Математический кружок
рабочая программа (5 класс) на тему

Платонова Ольга Альбертовна

План работы математического кружка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл matematika_kruzhok.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ   ПРОГРАММА   КРУЖКА «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА»

для  учащихся  5 класса

Пояснительная записка

Цель программы:

формирование мотивации к изучению математики в соответствии возрастными особенностями,

Задачи программы:

1. Расширение и углубление запаса знаний учащихся и формирование математической компетенции;

2. Выявление и поддержка математически одаренных детей;

4. Развитие и совершенствование мыслительных операций, психологических качеств личности (любознательности, инициативности, трудолюбия, воли) и творческого потенциала;

Практическая направленность:

освоение математической терминологии, необходимой при дальнейшем обучении.

Данная программа рассчитана на детей 10-11 лет.

Срок ее реализации - 1 год.

Форма организации - кружок.

Курс рассчитан на 34 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю.

Особенности  программы:

Соблюдение принципов взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому ученику.

В основе создания данной программы лежат:

  • общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности.
  • принцип занимательности. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной математики - игр, кроссвордов, загадок, логических задач, а  также путем привлечения средств наглядности - картинок, слайдов, презентаций. Это удовлетворяет интеллектуальные запросы учащихся и имеет практическое значение для учащихся начальной школы.
  • принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес учащихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения материала.

Основные виды деятельности учащихся:

  • решение занимательных задач;
  • участие в математической олимпиаде, международной игре «Кенгуру»;
  • знакомство с научно-популярной литературой, связанной с математикой;
  • самостоятельная работа;
  • работа в парах, в группах;
  • творческие работы

Предполагаемые результаты:

Занятия в  кружке должны помочь учащимся:

  • усвоить основные базовые знания по математике; её ключевые понятия;
  • помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности;
  • формировать творческое мышление;
  • практиковаться в решении задач различного уровня сложности учащимися;
  • успешному выступлению на олимпиадах, играх, конкурсах.

Литература:

  • Б. А. Кордемский, А.А. Ахадов «Удивительный мир чисел». М.: «Просвещение» - 1986
  • О.А. Ефремушкина «Школьные олимпиады для начальных классов». Ростов –на- Дону «Феникс» - 2006
  • М.Б. Беденко «Самостоятельные и контрольные работы по математике». М.: «Веко» - 2005
  • М.В. Александров, О.И. Волошина «Тесты по математике». М.: «Дрофа» - 1998
  • В.В. Волина «Занимательная математика». М.: «Знание», 1993
  • Шевелев К. Занимательная математика М.: «Ювента», 2008

 

Тематическое планирование занятий кружка «Занимательная математика»

   №

  п/п

Тема занятия

кол-во часов

 1

Первые шаги в геометрии

1

 2

Простейшие геометрические фигуры

2

 3

Куб и его свойства

2

 4

Решаем логические задачи

2

 5

Математические игры со спичками

2

 6

Задачи на части

2

 7

Числовой луч

2

 8

Координаты на луче

2

 9

Задания на логику

2

 10

Математические игры со спичками

2

 11

Движение по числовому лучу

2

 12

Дроби. Сравнение дробей

2

 14

Старинные задачи

2

 15

Решение логических задач

2

 16

Зашифрованная переписка

2

 17

Параллелограммы

2

 18

Конкурс знатоков математики

1


Программа кружка

 «Наглядная геометрия»

 

 2014-2015 уч.год

Пояснительная записка

Актуальность и практическая значимость для обучающихся:

  Кружок «Наглядная геометрия» по математике в 5 классе  предполагает целенаправленное развитие в ходе обучения математике познавательных процессов, среди которых в младшем школьном возрасте наиболее важными являются: внимание, воображение, память, мышление.  Программа занятий кружка способствует формированию математических способностей учащихся: учит обобщать математический материал, логически рассуждать, обоснованно делать выводы, доказывать и т.д.

Основными положениями программы являются:

  1. Преемственность с традиционным содержанием и построением курса математики в начальных классах в плане принципов отбора и последовательности базисных математических понятий, проведение в качестве основной арифметической линии и параллельно с ней геометрической пропедевтики.
  2. Включение в учебный процесс специально выстроенной системы содержательно-логических задач и заданий на базе изучаемого математического материала с добавлением дидактических игр, заданий на сообразительность, головоломок, математических ребусов и др., что создает условия для целенаправленного развития основных познавательных процессов у учащихся, более осознанного и глубокого усвоения программного математического материала.

Построение блока содержательно-логических задач и заданий подчинено следующим основным требованиям:

  1. Каждое задание имеет ярко выраженную целевую направленность на развитие и совершенствование одного или одновременно нескольких познавательных процессов с постепенным переносом акцента с внимания и восприятия на воображение, память и мышление.
  2. Каждое задание несет математическое содержание не ниже программного уровня и может быть использовано на различных этапах обучения: при введении нового материала, его первичном закреплении, отработке, повторении, знакомстве учащихся с математическими методами познания действительности, обобщении, практическом и прикладном использовании математических заданий.
  3. Каждое задание представлено в интересной и доступной для детей младшего школьного возраста форме.

Систематическое выполнений задач и заданий содержательно-логического блока будет способствовать развитию познавательных способностей и умственной активности детей, т.к. все это требует постоянных умственных усилий, внимания, а также активизации знаний, будет помогать устанавливать взаимосвязи между новым и уже изученным материалом и применять знания в новых для детей условиях.


        Учёные установили, что успешное владение геометрическими навыками и приемами   стимулирует  и  повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи  логики  и интеллекта. Даже простейшие геометрические работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Изготовление чертежа, построение фигуры – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Программа предусматривает развитие у детей  конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром.

Любая работа с элементами геометрии  не только увлекательна, но и познавательна. Знакомство с геометрией дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность. Дети постигают поистине универсальный  её характер .Кроме того, дети приобретают навыки конструкторской, учебно-исследовательской работы, опыт работы в коллективе, умение выслушивать и воспринимать чужую точку зрения.

 

                           Цели изучения наглядной геометрии в начальной школе:

1) формирование первоначальных представлений о геометрии, способах работы с  чертёжными инструментами (в частности, с использованием  циркуля, линейки)

2)  развитие навыков решения задач с применением подходов, наиболее распространенных в математике ( с применением логики, алгоритмический, системный и объектно-ориентированный подход )

3) расширение кругозора в областях знаний, тесно связанных с геометрией

4) развитие у учащихся навыков решения  задач на построение.

Задачи обучения наглядной геометрии в начальной школе, связанные с 

  1. обучением:
  • развитие познавательного интереса к предметной области «Геометрия»
  • познакомить школьников с основными свойствами геометрии
  • научить их приемам построения геометрических фигур
  • формирование общеучебных умений и навыков
  • прибретение знаний, умений и навыков работы с четрежами
  • формирование умения применять теоретичекие знания на практике
  • дать школьникам первоначальное представление о геометрии и сферах её применения;

2) развитием:

  • памяти, внимания, наблюдательности
  • абстрактного и логического мышления
  • творческого и рационального подхода к решению задач;

3 ) воспитанием

  • настойчивости, собранности, организованности, аккуратности
  • умения работать в минигруппе,  культуры общения, ведения диалога
  • бережного отношения к школьному имуществу,
  • навыков здорового образа жизни.

Организация учебного процесса

Для проведения занятий планируется свободный набор в группы в начале учебного года. Состав группы – постоянный. Периодичность занятий – 1 раз в неделю (34 часа в год).   Количество детей в группе   до 10 человек.

Прогнозируемые результаты  

По окончании обучения учащиеся должны демонстрировать сформированные умения и навыки работы с чертежными инструментами  и применять полученные знания в практической деятельности и повседневной жизни. Ожидается, что в результате освоения общих навыков  учащиеся будут уметь:

• осознавать потребность в дополнительной работе;

• обнаруживать изменения объектов наблюдения, описывать объекты и их изменения;

• с помощью сравнения выделять отдельные признаки, характерные для сопоставляемых предметов;

• объединять предметы по общему признаку;

• различать целое и части;

 • составлять и исполнять несложные чертежи;

 • понимать и создавать самостоятельно точные и понятные чертежи при решении учебных задач и в повседневной жизн.

• готовить к защите и защищать небольшие проекты по заданной теме.

Требования к обязательному уровню подготовки  

В процессе изучения информатики в начальной школе, обучаемому  предоставляется возможность:

  • выяснить роль и место геометрии в жизни  человека
  • получить первичное представление о геометрии
  • научиться различать виды геометрических фигур
  • познакомиться с названиями составных частей геометрических фигур
  • познакомиться с основными  приемами  создания  геометрических объектов  
  • узнать правила работы с геометрическими инструментами  и освоить их возможности;
  •  получить представление о моделировании  

В ходе проведения занятий планируется работа по воспитаниею настойчивости, собранности, организованности, аккуратности, умения работать в минигруппе,  бережного отношения к школьному имуществу, навыков здорового образа жизни; развития культуры общения, ведения диалога, памяти, внимания, наблюдательности, абстрактного и логического мышления, творческого и рационального подхода к решению задач.

                   

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

Особенности учебной методики работы с детьми.

Построение занятий предполагается на основе педагогических технологий активизации деятельности учащихся путем создания проблемных ситуаций, использования учебных   игр, разноуровневого и развивающего обучения, индивидуальных и групповых способов обучения.

 

Формы обучения.

Основной формой обучения по данной программе является учебно-практическая деятельность обучающихся. Приоритетными методами её организации служат практические работы. Все виды практической деятельности в программе направлены на освоение различных технологий работы с  инструментом.  

  При этом учитывается посильность выполнения работы для обучающихся соответствующего возраста.

 Большое внимание обращается на обеспечение безопасности труда обучающихся при выполнении различных работ.

Формы работы.

Программа предусматривает использование следующих форм  работы:

  • фронтальной - подача учебного материала всему коллективу учеников
  • индивидуальной - самостоятельная работа обучающихся с оказанием учителем помощи учащимся при возникновении затруднения, не уменьшая активности учеников и содействуя выработки навыков самостоятельной работы.
  • групповой -  когда  учащимся предоставляется возможность самостоятельно построить свою деятельность на основе принципа взаимозаменяемости, ощутить помощь со стороны друг друга, учесть возможности каждого на конкретном этапе деятельности. Всё это способствует более быстрому и качественному выполнению задания.  

Примерная структура занятия:

  1. Организационный момент ( 1-2 мин )
  2. Разминка: короткие логические, математические задачи и задачи на развитие внимания ( 6-8 мин)
  3. Разбор нового материала. Выполнение  коллективных  заданий ( 8-10 мин )
  4. Физкультминутка (1-2 мин)
  5. Самостоятельная или индивидуальная работа ( 10-15 мин )
  6. Подведение итогов занятия ( 3 мин )

Учебно-тематический план

 

№ п/п

Название темы

Кол во час

Корректи ровка

 1

Организационное занятие «Путешествие в мир математики».

1

 2

Понятия «точка». «прямая», логические задачи.

1

 3

Развитие внимания, логического мышления.

1

 4

Понятия «отрезок», «луч».  

1

 5

Задачи на увеличение, уменьшения числа на несколько единиц, развитие глазомера.

1

 6

Понятия «угол», «стороны угла», «вершина угла». Отношения «больше, меньше, равно», «равенства, неравенства».

2

 7

Знакомство с разными видами углов.  

2

 8

Развитие способностей обобщать, делать логически обоснованные выводы.

1

 9

Повторение пройденных геометрических понятий, математические головоломки.

1

10

Развитие навыков математических доказательств.

1

11

Понятия «ломаная», «треугольник».  

1

12

Знакомство с разными видами треугольников. Математическая мозаика.

2

13

  Математические лабиринты.

2

14

Знакомство с равносторонним  и равнобедренным треугольниками.  

1

15

Развитие пространственного воображения

1

16

Знакомство с разными видами четырехугольников. Математические ребусы.

1

17

Знакомство с ромбом.  

2

18

Закрепление умения различать разные виды четырехугольников.  

2

19

Закрепление знаний учащихся о четырехугольниках. Развитие логики, воображения.

1

20

Развитие внимания, сообразительности. Задачи на смекалку.

1

21

Понятия «круг», «окружность». Развитие умения строить умозаключения, делать выводы.

1

22

Развитие пространственного воображения

1

23

Понятия «центр круга» (окружности), «радиус круга» (окружности).

1

24

Развитие навыков математических доказательств, умения делать выводы, обобщения.

2

25

Развитие внимания, сообразительности. Задачи на смекалку.

1

26

Заключительное занятие –  «Математика – волшебная страна».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математический кружок для 5-6 классов

Программа математического кружка...

математический кружок 7 класс

Подробная разработка занятий математического кружка в 7 классе с презентациями...

математический кружок

математический кружок 4 класс...

математический кружок

Планирование по математичекому кружку в 6 классе...

математический кружок

Планирование по математичекому кружку в 6 классе...

Математический кружок "Я-исследователь"

Математический кружок "Я-исследователь" для учащихся 5-6 классов...

Математический кружок "Занимательная математика"

Математика - один из главных предметов в школе. Еще английский философ Роджер Бэкон писал: «Тот, кто не знает математики, не может узнать никакой другой науки и даже не может обнаружить своего невежес...