Сценарий мероприятия, посвященного освобождению города Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков «Детство, опалённое войной»
методическая разработка на тему

Денисова Людмила Николаевна

Цель: гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;

           укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

           развитие познавательных интересов;

           воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину.

Задачи:

1.   Формировать положительную мотивацию к изучению истории страны.

2.  Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей Родины, своего края, города.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_meropriyatiya_detstvo_opalennoe_voynoy.docx37.61 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий мероприятия, посвященного освобождению города Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков «Детство, опалённое войной»

Подготовила: Денисова Л.Н.

Ставрополь, 2013

Цель: гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;

           укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;

           развитие познавательных интересов;

           воспитание патриотизма, уважения к людям, защищавшим Родину.

Задачи:

1.   Формировать положительную мотивацию к изучению истории страны.

2.  Воспитывать чувство патриотизма, уважение к истории своей Родины, своего края, города.

Ход мероприятия

СЛ. 1 Каждый год, в эти январские дни наши ставропольчане, вспоминают грозные годы войны. Ровно 70 лет тому назад, город был освобождён от немецко-фашистских захватчиков.

И сегодня мы собрались, чтобы понять как жили   девчонки и мальчишки, которые были такого же возраста как и мы, и приложили все усилия для того чтобы сохранить свой родной город,   свою страну.

Прошла война, прошла беда,

Но боль взывает к людям.

Давайте люди никогда,

Об этом не забудем!

22 июня 1941 года памятно всему нашему народу – это один из самых трагических дней в истории нашей страны.

СЛ. 2 Военное детство Голос Левитана о начале войны

Ночь с 21 на 22 июня была временем окончания выпускных балов в школе и начало летних каникул у школьников. Благодатное время, наполненное беззаботностью, в одночасье изменило всю дальнейшую жизнь детей. До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи внезапно обрушилась тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью.

<…> О войне я узнал 22 июня 1941 г. В тот день я пошел утром искупаться с мальчишками на пруд. Мне тогда было семь лет. К обеду стало жарко, и мы пошли домой. Когда шли по улице, не могли понять, почему все вокруг плачут. СЛ. 3 Когда я пришел домой, то увидел, что мои родители тоже очень расстроились из-за чего-то. Потом они мне объяснили, что началась война. Но я тогда был маленьким и не сразу понял до конца все происходящее вокруг. СЛ. 4 Спустя три дня, папе принесли повестку. Мама долго плакала. Когда я прощался с отцом, он сказал, что я остаюсь старшим мужчиной в семье и теперь я должен беречь маму и помогать ей во всем<…>.

Семенов Виктор Дмитриевич., 1934 г.р. с. Кугульта, Грачевского района

         СЛ. 5 Эвакуация

Эвакуация, позволила спасти жизни миллионов людей. Часть эвакуированных была доставлена и на Ставрополье, которое в июле 1941 г. было глубоким тылом. Этот регион уже в начале войны встретил переселенцев из Украины и Ленинграда.

СЛ. 6 <…> С приходом немцев на Кавказ поступил приказ срочно эвакуировать технику и людей. СЛ. 7 Нас, 11 детей, погрузили в тележку, отец сел за штурвал трактора, и мы выехали из станицы (Новоалександровской). СЛ. 8 Дети плакали, женщины обезумевшими глазами смотрели вокруг, крепко прижимая к себе детей. СЛ. 9 Так ясно помню, как немецкие самолеты пикировали на толпу беженцев. СЛ. 10 Во время налетов мама, Наталья Тихоновна, всех детей укладывала на землю и укрывала зеленым одеялом, как будто это могло нас спасти.СЛ. 11 После налетов всех сажали в тележку, «пересчитывали» по именам и продолжали ехать дальше <…>. Хайдакова Варвара. 1929 г.р.

СЛ. 12 Оккупация Ставрополья

Орджоникидзевский край (так назывался Ставропольский край с марта 1937 г. по январь 1943 г.) с центром в городе Ворошиловске (г. Ставрополь в период с 1935 г. по 1943 г. назывался Ворошиловском) находился в оккупации с 3-5 августа 1942 г. по 21 января 1943 г.

СЛ. 13-14 Невозможно забыть, что за пять месяцев оккупации гитлеровцы убили около 37 тысяч человек, были созданы концентрационные лагеря для военнопленных в Пятигорске, Георгиевск, Ворошиловске, Минеральных Водах.   Нацистские «душегубки» впервые массовое применение получили на территории Ставропольского края.

СЛ. 15  <…> Мне было 11 лет в августе 1942 года. В этот день я стояла на завалинке у своего дома. Смотрю вдоль улицы и вижу: движется огромная колонна машин и чего-то непонятного. СЛ. 16 Много мотоциклов. Мама в это время пошла за водой. Вода тогда находилась в копанях. Прямо во дворе. Потом она вернулась. СЛ. 17 В это время во двор к нам стали загонять огромный танк. За двором поставили еще две автомашины. СЛ. 18 Подогнали их прямо к самой стене, едва не разрушив саму стену. Немецкие солдаты стали хозяйничать во дворе. СЛ. 19 Они стали ломать деревья, кустарники и ими укрывать технику. СЛ. 20 Это делалось для маскировки. СЛ. 21 Мать так и присела с перепугу. СЛ. 22  А что было делать в такой ситуации? <…>.Гулова Мария Ивановна, 1931 г. р., с. Левокумское

СЛ. 23 Жизнь на оккупированной территории

СЛ. 24 <…> Во время войны с пропитанием было тяжело, все отдавали государству, а во время оккупации немцам. СЛ. 25 Хлеба не было, вместо хлеба отваривали кукурузу и ели с борщом.

 У нас была корова, немцы все молоко ежедневное себе забирали, а нам перепадало прокисшее. СЛ. 26  У нас одежда была, но не у всех, если нужно выйти у нас была одна обувь на всех и больших и маленьких. СЛ. 27 Мальчишки донашивали вещи друг за другом, и так же девчонки. СЛ. 28 С водой в селе были проблемы. СЛ. 29  Были колодцы, куда по желобам по крыши дома в случае дождя сбегала вода, и они наполнялись, другой воды не было <…>. Серба (Москович), 1936 г.р.

СЛ. 30-31 Мародерство, злодеяния оккупантов

СЛ. 32-41 <…> Гуси были, мама порубала всех, а когда пришли немцы нашли гусей у нас. Я прихожу домой, а замок поломан, я его забила обратно и пошла за мамой. Мы приходим, а они дома у нас уже сами варили гуся, потом меня заставили в печь бросать бурьян. Когда сварилось, они заставили подавать им кушать. Мне было 11 лет <…>.

Шкодина Татьяна.Ивановна., 1931 г р., с. Родники Ипатовского района

СЛ. 42 Конец оккупации

СЛ. 43 К ночи 20 января 1943 года, после нелёгких наступательных боёв, бойцы 347-й дивизии буквально валились с ног от усталости. Было принято решение освободить город Ставрополь от фашистов ранним утром, чтобы солдаты нашей армии могли хоть немного отдохнуть. Но разведка доложила, что фашисты, перед тем как оставить город, решили его сжечь, уничтожить заводы, больницы, разрушить здания школ. И тогда было принято новое решение, не дожидаться утра, несмотря на усталость солдат идти в атаку на освобождение города.

СЛ. 44 Всю ночь в Ставрополе шли ожесточённые бои. А утром 21 января 1943 года город Ставрополь был окончательно освобождён от немецко-фашистских захватчиков.

СЛ. 45 Когда немцы покидали оккупированную территорию, местное население испытывало бурю эмоций и безграничную радость от того, что остались живы. Многие из них днем победы считали день освобождения Ставрополья от оккупантов.

СЛ. 46 <…> 19 января 1943 г. советские войска освободили нас. День был снежный, но солнечный. За селом строем шла пехота. Я надела валенки, мама испекла пышку. СЛ. 47 Я завернула ее в холщевую тряпку, спрятала под одежду, чтобы не остыла и побежала навстречу солдатам вместе со своими односельчанами. Сколько было радости! Пока я бежала, постоянно думала о своем папе. От него мы не получили ни строчки. Наши солдаты были уставшие и изнеможенные. Плакали и мы, и они. Было много раненых <…>.

Ломоносова Мария Петровна, 1929 г. р. с. Тугулук, Грачевского района

СЛ. 48 <…> Потом все это закончилось. Поздняя ночь была, мы уже все были в своих домах и вдруг первый стук в окно: «Немцы ушли; немцы ушли» – это был ранний час, прохладно было, январь месяц, мы полураздетые выскочили на улицу и давай обстукивать все дворы, дома и такой шум поднялся в городе. Наши войска уже зашли. У нас город был небольшой, и все события происходили на этой площади (площадь Ленина), а так как мы жили рядом, мы сразу примчались. Все кричали «ура», обнимались и плакали и все знали, что было и, что могло быть вообще. Вот такой радостный это день был! <…>. Трутнева Н.И., 1933 г.р., г. Ставрополь

СЛ. 49 Похоронки

СЛ. 50 Мужчин и женщин война тысячами вырвала из мирной жизни, домой вернулись далеко не все. В первые же месяцы войны, ближе к осени 1941-го стали приходить похоронки.  

СЛ. 51 <…> В 1943-м мы получили «похоронку» на отца. Он погиб под Славянском на Украине, там же и похоронен на склоне горы. Нас трое осталось на маминых плечах. Через год пришло маме письмо. В нем сослуживцы отца выражали соболезнования и говорили о том, что ее муж был очень храбрым человеком <…>. Винникова Анна Ивановна, 1934 г.р.

СЛ. 52 <…> Но больше всего из всего того тяжёлого времени я запомнила, как плакала мать, когда сообщили, что отец пропал без вести. Правда совсем не помню, что тогда чувствовала я. Не помню, плакала ли я, наверное, плакала, я помню, как плакала мама, которая сидела напротив меня, но совсем не помню, плакала ли я тогда <…>.

Дешевых Дмитрий Игоревич, 1937 г. р., с. Московское, Изобильненский район

<…> Все были в страшной печали. Особенно, когда по улице шел почтальон: «Только бы не похоронку!» – думали в каждом доме <…>.

Григорьев Юрий Петрович, 1929 г. р., г. Ставрополь.

СЛ. 53 Песня Журавли

СЛ. 54 Воспоминания детей о школе

СЛ. 55 <> Несмотря на войну, мы все ходили в школу. Занятия велись все по расписанию. Вот только всех педагогов-мужчин забрали на войну, поэтому работали там, в основном женщины. Предметы были все, но больше времени отводилось на уроки физкультуры, т.к. большинство мальчиков после окончания школы уходили на фронт. На уроках труда мы в основном занимались тем, что собирали посылки для фронтовиков. Писали перьями на клочках бумаги, оставшейся еще с довоенного времени или на старых газетах. Книг тоже было мало, поэтому все внимательно слушали, что рассказывали учителя. Да и читать-то, если честно не было ни сил, ни времени. В школе мы отдыхали. СЛ. 56 Бывало, что даже засыпали от усталости прямо на уроке. Но учителя не ругали нас, все понимали нашу усталость <…>.

Ломоносов Михаил  Николоевич, 1929 г.р. с. Благодатное, Петровского района

СЛ. 57 Труд детей

СЛ. 58 Тяжела была работа детей тех лет: они рыли окопы, пасли скот, СЛ. 59  ухаживали за ранеными... Дети сельских местностей рано привыкают к труду, и неудивительно, что семи-, восьмилетние мальчишки и девчонки вместе со старшими подростками пахали, сеяли, убирали урожай, а дома выполняли всю работу по хозяйству, потому, что больше это сделать было некому.

Им не забыть о потерянных годах,

А у станка, на военных заводах,

Часто совсем о себе забывали,

Будто и сами были из стали.

СЛ. 60 <…> В войну детей стали призывать на предприятия, как взрослых в армию. Большинству было 14 – 16 лет, хотя встречались и младше: на вспомогательные работы брали уже с 11 лет.

Мануйлова Анна Анатольевна, 1932 г.р., жительница с.Кугульта, Грачевского района

СЛ. 61-66<…> На первый подшипниковый завод я пришла в 1943 году, когда мне было тринадцать лет. В июле 1943 года решила организовать молодёжную бригаду из шести девушек. Взялись мы за дело дружно.   Нам присвоили звание фронтовой бригады. А в августе мы вышли на первое место по району. Барышникова Катя

СЛ. 67-68 Голод

СЛ. 69 <…> Начались проблемы с продовольствием. Наши запасы постепенно подходили к концу, а полки в магазинах были пустыми, все продукты отправляли на фронт и в госпитали. Да и денег для того, чтобы что-нибудь купить не было. Помню, что мама, чтобы хоть как-то нас прокормить выменивала продукты за мебель, картины, вещи. Мы с мамой дома не кушали. Нас кормили на заводе во время наших смен. Поэтому, выменянные продукты были, в основном, для маленькой сестры. Мы очень экономили. Были в основном крупы. Мама готовила похлебку. Иногда, кроме воды и крупы, она добавляла туда немного картошки, но это было очень редко, так как в городе, практически никто не держал огороды.

До войны все покупали, а когда началась война, купить было негде. Первое время мама готовила еду с солью, но когда она закончилась, то ели без соли. Сахара не было. Чтобы хоть как-то подсластить воду, мы добавляли в нее толченый корень солодки. Вместо чая заваривали веточки фруктовых деревьев или разные травы. Однажды мама принесла домой горсть ячменя. Мы его пожарили, растолкли и заварили «кофе». Нам очень хотелось мяса. Я помню, что несколько раз мы даже ловили голубей и ели их. Вкус чем-то напоминал курицу <…>.

Мануйлова Анна  Анатольевна, 1932 г.р.

СЛ. 70-76 Быт

СЛ. 77  <…> Помню, всегда, когда женщины ехали на работу, они пели песни. Но пели со слезами на глазах. Из музыкальных инструментов были гармошка и балалайка. Бывало, что плясали до упаду. Хотелось как-то отвлечься от горя, чтобы не сойти с ума <…>.

Ломоносов Мария Николаевна, 1929 г.р., с. Благодатное, Петровского района

<…> Все игрушки у нас были самодельные. Из тряпья мы мастерили кукол. Играли в казанки – выставляли какой-нибудь фигурой кости от копыт животных и выбивали их палкой. Мальчишки любили «ездить на коне» Ставили между ног палку и бежали, размахивая кнутом. Играли в «Прятки», «Классики», «Красных и белых». Летом ходили на пруд.<…>.

Ломоносова М.П., 1929 г.р., с. Тугулук, Грачевского района

СЛ. 78 ДЕНЬ ПОБЕДЫ

Война…: матери потеряли своих сыновей, жёны не дождались мужей, дети остались без отцов. Разрушенные сёла, города, царствующие голод и холод – всюду горе и слёзы.

СЛ. 79 Тысячи людей прошли сквозь трудности войны, испытали ужасные мучения, но они выстояли и победили. Какие можно найти слова, чтобы описать те чувства, которые испытывали люди, пережившие оккупацию, потерю близких и наступление долгожданной Победы. Наверно, нет таких слов. Потому чтобы понять, нужно такое пережить.

СЛ. 80 <…> День Победы! Это действительно праздник со слезами на глазах! Шёл урок и вдруг кто-то крикнул: «Ура! Победа! Война закончилась!». СЛ. 81 Это чувство радости переполняло нас, что всё закончилось. Восторг был, не передать словами, все стали сразу обнимать друг друга.СЛ. 82 На улице творилось что-то немыслимое: люди плакали, смеялись, поздравляли друг друга, начали стрелять салюты…СЛ. 83 Как говорила мама: «Было и счастье и горе <…>. Потому что счастье – война закончилась, а горе – сколько людей погибло в этой войне <…>. Сколько семей и судеб разрушено» <…>.

Сетнякова Галина Анатольевна, 1936 г. р.

СЛ. 84 <…> Радостную весть об окончании войны я услышала по радио, выбежала на улицу, по ней уж народ бежал к радиотарелке, что на столбе висела, не у всех ведь дома было радио. СЛ. 85 Миллион раз слушать, готовы были люди это известие СЛ. 86 , хлопали в ладоши, от радости дети падали на землю <…>. Прожила я долгую жизнь. Как начала работать в юности своей, так всю жизнь трудилась в колхозе, санитаркой в больнице.

Вырастила пятерых детей, они подарили мне 12 внуков, 23 правнука.

«А вот если бы я не выжила – погибла в те трудные военные годы, – говорит она, – не было бы на этом свете 57 родных душ». Ради этого стоило вынести все <…>. Приходько Мария  Александровна, 1927 г. р.

СЛ. 87 Возвращение с фронта

СЛ. 88 Солдаты возвращались домой. Слава богу, живые! Не всегда здоровые и невредимые, но живые. СЛ. 89 Для родных и близких, да и для них это было главным.

СЛ. 90 <…> Мать была, конечно, незаменима, мать я любил, понимал, но я не знал ещё о том, какое ощущение на меня окажет отец. Когда он в конце августа пришёл домой,  мать и дедушка и вся улица стала кричать: «Отец идёт!». И я побежал сломя голову к нему, пробежал метров двадцать, увидел отца в серой шинели, застеснялся почему-то, тело всё задрожало, добежал до отца, тот взял и поднял меня на руки. Всю жизнь это помню. Я тогда так радовался, но радость старался не показывать, так как в семью моего друга в это же время пришла похоронка.

Самойленко Анна Анатольевна, 1938 г. р.,с. Московское, Изобильненский район


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме: "Освобождение города Новочеркасска от немецко-фашистских захватчиков

Урок по истории в 10-11 классах. Урок предусматривает изучение регионального компанента государственного образовательного стандарта 2004 года....

Трожественная линейка, посвященная освобождению города Сальска от немецко-фашистских захватчиков.

71 год назад освободили г.Сальск и Сальский район от немецкого-фашисткого ига, на Сальской земле выросло уже не одно поколение сальчан, именно поэтому не следует забывать ратный подвиг простых солдат,...

Митинг, посвященный освобождению города Россошь от немецко -фашистских захватчиков.

Разработка сценария проведения митинга, посвященного освобождению города....

Сценарий линейки, посвященной освобождению х. Александровка от немецко-фашистских захватчиков

Сценарий общешкольной линейки, посвященной освобождению хутора Александровка от немецко-фашистских захватчиков....

Митинг, посвященный Дню Освобождения города Брянска от немецко-фашистских захватчиков.

Вашему вниманию предлагается сценарий митинга, посвященного 17 Сентября....

Сценарий митинга на день освобождения города Суража от немецко-фашистских захватчиков

Мероприятие проводится у памятника погибшим воинам Великой Отечественной войны. Данное мероприятие одно из самых важных и действенных в воспитательной работе с детьми: воспитание чувства патриотизма...

80 лет освобождения города Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков

Вечная память и слава: как освобождали Ставрополь от немецких захватчиков? 21 января 2023 года Ставрополь отмечает значимый праздник — 80 лет со дня освобождения краевой столицы от неме...