Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой.
классный час на тему

Воронкова Светлана Борисовна

Воспитательский час: Можно ли научиться управлять собой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mozhno_li_nauchitsya_upravlyat_soboy.docx30.52 КБ

Предварительный просмотр:

Можно ли научиться управлять собой?

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях.

          2. Составление практических советов, правил, которые помогут не конфликтовать по мелочам и уметь слышать и понимать другого человека.

Задачи:

 1.    Раскрыть понятия тревожность и стресс.

 2.    Обратить внимание учащихся на «здоровые» способы преодоления тревожности.

 3.    Познакомить учащихся с упражнениями на расслабление.

 4.    Обучить навыкам саморегуляции.

  1. На доске выражение: «Учитесь властвовать собой».

Детям предлагается объяснить, как это выражение связано с темой занятия.

1.1.Очень многие люди умели и умеют управлять собой своим поведением, своими поступками. Однако параллельно существуют люди, которым это не удаётся или удаётся не всегда. Какими последствиями для одной и другой группы людей оборачиваются эти умения:

Человек может управлять                                     Человек не может управлять

      своим поведением                                                   своим поведением    

                 

Последствия со знаком +                                         Последствия со знаком -    

Примеры литературных                                          Примеры литературных

        произведений                                                              произведений

Дети выполняют работу в группах в течении 15 минут. Каждая группа защищает свою точку зрения.

1.2.Детям предлагается ответить на вопрос: «Какие внутренние рычажки помогают управлять поведением человека?

На доске написаны следующие понятия:

Самоубеждение, самовнушение.

Расшифровка понятий от детей спрятана. Им предлагается самостоятельно дать определение данным понятиям. Дети работают на листочках. Затем дети сравнивают то, что у них получилось на листочках, с определениями на доске.

     

Самоубеждение – спор                                           Самовнушение – это

с самим собой, анализ возможных                         способность принимать

средств достижения поставленной                         решение без сопротивления

цели, способность вести себя не так,                     без анализа.

как хочется, а как нужно.

Мысль воспринимается в результате                       Любая мысль

борьбы противоположностей.                                 принимается на веру.              

Правила использования метода                          Правила использования        

самоубеждения:                                                       самовнушения:

1.Любое задуманное дело                                        1.Я хочу этого  достичь,

согласовывать с целью жизни,                                став другим.  

2.В ситуации морального выбора                  2.Этого можно достичь, став тщательно выбирать                                                  другим.

линию поведения.                

3.Выбираю линию поведения,                                 3.Я буду таким.

прислушиваться к мнению

взрослых и значимых людей:

друзей, родителей, педагогов.

4.Тщательно анализировать                                     4.Я уже меняюсь.      

своё мнение и мнение других                                   Во мне появляется то, чего я

людей.                                                                          хотел достичь.

5.Критически относиться к                                      5.Я такой, каким хотел стать.

собственному выбору линии

поведения: будет ли это

полезно мне и другим, каковы

могут быть последствия

принятого решения для меня

и других.

Можно ли предупредить стресс  и предотвратить его опасные последствия?

   Ученые установили, что веселые люди живут дольше.

А ещё какие существуют приёмы снятия стресса? .

Учитель вносит записи в две колонки. (Сон, музыка, глубокое дыхание, физкультура, вкусная еда, прогулки, теплая ванна, общение с друзьями – здоровые способы; переедание, ругань, курение, вино,– в нездоровые…)

 – Итак, у нас получилось 2 колонки.

 – Все ли перечисленные способы преодоления тревожности здоровые?

 – Как вы понимаете смысл выражения нездоровые способы?

 Итак, в одну из колонок мы определили здоровые способы преодоления напряженного состояния (воспитатель подписывает колонку, а другую колонку предлагает назвать нездоровыми способами).

 – Какие способы более эффективны здоровые или нездоровые? Почему?

Вывод – Необходимо использовать только здоровые способы, так как вторые возможно и снимают тревожность, но ценой в здоровье. Употребление ПАВ (психоактивных веществ – веществ, влияющих на головной мозг и вызывающих привыкание) создает иллюзию по снятию тревожности. Через небольшое количество времени человек понимает, что все осталось по-прежнему. (Психолог также объясняет, что переедание вредно для здоровья, а ругань и брань может разрушить отношения и человека изнутри)

3.Что делать в ситуации напряжения.

 – Итак, если мы оказались в ситуации тревожности. Что делать? Стоять дрожать и потом выйти на экзамен и заикаться, повторяя, извините, я волнуюсь? Может быть просто начать плакать? Нет. Это конечно не выход. Эмоции должны иметь выход. Поэтому есть некоторые рекомендации, как необходимо вести себя в таких ситуациях (см. приложение  

А) Успокойтесь.

 «Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда вас покидать.

 Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Попытайтесь восстановить дыхание. Подумайте о вашем дыхании. Так как вы сейчас взволнованы, мозг дал установку внутренним органам работать в активном режиме. Поэтому попробуйте восстановить дыхание. Начните дышать глубоко и медленно, думая о том, как восстанавливается работа всех органов.

 Медленно сделай глубокий вдох.

 Задержи дыхание и сосчитай до четырех.

 Медленно выдохни.

 Повтори процедуру медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох 4-5 раз.

В) Мышечное расслабление.

 Приседайте, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.

 Сожмите кулаки, затем стряхните, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

4. Обучение навыкам саморегуляции [6]

Упражнение 1 «Продумай заранее».

 Сядьте спокойно в комфортной позе. Если хотите, закройте глаза.

 Вообразите себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.

 Постарайтесь почувствовать себя настолько спокойно, насколько можете.

 Подумайте, что скажете и что сделаете.

 Придумывайте возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуете себя абсолютно спокойно.

 Время от времени выполняй упражнение перед тем, как окажетесь в ситуации, вызывающей тревожность. Сделай своей привычкой продумывание сложных ситуаций заранее.

Что вы чувствовали, когда выполняли упражнение? Получилось ли у вас найти варианты поведения и успокоиться?

 Преодолеть тревожность также помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться, надо тренировать.

Упражнение 2 «Расслабление под музыку» (звучит спокойная, релаксационная мелодия)

 Сядьте спокойно в комфортной позе.

 Закройте глаза.

 Медленно расслабьте мышцы.

 Представьте, что находитесь там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.

 Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Рефлексия.

 Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 10 минут.

Упражнение 3 «Домик».

 Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

 Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.

 Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

Упражнение 4 «Кнопка».

 Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

 Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.

 Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».

 В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.

 Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

Приложение

ПАМЯТКА

Учись владеть собой!

  • Любое дело согласовывай с жизнью.
  • Тщательно выбирай линию поведения.
  • Прислушивайся к мнению взрослых.
  • Анализируй своё мнение и мнение других людей.
  • Критически относись к собственному выбору линии поведения

Если ты оказался в ситуации тревожного состояния

А) Успокойся

«Все будет хорошо» – это четкая установка не должна никогда Тебя покидать.

Не бывает безвыходных ситуаций.

Б) Постарайся восстановить дыхание

Подумай о своем дыхании. Начни дышать глубоко и медленно.

Проделай следующее упражнение:

  • Медленно сделай глубокий вдох. Задержи дыхание и  сосчитай до четырех. Медленно выдохни.

Повтори процедуру 4-5 раз.

В) Постарайся расслабиться

  • Приседай, если мышечное напряжение чувствуется в коленях.
  • Сожми кулаки, затем стряхни, сбросив при этом все напряжение, которое сковывает.

Обучайся навыкам саморегуляции

Упражнение №1. «Успокойся».

  • Сядь спокойно в комфортной позе. Если хочешь, закрой глаза.
  • Вообрази себя в трудной ситуации. Например: Ответ у доски в присутствии директора школы.
  • Постарайся почувствовать себя настолько спокойно, насколько можешь.
  • Подумай, что скажешь и что сделаешь.
  • Придумывай возможные варианты поведения до тех пор, пока не почувствуешь себя абсолютно спокойно.

Преодолеть тревожность помогают упражнения на расслабление. Умение расслабляться,  надо тренировать

Упражнение №2. «Расслабление под музыку».

  • Сядь спокойно в комфортной позе.
  • Закрой глаза. Медленно расслабьте мышцы.
  • Представь, что находишься там, где очень хорошо и не надо ни о чем беспокоиться. Например, на пляже, где солнце греет тебя своими лучами.
  • Ни о чем не тревожься, просто слушай музыку.

Выполняй упражнение как можно чаще, но не реже, чем один раз в неделю. Продолжай упражнение не менее 5-7 минут.

  Упражнение №3. «Домик».

Цель – обретение силы и мощи духа, развитие силы воли.

 Сядьте удобно. Пальцы рук сплетите в кистевой замок и поднимите над головой – это крыша домика.

 Закройте глаза, руки держите над головой. Вдох – задержка дыхания, выдох – задержка дыхания. Выполнять упражнение 1-2 минуты, несколько раз в день.

  Упражнение №4. «Кнопка».                      

 Это упражнение незаметно для окружающих (его можно делать непосредственно на экзамене и т.д.) Можно применять в тот, момент, когда вам необходимо мгновенно расслабиться. Помните, что всевозможные зажимы являются барьерами для спокойной работы мозга.

 Мысленно перенеситесь в то место, где вам хорошо и спокойно. Подключите все органы чувств.

 Для того чтобы мгновенно расслабиться, снять напряжение и чувствовать себя уверенно, мысленно произнесите: «Каждый раз, когда я слегка нажму на ноготь указательного пальца, я сразу перейду к приятному, расслабленному состоянию тела и сознания».

 В этот момент слегка нажмите на ноготь большого пальца указательным пальцем, представьте и почувствуйте себя еще более расслабленным… почувствуйте как вам хорошо и спокойно.

 Вызвав это эталонное состояние хотя бы один раз, вы уже сможете в дальнейшем так натренироваться, что оно будет возникать автоматически.

Это интересно! Отвечая на вопросы, записывайте количество баллов, соответствующее нашему ответу.

Тест.

  1. Трудно ли Вам обратиться к кому-либо с просьбой о помощи?

Да – 3, очень часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Думаете ли Вы о своих проблемах даже в свободное время?

Очень часто – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Видя, что у человека что-то не получается, испытываете ли вы желание сделать  это вместо него?

Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Подолгу ли Вы переживаете из-за неприятностей?

Да – 5, часто – 4, иногда – 2, редко – 0.

  1. Сколько времени Вы уделяете себе вечером?
  1. часа – 0, 2 часа –0, 1 час – 0, 0,5 часа –2, минуты – 4.
  1. Перебиваете ли Вы, недослушав, объясняющего вам что-либо.

Да – 4, часто – 3, в зависимости от обстоятельств – 2, редко – 1.

  1. О вас говорят, что Вы вечно спешите.

Да – 5, часто – 4, спешу – 1,никогда -  0.

  1. Трудно ли вам отказаться от вкусной еды.

Да – 3, часто – 2, иногда – 0, редко – 0.

  1. Приходиться ли Вам делать несколько дел одновременно?

Да – 5, часто – 4, иногда – 3, редко – 1.

  1.  Случается ли, что во время разговора Ваши мысли витают где-то далеко?

Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.

  1.  Не кажется ли Вам порой, что люди говорят о случайных и ненужных вещах?

Очень – 5, часто – 4, случается – 3, иногда – 0.

  1.  Нервничаете ли Вы, стоя в очереди?

Очень часто – 4, часто – 3, иногда – 2, редко – 1.

  1.  Любите ли вы давать советы?

Да – 4, часто – 3. иногда – 1, редко – 0.

  1.  Долго ли колеблетесь, прежде чем принять решение?

Всегда – 3. часто – 2, редко – 3, никогда – 0.

  1.  Как Вы говорите?

Торопливо – 3, быстро – 2, спокойно –0, медленно – 0.

 А теперь подсчитаем баллы.

   От 45 до 63 б. – нервный срыв для вас реальная угроза. Проверьте кровяное давление. Не пора ли изменить образ жизни?

   От 20-44 б. – нужно относиться к жизни спокойнее и уметь внутренне расслабляться.

   До 19 б. – вам удается сохранять спокойствие и уравновешенность.

   0 б – если вы отвечали честно и откровенно, то единственная опасность, которая вам угрожает, это чрезмерное спокойствие.

Учитель: Мы попытались выяснить, угрожает ли вашему здоровью нервный срыв. Кому нужно относиться к жизненным ситуациям спокойнее и уметь в нужный момент расслабиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторская программа коррекционно-развивающих занятий для подростков коррекционных классов VIII вида. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы подростков с ОВЗ «Познаю себя и учусь управлять собой»

Эмоционально-личностная сфера – сложный феномен психической жизни человека. С каждым годом увеличивается число детей с всевозможными нарушениями в развитии эмоционально-личнос...

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"

Тренинговое занятие "Можно ли научиться управлять собой"...

классный час Можно ли научиться управлять собой?

Цель: 1. Создавать условия для формирования нравственных основ взаимоотношения между людьми, умение владеть собой в различных стрессовых ситуациях....

Классный час-тренинг "Можно ли научиться управлять собой?"

Цель: профилактика депрессивных состояний в подростковой среде.Задачи:1. Актуализировать стратегии поведения в стрессовых ситуациях.2. Сформировать навыки саморегуляции.3. Сформировать навыки конструк...

Я справлюсь. Как управлять собой

Статья Марины Битяновой, к.психол.н.Школьный возраст самый чуствительный для развития воли, т. е. формы внутреннего контроля. Автор статьи рассказывает о структуре внутреннего мира человека, проявлени...

Коррекционно-развивающая программа для учащихся 6-ых классов «Познаю себя и учусь управлять собой»

Значительная часть отрочества ребенка проходит в школьных стенах. Поэтому школа призвана не только передать необходимые знания по предметам, но и способствовать правильной социализации, подготовить де...