Агитационный плакат времен Великой Отечественной войны.
материал на тему

Елена Владимировна Воробьева

Внеклассное мероприятие по истории с презентацией. Материалы, дополняющие знания учащихся по истории Великой отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon agitatsionnyy_plakat_vremen_velikoy_otechestvennoy_voyny.zip1.95 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1 города Суздаля»

Владимирской области.

               

Внеклассное занятие по истории:

Агитационный плакат времен Великой Отечественной войны.

                                                                     Учитель истории:

                                                         Воробьева Елена Владимировна

                                      г. Суздаль. 2012.

Агитационный плакат времен Великой Отечественной войны.

Одним из важнейшим видов изобразительного искусств в годы войны стал плакат.

Художники-плакатисты оперативно откликнулись на события первых дней войны.

В течение недели массовыми тиражами было выпущено пять плакатных листов, а в издательствах готовились к печати еще свыше пятидесяти(сл. 2) Уже 24 июня был напечатан в газете «Правда» плакат с  следующим сюжетом. Штык вонзался прямо в голову Фюрера, что вполне отвечало конечной цели разворачивавшихся событий. Духу времени соответствовали и удачное сочетание в сюжете плаката героического и сатирического образов. Позже первый плакат Великой Отечественной войны не раз воспроизводился в печати, издавался в Англии, Америке, Китае, Иране, Мексике и других странах.

В числе (сл.3) плакатных листов Июня 1941-го — работа

А. Кокорекина «Смерть Фашистской Гадине!». Найдено удачная эмблематическая характеристика фашизма. Враг показан в виде мерзкого гада, в форме свастики которого пронзает штыком

Воин Красной Армии. Эта работа выполнена своеобразным художественным приемом без фона с использованием только черного и красного цветов. Фигура воина представляет красный плоскостной силуэт. Такой прием, безусловно, в какой-то мере был продиктован необходимостью. Время военное, сроки сжатые. Для быстрого воспроизведения в печати палитра красок должна была

быть ограниченной.

Спустя неделю после начала войны появился один из самых известных плакатов военных лет - Родина Мать зовет.(сл. 4)

Он был издан миллионными тиражами на всех языках народов СССР. Художник талантливо представил исполненный романтики

обобщенный образ Отчизны. Основная сила воздействия этого плаката заключена в психологическом содержании самого образа — в выражении взволнованного лица простой русской женщины, в её призывающем жесте.

(сл.5) В самом начало войны  художнику Н. Денисовскому пришла мысль обратиться в Телеграфное агентство Советского Союза с предложением выпускать злободневные "Окна ТАСС". Он позвонил знакомым художникам, нашел горячую поддержку одного из самых авторитетных мастеров - П. Соколова-Скаля. Вместе они обошли мастерские товарищей, всюду их начинание получало одобрение. Руководство ТАСС также поддержало инициативу художников. К ним присоединились литераторы-публицисты. И на московских улицах вскоре появились "Окна ТАСС".

"Окна ТАСС", вошедшие в историю Великой Отечественной войны как один из грозных видов идеологического оружия. Эти плакаты делались, как правило, с большим мастерством и обладали необычайным воздействием на зрителя, рождая в нем пламя советского патриотизма, разжигая священный гнев и испепеляющую ненависть к жестокому и смертельному врагу, вероломно напавшему на нашу Родину. Их хорошо знали на фронте и в тылу, в подполье на оккупированной территории и в партизанских отрядах, во многих странах мира, в том числе и в самой Германии.

Только за первые месяцы войны плакаты "Окон ТАСС" так досадили фашистской верхушке, гитлеровскому окружению, что главный нацистский идеолог - министр пропаганды Геббельс приговорил к смертной казни всех, кто принимал участие в выпуске "Окон ТАСС".  (сл.6) Приезжавшие с фронтов, из партизанских отрядов и соединений нарочные красноармейцы и партизаны за плакатами рассказывали о показаниях на допросах плененных немецких офицеров, которые имели директиву высших органов фашистской власти: "Как только будет взята Москва, все, кто работал в "Окнах ТАСС", будут висеть на фонарных столбах".

Можно представить себе, какой ужас овладел фашистами, когда в деревне М. они обнаружили на улице трех своих убитых солдат с приколотыми к их трупам плакатами: "Собаке - собачья смерть". Однажды, увидев утром расклеенное по деревне "Окно ТАСС", немцы так перепугались, что объявили боевую тревогу. Бывали случаи, когда фашисты из автоматов расстреливали плакаты.

Распространяемые в глубоком тылу немцев плакаты - это весточка великой родины, напоминание о том, что друзья близко. Население, лишенное советского радио, советской печати, сплошь и рядом узнает правду о войне из этих неизвестно откуда появившихся плакатов..."

Каждая важная весть с фронта, каждый приказ главнокомандующего находили отклик в очередном "Окне". Плакаты исполнялись обычно в течение дня и с помощью трафаретов тиражировались в тысяче экземпляров, расходясь по улицам Москвы и других городов. (сл. 7)

(сл.8) Об особой значимости "Окон ТАСС" в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами, их мобилизующей роли на фронте и в тылу показала первая публичная выставка, открытая 22 марта 1942 г. в залах Исторического музея на Красной площади. К этому времени было выпущено 364 названия плакатов "Окон ТАСС". Посетителями выставки были москвичи, иностранные дипломаты, солдаты и партизаны, находившиеся в столице на лечении и в командировках. Они оставляли в книге отзывов свои впечатления от увиденного на этой выставке и свой восторг, воздавая глубокое уважение и благодарность таланту художников и снайперской меткости сюжетов. Вот некоторые характерные записи: "Выставка является в данный момент таким же грозным оружием для врага, как и наши боевые автоматы", - писали бойцы.

В дни работы выставки газеты и журналы, кроме отзывов, печатали репродукции отдельных "Окон ТАСС", пользовавшихся известностью не только у нас в стране, но далеко и за ее пределами. В это время прошли выставки плакатов "Окон ТАСС" в Тегеране, Стокгольме, Йоханнесбурге, Лондоне, Вашингтоне, Пекине, Стамбуле... Издания 20 стран мира воспроизводили на своих страницах плакаты "Окон ТАСС".

Первые экземпляры плакатов публично были выставлены в Москве 27 июня 1941 г. на Кузнецком Мосту, 11, где разместилась мастерская по их изготовлению. Это была инициатива деятелей искусства столицы, которые своим специфическим оружием в первые же дни вероломного нападения фашистов стали защищать страну от смертельного врага. Инициаторами, душой нового дела по выпуску трафаретным ручным способом были художники Соколов-Скаля и Денисовский. Самое живое и активное участие принимали в выпуске "Окон ТАСС" художники Черемных, Герасимов, Кукрыниксы (Куприянов, Крылов, Соколов), Савицкий, Шухмин, Костин, Ладягин, Пржецлавский, Бубнов, Дейнека, Иогансон, Решетников, Ефимов... - всего 125 художников-профессионалов высокого класса. Над текстами работали 83 писателя и поэта, в их числе Антокольский, Асеев, Лебедев-Кумач, Жаров, Михалков, Симонов, Эренбург и другие.

"Окна ТАСС" печатались в несколько красок с помощью трафаретов и были продолжателями традиций русских народных картинок и сатирических "Окон РОСТА" 20-х гг. прошлого века: лаконичный, меткий рисунок, звонкий контрастный цвет, хлесткий, остроумный текст, легко запоминающаяся рифма. (сл. 9)

(сл. 10) За 1418 военных дней и ночей было выпущено работниками редакции-мастерской "Окна ТАСС" 1289 названий плакатов тиражом 842 550 экземпляров, вырезано 246 375 трафаретов, изготовлено 3 320 000 оттисков текстов,1 500 100 литографических плакатов... Они стали своеобразной живописной наглядной газетой, отражавшей жизнь советского народа во всем многообразии в Великой Отечественной войне