Внеклассное мероприятие по риторике "Азбука вежливости".
план-конспект занятия (7 класс) на тему

Чернова Ирина Владимировна

Мероприятие по формиронию культуры речи учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное бюджетное учреждение  «Ленинская средняя общеобразовательная школа №2 имени Александра Васильевича Чихирева»

Образовательная область - филология

                      Внеклассное мероприятие

по риторике

 7 класс

Азбука вежливости

                                       Подготовила    Чернова Ирина Владимировна,

                                                                  учитель русского языка и

                                                                   литературы

                                       п.Ленинский, 2013

Внеклассное мероприятие по риторике для учащихся 7 класса

Тема:    Азбука вежливости.

Цель:

сформировать у школьников этическую культуру, нравственные    

ценности и  нормы, дружелюбие и вежливость, уважение и чуткость по 

отношению к другим людям; развивать речь учащихся.

Оборудование:

Плакаты с высказываниями известных личностей, пословицами, презентация

 Плакаты с правилами вежливости и доброты:

1. «Хорошие манеры состоят из мелких самопожертвований».

Р.Эмерсен

2. «Воспитание мужчины и женщины проверяется тем, как они ведут 

себя во время ссоры».

Бернард Шоу

3. «Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость»

4. Добро, сделанное в тайне, отплатится явно.

5.Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

6..Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

7.Жизнь дана на добрые дела.

8. Без добрых дел нет доброго имени.

9. Худо тому, кто добра не делает никому.

10. Приносят счастье добрые дела,

      Тот счастлив, кто не делал людям зла.

                        Насир Хосроев

·       Оформление класса (цитаты мыслителей великих людей написать плакатами)

·       Оформление плаката «Свод правил воспитанного человека»

Подготовительная работа:

·       Распределить тексты между учениками на карточках (для пересказа и чтения наизусть)

                                  Ход  мероприятия.

(Звучит фонограмма песни «Иди, мой друг, дорогою добра»)

Слово учителя. В течение тысячелетий люди искали такие способы и формы общения, при которых всем было бы удобно и хорошо, чтобы никто не чувствовал себя неловко. Интересно проследить, как развивалась человеческая мысль, как люди учились вести себя.  

  Больше чем 200 лет тому назад Пётр Первый в предисловии к книге «Юности честное зерцало» указал, что воспитанного человека украшают три добродетели: «приветливость, смирение и учтивость».

Английский писатель 18 века Оливер Голдсмит в книге «Гражданин мира» писал, что, хотя в каждой стране существуют свои церемонии, истинная учтивость повсюду одинакова и порождается она здравым смыслом и добросердечием.

   По мнению же создателя Гулливера - Джонатана Свифта, «хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение».

1-й ученик:

«Современный этикет наследует обычаи и традиции всех времен и  

народов. Ведь стремление вести себя по определенным правилам

уходит вглубь тысячелетий. Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV, имевшего громкое 

прозвище Король-солнце и необычайно любившего пышность, гостям   

вручили карточки с перечислением обязательных правил поведения».

2-й ученик:

«От французского названия карточек-«этикеток» и произошло слово «этикет».

Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных 

местах, формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет

требует от  человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с

нормами, принятыми в данном обществе. Понятие этикета менялось в разные

эпохи, как менялись исторические ситуации, в которых оказывались люди.

3-й ученик:

«Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме,

восточном гостеприимстве, японской  вежливости и английской

сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые

стали нормами поведения. Каждая нация, обладая собственной  неповтори-

мостью, вносила свой вклад в сокровищницу общечеловеческих ценностей.

4-й ученик:

«Скандинавы, например, первыми ввели в этикет правило представлять

самые почетные места за столом женщинам и наиболее уважаемым гостям.

У них для  произнесения тостов имелись определенные правила. За нарушение этикета  назначались штрафы».           

Слово учителя.     «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости»,- так писал поэт А.С.Пушкин. это утверждение относится и к внешней культуре человека.

 Сегодня нам предстоит составить «Свод правил воспитанного человека» (прикреплять правила по очереди на доску).

«Здоров ли ваш скот?» Эту фразу произносят монголы; представители африканского племени зулусов говорят: «Я тебя вижу»;    в Китае спрашивают: «Ели вы сегодня?» Всё это означает одно и то же. По-русски это звучит просто «здравствуйте», т.е. желаем нашему знакомому здоровья.

Всегда верхом  невоспитанности   считалось то, что человек не  

приветствует другого или уклоняется от приветствия.

5-й ученик:

«Здравствуйте!

Поклонившись, мы друг другу сказали,

Хотя  были совсем не знакомы.

Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше ведь мы ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?

Отчего же на капельку  счастья  прибавилось в мире?

Отчего же на капельку  радостней сделалась жизнь?»

Слово учителя.     Так какое первое правило вежливого и культурного поведения мы выведем?

(Учащиеся отвечают)

1-е правило: При встрече всегда необходимо произносить слова приветствия. Не забывать, в различных ситуациях говорить друг другу вежливые слова. Этот пункт и будет первым в нашем своде правил! (прикрепить это правило на доску)

Даже сто лет тому назад людей, не умеющих подобающим образом приветствовать окружающих, считали невеждами. Почти на каждый случай существовало своё приветствие: рыболовам говорили – «улов на рыбу»; работающему – «бог в помощь»; купцу – «чай да сахар»; в деревне за столом – «хлеб да соль».

И пусть многие из этих приветствий  ушли в прошлое, но наше обычное «здравствуйте», «добрый день» надо произносить с уважением. 

6-й ученик:

Слова: «До свиданья!»,                                Слова эти очень

«Спасибо», «Простите»,                            И очень важны.

«Пожалуйста», «Здравствуйте» -           Они человеку

Щедро дарите!                                            Как воздух

Дарите прохожим,                                      Нужны.                                                    

Друзьям и знакомым.                                   Без них невозможно

В троллейбусе,                                             На свете прожить.                                        

В парке,                                                         Слова эти надо

В школе и дома.                                            С улыбкой дарить.

Слово учителя.     А теперь проверим, кто лучше знает правила  этикета.

     «Конкурс знатоков этикета»:

·       Кто здоровается первым, если встретились младший и старший?

(ответ - младший)

·       Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе с незнакомым? (ответ – да)

·       Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли поздороваться с ними, а если надо, то как это сделать? (ответ – да, можно просто кивнуть, но к не кричать через весь автобус)

·       С вами, наверное, такое бывает: встречаете вы человека часто, например, в парке, через который ходите в школу. Но не знакомы с ним. Полагается ли в таких случаях здороваться? (ответ – да )

·       Кто подает первым руку – старший  младшему или младший старшему, мужчина женщине или наоборот? (ответ –первым подает руку старший младшему, женщина – мужчине, начальник – подчиненному)

                Слово учителя: Вот видите, мнения ваши  не совпали. Одним кажется, что лучше поступать так, а другим иначе. Французы говорят: «Первым здоровается тот, кто вежливее». Следуйте этому правилу – и никогда не ошибетесь. Я предлагаю вам внимательно послушать стихотворение И.Кульской

 «Невежливая вежливость»

 Обещал отцу Петрусь…. 

Я за вежливость возьмусь. 
Буду всех благодарить,
Первым здравствуй говорить!
 
Вот мальчишка со стараньем
 
Выполняет обещанье
Видит – утром у сторожки
 
Дремлет сторож на порожке.
 
На посту он ночь не спал,
 
Только-только задремал.
 
А Петрусь как заорет:
 
- С добрым утром дед Федот!
Дед ругнул его спросонок:
 
- Убирайся, пострелёнок!
Вот Петрусь догнал Яринку,
 
Да как дернет за косынку;
- Ты куда, Ярина, стой,
Я здороваюсь с тобой! –
Та отпрянула в сторонку…
Как невежлива девчонка!
 
Нес вожатый горку книг,
А Петро с ограды – прыг!
Чуть не сел ему на плечи:
Извините, добрый вечер!
- Ты, – вожатый закричал, -
И невежа и нахал!
Петя очень удивлен:
Разве был невежлив он?!

Вопрос: Можно ли мальчика назвать вежливым? Почему?

7 ученик:

Малыша обидел Витя, но пред школою в строю 
Витя просит: “Извините, я ошибку признаю”.
На урок пришел учитель, положил на стол журнал.
Следом Витя: “извините, я немного опоздал”.
Спор давно ведется в классе: вежлив Витя или нет?
Разберитесь в споре нашем и скажите нам ответ.

(Высказывания детей)

7 ученик:

Вот, кто вежливость у нас проявил на деле:
Он в полночный тихий час поднял мать с постели.
Что с тобой?! – вскричала мать, – заболел, сыночек?
Я забыл тебе сказать: “Мама, доброй ночи”.

Учитель. Вежлив мальчик или нет?

(Высказывания детей)

Слово учителя.     И поэтому следующим правилом в нашем «Своде правил воспитанного человека» будет: 

2-е правило: Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно. Не доставляй своим поведением неудобство другим людям.

8 ученик:Стихотворение «Ежели вы вежливы» С. Я. Маршак. 


Ежели вы вежливы 
И к совести не глухи 
Вы место без протеста 
Уступите старухе. 
И ежели вы вежливы, 
То, сидя на уроке, 
Не будете с товарищем 
Трещать, как две сороки 
И ежели вы вежливы 
То в разговоре с тетей 
И с дедушкой, и с бабушкой 
Вы их не перебьёте. 
И ежели вы вежливы 
Тому, кто послабее,
Вы будете защитником
Пред сильным не робея

 Ежели вы вежливы. 
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду. 
И ежели вы вежливы
Поможете вы маме
И помощь ей предложите
Без просьбы – то есть сами
И ежели вы вежливы
То всех благодарите
И мячика у маленьких 
Без спросу не берите!

Слово учителя.         Правила этикета очень разумны. Когда юноша идет с девушкой по узкой дорожке, ему следует пропустить ее вперед, но если дорога незнакома, а идти  страшно, то юноша или девушка  должен идти первым?

       Если вы позвонили по телефону кому-то, то вы первым должны поздороваться и сразу назвать себя. Для чего? (ответ – чтобы собеседник не ломал голову, с кем он разговаривает).

       Подобных  доказательств можно привести много. Давайте попробуем вместе. Я начну – а вы продолжайте:

·       Тарелку с супом нельзя наклонять ни к себе, ни от себя, т.к…….

·       Навещая заболевшего друга,  не задерживайтесь долго, потому что…..

·       Размахивать изо всех сил руками, рассказывая о чем-нибудь, не стоит, т.к……….

  Слово учителя:

«Человек может обойтись без многого – но не без человека! Так, французский  врач  Ален Бомбар доказал, что человек после кораблекрушения  мог бы продержаться в океане не меньше месяца, но обычно умирает не третьи сутки! Почему? Это смерть не от истощения, а от одиночества. Именно поэтому человек хочет иметь  друзей, но он должен научиться дружить!!! А значит, не конфликтовать по мелочам.

V     Тест «Насколько вы конфликтный человек»:

1. В классе начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция:

             А) не принимаю участия;

             Б) лишь кратко высказываюсь в защиту той точки зрения, которую считаю правильной;

             В) активно вмешиваюсь и «вызываю огонь на себя».

2. Выступаете вы где-нибудь с критикой старших?

              А) нет;

              Б) только, если имею для этого веские основания;

              В) критикую всегда и по любому поводу;

3.  Часто ли вы спорите с друзьями?

                А) только в шутку или если они люди необидчивые;

                Б) лишь по принципиальным вопросам;

                В) споры – моя  стихия.

4. Вы стоите в очереди. Как вы реагируете, если кто-то лезет вперед?

               А) возмущаюсь в душе, но молчу: себе дороже;

               Б) делаю замечание – надо же научить хулигана хорошим манерам;

               В) прохожу вперед и  начинаю следить за порядком.

5. Дома  на обед подали несоленый суп. Ваша реакция:

               А) не буду поднимать бучу из-за пустяка;

               Б) молча возьму солонку;

               В) не удержусь от  едких замечаний и, быть может, откажусь от еды.

6. В транспорте вам наступили на ногу:

              А) с возмущением посмотрю на обидчика;

              Б) сухо, без эмоций сделаю замечание;

              В) выскажусь, не стесняясь в  выражениях.

7. Кто-то в семье купил вещь, которая вам не нравится:

               А) промолчу;

               Б) ограничусь коротким тактичным замечанием;

               В) выскажу все, что я об этом думаю.

8.  Не повезло: на улице в лотерею вы просадили кучу денег. Как вы к этому отнесетесь:

          А) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово: никогда больше не участвовать в этом безобразии;

          Б) не скрою досады, но отнесусь к этому с юмором, пообещав взять реванш;

          В) проигрыш испортит мне настроение, подумаю, как отомстить лохотронщику.

БАЛЛЫ:

«а» - 4 очка; «б» - 2 очка; «в» - 0 очков.

22-32 очка:  Вы тактичны и миролюбивы, уходите от споров и конфликтов, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Вас иногда называют приспособленцем. Наберитесь смелости и, если потребуют обстоятельства, высказывайтесь смелее.

12- 20 очков: Вы  слывете человеком конфликтным, но это преувеличение. Вы конфликтуете, если только нет другого выхода, когда все другие способы исчерпаны. Вы способны твердо отстаивать свое мнение, не думая, как это отразится на отношениях к вам товарищей. При этом вы  «не выходите  за рамки», не унижаетесь до оскорблений. Всё это вызывает к вам уважение.

до 10 очков : Споры и конфликты – ваша стихия,  ведь вы любите критиковать других. Если  же  услышите замечание в свой адрес, можете съесть человека живым. Очень трудно приходится тем, кто рядом с вами, т.к. ваша несдержанность отталкивает людей. Постарайтесь обуздать свой характер!!!

  Слово учителя:

   «В психологии есть такой пример: человек – это дробь, где числитель означает, как сам человек себя оценивает, а знаменатель – это то, как его оценивают окружающие».

Поэтому, третье правило в нашем «Своде правил воспитанного человека»:

3-е правило: Старайся избегать конфликтов и ссор. Не спорь по пустякам, научись уступать другим.

В книге Вл. Солоухина «Слово о словах» мы читаем:

9 ученик:

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай - не спеши,

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

 Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.

Им можно радости прибавить

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздолбить.

Оно одарит иль ограбит,          

Пусть ненароком, пусть шутя,

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Слово учителя.     
Такие человеческие качества, как доброта и вежливость – неразделимы. А как вы понимаете, что такое доброта?

(Высказывания детей, обобщение учителя)

Учитель: А вот какое определение я прочитала в толковом словаре.

Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.

10 ученик:Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.

Только надо, надо добрым быть.
И в беде друг друга не забыть.
И завертится Земля быстрей,
Если будем мы с тобой добрей.

11 ученик:Добрым быть совсем, совсем непросто,
Не зависит доброта от роста,
Доброта приносит людям радость
И взамен не требует награды.

  Слово учителя: А какие поступки вы считаете добрыми?

(Высказывания детей, обобщение учителя)

Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить. Добрый человек всегда внимателен к людям. Он старается не причинить им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом.

А всегда ли вы готовы прийти на помощь другому человеку? Подумайте над этим вопросом.

Не забывайте, что только добрые, бескорыстные люди готовы помочь друг другу просто так, не ожидая за это расплаты.

12 ученик:Друг напомнил мне вчера,

Сколько делал мне добра:

Карандаш мне дал однажды,

Я в тот день забыл пенал.

Я упал и весь промок,

 Он мне высохнуть помог.

Он для милого дружка

Не жалел и пирожка.

 Откусить мне дал когда-то,

А теперь представил счёт.

Не влечёт меня, ребята,

Больше к другу не влечёт.

Вопрос: Почему героя этого стихотворения не влечёт больше к другу?

Учитель. Вы можете привести примеры из своей жизни, когда вы сделали что-то хорошее другому человеку бескорыстно, не ради награды. Пусть что-то маленькое, но такое, от чего другому человеку стало приятно, а у вас на душе светлее. Не может быть, чтобы вы никогда не сделали ничего доброго – ни человеку, ни животному.

Перед каждым из вас волшебный лепесток. Напишите на нем кратко, какое доброе дело вы совершили, от которого вам и окружающим вас людям стало радостно.

Зачитывать мы не будем. Кричать о своих добрых делах не стоит, потому, как  английская пословица гласит: “Кто добр поистине, добро творит в молчании”.

(Под фонограмму песни Владимира Мигули «Спешите делать добрые дела» дети рассказывают о своих добрых делах, записывая их на листок бумаги)

В нашем «Своде правил воспитанного человека» появляется

4-е правило: Дари добро людям!

(Просмотр презентации «Дари добро людям!» в сопровождении фонограммы песни Татьяны Мухаметшиной «Песня о добре»)

  Заключительное слово учителя: Чтобы не возникали неприятности, огорчения, ссоры, нужно всем запомнить очень важные правила культуры поведения и руководствоваться ими в повседневной жизни. Надо уметь жить среди людей, вежливо вести себя, уважать, щадить и беречь друг друга. Научиться по- настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте – нелегкий, долгий путь, на котором человека ожидают взлеты и падения. Поэтому человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте. Мы сегодня вывели 4 важных правила вежливости и доброты, на самом деле их гораздо больше. Но давайте хорошо усвоим эти и будем им всегда следовать. А наш разговор мне хочется закончить стихотворением.

Расул Гамзатов «Берегите друзей».

Знай, мой друг, вражде и дружбе цену
И судом поспешным не греши.
Гнев на друга, может быть, мгновенный,
Изливать покуда не спеши.

Может, друг твой сам поторопился
И тебя обидел невзначай.
Провинился друг и повинился -
Ты ему греха не поминай.

Люди, мы стареем и ветшаем,
И с теченьем наших лет и дней
Легче мы своих друзей теряем,
Обретаем их куда трудней.

Если верный конь, поранив ногу,
Вдруг споткнулся, а потом опять,
Не вини его - вини дорогу
И коня не торопись менять.

Люди, я прошу вас, ради бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много:
Опасайтесь потерять друзей.

Я иных придерживался правил,
В слабости усматривая зло.
Скольких в жизни я друзей оставил,
Сколько от меня друзей ушло.

После было всякого немало.
И, бывало, на путях крутых
Как я каялся, как не хватало
Мне друзей потерянных моих!

И теперь я всех вас видеть жажду,
Некогда любившие меня,
Мною не прощенные однажды
Или не простившие меня.

Учитель: Всего вам доброго! И пусть  составляющими частями в вашей жизни станут внимательность, доброжелательность, скромность, отзывчивость, деликатность, воспитанность.

Литература.

  1. Гамзатов Р..  Стихи. Избранное.  М: Некс Медиа,  2012

     2.В.А.Герасимова. Классный час играючи. Выпуск 2.- М., 2003.

  1. Солоухин В. А.   Дары природы . Л. В. Гарибова, А. Д. Турова и др / Сост. С. Л. Ошанин. — М.: Экономика, 1984.

        4.   Практическая психология. Этикет для подростков.- М, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Будьте вежливы"

Цель данного мероприятия: Воспитывать вежливое отношение к окружающим....

Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Вежливости"

Когда мы были студентами, то проводили очень много интересных занятий. Они просты в проведении, но воспитывают в детях самые лучшие качества. Здесь я хочу опубликовать некоторые из них....

Открытое внеклассное мероприятие «Да здравствует вежливость и доброта!»

Обсуждение понятий вежливости, доброты. Разъяснение необходимости наличия этих черт у каждого человека.Чтение с детьми стихотворений (А. Барто «Признание», «Любочка» и др.),  обсуждение лич...

Внеклассное мероприятие на тему: "Чтобы людям радость дарить- нужно добрым и вежливым быть."

Внеклассное мероприятие представляет собой конкурс команд ....

Внеклассное мероприятие "Да здравствует вежливость и доброта"

Цели:1.      формирование навыков культурного поведения ;2.      развитие потребностей проявлять заботу о других;3....