Рабочая программа внеурочного курса "Практическая Анатомия" 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс)

Захарова Яна Валерьевна

В повышении научно-методического уровня преподавания анатомии, физиологии и гигиены человека школьные опыты и наблюдения имеют не последнее значение. Они позволяют раскрыть методы научного исследования, показать, как ставиться научная проблема и как она решается, выявить анатомо-физиологические закономерности и, наконец, разъяснить правила гигиены и санитарии, вытекающие из них.

     Сокращение экспериментальной части курса нарушило сформировавшийся баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями, усвоение которых требует программа, поэтому мною был предложен курс практической анатомии, дабы ликвидировать данный пробел в курсе «Человек» и сориентирован на обучающихся, будущая специальность которых, будет связана с медициной. Весь год ведётся активна профориентация.

      Данная программа создана на основе методического пособия для учителя: Воронин Л.Г., Марш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя – М.: Просвещение, 2013 года.

     Круг отбираемых опытов в основном ограничивался теми понятиями, которые были предусмотрены программой для курса «Человек», однако в некоторых случаях, подбирались эксперименты для факультативного курса.        Микроскопирование как метод научного исследования сыграло  огромную роль в истории науки. Работа со световым микроскопом в школе развивает пространственное воображение, наблюдательность, критическое мышление, воспитывает точность и аккуратность, поэтому освоение этим методом исследования содействует политехническому образованию и профориентации школьников на широкий круг специальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochki_prakticheskaya_anatomiya_8_klass.docx981.38 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского района

«Средняя общеобразовательная школа п.Горноправдинск»

ПРИНЯТА

УТВЕРЖДЕНА

Решением педагогического совета

(протокол от 30.08.21 года №1)

Приказом

МБОУ ХМР СОШ п.Горноправдинск

31.08.2021 года № 06-Пр-303-О/2021

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА

ПО КУРСУ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Практическая анатомия»

ДЛЯ  __8___КЛАССА

(Возраст: 15 лет)

НА 2021/2022  УЧЕБНЫЙ ГОД

(1 час в неделю, 35 в год)

                                                                                                                             

                Составитель   программы:

ЗАХАРОВА ЯНА ВАЛЕРЬЕВНА

высшая квалификационная категория

с/п. Горноправдинск, 2021 г.

Пояснительная записка

      В повышении научно-методического уровня преподавания анатомии, физиологии и гигиены человека школьные опыты и наблюдения имеют не последнее значение. Они позволяют раскрыть методы научного исследования, показать, как ставиться научная проблема и как она решается, выявить анатомо-физиологические закономерности и, наконец, разъяснить правила гигиены и санитарии, вытекающие из них.

     Сокращение экспериментальной части курса нарушило сформировавшийся баланс между теоретическими знаниями и практическими умениями, усвоение которых требует программа, поэтому мною был предложен курс практической анатомии, дабы ликвидировать данный пробел в курсе «Человек» и сориентирован на обучающихся, будущая специальность которых, будет связана с медициной. Весь год ведётся активна профориентация.

      Данная программа создана на основе методического пособия для учителя: Воронин Л.Г., Марш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя – М.: Просвещение, 2013 года.

     Круг отбираемых опытов в основном ограничивался теми понятиями, которые были предусмотрены программой для курса «Человек», однако в некоторых случаях, подбирались эксперименты для факультативного курса.        Микроскопирование как метод научного исследования сыграло  огромную роль в истории науки. Работа со световым микроскопом в школе развивает пространственное воображение, наблюдательность, критическое мышление, воспитывает точность и аккуратность, поэтому освоение этим методом исследования содействует политехническому образованию и профориентации школьников на широкий круг специальностей.

     Материал опубликован по адресу: https://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2022/05/08/programma-vneurochnoy-deyatelnosti-prakticheskaya-anatomiya-8 

 Основными целями проведения кружковых занятий  являются:

  1. привитие интереса обучающимся к анатомии и физиологии человека;
  2. углубление и расширение знаний по анатомии и физиологии человека;
  3. развитие кругозора, мышления, исследовательских умений обучающихся;
  4. воспитание настойчивости, инициативы, позитивных  межличностных взаимодействий, групповых и коллективных форм работы.

Общая характеристика внеурочной деятельности.

     Занятия в рамках курса «Практическая анатомия» имеют практическую направленность, лекционную и практико-ориентированную форму занятий.

      Специфическим для данного курса по выбору является метод самонаблюдения, эксперимента и исследования. Он заключается в проведении наблюдений и простейших опытов над собственным организмом. Самонаблюдение может проводиться в классе и дома. Например, исследование индивидуальных особенностей оценки степени утомления, измерения температуры, артериального давления и других параметров. Метод самонаблюдения способствует повышению интереса к исследованию своего организма, его состояния и возможностей.

     Частично-поисковый метод используется при проведении дискуссий, обсуждении результатов практических работ. Усвоение знаний и умений происходит путем аналитической деятельности, интеллектуального поиска. Вопросы для обсуждения подбираются так, чтобы ученики имели возможность дать оценку, сделать самостоятельное заключение, вывод.

       Успешность изучения курса зависит от форм организации познавательной деятельности учащихся. Индивидуальная деятельность, позволяющая учесть особенности ребенка, используется при выполнении самонаблюдений, некоторых исследовательских и практических работ.

       Фронтальная форма организации познавательной деятельности предполагает одновременное выполнение общих заданий всеми учащимися.

      Групповая форма работы, а также работа в парах постоянного состава уместна при проведении большинства практических работ, экспериментов, экскурсий. В процессе совместной работы реализуется потребность школьников в общении, в предъявлении своих знаний, совершенствуется умение формулировать и отстаивать свою точку зрения. Все это способствует развитию информационно-коммуникативной культуры учащихся.

Результат данной программы:

Метапредметные результаты:

  1. Получение новых дополнительных знаний по биологии (вне базового курса);
  2. Овладение дополнительными практическими навыками самостоятельно проводить практические работы, самообследование,  оказания первой помощи.
  3. Профессиональная ориентация;
  4. Выбор профиля в дальнейшем;
  5. Умение работать индивидуально и в группе.

Личностные результаты:

  1. Формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития анатомической науки и  практики;
  3. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  4. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности
  5. Формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления;

Методы изучения:

  1. Соматоскопия – визуальный осмотр тела и его частей, выявляя различные нарушения.
  2. Соматометрия – основан на измерении частей тела, нахождение числовых зависимостей между ними, изучение пропорций человека в зависимоти от возраста, пола и т.д.
  3. Метод проекций – нахождение на поверхности тела тех областей, под которыми размещаются сердце, лёгкие, печень, желудок и т.д.
  4. Перкуссия (выстукивание), аускуьтация (выслушивание), рентгеноскопия, кинорентгеноскопия. Клинические методы
  5. Сравнительно-анатомический метод – сравнивание объектов, установление филогенетической связи с другими организмами.
  6. Экстирпация – уничтожение у экспериментального животного органа и установление его отправления.
  7. Метод прямого и косвенного раздражения – позволяют определить реакцию исследуемого органа на различные воздействия.
  8. Метод изолированных органов – исследуемый орган изучают вне организма, в специально созданных для этого условиях.
  9. Хронический эксперимент – например фистульный метод.
  10. Метод условных рефлексов – изучение анализаторов животных, аналитико-синтетическую деятельность ЦНС, закономерности высшей нервной деятельности человека и животных.
  11. Инструментальный метод – изучение состояние организма с помощью инструментов.
  12. Функциональная проба – дозированное воздействие на организм человека в стандартных условиях с целью наблюдения компенсаторных реакций, возникающих на основе автоматического регулирования первой помощи.

Контроль осуществляется через защиту творческой работы, тестирование по билетам, практическую и самостоятельную работу.

Формы итогового отчета.

  • Проектно-исследовательские работы;
  • Научные конкурсы;
  • Оформление наглядных пособий;
  • Проведение массовых мероприятий, экскурсий

Тематическое планирование

(1 час в неделю- 35 часов)

Тема:

Кол-во часов:

Лабораторные работы:

Экскурсии:

1.

Общее знакомство с организмом человека

20

5

1

2.

Основы медицинских знаний

15

5

Итого:

35

10

1

Учебно-тематический план

Тема:

Кол-во

Часов:

Лабораторные работы:

А. Общее знакомство с организмом человека.

1.

Общее знакомством с организмом человека.

1

2.

Клетка и её размножение.

1

3.

Химический состав клетки.

1

4.

Ткани. Лабораторная работа «Ткани».

2

1

5.

Рефлексы.

1

6.

Строение опорно-двигательной системы.

3

7.

Мышцы. Работа мышц.

2

8.

Кровь. Лабораторная работа «Эритроциты лягушки и человека». Экскурсия в лабораторию «Анализ крови»

3

2+1

9.

Кровеносная система. Движение крови по сосудам.

1

10.

Дыхание. Газообмен. Лабораторная работа «Состав воздуха»

2

1

11.

Пищеварительная система. Лабораторная работа «Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике».

2

1

12.

Анализаторы человека.

1

Б. Основы медицинских знаний.

13.

Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия.

2

1

14.

Первая медицинская помощь при кровотечениях.

2

1

15.

Первая медицинская помощь при переломах

2

1

16.

Первая медицинская помощь при остановке дыхания.

2

1

17.

Первая медицинская помощь при ожогах.

1

18.

Травматический шок и противошоковые мероприятия

1

19.

Инфекционные болезни. Дезинфекция.

2

20.

Лекарственные средства.

2

1

21.

Защита проектов

1

Итого:

35

11

Содержание

  1. Общее знакомством с организмом человека.

     Определение места человека в природе. Изучение функций органов организма.

  1. Клетка и её размножение.

     Показать клеточное строение организма, Проведение лабораторной работы по изучению эпителия полости рта.

  1. Химический состав клетки.

     Изучение органических и минеральных веществ. Научить подбирать правильно опыт для проверки правильности вывода, следующего из поставленного эксперимента.

  1. Ткани. Лабораторная работа «Ткани».

     Рассмотреть классификацию тканей, познакомиться с гистологическими исследованиями. Микроскопическое исследование клеток тканей. Изучение тканей на постоянных препаратах.

  1. Рефлексы.

Изучение рефлекса, дифференцирование понятий «раздражение и возбуждение».

  1. Строение опорно-двигательной системы.

     Показать единство строения опорно-двигательной системы. Показать отличие от скелета животных в связи с прямохождением человека. Изучение функций каждого отдела скелета. Строение костей.

  1. Мышцы. Работа мышц.

     Познакомить учащихся с принципами работы мышц, дать морфологический обзор, выполнение физических упражнений. Роль физической нагрузки на мышцы.

  1. Кровь. Лабораторная работа «Эритроциты лягушки и человека». Экскурсия в лабораторию «Анализ крови».

Изучение химического состава эритроцитов. Артериальная кровь и венозная кровь. При изучении данной темы уместно проведение практической работы в форме экскурсии в лабораторию участковой больницы.

  1. Кровеносная система. Движение крови по сосудам.

     Показать состав внутренней среды, что кровь это соединительная ткань. Изучение состава крови и её химический состав. Измерение крови с помощью приборов.

  1. Дыхание. Газообмен. Лабораторная работа «Состав воздуха».

        Повторение состава воздуха, роль его компонентов для организма, определение сущности  легочного и тканевого дыхания.

  1. Пищеварительная система. Лабораторная работа «Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике».

      Показать, что разные пищевые продукты состоят из различных питательных веществ, которые поступают в организм из окружающей среды. Изучить ферментативные процессы расщепления пищи в различных отделах пищеварительного тракта.

     12.Анализаторы человека.

      Ознакомление с их морфологией и функцией.

  1. Первая медицинская помощь при ранениях. Десмургия.

     Раны, их виды, характеристика. Возможные осложнения. Понятие «Дисмургия». Повязка, перевязка. Виды перевязочного материала. Правила наложения повязок.

  1. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

      Кровотечения, их виды, Характеристика. Гемостаз. Остановка кровотечения. Мероприятия при внутреннем кровотечении.

Практическая работа. Первая помощь при кровотечениях.

  1. Первая помощь при переломах.

      Переломы, их основные признаки. Осложнения при переломах. Иммобилизация (основные правила).

Практическая работа. Первая помощь при переломах.

  1. Первая медицинская помощь при остановке дыхания.

 Способы искусственного дыхания

  1. Первая медицинская помощь при ожогах.

Причины, возникновения ожогов, степень тяжести. Приёмы оказания первой помощи первой медицинской помощи.

  1. Травматический шок и противошоковые мероприятия.

     Причины шока. Фазы шока. Предупреждение шока. Профилактика шока.. Противошоковые мероприятия.

  1. Инфекционные болезни. Дезинфекция.

      Возбудители инфекционных заболеваний. Основные признаки болезней. Профилактика болезней. Дезинфекция.

Семинар. Меры по профилактике инфекционных заболеваний, создание презентации.

  1. Лекарственные средства.

      Лекарственные средства, дозы из применения. Способы выведения лекарственных средств. Хранение лекарственных препаратов. Лекарственные растения.

Семинар. Лекарственные травы.

Экскурсия (по возможности) в отделение больницы.

Учебно-методическое обеспечение:

      Данная программа создана на основе методического пособия для учителя: Воронин Л.Г., Марш Р.Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии и гигиене человека: Кн. Для учителя – М.: Просвещение, 2013 года.

      Пособие содержит методические рекомендации по проведению опытов, наблюдений и самонаблюдений по всем темам курса анатомии, физиологии и гигиены человека для средней школы. Материал пособия может быть использован на уроке, а также на факультативных и кружковых занятиях.

      Предисловие.
      Опыты, наблюдения и самонаблюдения в курсе анатомии, физиологии и гигиены человека средней школы.
Методика проведения опытов, наблюдений и самонаблюдений в теме «Общее знакомство с организмом человека».
Методика проведения опытов, наблюдений и самонаблюдений в теме «Опорно-двигательная система».
Методика проведения опытов, наблюдений и самонаблюдений в темах «Кровь», «Кровообращение», «Дыхание».
Методика проведения опытов, наблюдений и самонаблюдений в темах «Пищеварение», «Обмен веществ», «Кожа».
Методика проведения опытов, наблюдений и самонаблюдений в темах «Нервная система», «Органы чувств (анализаторы)», «Высшая
нервная деятельность».

Материально-техническое обеспечение.

Микропрепараты:

-Нервная клетка

-Костная ткань

-Однослойный эпителий

-Кровь человека

-Кровь лягушки

-Гиалиновый хрящ

-Гладкие мышцы

-Рыхлая соединительная ткань

-Поперечно-полосатая мышца

-Яйцеклетка, сперматозоиды.

Натуральные объекты:

-Лёгкое

-Головной мозг

-Набор палеонтологических находок «Происхождение Человека»

-Скелет человека на подставке

-Кости черепа

-Косточки слуховые

-Позвонки.

Модели, аппликации, рельефные модели:

Таз женский. Сагиттальный разрез.

-Таз мужской. Сагиттальный разрез

-Челюсть человека

-Максим З-01 Тренажёр сердечно-лёгочной и мозговой реанимации с индикацией

-Комплект плакатов «Экстренная реанимационная и медицинская помощь»

-Доли, извилины, цитоархетектонические поля головного мозга

-Глаз. Строение.

-Железы внутренней секреции

-Желудок внешняя и внутренняя поверхность

-Ворсинки кишечника с сосудистым руслом

-Кожа. Разрез.

-Почка. Микро- и микростроение

-Мочевыделительная система

-Строение спинного мозга

-Органы грудной и брюшной полости

-Пищевой тракт

-Растительная клетка

-Зерновка пшеницы

-Строение кожи (раздаточные)

-Строение лёгких

-Строение сердца

-Таз женский. Сагиттальный разрез.

-Таз мужской. Сагиттальный разрез

-Челюсть человека

-Модель глазного яблока

-Модель зуба

-Имитаторы ранений

-Мозг позвоночных

-Торс человека

-Прозрачная иллюстрация Человек и его здоровье.

Комплект ИКТ:

Персональный компьютер, монитор, принтер, сканер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, комплект СД-дисков по Анатомии.

Литература для педагога:

  1. Воронин Л. Г., Маш Р. Д. Методика проведения опытов и наблюдений по анатомии, физиологии, гигиене человека: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2013
  2. Данилин А. И. Как спасти детей от наркотиков. – М.: Центрполиграф,2000.
  3. Классные часы и беседы для старшеклассников по профилактике наркомании: методическое пособие / Под ред. В. В. Аршиновой. – М.: Сфера, 2005.
  4. Коробейникова Л . А., Лапочкин И . А., П оп о в а В . А. Профессиональная ориентация школьников на медицинские специальности: Методические рекомендации в помощь преподавателям биологии / Под ред. Л А Коробейниковой. – Вологда, 1990.
  5. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. – М.: Сфера, 2003.
  6. Мухина В. С. Возрастная психология. – М.: Академия, 2002.
  7. Рохлов В.С. Биология. Человек: Школьный практикум. – М.: Дрофа,2000.

Литература для обучающихся:

  1. Биологический энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 2005 гожд.
  2. К азин Э. М., Блинова Н. Г., Литвинов а Н. А. Основы индивидуального здоровья человека: Введение в общую и прикладную валеологию. – М., 2000.
  3. Калинов а Г. С., Мягкова А. Н. Здоровье. – М., 2003.

Приложение 1.

Лабораторная работа: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа» .

Цель: изучение методики самообследования ногтевого ложа и определения скорости кровотока.

Оборудование: секундомер; если его нет, время удобно отсчитывать словами "раз секунда", "два секунда" и т. д., что примерно соответствует указанному времени.

Предварительные замечания. Сосуды ногтевого ложа включают не только капилляры, но и мельчайшие артерии, называемые артериолами. Для определения скорости кровотока в этих сосудах надо узнать длину пути - 5, которую пройдет кровь от корня ногтя до его вершины, и время - t, которое ей для этого потребуется. Тогда по формуле V = S/t мы сможем узнать среднюю скорость кровотока в сосудах ногтевого ложа.

Ход работы. Измерим длину ногтя от основания до верхушки, исключив прозрачную часть ногтя, которую обычно срезают: под ней нет сосудов. Определим время, которое необходимо крови для преодоления этого расстояния. Для этого указательным пальцем нажмем на пластинку ногтя большого пальца так, чтобы он побелел. При этом кровь будет вытеснена из сосудов ногтевого ложа. Теперь можно узнать время кровенаполнения сосудов. Освобождаем сжатый ноготь большого пальца и измеряем время, за которое он покраснеет. Этот момент и укажет нам время, за которое кровь до конца проделала свой путь. После этого по формуле рассчитываем скорость кровотока. Полученные данные сравните со скоростью кровотока в аорте.Объясните разницу.

Сделайте вывод.

Лабораторная работа.

 «Изучение внешнего вида отдельных костей. Микроскопическое строение кости»

Цель: изучить особенности строения костной ткани, строение трубчатой кости, определить взаимосвязь строения костной ткани с выполняемой функцией.

Оборудование: микроскоп, постоянный препарат «Костная ткань», муляжи костей человека

Ход работы:http://pandia.ru/text/79/445/images/image018.jpg

1. Рассмотрите макроскопическое строение  берцовой кости.  Зарисуйте трубчатую кость в разрезе, подпишите ее части: надкостницу, компактное вещество, губчатое вещество, красный костный мозг, желтый костный мозг.

2. Рассмотрите микропрепарат костной ткани. Найдите канальцы, по которым проходили сосуды и нервы. На поперечном срезе они имеют вид прозрачного кружка или овала. Найдите костные клетки, которые находятся между кольцами и имеют вид черных паучков. Они выделяют пластинки костного вещества, которые потом пропитываются минеральными солями. Зарисуйте и сделайте подписи к рисунку.

3. Какими свойствами обладают кости? Какие особенности строения определяют эти свойства?4.* Как прочность кости связана с ее строением?http://fs00.infourok.ru/images/doc/198/226046/img19.jpg

Приложение 2

Экскурсия в лабораторию участковой больницы п.Горноправдинск.

Тема: Анализ крови. Группы крови.

Цель: изучения методики лабораторного анализа крови (автоматический и ручной), определение групп крови.

C:\Users\YANA\Documents\Мои документы\Тематическое планирование\ВНЕУРОЧКА-КРУЖКИ\Кружок 8 класс\20181127_104503.jpgC:\Users\YANA\Documents\Мои документы\Тематическое планирование\ВНЕУРОЧКА-КРУЖКИ\Кружок 8 класс\20181127_102856.jpg

C:\Users\YANA\Documents\Мои документы\Тематическое планирование\ВНЕУРОЧКА-КРУЖКИ\Кружок 8 класс\20181127_104650.jpgC:\Users\YANA\Documents\Мои документы\Тематическое планирование\ВНЕУРОЧКА-КРУЖКИ\Кружок 8 класс\20181127_111130.jpg

Приложение 3

Итоговая аттестация.

Цели проведения викторины:

Дисциплина «Анатомия и физиология человека», изучаемая в цикле общепрофессиональных дисциплин, является одной из самых сложных и объёмных. Знания, полученные студентами при её освоении, расцениваются преподавателями клинических дисциплин как базовые для изучения в последующем программ профессиональных модулей и междисциплинарных курсов. В свете изложенного любое мероприятие, позволяющее студенту – второкурснику закрепить и углубить знания по анатомии и физиологии человека, в конечном итоге, служит цели повышения качества подготовки специалиста.

Учебные цели:

Организация и порядок проведения викторины.

Викторина проводится для студентов второго курса, обучающихся по специальности «Сестринское дело».

    При выполнении заданий преподавателем дисциплины контролируется полная самостоятельность студентов.

    Проверка выполненных заданий проводится преподавателем дисциплины на основании разработанных критериев.

    По итогам проверки определяется общая сумма баллов, набранная каждым участником.

    Призёрами викторины, занявшими I, II, III места являются студенты, набравшие наибольшее количество баллов в порядке их убывания.

    В случае равенства баллов допускается присуждение призового места нескольким участникам.

    Победители викторины награждаются грамотами и бонусными подарками.

    Результаты очного тура доводятся до сведения студентов. Случаи апелляции разбираются индивидуально.

Характеристика заданий.

1.Задание на знание терминов.

1. Где у человека находится самый маленький сустав?

 (В ухе, там, где соединяются маленькие косточки — «стремечко» и «наковальня»).

2. Назовите самые большие мышцы человеческого организма. (Из шестисот тридцати девяти мышц человеческого организма самые большие — ягодичные мышцы)

3. Где расположена самая маленькая мышца человека?

(В ухе.Она обеспечивает движение стремечка внутреннего уха)

4. Назовите самую активную мышцу в организме человека, которая совершает более ста тысяч движений в день.

(Мышца глазного яблока).

5. Назовите самый большой внутренний орган человека.

(Печень.Она весит от 1 200 до 1 500 граммов и составляет 1/36 веса всего тела)

6. Назовите самую длинную кость в теле человека.

(Бедренная кость.У мужчины, ростом 180 сантиметров, она может достигать в длину пятидесяти сантиметров).

7. Назовите самую редкую группу крови человека.

(АВ, или четвертая группа.Встречается всего лишь у трех процентов англичан и у одного процента жителей США).

8. Назовите самую распространенную группу крови людей.

 (0, или первая группа).

9. Назовите самую большую артерию.

(Аорта).

10. Где в организме человека находятся самые крупные клетки?

(В костном мозге кровяная клетка мегакариоцит достигает 0,22 миллиметра).

11. В каком органе человека находятся самые маленькие клетки?

(Клетки мозжечка имеют размер пять микрон).

12. В каком органе человека происходит самое быстрое обновление клеток? (Выстилающие внутреннюю поверхность пищеварительного тракта клетки обновляются за три-четыре дня).

13. Назовите самый прочный сустав.

(Тазобедренный).

14. Назовите самый подвижный сустав человеческого тела.

(Плечевой.Поэтому его легче всего повредить).

15. Когда происходит наибольшая скорость выдыхания частиц (примерно сто шестьдесят семь километров в час)?

(При чихании).

16. Из какой ткани «сделаны» стенки сосудов?

 (Из плотной волокнистой ткани).

17. Из какой ткани «сделана» кожа человека?

(Из многослойного эпителия).

18. Какие виды фоторецепторов выделила наука?

 (Палочки и колбочки).

19. Что такое пульс?

(Это колебание стенок сосудов).

20. Чем заканчивается трахея?

 (Бронхами).

21. Какие питательные вещества расщепляются уже в ротовой полости?

 (Углеводы).

22. Где происходит окончательное переваривание пищи?

(В тонком кишечнике).

23. В каком человеческом органе есть стекловидное тело?

(Глаз).

24. Из чего, согласно Гиппократу, образуются первые зубы человека?

(Из молока матери.Потому их и называют молочными).

25. В старости японский поэт Исса, последний великий мастер хайку, написал следующее стихотворение:

«Как на ветру

Лепестки мака, колышутся

Передние...».

Закончите стихотворение. (Зубы).

26. В стрессовом состоянии в организме человека вырабатываются опасные токсины. Каким образом, чаще всего не зависящим от человеческой воли, они выводятся из организма?

 (Со слезами).

27. До недавнего времени считалось, что первое реалистическое изображение этого органа человеческого тела выполнено в шестнадцатом веке фламандским анатомом Андреем Везалием. Однако недавно археологи нашли в Мексике глиняный сосуд в виде этого органа, сделанный примерно на две с половиной тысячи лет раньше. Что же это за орган?

(Человеческое сердце).

28. Какой диапазон частот способно улавливать ухо человека?

 От 16 Гц до 122 кГц.

29. Какова площадь дыхательной поверхности легких?

Более 90 квадратных метров.

30. Какие кровяные клетки существуют?

Эритроциты, лейкоциты, тромбоциты.

31.Что такое тиреотропин и в чем состоит его физиологическое действие?

Тиреотропин (тиреотропный гормон, тиротропин) – гормон позвоночных животных и человека, вырабатываемый гипофизом. Тиротропин регулирует деятельность щитовидной железы, стимулирует синтез и выделение основных ее гормонов.

32. Что такое прогестерон и в чем состоит его физиологическое действие?

Прогестерон – женский половой гормон позвоночных животных и человека. Вырабатывается прогестерон главным образом в желтом теле яичников. Прогестерон играет важную роль в женском половом цикле: подготавливает матку к имплантации и питанию яйца, регулирует обмен веществ в период беременности.

33. Что такое пролактин и в чем состоит его физиологическое действие?

Пролактин (лактогенный, или лютеотропный, гормон) – гормон позвоночных животных и человека, вырабатываемый гипофизом. У млекопитающих пролактин стимулирует развитие молочных желез и лактацию, проявления материнского инстинкта, рост внутренних органов.

34. Что такое окситоцин и в чем состоит его физиологическое действие?

Окситоцин (оцитоцин) – нейрогормон позвоночных животных и человека. Он вырабатывается в гипоталамусе, поступает в гипофиз, а затем выделяется в кровь. Окситоцин вызывает сокращение гладких мышц, особенно матки, а также молочных желез, способствуя родам и выделению молока.

35. Что такое кортизон и в чем состоит его физиологическое действие?

Кортизон – гормон позвоночных животных и человека, вырабатываемый корой надпочечников (кортикостероид). По биологическому эффекту кортизон близок к кортизолу, участвует в регуляции обмена белков, жиров и углеводов в организме. Обладает сильным противовоспалительным, антитоксическим и антиаллергическим действием.

36. Что такое лютропин и в чем состоит его физиологическое действие?

Лютропин (лютеинизирующий гормон) – гормон животных и человека, вырабатываемый гипофизом. Лютропин регулирует образование и выделение яичниками женских половых гормонов и семенниками мужских половых гормонов. В женском организме лютропин вызывает овуляцию и развитие желтого тела.

37. Что такое альдостерон и в чем заключается его физиологическое действие?

Альдостерон – гормон животных и человека, вырабатываемый в коре надпочечников (кортикостероид). Он регулирует минеральный обмен в организме: стимулирует задержку ионов натрия (Na+) в крови и выведение ионов калия (К+) и водорода (Н+).

38. Что такое адреналин и в чем состоит его физиологическое действие?

Адреналин – гормон мозгового слоя надпочечников животных и человека. Поступая в кровь, адреналин повышает потребление кислорода и артериальное давление, содержание сахара в крови, стимулирует обмен веществ. При эмоциональных переживаниях, усиленной мышечной работе содержание адреналина в крови увеличивается.

39. Как бактериальная теория Луи Пастера повлияла на продолжительность жизни человека?

Благодаря научному подходу в изучении возбудителей инфекционных заболеваний и способов лечения этих болезней, начало которому положил Луи Пастер (1822–1895), средняя продолжительность жизни как мужчин, так и женщин в развитых странах в 1960-х годах достигла 70 лет. За 100 лет до этого, еще до открытия Пастера, она составляла в тех же развитых странах при благоприятных условиях жизни всего 40 лет, а при неблагоприятных и того меньше – 25 лет.

40. Что представляет собой лунка у основания ногтя и почему она белая?

Указанная белая лунка представляет собой видимую часть ногтевого корня, из которого растет ноготь. Сама она у взрослого человека не растет А более светлой (почти белой) лунка выглядит потому, что она лишена кровеносных сосудов.

41. Как велика длина пищеварительного тракта человека?

Длина пищеварительного тракта человека составляет около 10 метров.

42. Почему кадык у мужчин называют адамовым яблоком?

Образованная щитовидным хрящом гортани выпуклость на передней поверхности шеи у мужчин иногда называют адамовым яблоком в связи с библейской легендой о съеденном Адамом яблоке с древа познания.

2. ЗАДАНИЕ НА ЗНАНИЕ ЧИСЛЕННЫХ ЗНАЧЕНИЙ.

Вспомните анатомические численные значения. Укажите порядковый номер вопроса и требуемую величину.

    Количество долей больших полушарий головного мозга

    Количество лейкоцитов в крови

    Количество отделов толстого кишечника

Критерии оценивания:

За верный ответ – 1 балл. За неверный ответ – 0 баллов.

3.СИТУАЦИОННАЯ ЗАДАЧА.

У пациента с черепно-мозговой травмой с диагностической целью выполнена спинномозговая  пункция (прокол между позвонками позвоночного столба с целью получения из межоболочечного пространства спинного мозга ликвора для исследования). В полученной спинномозговой жидкости обнаружена кровь.

Вопросы: 1. Как вы думаете, на каком уровне выполняется прокол при этой  пункции, чтобы избежать повреждения спинного мозга? Дайте анатомическое обоснование.

2. В какое межоболочечное пространство, произошло кровоизлияние? Почему вы так думаете?

3. Где это пространство  располагается? Как оно ещё называется?

Эталон ответов и критерии оценивания:

1.  Спинной мозг лежит в позвоночном канале  и заканчивается на уровне второго поясничного позвонка (1 балл). В связи с этим прокол при проведении люмбальной пункции выполняется на уровне не выше L2 (1 балл).

2.  Кровоизлияние произошло в субарахноидальное межоболочечное пространство спинного мозга (1 балл), так как именно в нём содержится спинномозговая жидкость (1 балл).

3.  Субарахноидальное пространство расположено между паутинной (средней) и сосудистой (внутренней) оболочками спинного мозга (1 балл). Второе название пространства - подпаутинное (1 балл).

За каждый полный и верный ответ – 2 балла.

Максимальное количество баллов – 6.

4. ЗАДАНИЕ НА ОБЪЕДИНЕНИЕ ПОНЯТИЙ.

Представленные ниже понятия (три из четырёх) можно объединить по какому-либо признаку. Укажите  понятие, не отвечающее данному условию. Назовите объединяющий признак.

а) затылочная кость;

б) лобная кость;

в) скуловая  кость;

г) височная кость.

Эталон ответов и критерии оценивания:

Объединяющий признак – принадлежность костей к мозговому отделу черепа.

Верный ответ - в) скуловая кость – кость лицевого черепа.

За верный ответ – 1 балл.

За неверный ответ – 0 баллов.

5. ЗАДАНИЕ НА РАСПОЗНАВАНИЕ ПОНЯТИЙ.

Распознайте анатомическое образование по указанным наводящим фразам:

    Он необходим в домашнем хозяйстве;

    И невролог им пользуется при обследовании пациента;

    Входит в состав слуховой цепи.

Эталон ответов и критерии оценивания:

Молоточек – слуховая косточка.

За верный ответ – 1 балл.  

За неверный ответ – 0 баллов.

6. ЗАДАНИЕ НА РАСПОЗНАВАНИЕ АНАТОМИЧЕСКИХ  НАЗВАНИЙ.

Прочитайте рассказ. Обратите внимание на выделенные слова и припомните, при изучении каких органов и образований вы с ними встречались. Приведите по одному примеру на каждое слово.

Фрагмент рассказа:

…Выросло в нашем саду красивое дерево.  У него был мощный корень с корешками, толстый ствол, покрытый корой. От ствола отходили ветви с отростками…

Возможные ответы:

    Дерево - бронхиальное дерево;

    Корень - корень лёгкого; корень полового члена;

    Корешки - передние и задние корешки спинного мозга;

    Ствол - часть головного мозга;

    Кора - слой серого вещества на поверхности полушарий и мозжечка;

    Ветви - ветви артерий; ветви периферических нервов.  Ветви лонной кости; ветви нижней челюсти;

    Отростки - отростки позвонка; отростки верхней челюсти; отростки клиновидной кости.

Критерии оценивания: за каждый правильный пример – 1 балл.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс. Клуб "Почемучка"

Рабочая программа внеурочнойдеятельности в 1 классе клуба "Почемучки" содержит пояснительную записку, тематическое планирование занятий по экологическому воспитанию...

Рабочая программа внеурочных занятий. 7 класс. "Мир под микроскопом"

Рабочая программа  разработана с учетом требований ФГОС...

Рабочая программа внеурочных занятий. 5 класс. "В мире комнатных растений"

Программа внеурочного занятия  «В мире комнатных растений» направлена на формирование, как теоретических знаний, так и практических умений и навыков по выращиванию комнатных растений и уходу за н...

Рабочая программа внеурочной деятельности 5 класса по истории "Чудеса и тайны древних цивилизаций"

Содержание данного курса тесно связано с содержанием курса История Древнего мира 5 класс. Оно восполняет недостающий объем материала и пробуждает интерес учащихся к историческим вопросам, которые не з...

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс 2016 г

рабочая программа внеурочной деятельности 4 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности 1 класс "Шахманая азбука" (66 часов)

Программа внеурочной деятельности «Шахматная азбука» адресована учащимся 1-х классов и соответствует требованиям , рассчитана на весь учебный год: 2 часа в неделю.Данная программа внеурочной...