов

Учитель истории

и обществознания:

 Ахпашева Л.О.

г. Абакан 2015-2016 год.

Пояснительная записка

          Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Гражданин получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей. В этих условиях гражданско-патриотическое воспитание учащихся является исключительно важной частью воспитания подрастающего поколения.

 Программа курса «Я – гражданин России» направлена на формирование человека высокой нравственной культуры, гражданина, патриота, ориентированного на здоровый образ жизни, имеющего  свои эстетические взгляды и идеалы, человека как творца и созидателя.

     Предметом изучения программы является гражданское образование  личности, которое направлено на формирование гражданской компетентности личности. Гражданская компетентность – совокупность способностей, позволяющих личности активно, ответственно и эффективно реализовать весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе, применить свои знания и умения на практике.

     Формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, уважения к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как одно из базовых направлений государственной политики в области образования.

Актуальность программы:

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения - важнейшая задача школы, поставленная в новом Федеральном государственном образовательном стандарте.

Программа «Я – гражданин России» призвана решать задачи духовно-нравственного становления личности  школьника и удовлетворять потребности и запросы детей, их родителей и школы в области дополнительного образования и воспитания .

Цели программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся, пробуждению интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям Хакасии и России в целом, воспитанию любви к природе родного края.

Задачи курса:

- формирование нравственной и правовой культуры личности, развития у детей и подростков социальной активности, желания участвовать в преобразовании окружающей жизни и в социально значимых акциях; способности к самоопределению и самореализации;

- воспитание чувства сопричастности к общероссийской идентичности, гражданской ответственности, уважения к другим и самому себе, к социальным нормам, приверженности общечеловеческим и национальным ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации; развитие чувства ответственности за судьбу своего народа;

- освоение нравственных и правовых норм, регулирующих жизнь отдельного человека и общества в целом; основных ценностей и понятий гражданского общества; расширение общекультурного кругозора, формирование гражданской грамотности; знакомство с выдающимися гражданами родного края, России и мира, их вкладом в развитие демократических ценностей;

- овладение механизмами реализации и защиты прав человека и гражданина, умение участвовать в решении общих дел местного сообщества, своей страны и человечества в целом;

- формирование опыта применения знаний для решения задач в гражданско-общественной деятельности по преобразованию окружающего мира, в области межличностных отношений, в отношении между людьми разных поколений и различных национальностей.

Рабочая программа по курсу «Я – гражданин России»   разработана в соответствии:

  • с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного  общего   образования;
  • с требованиями авторской программы «Я – гражданин России»;
  • с особенностями Хакасской национальной гимназии им. Н.Ф.Катанова, образовательных потребностей и запросов  воспитанников и их родителей.

В основу разработки содержания программы взяты ведущие дидактические принципы и подходы, актуальные для современного школьного образования:

- опора на принцип рассмотрения краеведческих вопросов через единство России;

- гуманизм;

- доступность;

- личностно-ориентированный подход;

- практическая направленность и деятельностный подход.

Педагогические технологии, используемые для реализации данной программы:

       Главное в программе «Я – гражданин России» - системный  подход к формированию гражданской позиции школьника, создание условий для его самопознания и самовоспитания. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, помочь учащимся освоить общественно – исторический опыт путем вхождения в социальную среду, выработать свой индивидуальный опыт жизнедеятельности.

Программа используется с 5 класса по 9 класс.

Она включает в себя 6 направлений, связанных между собой логикой формирования гражданина России:

« Человек его права и обязанности» (формирование гражданского отношения к себе);

«Я и семья» (формирование гражданского отношения к своей семье);

«Я и культура» (формирование отношения к искусству);

«Я и школа» (формирование гражданского отношения к школе);

«Я и мое отечество» (формирование гражданского отношения к отечеству);

«Я и планета» (формирование гражданского отношения к планете Земля).

Программа рассчитана на 5 лет  включает в себя 89 учебных часа. Занятия проводятся 1 раз в две недели .

5 класс- 17 часов

6 класс- 18 часов

7 класс -18 часов

8 класс-18 часов

9 класс-18 часов.

Предполагаемые результаты обучения учащихся:

Планируемые результаты

Ожидаемые воспитательные результаты

Универсальные учебные действия

ценностное отношение к России, к своей малой родине, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, русскому и родному языку, народным традициям; к Конституции и законам Российской Федерации; к старшему поколению;

элементарные представления о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

опыт социальной и межкультурной коммуникации;

начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища;

начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье;

нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;

способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;

почтительное отношение к родителям, уважительное отношение к старшим, заботливое отношение к младшим;

знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.

 Иметь представление об экологической культуре и её значении в жизни страны.

Осознавать роль своего края в жизни страны.

Познавательные общеучебные действия

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

умение осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

Коммуникативные УУД

умение общаться с другими людьми — детьми и взрослыми;

умение выражать свои мысли;

управление действиями партнера (оценка, коррекция);

использовать речь для регуляции своего действия.

Регулятивные УУД

волевая саморегуляция;

оценка;

коррекция.

Личностные УУД

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

осознание ответственности за общее благополучие;

развитие этических чувств;

установка на здоровый образ жизни;

самооценка.

Оценка эффективности реализации Программы:

Оценка результативности реализации Программы осуществляется на основе использования системы объективных критериев, представленных нравственно-духовными и количественными параметрами.

Нравственно-духовные параметры: 

Сформированность гражданских навыков:

  • умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
  • знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
  • умение принимать и защищать свои решения;
  • готовность к участию в общественных делах;
  • готовность к образованию.

Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:

  • патриотизм и любовь к Родине;
  • права и свобода человека и гражданина;
  • символика Российской Федерации;
  • национальное самосознание;
  • уважение чести и достоинства других граждан - гражданственность.

Количественные параметры: 

  • включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
  • качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
  • отсутствие детей с девиантным поведением;
  • участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
  • проведение мероприятий.

Ожидаемые результаты, их социальная и воспитательная значимость

В результате реализации Программы ожидается:

В учреждении, как в образовательной системе:

  • создание работы по гражданско-патриотическому воспитанию;
  • обогащение содержания гражданско-патриотического воспитания;
  • вовлечение в работу гражданско-патриотического воспитания представителей всех субъектов образовательной деятельности.

В образе выпускника:

в познавательной сфере: развитие творческих способностей;

в историко-краеведческой: осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

в социальной: способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;

в духовно-нравственной сфере: осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

    Программа отражает необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей Родины, патриота с активной жизненной позицией.    Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основы личности гражданина России.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН 5 класс

Тема изучаемого раздела

Количество часов

1.

Введение

1

2.

Человек

4

3.

Наши права и обязанности

2

4.

Я и семья

3

5

Я и школа

3

5.

Я и моё отечество

3

6.

Традиции и обычаи хакасского  народа

2

7.

Итоговое занятие

1

Итого:

18


Календарно – тематический   план

занятия

Тема занятия

количество часов

Дата занятия

1

Введение.

1

Человек.

4

2

Человек родился.

1

3

Человек- личность?

1

4

Познай самого себя.

1

5

Что такое человечность?

1

Наши права и обязанности

2

6

На что имею право?

1

7

Что такое закон?

1

Я и моя семья.

3

8

Семья- ячейка общества.

1

9

Я и мои предки.

1

10

Семейные заботы.

1

Я и школа.

3

11

Профессия- ученик.

1

12

История гимназии

1

13

Выпускник-гордость гимназии

1

Я и моё отечество

3

14

Символика России и Хакасии

1

15

Гражданин – Отечества достойный сын.

1

16

Мы- многонациональный народ.

1

17

Традиции и обычаи хакасского народа

1

18

Итоговое занятие

1

Итого:

18 ч.

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Учебные пособия:

1. Патриотическое воспитание: система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий / авт.-сост. И.А. Пашкович. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2008.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного  общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010.

3.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя / Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.

4. Серов Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. – М.: ВАКО, 2006.

Технические средства: компьютер и мультимедиа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА проектной ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Я – гражданин России

Программа “Я – гражданин России” составлена на основе  Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной...

Рабочая программа внеурочной деятельности для 5 – х классов «Курс общей физической подготовки»

Рабочая  программа  внеурочной деятельности  для 5 – х классов  «Курс общей физической подготовки»...

Рабочая программа по социализации в 1-4 классе «Я – гражданин России»

     Цель программы: -создание условий для  формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивам...

Рабочая программа внеурочного курса психологических занятий для обучающихся 5 - 6 классов "Азбука психологии"

Программа внеурочного курса «Азбука психологии» предназначена для учащихся 5 -6 классов. Реализация программы осуществляется на внеурочных занятиях, где используются как коллективные, так ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОМУ НАПРАВЛЕНИЮ "Я – гражданин России"

В Концепции сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за на...

Рабочая программа внеурочного курса "Практическая Анатомия" 8 класс

В повышении научно-методического уровня преподавания анатомии, физиологии и гигиены человека школьные опыты и наблюдения имеют не последнее значение. Они позволяют раскрыть методы научного исследовани...

Рабочая программа внеурочного курса «Easy English» 9 класс

Программа разработана для учащихся 5-9 классов,  составлена на основе «Внеурочная деятельность   школьников». Методический конструктор: пособие для учителя/Д.В.Гри...