мы живем рядом, но мы такие разные
классный час (7 класс) на тему

Самарина Мария Петровна

Внеклассное мероприятие по краеведению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon my_zhivem_ryadom_no_my_takie_raznye.zip54.16 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное занятие по краеведению

"мы живем рядом, но мы такие разные"

Цели урока:

  • познакомить с саамскими сказками, с особенностями культуры и быта саамского народа;
  • формировать навыки чтения, умение анализировать местную речевую среду, способствовать повышению культуры речи учащихся, учить работать с книгой, расширять кругозор;
  • воспитывать любовь к родной земле; уважение к людям разных национальностей, интерес и бережное отношение к культуре саамского народа.

Оборудование: карта Кольского полуострова, выставка книг о Заполярье, фотографии, книги  сказок, словарик саамских слов, презентация, кроссворд.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вступительная беседа.

На доске стихотворения и выставка книг, посвященных Кольскому краю.

Леса и тундра, льды и горы,
Озёра, реки и моря,
Раскинулась в своих просторах
Родная Кольская земля!                                

А. Зиферман. КРАЙ МОЙ СЕВЕРНЫЙ

Вот она раскинулась, Родина моя,

Вот они озерные, милые края.

Воздух хмелем сладостным голову пьянит,

Сердце бьется радостно, мысль вперед летит.

Я иду по Родине – ширь и благодать,

Землю необъятную хочется обнять

И прильнуть к подзолистой земляной груди.

Лучше слова «Родина» – слова не найти!

  • Прочитайте стихотворения. О чём они?
  • Посмотрите на выставку книг и фотографий. Что общего между ними?
  • Кто догадался, чему сегодня посвящёно наше занятие?
  • Где находится Кольский полуостров? (Работа по карте. Презентация. Слайд № )

3. Актуализация знаний.

На доске записаны слова: "Заполярье — край удивительный, край чудес”

  • Почему так называется земля?
  • Почему он назван удивительным? Что удивляет гостей этого края?

4. Знакомство с особенностями быта саамов.

Учитель:

- На Кольском полуострове проживают разные народы. Это русские, украинцы, белорусы, карелы, армяне, татары и другие. Но издавна здесь проживают саамы (раньше их называли лапландцами или лопарями). В наше время употребляется два названия: саамы и саами. Земля, где они жили, называлась – Лапландия.  (Это северные территории России, Финляндии, Норвегии и Швеции.(Работа с картой). Называют их еще лопарями, что в переводе значит жители окраинной земли .Основу антропологического облика саамов составляет лапоноидный тип уральской расы. Саамский язык распадается на десять сильно отличающихся диалектов. Саамы, живущие по морскому побережью и по берегам рек и озер, издавна занимаются рыболовством, сочетая его с охотой на дикого оленя, пушного зверя, а также промыслом морского зверя. Традиционной основой экономики является оленеводство, для которого в прошлом был характерен вольный выпас оленей, перекочевки с зимних пастбищ на летние.

В настоящее время также развивается молочное животноводство, огородничество, звероловство. 

Полукочевой образ жизни определил типы традиционных построек. Постоянным зимним жилищем в деревнях была срубная однокамерная постройка с окном и плоской дощатой крышей. Временным летним жилищем служила постройка в форме усеченной пирамиды из жердей и кольев, крытых дерном. Пол выстилался ветками и оленьими шкурами, в центре устраивался очаг. (Слайд №  )

1-й ученик:

Жилищем служил разборный чум - кувакса, который представлял собой несколько шестов, крытых оленьими шкурами зимой и берестой летом. В центре куваксы разжигали костер. (Слайд №  )

2-й ученик:

Позднее стали строить зимнее жилище – вежу. Она имела форму пирамиды высотой до 2.5 метров. Собирали её из брёвен. Крышу покрывали хворостом, дерном и древесной корой, оставляя отверстие для выхода дыма. Дверь «смотрела» на юг. На противоположной стороне находилось окно, его затягивали рыбьим пузырём или слюдой. В центре вежи был очаг из камней. Основное пространство вежи покрывали ветками деревьев и застилали оленьими шкурами. Здесь спали, ели, занимались делами.  (Слайд №  )

3-й ученик:

Тесно было жить в веже, поэтому позднее саамы стали строить тупу. Это низенькая бревенчатая избушка, высотой чуть больше 2-х метров. Крышу тупы делали плоской, насыпали на неё землю и укладывали дерн. Очаг устраивали из камней, обмазанных глиной. Тупа имела одно или два небольших окна и по сравнению с вежей была светлее и удобней. В домашнем обиходе саамов появился стол, скамейки, полки для посуды.

- Сейчас многие народности севера переселяются в новые, хорошие, тёплые дома. (Слайд №  )

Учитель:

Основу традиционной женской и мужской одежды представляла прямая суконная или холщовая рубаха, обшитая по вороту и обшлагам бисером и кусочками цветного сукна. Обувь - низкая, из кожи или меха с ремешками, обкручивавшимися вокруг ноги. (Слайд №  )

Национальный костюм саами. (Слайд №  )

Ученик: Наиболее ранние сведения о том, как одевались кольские саамы, можно найти у авторов XVІІ и XVІІІ веков И.И. Георги, П.М. де Ламартиньера, Н.Я. Озерецковского, В. Славянского.

В старое время основным материалом для одежды саамам служили оленьи шкуры, дубленые кожи, а также шкуры морских животных. [1;189]Одежду и обувь из шкур шили оленьими жилами и костяными иглами, позже – металлическими. [1;190] Традиционная одежда саамов была приспособлена в первую очередь для длительного пребывания на открытом воздухе, что связано с традиционным полукочевым образом жизни. За время, в которое саамы стали исторически известны, одежда их претерпела значительные изменения. Изменения эти происходили последовательно, в зависимости от климата и местных сырьевых ресурсов, развития социальных отношений и выработки новых эстетических вкусов, в процессе общения с соседними народами. Национальный костюм саамов к концу XIX началу XX веков сохранил лишь некоторые черты, видоизменившись под влиянием прежде всего северо-русской одежды, а в дальнейшем – европейской. Происходило заимствование. Ближе к XX веку к традиционным меху и коже добавилось сукно, ситец, холст, приобретаемые саамами у русских купцов. В качестве отделки началось использование лисьих, заячьих и бобровых шкурок. [1;189]  Н.Я.Озерецковский, русский естествоиспытатель, писал, что летнюю одежду саамы шили из домотканой шерстяной ткани, обычно серого или белого цвета, которую изготавливали в Швеции и привозили в Лапландию шведские купцы. Зажиточные саамы покупали и более дорогие шерстяные ткани зеленого, синего и особенно красного цвета. Саамы никогда не использовали черный цвет. [1;192]

Ученик: Со второй половины XIX века печок (длинная глухая, т.е. без разреза спереди, одежда из оленьих шкур, мехом наружу) был основным видом зимней одежды кольских саамов, как мужчин, так и женщин. Мужской печок был длиной ниже колен, женский - длиннее, иногда до щиколотки.

Саамы надевали печок поверх летней рубахи из сукна или вязанного из разноцветной шерсти жилета-фуфайки. Под печок надевали также душегрейку, короткую нагрудную одежду без рукавов с застежкой спереди, которую шили из шкур молодых оленей или из толстого сукна. Такие душегрейки носили и мужчины и женщины. [4;17]

В конце XIX веке традиционный саамский костюм стал заменяться одеждой, заимствованной у соседних народов: коми и ненцев. Через посредство коми - ижемцев саамы заимствовали ненецкий комплекс одежды: глухую, с капюшоном малицу (малиц) из оленьих шкур шерстью внутрь и сапоги выше колен — пимы из камусов мехом наружу.

Ученик: Саамский костюм уже в середине XIX века отражал многовековые контакты саамов с русскими. В результате этих контактов саамы заимствовали целый ряд черт северорусского костюма, особенно головные уборы и одежду из тканей. У мужчин появились кафтан (кяхтан) – распашная одежда из сукна в талию, расширяющаяся к низу, длиной до колен; суконные штаны, некоторые виды головных уборов, русские сапоги. Женщины переняли у русских сарафан, платье-сарафан (коххт) с передником, кофту, головные уборы (шамшура – головной убор для замужних женщин, повойник, перевязку для девушек, головные платки). [4;29] В XIX веке в костюме саамов можно было отметить еще один головной убор – куколь, который шился из серого сукна и использовался в летних промыслах для защиты от сильных ветров и комаров. Скорее всего куколь заимствован саамами у карелов или коми (зырян). [1;196]

Учитель: Несмотря на новшества в одежде, приобретенные саамами от ижемцев и русских, в целом народность саами смогла сохранить самобытность национального костюма и до наших дней. И сегодня можно встретить мужчин и женщин в национальных костюмах.

Ученик:

Саамы старались сделать окружающие предметы не только удобными, но и красивыми. Меховая мозаика – узор из тёмных и светлых кусочков оленьего меха, между которыми иногда вставляли небольшие кусочки цветного сукна, Узор мозаики простой, состоит из прямоугольников, квадратов и ромбов.

Ученик:

Вышивка бисером в виде ромбов, треугольников, квадратов, многоугольников или овалов. Сукно, на котором вышивается рисунок, берётся обычно красного цвета. Сам бисер – трёх основных цветов: белого, голубого, жёлтого. Встречается синий и зелёный. Никогда не употребляется чёрный бисер.

Ученик:

Вязание – из шерсти, использовались нитки разных цветов. Вязали варежки, чулки, носки, шапки. Украшались изделия обычно горизонтальными полосками разных цветов, чередующихся с разным фоном шерсти. Полоски включали в себя традиционные для саамов мотивы: зубчатые линии, зигзаги, узоры из треугольников и диагональных линий.

- Кроме этого саами занимались плетением из бересты, резьбой по дереву и кости. Олень – это оружие, украшения, сувениры. Саамы не забывают свои традиции. Не переводятся мастера делать изумительные поделки из меха оленя, оружие из рогов оленя.

Словарная работа (Рефлексия):

  • Печок – верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.
  • Малица – зимняя одежда с капюшоном, шьется мехом внутрь, немного расширяющаяся книзу. (Пришла на смену печку, благодаря целостности покроя, она хорошо защищала от ветра.)
  • Яры – длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.
  • Каньги – короткие полусапожки с длинными завязками.оборами спереди. Зимние - из меха, летние – из дублёной кожи, Особенностью всей саамской обуви был загнутый кверху носок.

Учитель:

Традиционная пища саамов состоит из оленьего мяса и рыбы; в качестве приправ широко используются ягоды; употребляют также оленье молоко.

4-й ученик:

Северный олень. Домашний северный олень – это прирученный дикий олень. Саамы разводят домашних оленей. Эта отрасль хозяйства называется оленеводством. Оленеводство – смысл жизни саамов. Олень – главное существо мира, Центр Вселенной.

- Недаром саамы о себе говорят «олений народ». Почему? Зимой саамы-пастухи вместе со своими семьями за оленьими стадами кочуют. Олени добывают питание, копытя снег. Какое лакомство предпочитают олени? (Слайд №  )

Учитель:

В 15-16 вв. началась христианизация саамов; верующие в Скандинавии - лютеране, в России - православные. Однако долго сохранялись дохристианские верования и обряды, связанные с оленеводством, рыбной ловлей, поклонением священным камням - сейдам. Еще в 20 веке встречались приверженцы шаманизма. (Слайд №  )

Фольклор саамов представлен мифами, сказками, преданиями, импровизированными песнями. (Слайд №  )

Рефлексия:

  • Саами (раньше их называли лапландцами или лопарями) – коренные жители Кольского полуострова.
  • Саамы - меткие стрелки, смелые охотники и рыболовы. Они не только охотились на оленей, но и разводили их, то есть занимались оленеводством.
  • Сегодня саамов всего 75 тысяч человек, из них около 2 тысячи поживают в России. Центр проживания – село Ловозеро.

5. Знакомство с саамской сказкой.

Инсценировка сказки

Братья

У старухи было два бедных сына. Они с ружьями ходили на охоту.

Ходили-ходили, убили медведя. Сняли шкуру и высушили. Старший сын был мастер

играть на гармони, младший - мастер плясать. Старший говорит брату:

- Я мастер играть, а ты - плясать. Пойдем-ка в город деньги

зарабатывать.

И пошли. Пришли в город. Один играет, другой переоделся медведем и стал

плясать.

Плясал он очень красиво. Дошли об этом слухи до царя. Приказал царь

пригласить к себе того человека с медведем. Царь смотрел-смотрел и говорит

человеку:

- Оставь мне медведя на ночь! Человек говорит:

- Не знаю, надо подумать. Царь говорит:

- Подумай, подумай.

И парень ушел на улицу с медведем. Вышли, а медведь и говорит:

- Ты оставь, оставь меня, братец, не бойся. Вот вернулись они к царю,

парень и говорит:

- Оставлю медведя!

Сам вышел и пошел по городу один играть на гармони. Утром рано царь

взял медведя и пошел в лес. Долго ли, коротко ли шел. Пришел на берег озера

и стал бросать палки, ветки, деревья крест-накрест. Так бросал-бросал, и

озеро стало сухим. Он отправился дальше. Пришел на середину озера, ткнул

шестом, нашел дверь. Убрал вокруг тину и спустился вниз. Там был дом сделан.

Открыл вторую дверь. Медведь смотрит, а в доме том всё девушки сидят. Одна

из них дочь царя. Когда они вошли, девушки испугались, стали кричать. Царь

их успокаивал-успокаивал и стал просить медведя сплясать. Когда стал медведь

плясать, девушки все обрадовались, собрались вокруг медведя. Дочь царя

говорит:

- Отец, оставь мне медведя дня на три.

Отец вначале не хотел оставлять, но потом согласился и сказал:

- Он ест все, что ты сама ешь.

И ушел. Девушки стали есть и медведя кормить. После еды стали

заставлять медведя плясать. Тот начал плясать. Девушки смеются. Царевна

гладит медведя и ощупывает.

Когда стала гладить рукой его, нашла узел. И тут же сказала:

- Это не медведь, а человек! Взяла и распорола шкуру. Вышел из шкуры

молодой парень.

Так жили до приезда отца. К. приезду отца шкуру обратно на нем зашили.

И научили девицы парня, как обратно прийти. Царская дочь сказала:

- Отец будет говорить народу: кто найдет его дочь, за того выдаст ее

замуж. Ты берись искать и тут же попроси у него ключи. Когда он тебе

пообещает дать, ты повернись к народу и скажи: Вы все слышали, и после

этого пойдешь сюда.

И дала царевна юноше кольцо. Через некоторое время отец царевны пришел

и медведя увел. Привел его хозяину.

Прошло немного времени, царь пустил весть по городу:

Кто найдет мою дочь, тому отдам ее в жены. Собрался народ около дома

царя и, ждет, кто такой смельчак найдется. Юноша сбросил медвежью шкуру и

пришел на площадь, где народ собрался. Смотрит- все боятся. Откуда знают, где

искать? Он сказал:

- Я пойду искать! - а сам держит руку в кармане, где у него кольцо. Царь

говорит:

- Найдешь, так приведи ее сюда. Юноша говорит:

- Найти найду, только ты дашь ли то, что мне надо? Царь не знал, что

надо парню, подумал и говорит:

- Дам то, что тебе надо! Юноша повернулся к народу и сказал:

- Слышали, что царь ответил? Народ закричал:

- Слышали! И юноша сказал:

- Пойдемте тогда со мной!

И все собравшиеся пошли за ним. Вместе со всеми и царь пошел. Юноша

обратился к царю:

- Дай мне, что надо! Царь спросил:

- Что же тебе надо?

- Ключи! - ответил юноша.

Царь не хотел отдавать ключей; Юноша повернулся к народу и сказал:

- Вы слышали, как царь обещал дать мне то, что нужно, а теперь не хочет

отдавать!

Тогда царь отдал ключи юноше. Юноша идет впереди, царь за ним, а все

остальные позади царя. Лес кончился, пришли на озеро. Юноша сделал все так

же, как тогда царь. Подошел к двери посреди озера, открыл ее. Навстречу ему

вышли девушки, а с ними и царская дочь. Юноша достал кольцо и отдал царской

дочери при самом царе. Царевна говорит отцу:

- Вот это и есть твой медведь. Это же не медведь был, а вот этот юноша.

С тех пор стали жить вместе царевна с юношей. И теперь живут.

Рефлексия (Обсуждение сказки)

Учитель:

6. Саамские игры. (Слайды №  )

По сложившейся традиции, саамские игры проходят в селе Ловозеро (Ловозерский район), в центре саамской культуры Мурманской области, и станице Лопарская (Кольский район). Эти два населенных пункта можно смело назвать колыбелью современных национальных саамских праздников.

Исторически повелось так, что именно в Ловозеро приезжает наиболее представительная делегация зарубежных саамов из Скандинавии (в основном из Норвегии и Финляндии).

Ученик: Что же собой представляют игры? Помимо вездесущих речей и официальных поздравлений со свершениями и достижениями, игры – это, прежде всего фольклорное и спортивное мероприятие. Оно включает в себя соревнования по традиционным для коренных жителей Кольского полуострова видам развлечений. К ним относятся прыжки через деревянные нарты, стрельба из арбалета, метание аркана на хорей, бег с палкой по пересеченной местности, гребля на весельной лодке и саамский футбол.

Разумеется, саамы не изобретали футбол, им было просто не до этого. Однако коренные народы севера тоже любят азарт. В саамский футбол играют только женщины. С поистине заполярным минимализмом, они гоняют по кочковатому полю впятером в длинных сарафанах (такая вот спортивная форма). Кстати, без сарафанов никуда – неудобно, при беге приходится задирать подол юбки, но что поделаешь – национальный спорт!

Голкипер стоит на воротах, которые представляют собой две воткнутые в землю жерди. Да, и тут северный минимализм. Мяч в саамском футболе шьется из оленьих шкур и набивается либо оленьей шерстью, либо кусочками оленьей кожи. Он довольно тяжелый по сравнению с обычным футбольным мячом, но его точно также нельзя трогать руками. Голкиперу, разумеется, можно. Причем если в большом футболе вратарь может накрыть мяч своим телом, то в саамском футболе вратарь защищает мяч, накрывая его подолом юбки.

Матч обычно длится два тайма по 10 минут, и засчитываются лишь те мячи, которые закатились в ворота. Все, что в ворота влетает, - это футбол большой, а в саамском правила иные. Количество забитых мячей ведет счет от нуля до бесконечности, ведь эта игра - прежде всего для удовольствия, а уже потом для призов и мест. В Мурманской области саамский футбол пользуется невиданной популярностью, и на игры съезжаются со всей округи, чтобы посмотреть забавные матчи.

Ученик: По сравнению с футболом, стрельба из арбалета выглядит обычной забавой, хотя год от года организаторы стараются разнообразить эти состязания. Например, кроме стрельбы по мишеням, участникам могут дать задание поразить мячом нарисованного волка. В полном соответствии с охотничьими традициями, важно, куда именно волк получит мячиком – от этого зависит количество набранных очков: одно дело – хвост, и совсем иное – голова.

Ученик: Много лет тому назад состязания по прыжкам через нарты существовали только для взрослых, но сейчас в эпоху зрелищ и развлечений к соревнованиям подключились дети. Специально для них создают длинную полосу препятствий из миниатюрных деревянных саней - кереж. Кережа представляет собой узкое заостренное к носу корытце с единственным полозом на дне. В нее издавна запрягали оленей или собак и использовали для передвижения по тундре людей или небольших грузов.

Ученик: Еще один вид северного спорта – метание аркана. По-саамски аркан называется «няртола». Участники должны накинуть его на рога чучела оленя, показав, таким образом, свою меткость и ловкость. Это чучело называется «хорей». В быту «хореем» нередко называют длинную палку, при помощи которой погонщик управляет ездой оленей. Ее же время от времени используют в соревнованиях вместо оленьего муляжа. Каждому участнику дается три попытки: считается, что этого достаточно как для полного триумфа, так и для безоговорочного поражения.

Кроме того, согласно правилам, стать участником также может каждый желающий, независимо от его национального статуса и принадлежности.

Учитель: Ребята, давайте проверим, какими внимательными вы были. Сможете ли вы разгадать кроссворд?

7. Разгадывание кроссворда «В гостях у саамов». (Слайд№  )

В кроссворде есть ключевое слово, которое надо нам разгадать

Вопросы:

1. саамы, живущие на окраине земли, нгазываются…. Второе название коренных жителей Мурманской области.

2. один из видов спортивных игр. По-саамски это слово  называется «няртола».

3. верхняя одежда глухого покроя, длиной ниже колен, сшитой мехом наружу, со стоячим воротником и прорезью для головы и рук.

4. в этом населенном пункте живут коренные жители Кольского полуострова.

        

5. основу традиционной женской и мужской одежды представляла прямая суконная или холщовая

6. в этом виде спорта (игре) принимают участия только женщины.

7. как называются священные  камни, которым поклонялись саамы

8. специально для детей создают длинную полосу препятствий из миниатюрных деревянных кереж. Как с саамского переводится слово «КЕРЕЖ»? Это и есть отгадка.

9. длинные (выше колен) меховые сапоги, сшитые из чередующихся полосок светлого и тёмного оленьего меха. Украшались полосками цветного сукна.

Учитель: ребята, какое же слово у нас получилось?

Ученики: Лапландия.

Учитель: а что такое Лапландия?

Ученики: земля, где жили саамы.

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 6

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

о

п

а

р

и

 

 

р

к

а

н

 

 

3п

е

ч

о

к

 

 

о

в

о

з

е

р

о

у

б

а

х

а

 

 

е

н

щ

и

н

ы

 

е

й

д

ы

 

а

н

и

 

 

р

ы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8. Итог занятия.

Учитель: (Слайд № )

Ребята, что вам больше всего сегодня понравилось и запомнилось? Давайте, обсудим это за чашкой чая! (Все приглашаются к столу)

Литература:

http://map.nikon-club.ru/index.php?blk=51&id=80&mn=46&tp=dtl

http://festival.1september.ru/articles/514087/

http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/02/21/mini-issledovanie-proshloe-zhivet-v-nastoyashchem-o-kulture-i

http://skazki.yaxy.ru/176.html

 http://monlib.ru/sbornik_onsvetel.htm#_Toc242609271


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Такие разные миры рядом с нами

Тренинг по развитию толерантных установок у подростков...

КТД "Мы такие разные, но все-таки мы вместе!"

Сценарий коллективно-творческого дела для старшеклассников к Дню Толерантности,...

Урок толерантности «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе»

Урок «Мы все такие разные, и все-таки, мы вместе» посвящен толерантности отношений между людьми.  В ходе урока учащиеся знакомятся с термином «толерантность» и его значением, ...

Тренинг «Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»

Тренинг«Мы такие разные, но всё-таки мы вместе»...

Тренинг «Мы такие разные, но мы такие классные»

Тренинг«Мы такие разные, но мы такие классные»...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...

Тренинг "Такие разные миры рядом с нами"

Тема нашей сегодняшней встречи «такие разные миры рядом с нами»: мир отцов и мир детей; мир природы и мир технического прогресса.  Однако  среди этого многообразия есть и мир людей, которые ...