Классный час «Я и мои друзья»
методическая разработка на тему

Калюжная Нина Алексеевна

Методическая разработка посвящена проблеме формирования комфортного психологического климата в классе. Данная разработка поможет сплотить классный коллектив; развивает умения учащихся общаться со старшими ребятами и со сверстниками, психологические игры помогут классному руководителю в работе по сближению детей. Методическая разработка рассчитана на детей 10-12 лет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_ya_i_moi_druzya.docx31.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

«Звонаревокутская средняя общеобразовательная школа»

Классный час  

«Я и мои друзья»

 

Калюжная Нина Алексеевна

учитель физики

высшая квалификационная категория

 классный руководитель 3А класса

8-38141-354-67

2011

Методическая разработка посвящена проблеме формирования комфортного психологического климата в классе. Данная разработка поможет сплотить классный коллектив; развивает умения учащихся общаться со старшими ребятами и со сверстниками, психологические игры помогут классному руководителю в работе по сближению детей. Рассчитана на детей 10-12 лет.

Содержание.

Введение

Основная часть.

Заключение.

Список использованных источников.

Приложения.

Введение

«Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается;

но тот, кто думает, что другие не могут обойтись без него,

ошибается еще сильнее»

Ф. де Ларошфуко

Согласно психологическим законам развития личности, одной из ведущих потребностей детей является общение. Как правило, снижение учебной мотивации особенно остро проявляется в тех классах, где ребята не могут наладить контакт друг с другом, когда в классе проявляется конкуренция, нетерпимость, деление на враждующие между собой группы.

В связи с этим, важно создать в классе атмосферу сотрудничества, сотворчества, проводить работу по сплочению класса, по формированию у детей навыков общения.

Психологический комфорт в  классе – одно из важнейших условий эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого ребёнка.  Это особенно актуально в  адаптационный период, когда дети из начального звена переходят в среднее звено. А так же в начале учебного года, когда ребятам после каникул надо снова наладить контакт между собой и с педагогами, и, конечно, включиться в учебную деятельность.

Для того чтобы исследование социально-психологического климата было более объективно и отражало реальное положение дел в классе,  используется  метод наблюдения за классом в деятельности, метод тестирования, а так же метод обобщения увиденных особенностей класса при фиксации полученных результатов.

Используются такие способы как:

  • создание условий для организации совместной деятельности детей;
  • развитие коммуникативной культуры, навыков общения и сотрудничества;
  • развитие эмпатийных способностей членов группы, умения и потребности  в познании других людей, толерантное к ним отношение.

Прошёл период адаптации обучающихся, позади пятый класс, впереди следующая ступень. С чем мы к ней подошли и какими мы стали? Научились ли мы общаться? В каком направлении нам идти дальше, какие ставить цели, какие решать задачи?...  На эти и многие другие вопросы можно будет дать ответ после такого общения с детьми.

Использование данной разработки может дать педагогам новые методы,  формы, приёмы для определения социально-психологического климата в классе.

Перед проведением классного часа провожу тестирование обучающихся.

«Определение индекса групповой сплоченности Сишора»

Назначение и инструкция: групповая сплоченность - чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, -

можно определить  с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый.

Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

1. Как бы ты оценил свою принадлежность к классу?

  1. Чувствую себя членом, частью класса (5)
  2. Участвую в большинстве дел класса (4)
  3. Участвую в одних делах класса и не участвую в других (3)
  4. Не чувствую, что являюсь членом класса (2)
  5. Живу и существую отдельно от класса (-1)
  6. Не знаю, затрудняюсь ответить (1)

2. Перешел бы ты в другой класс, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

  1. Да, очень хотел бы перейти (-1)
  2. Скорее перешел бы, чем остался (2)
  3. Не вижу никакой разницы (3)
  4. Скорее всего остался бы в своем классе (4)
  5. Очень хотел бы остаться в своем классе (5)
  6. Не знаю, трудно сказать (1)

3. Каковы взаимоотношения между ребятами вашего класса?

  1. Лучше, чем в большинстве других классов (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов (-1)
  4. Не знаю, трудно сказать (1)

4. Каковы у вас взаимоотношения с классным руководителем?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)
  2. Примерно такие же, как и в большинстве классов школы (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)
  4. Не знаю (1)

5. Каково отношение к делу (учебе и т.п.) в вашем классе?

  1. Лучше, чем в большинстве классов школы (3)
  2. Примерно такое же, как и в большинстве классов школы (2)
  3. Хуже, чем в большинстве классов школы (-1)
  4. Не знаю (1)

Уровни групповой сплоченности рассчитывается как среднее значение баллов всех отвечавших членов коллектива:

  1. 15, 1 баллов и выше - высокая;
  2. 11, 6 - 15 - выше средней;
  3. 7 - 11,5 - средняя;
  4. 4 - 6,9 - ниже средней;
  5. 4 и ниже - низкая.

         После анализа результатов тестирования выработала пути повышения коллективной сплоченности классного коллектива для создания благоприятного психологического климата в нём.

Цели:

  • проанализировать психологический климат в классе, выявить проблемные области;
  • помочь справиться с переживаниями, которые препятствуют нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками;
  • продолжить работу по сплочение классного коллектива;
  • создать положительный эмоциональный фон;
  • развить умение выражать различные эмоциональные состояния.

Задачи:

  • снизить эмоциональное напряжение;
  • уменьшить тревожность, воспитать уверенность в себе;
  • скорректировать поведение с помощью ролевых игр;
  • сформировать адекватную самооценку.

         Здравствуйте,  ребята. Устраивайтесь поудобнее. Мы не виделись всё лето. Поэтому предлагаю поиграть. После каждой игры - упражнения мы будем открывать одну букву на доске. По окончании попробуем составить слово, которое является ключом нашей с вами встречи. (Будут открываться постепенно буквы: У Р Ж А Д - дружба)

  1. Игра «Визитная карточка»

Играющие садятся в круг и, передавая друг другу какой-нибудь маленький предмет, рассказывают о себе по специальной схеме.

Первый играющий называет свое имя («Меня зовут Вася»). Второй тоже представляется и добавляет какую-нибудь информацию о себе, например, сколько ему лет («Меня зовут Наташа, мне 11 лет»). Третий говорит, как его зовут, сколько ему лет и еще что-то о себе, например, чем он любит заниматься в свободное время («Меня зовут Сева, мне 12 лет, я люблю кататься на роликах»).

Четвертый должен рассказать о себе по двум первым пунктам (имя, возраст), как-то прокомментировать третий пункт и добавить еще что-нибудь новое («Я - Андрей, мне 11 лет, я на роликах кататься не умею, зато очень люблю свою собаку») и т. д.

При обсуждении игры можно спросить ребят, что требовалось тем, кто вступил в игру в самом конце, и предложить поговорить о том, как правильно слушать собеседника.

(Хорошо использовать  данное упражнение, если в классе есть вновь прибывшие дети. Но даже если их нет,  эта игра не теряет своей  актуальности. Хорошо знаем ли мы тех, кто находится рядом с нами?)

Я надеюсь, вы хорошо все отдохнули и полны сил, чтобы постигать всё новые вершины знаний.

  1. Игра-тест "Альпинист".

На доске делается рисунок  и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

(Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

Какой вывод, ребята, можно сделать, глядя на полученный результат? (Дети пытаются сделать вывод).

(Эта игра  направлена на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе. В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса).

Я знаю, вы любите спорт. Я, думаю, вы с ним не расставались и летом. Уверена, что вы можете легко и быстро построиться по росту.

  1. Упражнение «Строй»

         А я попрошу вас построиться по цвету волос: от самого светлого до самого темного. Молодцы. А теперь постройтесь по алфавиту, но вы должны это сделать молча. (Варианты: по цвету глаз, по дням рождения.)

После выполнения проводится краткое обсуждение.

Учитель сам определяет, даст ли он детям подробно высказаться или только обозначит ситуацию. Вот некоторые варианты обсуждения.

Ребят расспрашивают, как они выполнили задание, как договорились. Обычно уже на этом этапе в группе выделяются один-два человека, которые начинают всех организовывать, показывать, кто, где должен стоять, проверять успешность выполнения инструкции.

Хорошо спросить участников: кому из них помогали, кто им помогал, помогали ли они сами кому-нибудь? Как они думают, кто был главным, всеми руководил? Можно спросить, был ли в группе лидер? Почему они называют конкретного ребенка лидером? Всегда ли он лидер в классе или только в этом упражнении? Как они думают, кто такой лидер?

(Это упражнение помогает выявить лидера или лидеров).

  1. Упражнение «Пирамида»

Нужен инвентарь: один или два резиновых коврика размером 40 х 60см.

В зависимости от количества людей и возможностей группы кладут на пол один или два коврика, совмещая по длинной стороне.

Группа должна простоять на этой площади 1 минуту, не имея никаких внешних точек опоры. Можно предложить проделать упражнение на двух ковриках, а потом на одном.

После выполнения можно обсудить с участниками, как они договаривались, что помогло им достичь результата или почему не получилось. Опыт показывает, что это упражнение вызывает положительные эмоции независимо от результата. В случае неудачи можно поддержать группу: «Ничего, потренируетесь, в следующий раз получится».

(Это упражнение показывает на сколько дружный класс, иногда дети специально толкают других, чтобы те не устояли нужное время, не смогли зацепится, чтобы удержаться со всеми).

Впереди у вас новый учебный год. Будет много хорошего, но будут и неприятности, пусть они у вас будут маленькие. Как вы с ними справитесь всё зависит от вас и от рядом находящихся. Перед вами болото. Вы должны пересечь его, но можете передвигаться только по кочкам. Если кто-то ступит в болото, упражнение начинается сначала.

  1. Упражнение «Кочки»

Для выполнения этого упражнения требуется инвентарь: несколько резиновых ковриков 40 х 60 см (количество зависит от уровня группы; минимум три, но больше семи может сильно затянуть время выполнения) и платки (или веревки). Коврики не должны скользить. В случае необходимости их можно заменить картонными папками от бумаги для черчения: разложенную картонку форматом А3 скотчем прикрепляют к полу. Коврики (это «кочки») разбрасывают по полу так, чтоб расстояние между двумя соседними было меньше широкого шага самого маленького члена группы.

Группа становится в ряд. Участникам последовательно связывают платками ноги(платки лучше, чем веревки, так как не врезаются в ноги при выполнении упражнения) — правую ногу первого ребенка с левой ногой второго и т.д. Получается цепочка. Дети должны перейти цепочкой через комнату по «кочкам»

Если класс большой, то для выполнения этого упражнения детей надо разделить на две группы (до 20 человек). Если группы работают параллельно, то между ними может возникнуть соревнование. В этом случае важно подчеркнуть, что главное не быстро, а правильно выполнить условия и действовать вместе.

В этом задании некоторым детям иногда приходится преодолеть свое стеснение, нерешительность, а порой и страх, чтобы выполнить требуемое условие. По правилам, упражнение должны выполнить все, и ребенок может оказаться в сложной ситуации выбора между своими чувствами и ответственностью перед группой. Здесь особенно важна поддержка учителя и других детей. Легче, когда знаешь, что кто-то болеет за тебя. Очень важно отметить, что ребенок выполнил условие, преодолел себя, похвалить за достижение, вместе порадоваться успеху. Хорошо также отметить поддержку других детей, то как они помогали, сопереживали.

Может возникнуть ситуация, когда кто-то из детей отказывается выполнить задание. Если сопротивление велико, не стоит настаивать, лучше оказать ребенку мягкую поддержку.

Можно столкнуться с ситуацией, когда группа пытается отвергнуть кого-либо из участников: «Из-за него не получается». Ведущий напоминает условие — должны выполнить все. Он же оценивает, что лучше в данной ситуации: снизить требования, «не заметить» или простить нарушение и поддержать группу, создав ситуацию успеха, или не засчитать выполнение.

(Это упражнение помогает выявить сразу целый букет критериев психологического климата класса: соперничество, взаимовыручка, толерантность…)

 

Литература.

1. Аникеева Н.П. Учителю о психологическом климате в коллективе. - М.: Просвещение, 1989

2. Афанасьева Т.А. Социально-психологический климат организации/ http://psi.lib.ru/soveti/sbor/spkliorg.htm

3. Е.П. Картушина, Т.В. Романенко «Психологический комфорт в школе. Как его достичь» Акции, тренинги, семинары. Волгоград Издательство «Учитель», 2009

4. Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.

5. Маккена П., Мейстер Д. Первые среди равных: Как руководить профессионалами - М.: "Издательство АСТ", "Ермак", 2004

6. Микляева А.В., Румянцева П.В. "Трудный класс": диагностическая и коррекционная работа. - СПб.: Речь, 2006.

7. Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М.: "5 за знания", 2006.

8. Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н. Социально-психологический климат коллектива и личность.- М.: Мысль, 1998.