Лингвистический КВН 7-8 кл
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА Д. САВИНОВО
Лингвистический КВН
(для учащихся 7 – 8 классов)
САВИНОВО
2011 ГОД.
Две команды по очереди отвечают на вопросы в соответствии со “станциями”, выпавшими на игровом поле.
Теоретическая станция
- Что такое основа слова?
- Дать определение причастию.
- Что такое простое предложение?
- Что изучает синтаксис?
- Сформулируйте правило правописания корня -кас- – -кос-.
- Что такое причастный оборот?
- Какие суффиксы имеют страдательные причастия прошедшего времени?
- Какую роль в предложении играют союзы?
- Какие части речи не являются членами предложения?
- Назовите части речи.
Практическая станция
- Разберите по составу слово благородный.
- Назовите однокоренные слова к слову вода.
- Какого рода слова рояль, пианино, кофе, вермишель, ГАИ, ДК?
- Назовите слова с корнем -раст- – -рос-. Объясните правописание.
- Определите способ образования слов привокзальный, розоватый, путешествие.
- Образуйте страдательные причастия в полной и в краткой форме от глаголов приколоть, поместить, создать, не закончить.
- Придумайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания.
- Объясните правописание слов загоревший, загар.
- Придумайте три слова с приставкой при-, обозначающей неполное действие.
- Охарактеризуйте причастия занавешенный, вылитый, ненавидевший, лечащий.
Сообразительная станция
- Дана пропорция. Б Д Что должно стоять на месте вопроса? (Т)
П ?
- Задача-шутка.
Шел по дороге старик, а навстречу ему боец. “Здравствуй, отец,” – говорит боец. А старик ему отвечает: “Здорово, служивый! Только зовут меня не отец, а так, что с любого конца читай – все значение одинаковое. И живу я в таком домике, что можно как угодно читать. А имя у моей бабки с тем же свойством”. Задумался боец. Помогите ему отгадать эти слова. (Дед, шалаш, Анна)
- Почему по-разному пишутся близкие по звучанию слова:
Деревенский старожил
Сад колхозный сторожил.
- Назовите два слова, начинающиеся с четырех согласных. (Встреча, взгляд)
- Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? (Слово сырой имеет еще и другие значения “невареный”, “нежареный”, “недоработанный”).
- Может ли коромысло летать? (Коромысло – название рычагов некоторых механизмов).
- Как большой дом превратить в маленький? (Прибавьте к слову дом уменьшительно-ласкательный суффикс –ик: домик).
- Какое слово задумано?
В нем приставка такая же, как в слове подруга. Корень – как в слове игрушка. Суффиксы такие же, как в слове читал. (Поиграл).
- В каком слове нет корня? (Вынуть).
Станция “Зритель”
- Угадайте слово.
Из писка птиц мой первый слог возьмите,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдете
То, что не раз едали вы. (Пирог).
- Назовите пословицы, связанные с трудом или работой.
(Называют болельщики обеих команд).
- Назовите слова-перевертыши.
(Называют болельщики обеих команд).
- Игорь написал на доске прописью: “Сто сорок и сто сорок будет двести”. Допустил ли он ошибку в вычислении? (Нет, если он правильно расставил ударение).
- Для чего понадобилось выучить четверостишие?
Смотреть, слышать, видеть,
Зависеть, ненавидеть,
Вертеть, держать, дышать,
Терпеть, обидеть, гнать…
- Прочитайте любую скороговорку. Определите, у кого лучше получилось.
(Осип охрип, Архип осип. Кукушка кукушонку сшила капюшон).
- Какое слово задумано?
Это однокоренное слово со словом летчик. Приставка как в слове перепрыгнул. Суффиксы те же, что в слове читал. (Перелетал).
- Что было написано до того, как ветер унес согласные буквы?
( ) О ( ) ( ) О ( ) О ( ) А ( ) О ( ) А ( ) !
((Д) О (Б) (Р) О (П) О (Ж) А (Л) О (В) А (ТЬ)!)
Историческая станция
- Каково происхождение слова счастье?
- Из какого языка заимствовано слово брошюра?
- Каково происхождение слова терраса?
- Что означает слово печаль?
- Какова родословная слова фотография?
- Какова история слова телеграмма?
- Откуда к нам пришло слово аквариум? Что оно значит?
- Каково значение слова диалог?
- Каково происхождение слова пельмени?
- Из какой страны забрела к нам вермишель? Как это слово было образовано?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Лингвистическое ассорти". Интеллектуальная игра по русскому языку. 5 класс
"Лингвистическое ассорти" - интеллектуально-познавательная игра для пятиклассников по русскому языку. Цель: 1. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся. 2. Привитие любви и ин...
Учимся писать сочинение - рассуждение на лингвистическую тему.
Конспект занятия в 9 классе "Зачем гужна пунктуация?"...
![](/sites/default/files/pictures/2011/12/07/picture-39967.jpg)
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/06/picture-309372-1381053178.jpg)
Лингвистические разминки на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции учащихся
Лингвистическая разминка на уроках русского языка...
Выступление на Городском семинаре "Лингвистическое развитие участников школьного образовательного процесса" в рамках ГЭП "Лингвистический компонент в обучении и его роль в формировании ключевых компетентностей школьников".
Размещаемый материал является выступлением на Городском семинаре, проходившем в нашей школе в ноябре 2011 года....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/12/picture-1056835-1536738295.jpg)
Формы организации работы с лингвистическими словарями, обеспечивающие формирование языковой, лингвистической и культуроведческой компетенции.
Собранный материал позволит быстро определить формы работы со словарями на уроках, во внеурочной деятельности....