святые царственные дети
творческая работа учащихся на тему

III Городская детско-юношеская историко-культурная конференция «Новомученики и исповедники Российские XX века: значение подвига героев духа», посвященная Дню памяти Новомучеников и Исповедников Российских в Новосибирской митрополии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация2.48 МБ
Файл работа67.31 КБ
Файл выступление45.55 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

СВЯТЫЕ ЦАРСТВЕННЫЕ ДЕТИ

Слайд 15

Алексей подметает дорожку в парке. (Царское Село), фото 1908 г .

Слайд 17

Мать и сын. Императрица Александра Федоровна у изголовья больного царевича. г. Спала, 1912 г.

Слайд 20

Иконы и вещи царской семьи, найденные в доме Ипатьева в Екатеринбурге. 1918. Госархив РФ.

Слайд 25

ОЛЬГА НИКОЛАЕВНА (1895-1918)

Слайд 26

Пошли нам, Господи, терпенье В годину бурных мрачных дней Сносить народное гоненье И пытки наших палачей. Дай крепость нам, о Боже правый, Злодейство ближнего прощать И крест тяжёлый и кровавый С Твоею кротостью встречать. И в дни мятежного волненья, Когда ограбят нас враги, Теперь позор и оскорбленье, Христос Спаситель помоги, Владыка Мира, Бог вселенной, Благослови молитвой нас… И дай покой душе смиренной В невыносимый страшный час. И у преддверия могилы Вдохни в уста Твоих рабов Нечеловеческие силы- Молиться кротко за врагов …



Предварительный просмотр:

III Городская детско-юношеская историко-культурная конференция «Новомученики и исповедники Российские XX века: значение подвига героев духа», посвященная Дню памяти Новомучеников и Исповедников Российских в Новосибирской митрополии

Святые царственные дети

Авторы:

Эйрих Виктория Валерьевна

МАОУ СОШ № 4, 10 класс, г. Искитим

Едренкин Данил Александрович

МАОУ СОШ № 4, 6 класс, г. Искитим

Руководители:

Исаева Елена Викторовна

учитель русского языка и литературы

Белан Ольга Викторовна

учитель истории и обществознания

г. Искитим, 2014

ВВЕДЕНИЕ

На наш взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры  Федоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. А это имеет особую актуальность в настоящее время.

Считаем, что наш скромный труд будет знакомить взрослых и детей с замечательной семьей, точнее с их детьми, с этими вовсе не «царственными» царственными отроками. Ведь не случайно то, что вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых!

Цель нашей работы - определить, каковы были принципы воспитания  царских детей, показать, как можно оставаться простыми, скромными, имея такое происхождение.

Данная цель реализуется через решение следующих задач:

- найти и изучить материалы, касающиеся царской семьи;

- выявить общие и индивидуальные особенности всех княжон;

- познакомиться с особой ролью царевича Алексея, одного из самых юных Новомучеников;

- определить роль духовного воспитания для формирования характера царских детей;

- показать, что сделало святыми царских детей.

Современные историки, писатели, политики, да и простые обыватели неоднозначно оценивают роль и значение Николая II в истории России. Но в одном сходятся все — Николай II был идеальным семьянином, мужем, отцом, а императрица — образцом любящей супруги и заботливой матери.

Императорская чета не пользовалась какими-то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.

Корона Императорской России была одной из самых блистательных в мире, сияя драгоценнейшими камнями и являясь символом могущественной страны, раскинувшейся на одну шестую часть земного шара. Но в начале прошлого века, когда силы зла восстали на эту могучую страну, на этот оплот Православия, и когда затмилась и осквернилась царская корона, тогда еще ярче засиял венец Святой Руси, вылитый из чистейшего золота Новомучеников и Исповедников Российских. И украсили этот великолепный венец самые сверкающие и прекрасные алмазы на свете: царственные дети-мученики.

ОБЫЧНЫЕ ДЕТИ, ВЕРУЮЩИЕ И БОГОБОЯЗНЕНННЫЕ

Дети царственной семьи Романовых - Великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и наследник Цесаревич Алексей - были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что с мирской точки зрения они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети, верующие и богобоязненные. Их царственный отец заботился о том, чтобы к ним не относились как к тепличным растениям или хрупкому фарфору, а давали им делать уроки, учить молитвы, играть в игры и даже умеренно драться и шалить. Таким образом, они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка, почти аскетической простоты и необычайной духовной любви. Кроме того, эта образцовая семья представляла собой истинную домашнюю церковь. Оба родителя были глубоко верующими.  

Николай и Александра любили друг друга трепетно и нежно с юных лет и до конца. Всю жизнь для Николая жена была «Солнышком». Для детей они были самым лучшим образцом для подражания. В семье Царя Николая Александровича любовь ставили превыше всего земного и свою Семью строили на Вере и Любви. Из дневника Царицы Александры Федоровны: «Всегда любить – это долг». Вся жизнь Семьи – подтверждение этих слов. Этот дар сопряжен с ответственностью, с отказом от себялюбия, в служении друг другу, во взаимопомощи во всех жизненных обстоятельствах.  Как счастлив дом, где все – дети и родители – верят в Бога. В таком доме царит радость товарищества. Такой дом как преддверие неба. Анна Вырубова, близкий человек Царской Семьи, написала в своих воспоминаниях: «За 12 лет я никогда не слыхала ни одного громкого слова между ними, ни разу не видела их даже сколько-нибудь раздраженными друг против друга».

Александра Федоровна была  удивительной матерью: доброй, очень теплой, отзывчивой к нуждам своих детей. В Царской Семье все было удивительно естественно и гармонично.  И этим она может быть примером для многих современных женщин, которые с головой уходят в карьеру, занимаются своим имиджем или, прежде всего, думают о благоустройстве дома, а не о детях.

Духовному просвещению в семье последнего императора уделялось внимания, пожалуй, больше, чем светскому образованию. Александра Федоровна  писала в дневнике: "Религиозное воспитание — самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку".

Царственные дети были прекрасны не только своей внешностью, но главным образом своими душевными качествами. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине. От матери они унаследовали глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа. Сама Царица ненавидела леность и научила своих детей быть всегда плодотворно занятыми.

«КРОМЕ  КРАСОТЫ В МИРЕ МНОГО ПЕЧАЛИ»

 Когда началась первая мировая война, Царица с четырьмя дочерями

( впервые в мировой истории) целиком посвятили себя военному делу: они без устали посещали военные лазареты, принося радость и утеху раненым солдатам, а кроме того, Царица и две старшие дочери стали еще и сестрами милосердия, часто работая в качестве помощников хирурга.  Государыня была убеждена: дети должны знать, что кроме красоты в мире много печали. Сама она никогда не роптала, нисколько не жалела себя, считая своим долгом «оставаться верной Христу и заботиться о тех, кто рядом». Во время войны Государыня лично занималась формированием санитарных поездов и складов медикаментов. Великая Княжна Ольга взяла на себя утреннюю раздачу лекарств по палатам и делала это аккуратно до педантизма. Великая княжна Татьяна бессменно делала перевязки и помогала хирургу во время операций. Все у нее выходило чисто, аккуратно и хорошо. Все свое свободное время семья Государя отдавала раненым и больным воинам. В тяжелые минуты никто не умел так утешить человека, как Государыня. В Петергофе, провожая полк на фронт, во время молебна Александра Федоровна плакала навзрыд, точно прощалась с родными детьми.

 «Чем выше положение человека в обществе, - говорил Царь-Мученик, - тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». Быт семьи не был роскошным. Родители боялись, что богатство и роскошь испортят характер детей. Спали они на самых простых кроватях, носили незамысловатую одежду, занимались хозяйственными делами.

 

«ОТМА»

В любой многодетной семье близкие по годам дети тянутся друг к другу, образуя маленькие группки по интересам. Так было и в Царской семье: две старшие дочери Ольга и Татьяна составляли одну группу, а младшие сёстры Мария и Анастасия вторую группу. Из начальных букв своих имен девочки составили общее имя: «Отма». Под этой общей подписью они иногда делали подарки или посылали письма, написанные одной из них от имени всех четырех.  

.


Обладая общими семейными качествами, царские дети одновременно разнились характером и темпераментом.

Старшая дочь, Ольга, родилась в 1895-ом году. Она была скромна, невинна, искренна и добра. Она любила простоту и не интересовалась нарядами. Она больше всех была похожа на своего отца, которого беззаветно любила и от которого переняла любовь к истории. Особенно вдохновляло ее время правления Екатерины Великой, которое было, по словам юной царевны, эпохой не только слов, но и дел.  Ольга отличалась быстротой ума и обладала рассудительностью; отец часто с ней советовался по важным делам. По свидетельству ее учителей, у нее была хрустально-чистая душа и светлая улыбка; она излучала внутреннюю радость, которая имела окрыляющее действие на окружающих. Как и ее отец, Ольга преданно любила Россию и русский народ. Когда перед ней встала возможность замужества с иностранным принцем, она наотрез отказалась, говоря: «Я никогда не хочу покидать Россию. Я - русская, и навсегда останусь таковой». Так она осталась на своей любимой родине для того, чтобы стяжать мученический венец. Ольге было двадцать три года, когда ее расстреляли. Как и ее младшая сестра, Татьяна, Ольга была шефом гусарского полка. Честность и врожденное чувство справедливости были ее отличительными чертами. Она всегда говорила то, что думала. Повзрослев, Ольга полюбила уединение, книги, стихи, вела дневник. Любимыми ее писателями были Чехов, Тургенев, Лесков. Ольга была хорошим музыкантом.

Вторая дочь, Татьяна, родилась в 1897-ом году. Она была немного сдержанной, послушной и задумчивой, но часто была решительнее своих сестер. Она была талантливой пианисткой, а также хорошо рисовала и вышивала. Татьяна была любимицей своей матери, унаследовав ее благородство и чувство долга. Младшие дети прозвали Татьяну «гувернанткой». Старших девочек с ранних лет связывала нежная дружба, хотя по характеру они были совсем разные. Татьяна даже в детстве не шалила, была спокойной, серьезной, сдержанной в выражении своих чувств. Любую работу по дому она выполняла с удовольствием: гладила белье, следила за порядком, воспитывала младших. Татьяна много читала, особенно религиозную литературу, была склонна к самоанализу, строга и требовательна к себе, обладала последовательностью и уравновешенностью характера. Любую

болезнь она переносила с терпением и спокойствием. С нею, единственной из дочерей, в переписке Александра Федоровна говорила о делах, о войне, обсуждала свои личные проблемы.




Третья дочь, Мария, родилась в 1899-ом году. Она хорошо рисовала и играла на рояле. У Машеньки были густые каштановые волосы и большие темно-синие глаза. Эти глаза в семье ласково называли: "Машкины блюдца".

Она очень любила детей и домашнюю жизнь и была бы прекрасной женой и матерью. В семье она была самая простая, самая ласковая, приветливая. По натуре это была типичнейшая мать. Она обожала маленьких детей, больше всего любила возиться и нянчиться с ними. Мария обладала редким качеством быть довольной при любых обстоятельствах, даже когда семья находилась в заключении в Тобольске.  

В детстве она была полненькой, бойкой и резвой девочкой. Веселая, живая и добрая, она очень любила родителей и была послушна и покладиста. За простоту сестры и брат звали ее «Машка». Когда больному Алексею нужно было куда- нибудь передвинуться, он звал: «Машка, неси меня!». Мария, физически очень сильная, легко поднимала его и несла. К 14 годам она очень похорошела, окружающие считали ее самой красивой из царских дочерей. Это была истинно русская красавица.



Младшая дочь, Анастасия, родилась в 1901-ом году. После рождения трех дочерей все ждали, что наконец-то родится мальчик. Поначалу она была сорванцом и семейным шутом. Позже она отличалась благовоспитанностью и тонкостью ума.  Анастасия хорошо рисовала акварелью, играла в шахматы. Она была настоящий мальчик в юбке - ловко лазила по деревьям, прыгала и скакала... Она была невероятно артистична, очень комично всех передразнивала, и столько в этом подражании было доброты и неподдельного очарования. Все домашние обожали Анастасию.  Она также была крайне добра и любила животных. У Анастасии была маленькая собачка японской породы, любимица всей семьи. Анастасия несла эту собачку на руках, когда она спустилась в екатеринбургский подвал в роковую ночь 4/17 июля, и маленькая собачка была убита вместе с ней. Анастасия была убита в возрасте 17 лет.

     Дочерей воспитывали не как великих княжон, а как простых русских женщин. Девочки не знали, что такое роскошь, спали на жёстких кроватях, сами чинили свои платья. У них были самые простые развлечения. С самого раннего возраста великие княжны занимались рукоделием, чтением священных книг. Они были талантливы, и поэтому учение давалось им легко.  Императрица в самом деле воспитывала дочерей сама, и делала это прекрасно. Трудно представить себе более очаровательных, чистых и умных девочек.  У всех четырёх было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга.

Воспитывались они в строгом патриархальном духе в глубокой религиозности. Это и воспитывало в них ту веру, ту силу духа и смирения, которые помогли им безропотно и светло вынести тяжелые дни заточения и принять мученическую смерть. Государыня не позволяла княжнам ни одной секунды сидеть без дела. Они должны были быть всегда занятыми, всегда находиться в деле. Они умели находить счастье и радость в малом. Никто и никогда не чувствовал себя с ними стеснённо. Девочки никогда ни перед кем не подчёркивали своего царского происхождения. Наоборот. Они страшно стеснялись и краснели, когда их называли по титулу или оказывали им особые знаки внимания. «Вы с ума сошли! Зачем вы меня так называете?!»  -  эти слова были обращены к старой баронессе Буксгевден, которой однажды пришлось назвать княжну Ольгу полным титулом. И никакого раздражения, криков и упрёков. Царица сама была кроткая, как ягнёнок, и этому учила и дочерей.

Воспитание дочерей в царской семье действительно было строгим, поскольку так была воспитана сама Александра Федоровна  и  Государь Николай.  Царевны спали на походных кроватях без подушек, мало покрытых, каждое утро принимали холодную ванну. Старшие донашивали одежду младших. Мы знаем, что каждый рубль, сэкономленный на роскошных нарядах, шёл на благотворительность.  Еда тоже была самая простая. Любимой пищей Цесаревича Алексея были щи, каша и черный хлеб, «которые, – как говорил он, – едят все мои солдаты».

Царь и Царица воспитывали детей в преданности русскому народу и тщательно готовили их к предстоящему труду и подвигу. «Дети должны учиться самоотречению, учиться отказываться от собственных желаний ради других людей. Долг родителей в отношении детей – подготовить их к жизни, к любым испытаниям, которые ниспошлет им Бог», – считала Государыня. Великие

Княжны и Наследник воспитывались в глубоко религиозном духе и строгих требованиях внимательного отношения к каждому человеку безо всякого осознания своего превосходства, а тем более кичливости своим высоким

положением. Государь воспитал своих детей кроткими, добрыми,

внимательными и ласковыми ко всем. Дети были простые в общении, любящие все простое; естественные, без позы, открытые, глубоко правдивые, проникнутые чувством долга, истинно религиозные. Это была истинно православная семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей. Обязательное посещение богослужений в воскресные и праздничные дни, чтение духовной литературы, говение во время постов были неотъемлемой частью их жизни. «В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, – писала в дневнике Государыня, – и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности». Августейшая Семья вела замкнутый образ жизни. Они не любили торжеств и громких речей, этикет был им в тягость. Царица и Великие Княжны нередко пели в храме на клиросе во время Божественной литургии. По вечерам Государь часто читал вслух в семейном кругу. Государыня и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге и молились.

Царевны даже не допускали мысли о замужестве вне России, они говорили, что они Русские девушки и хотят жить только в России. Из Тобольска в декабре 1917 года Царица пишет: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России, … как хочется с любимым больным человеком все разделить, … так и с Родиной».

«КОГДА Я БУДУ ЦАРЕМ, НЕ БУДЕТ БЕДНЫХ И НЕСЧАСТНЫХ»

Наследник-Цесаревич Алексей был особым ребенком. Он родился в 1904-ом году, в ответ на усердные молитвы императорской семьи и множества верующих, просивших у Господа Бога в дни прославления преподобного Серафима Саровского даровать России наследника. Цесаревич Алексей был тихий, спокойный, красивый ребёнок. Настоящий сказочный принц с длинными вьющимися волосами, ясными большими серо-голубыми глазами. Он был похож на любого мальчика: любил игры и шалости, особенно на дворе с другими мальчишками, любил кататься на лодке со своим отцом, дразнить сестер, смотреть кинофильмы, делать бумажные лодочки, но не очень любил сидеть за книгами. У него было очень доброе сердце, он любил делать всем подарки и очень любил животных. Он был живым и веселым ребенком, всеобщим любимцем. В раннем детстве мальчика часто наряжали в платья и он выглядел как пятая сестричка. Мать любила его беззаветно, но постоянно переживала за сына. Ведь Алексей был болен опасной болезнью, которую унаследовал со стороны матери. Несмотря на это, отец часто брал мальчика на фронт, чтоб наследник рос мужественным и выносливым.

Алексей был предназначен на мученичество с самого момента своего рождения. Он родился со страшным недугом гемофилии, который проявился у него уже с шестинедельного возраста и который причинял ему ужасные боли и страдания в течение всех 14-ти лет его короткой жизни, у него часто происходили тяжелые кровотечения, которые могли привести к летальному исходу. Этот недуг явился причиной душевных мучений для всей семьи.

Он был умным, наблюдательным, восприимчивым, ласковым и жизнерадостным мальчиком. У него была огромная сила воли, остается только догадываться, через какие страдания прошел он в таком юном возрасте, в периоды осложнений своей болезни.

Однако юный отрок нес свой тяжелый крест с твердостью духа, молчаливо и безропотно, истинно по-христиански. Маленький цесаревич Алексей Николаевич своим девизом избрал слова императора Петра I: "Молитва Богу и служба царю никогда не пропадут впустую". Алексей с отцом во время Первой мировой войны посещал действующую армию, награждал отличившихся бойцов. Его мы чаще всего наблюдаем в военной форме.

Он был любимцем семьи, всеобщим баловнем. Но за ним нужен был постоянный уход, так как даже самое маленькое падение могло привести к смертельному исходу. Это развивало в Царевиче доброе и отзывчивое к чужому горю сердце, так как он сам испытывал горе.

Чтобы укрепить сына, Николай Александрович возил его в Ставку, где они жили настоящей солдатской жизнью. Дух войска поднимался обаянием личности царственного отрока, появлявшегося на различных участках фронта. Почти весь 1914 год наследник, несмотря на то, что ему исполнилось лишь двенадцать лет, провёл в Ставке и в разъездах с отцом.  Он не любил придворного этикета, любил быть с солдатами и учился их языку, употребляя в своём дневнике чисто народные русские выражения.  В лице Алексея Николаевича Россия приобрела бы прекрасного государя. Он любил Россию, русский язык, русский народ. Он понимал, что такое страдание. У него были обширные для его возраста познания. Он также любил общаться с простыми солдатами. Часто он говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».

 «В душе этого ребенка не заложено ни одной порочной черты, – говорил один из его учителей, – душа его – самая благодатная почва для всех добрых семян». Алексей любил людей и старался всеми силами помочь им, в особенности тем, кто казался ему несправедливо обиженным. Болезнь воспитала в этом мальчике терпеливость и сильную волю. Алексей обладал недетской силой духа, которая помогала ему переносить жестокие страдания.

«ВЕРУЮЩИЕ В ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА ШЛИ НА СМЕРТЬ КАК НА ПРАЗДНИК»

После отречения государя от престола и ареста всей семьи, не зная, что ожидает их в будущем, августейшие родители решили, что дети не должны прерывать учебу. Александра Федоровна лично преподавала всем детям закон Божий, государь Николай — географию и историю сыну, великая княжна Ольга Николаевна — своим младшим сестрам и брату английский язык.

В доме Ипатьева среди вещей семьи судебные власти нашли немало книг духовного содержания. Эти книги царственные узники захватили даже в последнее место заключения — Екатеринбург и берегли до самого конца. Их страницы отмечены многочисленными подчеркиваниями. Например, в одной из книг великая княжна Татьяна Николаевна отметила такие строки: "Верующие в господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник… становясь перед неизбежною смертью, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту… Они шли спокойно навстречу смерти, потому что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом".


Господь даровал этим удивительным царственным детям духовно-царственную судьбу на земле: проведя детство и юность в богатстве православного образа жизни, в абсолютной чистоте и невинности, они приготовили себя к сияющему венцу мученичества. Их крестный путь начался 2-го марта 1917-го года - в день отречения Царя-Мученика. В продолжение нескольких этапов заключения - сперва в своем дворце в Царском Селе, затем в доме губернатора в Тобольске и, наконец, в ипатьевском доме - «Доме Особого Назначения» - в Екатеринбурге, они терпели все возрастающие травлю, унижения и лишения. Их стражи становились все более и более дерзкими, бессердечными и жестокими, подвергая их оскорблениям, насмешкам и мучениям. Царственные мученики все претерпевали со стойкостью, христианским смирением и полным принятием воли Божией. Они искали утешения в молитве, богослужениях и духовном чтении. Заключенные после отречения в Царском Селе, все члены Августейшей семьи неустанно трудились. Государь вместе с детьми очищал парк от снега, пилил дрова; летом все

работали на огороде. Царская семья сознавала приближение смерти.

В воскресенье 14 июля, за три дня до мученической кончины, по просьбе Государя в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из царственных узников не пел во время службы, они молились молча. В ночь на 17 июля 1918 года в подвале ипатьевского дома было совершено убийство помазанника Божия Царя Николая II, его семьи и приближенных.

Несмотря ни на что, почитание Царственных мучеников началось сразу после их гибели. Еще в годы гражданской войны люди, сохранившие верность Государю, молились ему, Цесаревичу Алексею и всей семье как святым. Известен случай, когда во время гражданской войны сотня казаков попала в окружение среди болот. Священник призвал всех к молитве Государю, напомнив, что его сын – Цесаревич Алексей – был почетным атаманом казачьих войск. Отслужив молебен, с призывом: «Святые мученики дома Романовых, молите Бога о нас», сотня вместе с женщинами, детьми и стариками чудом вышла из болот.

В 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви страстотерпцы Император Российский Николай II Александрович,

Императрица Российская Александра Федоровна, Царевич Алексей Николаевич, Великие Княжны Ольга Николаевна, Татьяна Николаевна, Мария Николаевна и Анастасия Николаевна прославлены в лике святых. Ныне их имена открывают сонм Собора новомученников и исповедников Российских.

        Они были злодейски убиты, эти чистые и невинные дети, в ночь на 4-ое июля 1918-го года, и из залитого кровью подвала в Екатеринбурге они ликующе переселились в царские палаты Царя Небесного.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

          Этим великим людям изначально приуготовлялся великий подвиг. Они

 удостоились мученического венца. До конца стояли за Христа, за веру и

Отечество.  Ко всем их качествам можно прибавить ещё одно  -  они любили

свою Россию. И чтобы не погубить её и не погубить свой народ, они

добровольно пошли на эти муки. Император знал, что ему уготовано, он мог

уехать, скрыться, избежать этого, но он остался.…  Остался страдать вместе

со своей многострадальной Родиной и своим великим народом, за который

отвечал перед Богом. И этому он всегда учил своих  детей.                  

У детей была постоянная мысль облегчить заботы и тревоги своих

          родителей. В ужасные дни испытаний всепрощение и любовь к Божиему

          миру  не меркли, что внушало уважение даже тюремщикам. Пример

          воспитания царских детей навсегда останется в наших сердцах как образец        воспитания    настоящих русских людей.

Данная исследовательская работа является «мостиком», связующим

          звеном между прошлым и настоящим.

Семья - вот было истинное царство Николая II до самого конца и

преданность его ей достойна восхищения. Они были все вместе в ту

роковую ночь и остались вместе и после смерти.

Закончить эту работу хотелось бы стихами, найденными в доме

          Ипатьева, в подвале которого убили царскую семью. Эту молитву в стихах

          написала Великая Княжна Ольга Николаевна незадолго до расстрела:

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину бурных мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжёлый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Теперь позор и оскорбленье,

Христос Спаситель помоги,

Владыка Мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас…

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы-

Молиться кротко за врагов…


 

 

 


 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Бокова Вера «Детство в царском доме. Как растили наследников русского престола» М.: Издательство «ЛомоносовЪ», 2011
  2. «Воспитание детей на примере святых царственных мучеников» М.: Издательство «Благо», 2005.
  3. «Государыня Императрица Александра Федоровна. Мемуары последней императрицы. Воспоминания и откровения» М.: Издательство АСТ, 2014

  4. Литературно–художественное издание «Тайны дома Романовых» М.: Издательство  ОЛМА Медиа Групп, 2013
  5. Масси Р. «Николай и Александра» М.: Издательство «Захаров», 2006
  6.  «Царские дети» М.: Издательство Сретенского монастыря, 2003
  7. Энциклопедия «50 великих правителей России» М.: Издательство Белый город, 2010

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

  1. http://www.holy-transfiguration.org/ru - материалы и фотографии
  2. http://s-horoscope.ru

 

 

 

 

  

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

На наш взгляд, царственная чета Николая Александровича и Александры  Федоровны Романовых является примером нравственного, благочестивого воспитания детей. А это имеет особую актуальность в настоящее время.

Ведь не случайно, что вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых!

Цель нашей работы - определить, каковы были принципы воспитания  царских детей, показать, как можно оставаться простыми, скромными, имея такое происхождение.

Императорская чета не пользовалась какими-то особенными принципами воспитания. В основу они брали свой жизненный опыт и непоколебимую никакими трудностями веру во Христа.

Корона Императорской России была одной из самых блистательных в мире. Но в начале прошлого века, когда силы зла восстали на этот оплот Православия, тогда еще ярче засиял венец Святой Руси, вылитый из чистейшего золота Новомучеников и Исповедников Российских. И украсили этот великолепный венец самые сверкающие и прекрасные алмазы на свете: царственные дети-мученики:

великие Княжны Ольга, Татьяна, Мария и Анастасия и наследник Цесаревич Алексей. Они были необыкновенны своей обыкновенностью. Несмотря на то, что они были рождены в одном из самых высоких положений в мире и имели доступ ко всем земным благам, они росли как обычные дети, верующие и богобоязненные. Их царственный отец заботился о том, чтобы к ним не относились как к тепличным растениям. Они росли нормальными, здоровыми детьми, в атмосфере дисциплины, порядка, почти аскетической простоты и необычайной духовной любви.

В семье Царя Николая Александровича любовь ставили превыше всего земного и свою Семью строили на Вере и Любви. Как счастлив дом, где все верят в Бога.

Духовному просвещению в семье последнего императора уделялось внимания, пожалуй, больше, чем светскому образованию. "Религиозное воспитание — самый богатый дар, который родители могут оставить своему ребенку".

Царственные дети были прекрасны не только своей внешностью, но главным образом своими душевными качествами. От отца они унаследовали доброту, скромность, простоту, непоколебимое сознание долга и всеобъемлющую любовь к родине. От матери  - глубокую веру, прямоту, дисциплину и крепость духа. Сама Царица ненавидела леность и научила своих детей быть всегда плодотворно занятыми.

Когда началась первая мировая война, Царица с четырьмя дочерями

( впервые в мировой истории) целиком посвятили себя военному делу: они без устали посещали военные лазареты, а кроме того, Царица и две старшие дочери стали еще и сестрами милосердия, часто работая в качестве помощников хирурга.  Государыня была убеждена: дети должны знать, что кроме красоты в мире много печали.  

 «Чем выше положение человека в обществе, - говорил Царь-Мученик, - тем больше он должен помогать другим, никогда не напоминая им о своем положении». Родители боялись, что богатство и роскошь испортят характер детей.

 Из начальных букв своих имен девочки составили общее имя: «Отма»: Ольга, Татьяна, Мария, Анастасия. Они были скромны, невинны, искренни, добры, талантливы, преданно любили Россию и русский народ.  

.


Так они осталась на своей любимой родине для того, чтобы стяжать мученический венец.


Девочки обладали редким качеством быть довольными при любых  обстоятельствах, даже когда семья находилась в заключении в Тобольске, здесь же они сохранили свою доброту и ласку:



у Анастасии была маленькая собачка японской породы, любимица всей семьи. Анастасия несла эту собачку на руках, когда она спустилась в екатеринбургский подвал в роковую ночь 17 июля, и маленькая собачка была убита вместе с ней.

Воспитывались они в строгом патриархальном духе в глубокой религиозности. Это и воспитывало в них ту веру, ту силу духа и смирения, которые помогли им безропотно и светло вынести тяжелые дни заточения и принять мученическую смерть. Девочки никогда ни перед кем не подчёркивали своего царского происхождения. Они страшно стеснялись и краснели, когда их называли по титулу или оказывали им особые знаки внимания.

Воспитание дочерей в царской семье действительно было строгим. Царевны спали на походных кроватях без подушек, мало покрытых, каждое утро принимали холодную ванну. Старшие донашивали одежду младших. Мы знаем, что каждый рубль, сэкономленный на роскошных нарядах, шёл на благотворительность.  Еда тоже была самая простая. Любимой пищей Цесаревича Алексея были щи, каша и черный хлеб, «которые, – как говорил он, – едят все мои солдаты».

 Это была истинно православная семья, в которой царили традиции и уклад благочестивых русских семей. Обязательное посещение богослужений в воскресные и праздничные дни, чтение духовной литературы  были неотъемлемой частью их жизни. Царица и Великие Княжны нередко пели в храме во время Божественной литургии.

Царевны даже не допускали мысли о замужестве вне России, они говорили, что они Русские девушки и хотят жить только в России. Из Тобольска в декабре 1917 года  Царица пишет: «Благодарю Бога, что позволил остаться в России, … как хочется с любимым больным человеком все разделить, … так и с Родиной».

Наследник-Цесаревич Алексей был особым ребенком. Он родился в 1904-ом году, в ответ на усердные молитвы императорской семьи и множества верующих, просивших у Господа Бога в дни прославления преподобного Серафима Саровского даровать России наследника. Он был похож на любого мальчика, имел очень доброе сердце,  любил делать всем подарки и очень любил животных. Алексей был живым и веселым ребенком, всеобщим любимцем.

Мальчик был предназначен на мученичество с самого момента своего рождения. Он родился со страшным недугом гемофилии, который проявился у него уже с шестинедельного возраста и который причинял ему ужасные боли и страдания в течение всех 14-ти лет его короткой жизни, у него часто происходили тяжелые кровотечения, которые могли привести к летальному исходу.  

Однако юный отрок нес свой тяжелый крест с твердостью духа, молчаливо и безропотно, истинно по-христиански.

Чтобы укрепить сына, Николай Александрович возил его в Ставку, где они жили настоящей солдатской жизнью. Дух войска поднимался обаянием личности царственного отрока. Он не любил придворного этикета, любил быть с солдатами и учился их языку. В лице Алексея Николаевича Россия приобрела бы прекрасного государя. Он любил Россию, русский язык, русский народ. Часто он говорил: «Когда я буду царём, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы».

 «В душе этого ребенка не заложено ни одной порочной черты, – говорил один из его учителей, – душа его – самая благодатная почва для всех добрых семян».

В доме Ипатьева среди вещей семьи судебные власти нашли немало книг духовного содержания. В одной из книг великая княжна Татьяна Николаевна отметила такие строки: "Верующие в господа Иисуса Христа шли на смерть как на праздник…, сохраняли то же самое дивное спокойствие духа, которое не оставляло их ни на минуту… Они шли спокойно навстречу смерти, потому что надеялись вступить в иную, духовную жизнь, открывающуюся для человека за гробом".


Господь даровал этим удивительным царственным детям духовно-царственную судьбу на земле: проведя детство и юность в богатстве, в абсолютной чистоте и невинности, они приготовили себя к сияющему венцу мученичества. В продолжение нескольких этапов заключения  они терпели все возрастающие травлю, унижения и лишения. Царственные мученики все претерпевали со стойкостью, христианским смирением и полным принятием воли Божией. Они искали утешения в молитве, богослужениях и духовном чтении.  Царская семья сознавала приближение смерти.

В воскресенье 14 июля, за три дня до мученической кончины, по просьбе Государя в доме разрешили совершить богослужение. В этот день впервые никто из царственных узников не пел во время службы, они молились молча. В ночь на 17 июля 1918 года в подвале ипатьевского дома было совершено убийство помазанника Божия Царя Николая II, его семьи и приближенных.

В 2000 году Архиерейским собором Русской Православной Церкви страстотерпцы вся царская семья  прославлены в лике святых. Ныне их имена открывают сонм Собора новомученников и исповедников Российских.

        Они были злодейски убиты, эти чистые и невинные дети, в ночь на 17-ое июля 1918-го года, и из залитого кровью подвала в Екатеринбурге они ликующе переселились в царские палаты Царя Небесного.

Они  удостоились мученического венца. До конца стояли за Христа, за веру и

Отечество.  Ко всем их качествам можно прибавить ещё одно  -  они любили свою Россию. И чтобы не погубить её и не погубить свой народ, они добровольно пошли на эти муки. Император знал, что ему уготовано, он мог уехать, скрыться, избежать этого, но он остался.…  Остался страдать вместе со своей многострадальной Родиной и своим великим народом, за который отвечал перед Богом. И этому он всегда учил своих  детей.                  

Данная исследовательская работа является «мостиком», связующим звеном между прошлым и настоящим.

Семья - вот было истинное царство Николая II до самого конца и преданность его ей достойна восхищения. Они были все вместе в ту роковую ночь и остались вместе и после смерти.

Закончить эту работу хотелось бы стихами, найденными в доме Ипатьева, в подвале которого убили царскую семью. Эту молитву в стихах написала Великая Княжна Ольга Николаевна незадолго до расстрела:

Пошли нам, Господи, терпенье

В годину бурных мрачных дней

Сносить народное гоненье

И пытки наших палачей.

Дай крепость нам, о Боже правый,

Злодейство ближнего прощать

И крест тяжёлый и кровавый

С Твоею кротостью встречать.

И в дни мятежного волненья,

Когда ограбят нас враги,

Теперь позор и оскорбленье,

Христос Спаситель помоги,

Владыка Мира, Бог вселенной,

Благослови молитвой нас…

И дай покой душе смиренной

В невыносимый страшный час.

И у преддверия могилы

Вдохни в уста Твоих рабов

Нечеловеческие силы-

Молиться кротко за врагов…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по опк по теме "Царственные мученики" 7 класс ФГОС

Урок разработан с учетом ФГОС для учащихся 7 класса по учебнику Шевченко Л.Л....

Тематическое планирование кружка по литературе "Царственное слово"

Занятия кружка по литературе предназначены для средних и старших классов общеобразовательной школы....

«Кристалл» школьного издания, или любовь к «царственному слову» (Головко Екатерина Васильевна, учитель русского языка и литературы, редактор независимого детско-юношеского журнала «Мы» МБОУ «Гимназия№96» г.Казани)

Школьное издание в XXI веке, отражая многообразную жизнь учеников и их учителей как в учебное, так и в внеурочное время, не может пройти мимо освещения жизни и творчества писателей, которые заст...

Образовательное путешествие "Духовное наследие царственной династии"

Сегодня, в современном образовательном процессе появилось новое направление в получении новых  знаний – образовательное путешествие. Наблюдение и анализ объектов - от деталей к обобщению, д...

Читая письма царственной четы

Методическая разработка внеклассного мероприятия...