Воспитательский час: Слагаемые творчества. Об упорстве…..
классный час на тему

Воронкова Светлана Борисовна

Воспитательский час: Слагаемые творчества. Об упорстве…..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slagaemye_tvorchestva._ob_uporstve.docx58.91 КБ

Предварительный просмотр:

 Слагаемые творчества. Об упорстве…..

Упорство есть мозг государственного человека,

меч воина, секрет изобретателя,

магическое слово ученого.

Д. Леббок

Структура занятия:

I. Мотивационный блок.

Вопросы учащимся:

  1. Какие из возможностей, представленных в игре, требуют человеческого упорства?

II. Информационный блок.

Упорный человек проявляет упорство достаточно рано. Он не любит, когда за него кто-то что-то делает. Ему присущи слова: Я - сам! У меня

получится! Он проявляет упорство в работе, в учебе, в своих увлечениях, в спорах, в творчестве. Упорный человек может достичь очень много потому, что не боится бороться со своими слабостями, он их не скрывает от других; наоборот, зная хорошо свои слабости, он ежедневно учится их преодолевать, как бы трудно ему не было.

Только упорный человек может достичь успехов в творчестве. Ведь творческая деятельность порой безжалостна, она требует полной отдачи, до фанатизма; творчество не может быть сиюминутным, оно поглощает человека без остатка и до полного в нем растворения.

Сейчас мы отправимся в картинную галерею примеров упорства и творческого самоутверждения.

На доске - портреты людей, фамилии и имена которых закрыты от учащихся. Вы должны узнать человека, о котором пойдет речь.

Если учащиеся назвать человека не могут сразу, учитель начинает рассказывать об этом человеке. Учащиеся могут высказать мнение, о ком идет речь и в ходе рассказа.

«Готовя вторжение в Советский Союз, фашисты составили список людей, которые могли бы принести пользу рейху после победы над Страной Советов. Он был внесен в этот список одним из первых, несмотря на то, что к этому времени был практически неподвижен.

Имея страшный медицинский диагноз - костный туберкулез, он писал потрясающие книги о красоте и мощи человеческого сознания и созидания.

Его книги были и есть сокровищница мировой литературы. Многие мальчики и девочки, читающие сегодня его книги, даже не подозревают, какой силой духа и упорства обладал этот человек».

  1. Александр Романович Беляев

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/96/Alex_Belayev.jpg

  1. Алекса́ндр Рома́нович Беля́ев — русский писатель-фантаст, один из основоположников советской научно-фантастической литературы.
  2. Родился16 марта 1884 г., Смоленск, Россия
  3. Умер6 января 1942 г., Пушкин, Россия
  4. Супруг (а)Маргарита Магнушевская (в браке до 1942 г.)
  5. ФильмыЧеловек-амфибияЗавещание профессора Доуэля
  6. ДетиСветлана БеляеваЛюдмила Беляева

Книги

Голова профессора Доуэля

1925 г.

Человек-амфибия

1928 г.

Ариэль

Изобретения профессора Вагнера...

1988 г.

Речь идет о писателе-фантасте А. Беляеве.

«6 июня 1968 года в далекой Антарктиде полярники на минуту молчания прервали свои дела и заботы. В этот день в английском городке Девонпорт торжественно отмечали столетие со дня рождения человека, победившего Южный полюс и смерть.

Он родился в семье потомственного моряка, и путь его был предначертан заранее. Он с раннего детства считал себя очень ленивым человеком. Он всю свою жизнь страшно боялся лени.

В предсмертном письме жене он писал о своем маленьком сыне: « Больше всего он должен остерегаться лености, и ты должна охранять его от нее. Сделай из него человека деятельного».

В ноябре 1912 года Эдвард Аткинсон, врач экспедиционного судна «Тера Нова» со своими товарищами нашел занесенную снегом палатку, в которой лежали три трупа. Он умер последним из троих. Он отбросил отвороты своего спального мешка, словно намереваясь встать идти дальше. Его рука лежала на теле зоолога и медика - самого стойкого из его друзей - он словно будил его от ледяного сна и звал в пургу, в новый, последний переход. Под его плечом лежала сумка с несколькими письмами и записными книжками. В последней книжке запись обрывалась на дате 29 марта 1912 года. На месте их гибели поставили крест из австралийского красного дерева трех метров в высоту, на котором над именами погибших легла строка английского поэта Теннисона «бороться и искать, найти и не сдаваться».

Роберт Фолкон Скотт

Роберт Фолкон Скотт (1868-1912) — английский исследователь Антарктиды, моряк, капитан I ранга, национальный герой Великобритании. В 1901-1904 годах руководитель экспедиции, открывшей полуостров Эдуарда VII. В 1911-1912 годах руководитель экспедиции, достигшей 18.01.1912 Южного полюса (на 33 дня позже норвежского полярного путешественника и исследователя Руаля Амундсена). Погиб на обратном пути.

Начало жизненного пути Р. Скотта

Роберт Скотт родился 6 июня 1868 года, в Сток Дамереле, предместье Девонпорта, графство Девон, Англия. Он вырос в многодетной семье (шесть человек) среднего достатка.

В 1880 году будущий полярник был зачислен на военный флот. С юных лет Роберт Скотт отличался слабым здоровьем, вспыльчивостью и леностью; усиленно занимался спортом, развивая силу и выносливость, воспитывал в себе волю, выдержку и аккуратность. По окончании колледжа в Фэреме (графство Гэмпшир) служил на разных кораблях, а в 1886 году был направлен в Вест-Индию, где познакомился с К. Маркемом, президентом Королевского географического общества.

Экспедиция 1901-1904 годов

По рекомендации К. Маркема Роберт Скотт возглавил крупную антарктическую экспедицию. В 1902 году он исследовал весь западный гористый берег Земли Виктории, проплыл вдоль всего Ледяного барьера Росса до его западного края и открыл «Землю Эдуарда VII» (оказавшуюся полуостровом).

В конце 1902 года Скотт продолжил открытие шельфового ледника Росса: по его восточной окраине, страдая от голода и цинги, проделал почти 1200 километра в оба конца. На этом пути он проследил Трансантарктические горы на протяжении 600 км и выявил в них шесть глетчеров.

В конце 1903 года Р.Ф. Скотт открыл первый антарктический оазис (свободную от льда и снега долину) и прошел по высокогорному плато Земли Виктории около 500 километров. По возвращении на родину получил звание капитана флота, награжден одним из высших орденов Великобритании и шестью золотыми медалями Географических обществ ряда стран.

«Бороться и искать, найти и не сдаваться»

С 1905 по 1909 годы Роберт Скотт разъезжал по стране с докладами, командовал четырьмя линкорами, испытывал моторные сани и собирал средства на новую экспедицию (1910-1913). Она закончилась трагически: ценой неимоверных страданий и усилий Скотт и четверо его спутников достигли Южного полюса 17 января 1912 года, на 33 дня позже Р. Амундсена. Из-за нервного потрясения, крайнего утомления и нехватки продуктов, от холода и кислородного голодания все скончались: сначала двое (один за другим), а в 264 км от главной базы — остальные. Скотт умер последним; предсмертная просьба позаботиться о его родных и близких погибших товарищей была выполнена. Вдова Скотта получила льготы, положенные кавалеру Ордена Бани.

Последние три лаконичные записи Роберта Скотта:

«Среда, 21 марта. Вчера весь вечер пролежали из-за свирепой пурги. Последняя надежда: Уилсон и Боуэрс сегодня пойдут в склад за топливом».

Четверг, 22 марта. Метель не унимается. Уилсон и Боуэрс не могли идти. Завтра остается последняя возможность. Топлива нет, пищи осталось на раз или два. Должно быть, конец близок. Решили дождаться естественного конца. Пойдем с вещами или без них и умрем в дороге».

«Четверг, 29 марта. С 21-го числа свирепствовал непрерывный шторм. Каждый день мы были готовы идти (до склада всего 11 миль), но нет возможности выйти из палатки, так несет и крутит снег. Не думаю, чтобы мы теперь могли еще на что-то надеяться. Выдержим до конца. Мы, понятно, все слабеем, и конец не может быть далек. Жаль, но не думаю, чтобы я был в состоянии еще писать».

Ниже подпись. Почерк, кажется, совсем не изменился: «Р. Скотт»… 100 великих путешественников/ Автор-составитель И.А. Муромов. - М.: Вече, 2000, с. 612 - 613.

Человеческие качества Роберта Скотта

По отзывам современников, Р.Скотт был небольшого роста (165,5 см), мускулистым, сильным и мужественным, умным, энергичным и целеустремленным. Его отличали самообладание, работоспособность и прекрасная память, железная воля, высоко развитое чувство долга и отзывчивость. Бескорыстный, скромный и искренний, Скотт не терпел высокомерия, пустословия и обмана. Его публичные выступления имели неизменный успех: о серьезных проблемах он рассказывал доходчиво, с юмором. Себя он считал неисправимым романтиком и оптимистом.

Научные результаты и посмертная слава

Роберт Скотт выявил гигантский шельфовый ледник и хребет большой протяженности. Честь открытия высокоприподнятого плато, занимающего огромное пространство от гор до полюса он делит с английским исследователем Антарктики Эрнестом Генри Шеклтоном и уже упомянутым выше Руалем Амундсеном. Метеорологические наблюдения, полученные тремя этими путешественниками, позволили сделать во многом верный вывод о наличии у Южного полюса в летний период антарктического антициклона.Скотту поставлено одиннадцать памятников в ряде стран планеты; его имя носят горы, два ледника, остров и две полярные станции. Впрочем, наиболее величественный монумент Скотт воздвиг себе сам: письма, написанные им перед смертью, имеют общечеловеческий смысл и не подвластны времени. Он нашел предельно точные и простые слова, идущие от сердца к сердцу и волнующие каждого, кто читал эти шедевры эпистолярного наследия Скотта, повествующие о мужестве и стойкости его спутников.

Роберт Скотт скончался 29 марта 1912 года (или 30 марта), в шельфовом леднике Росса, в Антарктиде. (В. И. Агидович)

Речь идет о Роберте Скотте - английском исследователе Южного полюса.

« Он был учеником Репина, болезнь пришла к нему, когда он его творчество только набирало силы. Несколько операций за границей не дают желаемого результата, он становится неподвижен. Однако, рисование не прекращается даже в больничной палате. Чем сильнее становились его боли, тем ярче и красочнее становились его картины. В это же самое время он пишет одному из своих знакомых: «До страсти хочется работать... и только не говорите о моей болезни никому, - а напротив, что я здоров, а главное - весел; впрочем, это правда, несмотря на ужасные боли, я сам удивляюсь своей жизнеспособности и даже жизнерадостности. Уж очень я люблю, видно, жить!»

Портрет Ф. Шаляпина он писал, будучи подвешенным в инвалидной коляске на блок, вделанный в потолок, так как холст был огромен и он не мог дотянуться до верха.

Один из его друзей писал: «От этой силы упорства, воли, горения, которые мы видели у него, делалось как-то стыдно за собственную апатию».

Борис Михайлович Кустодиев

(1878 — 1927)

Это, пожалуй, единственный случай в мире, когда обреченный на неподвижность и медленную смерть человек создавал самые что ни на есть праздничные, самые красочные и радостные творения. С тридцати трёх лет художник Борис Михайлович Кустодиев начал ощущать признаки тяжелой болезни, оказавшейся потом опухолью спинного мозга. Через пять лет, в 1916 году, несмотря на мучительные операции, у него парализовало ноги. А он, иногда в кресле-каталке, иногда лёжа, превозмогая страшные боли, рисовал на холстах пышущих здоровьем, ярко одетых купчих, развесёлые масленицы, шумные трактиры... Даже зная, что смерть совсем близко, не изменил Борис Михайлович своим излюбленным праздничным темам, не сделал палитру темнее и глуше; именно тогда он задумал большую серию произведений, близких к народному лубку и новых для него по технике. Сюжеты взял из современных народных частушек, которые тщательно записывал. Он успел сделать Только две композиции: «Под милашкину гармонь» и «Земляничку я обирала». Как не вяжутся названия этих линогравюр со словом «смерть», которая прервала работу художника!

С самого начала своего творческого пути Кустодиев заявил о себе не только как бытописатель, но не менее интересно как портретист. Ещё будучи студентом, в 1901 году он пишет портрет И. Я. Билибина. Красота живописи, смелый мазок, благородство образа привлекли общее внимание. На выставке в Мюнхене молодой художник получил за этот портрет золотую медаль.

Всем своим творчеством Кустодиев утверждает, что русский народ — это не унылая, страдающая масса, что века бедности, лишений и тяжкого социального гнёта не смогли убить в русском народе мечты о счастливой жизни.

Речь идет о Борисе Кустодиеве, великом русском художнике.

Вопрос учащимся:

  1. Какие чувства вызывают у вас рассказы об этих людях?
  2. Какие качества характера присущи упорным людям?

III. Блок самоанализа и самооценки.

Попробуйте определить, насколько вы упорны в достижении поставленной цели. Если вы это знаете и без опроса, это исследование лишний раз подтвердит ваши возможности.

Если вы сомневаетесь в своем упорстве, попробуйте выяснить, с чем это связано.

Если вы твердо знаете, что вы - человек, которому проявить упорство достаточно трудно, проверьте себя и попробуйте определить, чего вам недостает, и что нужно в себе развивать.

Возьмите лист бумаги и, отвечая на вопросы, записывайте результаты. Затем по шкале оценки отчетов проставьте набранные баллы, суммируйте их и по итогу узнайте к какой из четырех групп, перечисленных в конце теста, вы можете себя отнести.

1.        Часто ли вы задумываетесь над тем, какое влияние оказывают ваши
поступки на окружающих?

а)        очень редко;

б)        редко;

в)        достаточно часто;

г)        очень часто.

2.        Случается ли вам говорить что-то такое, во что вы сами не верите,
из-за упрямства, наперекор другим либо из «престижных» соображений?

<<Да», «нет».

3.        Какие из нижеперечисленных качеств вы более всего цените в людях?

а)        настойчивость;

б)        широту мышления;

в)        эффектность, умение «показать себя».

4.        Имеете ли вы склонность к педантизму?

«Да», «нет».

5.        Быстро ли забываете о неприятностях, которые случаются с вами?

«Да», «нет».

6.        Любите ли анализировать свои поступки?

«Да», «нет».

7.        Находясь в кругу лиц, хорошо вам известных:

а)        стараетесь сохранить тон, принятый в этом кругу;

б)        остаетесь быть самим собой.

8.        Приступая к трудному заданию, стараетесь ли не думать об ожи
дающих вас трудностях?

«Да», «нет».

9.        Какое из перечисленных ниже определений, по вашему мнению, более
всего подходит к вам ?

а)        мечтатель;

б)        рубаха-парень;

в)        усерден в труде;

г)        пунктуален, аккуратен;

д)        «философ» в широком смысле этого слова;

е)        суетный человек.

10.        При обсуждении того или иного вопроса:

а) высказываете свою точку зрения, хотя, быть может, она отличается от мнения большинства;

б) считаете, что в данной ситуации лучше промолчать, хотя и имеете иную точку зрения;

в) поддерживаете большинство, оставаясь при своем мнении;

г)        не утруждаете себя раздумьями и принимаете точку зрения, которая преобладает.

11.        Какое чувство возникает у вас при неожиданном вызове в кабинет
к директору, завучу?

а)        раздражение;

б)        тревогу;

в)        озабоченность;

г)        равнодушие.

12.        Если в пылу полемики ваш оппонент «сорвется» и допустит лич
ный выпад против вас, как вы поступите?

а)        ответите ему в том же тоне;

б)        проигнорируете этот факт;

в)        демонстративно оскорбитесь;

г)        предложите сделать перерыв.

13.        Если ваша работа забракована, это вызовет у вас:

а)        досаду;

б)        стыд;

в)        гнев.

14.        Если вы попадаете впросак, кого будите винить в первую очередь:

а)        себя самого;

б)        «фатальное невезение»;

в)        прочие «объективные обстоятельства».

15.        Не кажется ли вам, что окружающие вас люди - будь то педагоги,
одноклассники или друзья - недооценивают ваши способности и знания ?

«Да», «нет».

16.        Если ваши друзья или одноклассники начинают над вами подшучи
вать, то вы:

а)        обилсаетесь на них;

б)        стараетесь ретироваться;

в)        не раздражаясь, начинаете подыгрывать им;

г)        отвечаете смехом и , как говорится, «ноль внимания»;

д) делаете безразличный вид и даже улыбаетесь, но в душе негодуете.

17.        Если вы спешите и вдруг на обычном месте не находите портфель
(зонтик, перчатки и т. д.)

а)        пытаетесь продолжать поиск молча;

б) продолжаете искать, обвиняя своих домашних в беспорядке;

в)        уходите без нужной вам вещи.

IS. Что скорее всего выведет вас из равновесия?

а)        длинная очередь к врачу в поликлинике;

б) толчея в общественном транспорте;

в)        необходимость приходить в определенное место несколько раз
по одному и тому же вопросу.

19. Закончив спор, продолжаете ли вы вести его мысленно, приводя все новые аргументы в защиту своей точку зрения? «Да», «нет».

20. Если для выполнения срочной работы вам представится возможность выбора себе помощника, кого из возможных кандидатов выберете?

а)         человека исполнительного, но безынициативного;

б) человека знающего, но упрямца и спорщика;

в) человека одаренного, но с ленцой.

Шкала оценки ответов.

  1. а-0;    6-1; в-2

3.        а-1;

  1. да-2;
  2. да -0; нет-2
  3. да-2;   нет-0

7.        а-2;

8.        да-0;

  1. а-0;
  2. а-2;
    И. а-0;

  1. а-0;
  2. а-2;
  3. а-2;
  1.  да-0;   нет-1

6-1; в-0 нет-О

6-0

нет-2

6-1; в-3; г-2; д-2; е-0

6-0; в-0; г-0

6-1; в-2; г-0

6-2; в-1; г-3

6-1; в-0

6-0; в-0

  1. да-0; нет-2
  2. а-0;   6-1; в-2; г-0; д-0
  3. а-2;   6-0; в-1
  4. а-1;   6-0; в-2
  5. да-0; нет-2
  6. а-0;   6-1; в-2
  7. Меньше 15 баллов. Вы - человек слабохарактерный, неуравновешенный и, пожалуй, беззаботный. Лености в вас хоть отбавляй. В случающихся с вами неприятностях вы готовы винить кого угодно, только не себя. Кроме того, в дружбе и работе на вас трудно положиться. Задумайтесь над этим.
  8. От 15 до 25 баллов.
  9. У вас достаточно твердый и упорный характер. Вы реалистически смотрите на жизнь, но не все ваши поступки равноценны. Бывают у вас срывы и заблуждения. Иногда можете не довести начатое дело до конца. Вы добросовестны и вполне терпимы в коллективе. И все же вам есть над чем подумать, чтобы избавиться от некоторых недостатков (можно не сомневаться, что вам это под силу!).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа "Слагаемые профессионального имиджа педагога".

Курс: «Образование и общество» Актуальные проблемы психолого-педагогической науки.Тема: Слагаемые профессионального имиджа педагога.ВведениеВ силу сложившихся в стране социально-экологических и полити...

Семинар-практикум "Слагаемые педагогического мастерства учителя ФК"

Ежегодно проводится 6-часовой семинар-практикум, где учителя становятся учениками....

Слагаемые педагогического мастерства

обобщение опыта работы учителя технологии...

Виды чтения на уроках английского языка. Слагаемые успеха

Чтение – это рецептивный вид речевой деятельности, связанный с извлечением информации через зрительный канал. В основе этого вида речевой деятельности лежат умения, связанные с извлечением посту...

Воспитательский час: Слагаемые творчества. О работоспособности...

Воспитательский час: Слагаемые творчества. О работоспособности......

Слагаемые творчества М. А. Волошина

Среди гениев своего времени Волошин был, пожалуй, самой противоречивой фигурой. Он с увлечением постигал классические и восточные философские и религиозные системы и в тоже время с живейшим интересом ...